МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ им. АБЫЛАЙ ХАНА
Факультет: Педагогический факультет иностранных языков
Кафедра: Практики речи и коммуникации
Специальность: 5В011900 - Иностранный язык: два иностранных языка
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
По дисциплине Учебная практика второго курса: Методика и технология ее проведения
АЛМАТЫ 2014
Пояснительная записка
Настоящий практикум по дисциплине Учебная практика второго курса: Методика и технология ее проведения специальности Иностранный язык: два иностранных языка в системе сквозной непрерывной педагогической практики проектируются на основе нормативно – управляющих документов в сфере иноязычного образования Республики Казахстан; Когнитивно – лингвокультрологической методологии и теории иноязычного образования (Кунанбаева С. С., Алматы 2005).
Цель практикума состоит в том чтобы сформировать устойчивую мотивацию к овладении профессией высококвалифицированного учителя двух иностранных языков средних учебных заведений способного и готового самостоятельно ставить и решать задачи в сфере свой профессиональной деятельности, адекватно реагируя на условия динамично развивающегося полиязычного и поликультурного мира.
Задачи практикума:
Сформировать теоретико – практическую базу для овладения студентами профессинально – ориентирующей компетенцией, которая позволяет будущему учителю решать практические задачи в сфере своей профессиональной деятельности.
Развивать межкультурно – коммуникативную способность бакалавра, ядро которой составляет межкультурно – коммуникативная компетенция.
Развить основы педагогического мастерства, включающие совокупность профессионально – значимых умений, умений использовать образовательно – воспитательный потенциал иностранного языка для организации внеклассной работы по языку, анализа урока иностранного языка, умения самообучения и саморефлексии.
Сформировать уважительное отношение к педагогической профессии, понимание миссии иностранного языка в современном мире, стремление к постоянному самообразованию и самосовершенствованию.
Системообразующим фактором выступает компетентностная модель учителя двух иностранных языков. В рамках практикума формируется профессионально –ориентирующая компетенция студента второго курса. Сформированность компетенции обеспечивает будущему учителю иностранных языков способность и готовность осуществлять свою педагогическую деятельность, направленную на получения конечного результата иноязычной обученности – сформированность личности субъекта межкультурной коммуникации.
Содержание практикума
Работа со студентами состоит из следующих пунктов индивидуального плана:
Сбор сведений о школе, классе, где студент проходит практику
Составление сценария внеклассного мероприятия
Анализ урока
Анализ УМК , применяемый в классе
Анализ собственного опыта, полученного на практике
Каждый из указанных пунктов содержит следующие требования:
Сведенья о школе, классе
номер школы
номер класса
расписание звонков уроков
список класса
Ф.И.О. директора
ФИО завуча
ФИО классного руководителя
ФИО учителя по иностранному языку
Составление сценария внеклассного мероприятия по образцу
Примерный образец.(www.festival.ru)
Дата
Школа
Класс
Количество участников
Организаторы
Тема
Цели и задачи
Оформление
Приветствие
Подпункты внеклассного мероприятия : соревнования, викторины, конкурсы.
Подведение итогов
Церемония награждения
Анализ урока по образцу
English teaching observation form
Developing communicative skills
Date _____________Time____________School_____________Class_________________
Teacher________________________№ of pupils__________________________
# | Criteria | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Notes |
Planning | Clarity of aims | | | | | | |
Trasition between activities | | | | | | |
Link to other lesson | | | | | | |
Achievement of aims | | | | | | |
Pace / Timing (balance of activities) | | | | | | |
Lesson content | Appropriacy of reading materials | | | | | | |
Variety of activities and technologies | | | | | | |
Choice of techniques: individual work, pair work, group work. | | | | | | |
Preparatory stage to –communication on the theme | | | | | | |
Lesson content | Situations modeling communication | | | | | | |
Free communication | | | | | | |
Communicative values of activities and techniques | | | | | | |
Classroom management | Involvement of learners | | | | | | |
Encouragement of learners | | | | | | |
Maintaining students’ interest | | | | | | |
Appropriacy of error correction | | | | | | |
Ratio between STT and TTT | | | | | | |
Monitoring | | