СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум для родителей 'Конфликт. Кто первый начал?'

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлен цикл тренингов для родителей по изучению и разрешению конфликтов

Просмотр содержимого документа
«Практикум для родителей 'Конфликт. Кто первый начал?'»


Практикум для родителей.


Конфликт. Кто первый начал?


Пояснительная записка.


Особенное значение в педагогической практике, успешного воспитательного процесса, имеет установление контактов педагогов с коллегами, учащимися, родителями. Их взаимоотношения, тесное сотрудничество обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей учащихся. Можно предотвратить многие конфликты, если без амбиций, внимательно со стороны взглянуть на ту или ситуацию, критически отнестись к собственным поступкам и решениям, учитывать особенности возрастных кризисов детей в соответствии с ситуациями. Данная программа призвана помочь родителям в понимании и воспитании детей

Основной целью практикума является: формирование у родителей приемов педагогической техники в воспитании детей.

Данная цель реализуется через осуществление следующих задач:

  1. повышение теоретических и практических знаний по психологии общения родителей;

  2. развитие у них коммуникативных умений и навыков;

  3. формирование умения бесконфликтного выхода из сложных ситуаций;


Программа включает в себя как теоретические, так и практические занятия. Хочется отметить, что данный вопрос является очень актуальным и родители проявляют большой интерес к этой теме.


Предполагаемые результаты:


  • применение в работе полученных психологических знаний;

  • улучшение взаимоотношений между родителями и детьми. Занятия проводятся в течение учебного года (5 занятий), 1 раз в месяц

по 1 часу



Тематическое планирование практикума


Название темы

Теория

Практика

Тема 1. Понятие и причины конфликтов

1

1

Тема 2. Подросток – какой он?

1

1

Тема 3. Психологический анализ конфликтов.

1

1

Тема 4. Стили поведения в конфликтной ситуации.

1

1

Тема 5. Обобщение.

-

1

Итого:

4

5































Тема 1.

Понятие и причины конфликтов


Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, точек зрения.

Частые конфликты нарушают доверие и спокойствие в семье. Он часто проявляется как стремление взрослого твердить свою позицию, а ребенок выражает протест против наказания, мнения и т.д. В конфликтной ситуации люди осознанно или неосознанно выбирают какой-то определенный стиль поведения, стиль зависит от того, насколько человеку важно удовлетворить собственные интересы.

Виды конфликтов:

  • ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения ребенком учебных заданий, успеваемости.

  • ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения ребенком правил поведения.

  • ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений ребенка с учителем, взрослыми людьми.

Причины конфликтов.

При всем разнообразии конфликтов можно выделить их основные причины:

  1. отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми, вызванное прежде всего , незнанием возрастных психологических особенностей детей.

  2. Консерватизм в выборе воспитательных средств,

  3. Оценивание личности ребенка, а не его отдельных поступков.

  4. Неблагополучие в семье ребенка (алкоголизм родителей, неполные семьи и т.д.).

  5. Родитель не всегда проводит анализ ситуации, а торопиться наказать ребенка.












Тест «Насколько вы конфликтны»


Инструкция. Вам предлагается ответить на 7 вопросов. Каждый вопрос имеет 3 варианта ответов. Выберете тот, который вам подходит.

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор на повышенных тонах. Вы:

  1. избегаете вмешиваться

  2. можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав

  3. всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения

2. На собрании (совещании) критикуете ли вы руководство за допущенные ошибки?

  1. нет

  2. да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему

  3. всегда критикуете за ошибки не только начальство, но и тех, кто его защищает

3.Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

  1. только если они не обидчивы и эти споры не портят ваших отношений

  2. да, но только по принципиальным, важным вопросам

  3. вы спорите по любому поводу

  1. Дома на обед подали несоленое блюдо. Ваши действия:

  1. не заметили такой пустяк

  2. молча взяли солонку

  3. не удержались от замечаний, и, может быть, демонстративно откажетесь от еды

  1. На улице, в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция:

  1. с возмущением посмотрите на обидчика

  2. сухо сделаете замечание

  3. выскажетесь, не стесняясь в выражениях

  1. Кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась. Вы:

  1. промолчите

  2. ограничитесь кратким комментарием

  3. устроите скандал из-за пустой траты денег

  1. Не повезло в лотерее. Как вы воспринимаете это:

  1. Постараетесь быть равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда в ней больше не участвовать

  2. Не сокроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещаете взять реванш

  3. Билет без выигрыша надолго испортит настроение




Интерпретация результатов.

От 20 до 28 баллов – вы тактичны, не любите конфликтов, избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразиться на вашем положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих.

От 10 до 18 баллов – о вас говорят, что вы – конфликтная личность, но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это отразиться на вашем положении, при этом не входите за рамки корректности. За все это вас уважают.

8 и менее баллов – вы ищете повод для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только тогда, когда выгодно вам. Вы стремитесь навязывать свое мнение, даже если не уверены, что правы.





























Тема 2. Подросток – какой он?

Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (14 – 15 лет). В этот самый краткий по астрономическому времени период подросток проходит в своем развитии очень большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения достигает порога юности. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная. Поэтому часто в отрочестве подросток обретает не чувство взрослого, а чувство возрастной неполноценности. (Мухина В.С., 1997). Отрочество – период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Подросток проходит через дружбу, общение в группе. Идентифицируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Именно в отрочестве ребенок нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Однако рефлексируя на себя и других, подростки открывают в отрочестве глубины своего несовершенства и уходят в состояние психологического кризиса.

Выделив психические новообразования возраста, можно сделать прогноз сопутствующих их становлению трудностей:

  • развитие самосознания, формирование самооценки;

  • интенсивное формирование характера – акцентуации характера;

  • чувство взрослости – реакция эмансипации;

  • интимно-личностное общение (ведущая деятельность) – реакция группировки;

  • потребность в самоутверждении;

  • потребность в активности и социально значимой деятельности – реакция компенсации, гиперкомпенсации;

  • критическое мышление – негативизм и реакция отказа;

  • любознательность и жажда проверки себя – побеги, бродяжничество, асоциальное поведение;

  • повышенная эмоциональность – аффективное поведение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность.

Именно поэтому в подростковом возрасте ребенок так нуждается в поддержке и понимании социально-значимых для него людей.


Тест «Умеете ли вы общаться?»

Инструкция: Этот тест поможет вам определить насколько хорошо вы умеете слушать собеседника. Дайте оценку в баллах:

всегда – 4 балла

часто - 3 балла

иногда – 2 балла

никогда- 1 балл


  1. Даете ли вы собеседнику возможность высказаться?

  2. Обращаете ли внимание на подтекст высказывания?

  3. Стараетесь запомнить услышанное?

  4. Обращаете ли внимание на главное в сообщении?

  5. Слушая, стараетесь ли хранить в памяти основные факты?

  6. Обращаете ли вы внимание собеседника на выводы из его сообщений?

  7. Подавляете ли вы свое желание уклониться от неприятных вопросов?

  8. Воздерживаетесь ли вы от раздражения, когда слышите противоположную точку зрения?

  9. Стараетесь ли удержать внимание на словах собеседника?

Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов.

32 и более – отлично, 7-31 – хорошо, 22 – 30 – посредственно, менее 22 баллов – вам надо потренироваться слушать собеседника.

Чтобы научиться слушать собеседника, необходимо:

  • не спешить с ответами и заключениями;

  • разграничивать факты и мнения;

  • быть беспристрастным оценке того, что услышали от собеседника;

  • действительно слушать, а не делать вид, будто слушаешь;

  • внимательно слушая и даже не высказывая своего мнения, быть активным участником беседы, обсуждения, спора.


Определи эмоциональное состояние человека:

  1. Ребенок сидит, придерживая свесившуюся голову, глаза полузакрыты, машинально что-то рисует на бумаге, перебит ручку и бумагу (скука).

  2. Ребенок сидит, скрестив руки на груди (недоверие и закрытость).

  3. Ребенок переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; грызет или сосет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садиться, топчется, перебирает ногами (неуверенность).


Тема 3.


Психологический анализ конфликтов.

Ситуация 1.

Вечером дома родитель уже не первый раз просит ребенка сделать музыку потише. Ребенок полностью игнорирует замечание. Такое поведение ребенка свидетельствует о разрыве взаимоотношений с родителем.




Ситуация 2.

Родитель дома проверяет выполненное домашнее задание и работу ребенка в школе. Тетради по биологии не оказалось. Также выяснилось, что ребенок эту тетрадь выбросил. Не выясняя подробностей, родитель наказывает. Можно говорить о конфликте, произошедшем в школе, между учителем и учеником. Так как ребенок не нашел поддержки у родителя, то в следующий раз не расскажет…….



Ситуации разбираются в зависимости от запроса родителей.


Вопросы и задания для анализа ситуации:

  1. Что предшествовало возникновению ситуации?

  2. Основные причины конфликта и его содержание?

  3. Смысл конфликта для каждого из участников?



Тест «Три Я» Э.Берн













Тема 4.


Стили взаимодействия в конфликтных ситуациях.


В конфликтной ситуации люди сознательно или подсознательно обычно выбирают какой-то определенный стиль поведения. В конкретной ситуации стиль поведения определяется тем, насколько важно для вас удовлетворить собственные интересы (действуя активно или пассивно) и интересы другой стороны.

Существует 5 основных стилей разрешения конфликта:

  1. Стиль конкуренции используется родителем с сильной волей, достаточным авторитетом.

Его можно использовать, если:

  • Исход дела очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы.

  • Обладаете большой властью, авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее.

  • Чувствуете, что у вас нет выбора и вам нечего терять.

  • Должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.

Однако следует понимать, что это стиль ничего, кроме отчуждения не принесет.

  1. Стиль сотрудничества можно использовать когда нужно не только отстоять свою позицию, но и постараться учесть интересы другой стороны. Открыто заявляются нужды, заботы дух сторон. Желательно использовать этот стиль, когда решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет устраняться о решения, вы оба способны изложить суть интересов, проблемы и выслушать друг друга.

Этот стиль можно использовать, если:

  • Основной целью является приобретения совместного опыта работы.

  • Длительные, прочные и взаимозависимые отношения сторон.

  • Необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений.

  1. Стиль компромисса нужен для частичного удовлетворения желаний и интересов каждой из конфликтующих сторон.

Стиль конкуренции эффективен, если:

  • Вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это не выполнимо.

  • Хотите придти к решению быстро.

  • Устраивает временное решение.

Компромисс позволит вам сохранить хорошие взаимоотношения.

4.Стиль уклонения используется, когда человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы или просто уходит от решения проблемы.


Этот стиль используется, когда:

  • Затрагиваемая проблема не столь важна для вас.

  • Когда не хотите тратить время и силы.

  • Когда чувствуете, что находитесь в безнадежном положении.

  • Когда чувствуете себя неправым.

  • Человек обладает большей властью.

  • Вам нужна отсрочка, чтобы подумать и успокоиться.

  • Стиль приспособления. Человек, использующий этот стиль, действует совместно с партнером по общению, не пытаясь отстаивать свои интересы.

Его можно использовать, если:

  • Исход важен для другого.

  • Другой обладает большей властью.

  • Кода необходимо смягчить ситуацию.

  • Когда хотите позже вернуться к данному вопросу.

  • С кем-то важно сохранить отношения.


Тест «Стили разрешения конфликтов» К.Томас






















Тема 5.


Обязательные правила установления личностного контакта с детьми.


Людей всегда волнует их личность – отношение к ней, понимаете и т. п. Учащийся, особенно подросток, хочет, что - бы его воспринимали именно как личность. Этим объясняется его стремление к самореализации. Поэтому в процессе общения с учащийся весьма важно устанавливать личностный контакт.

Вспомним, что все люди делятся на 3 категории по ведущему каналу восприятия (кинестетик, визуал, аудиал).

Одному ребенку будет приятно ваше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе). К другому нужно обратиться с какими-нибудь словами, а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт. Также необходимо проявлять постоянный интерес к своему ребенку. В общении всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка. Предъявление требований должно быть доведено до конца, нельзя останавливаться на полпути: в этом случае у ребенка создается впечатление, что взрослый сам несерьезно относится к своему требованию. Также требования должны предъявляться в этичной форме. Никогда нельзя забывать и о целесообразности и разумности требования.

Обсуждение насущных проблем с родителями.



















Литература:



  1. Г.И.Колесникова. Основы психологического консультирования. Ростов-на-Дону:»Феникс», 2004.


  1. Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта. Психодиагностические методы изучения личности. М: «Флинта», 2003.


  1. И.Г.Малкина-Пых. Возрастные кризисы. М: Эксмо,2004.


  1. Р.В.Овчарова. Технологии практического психолога образования. М: Сфера, 2001.


  1. Е.И.Рогов. Настольгная книга практического психолога. М: владос, 2002.


  1. В.Е. Дружинин. Психическое здоровье детей.М: Сфера, 2002.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!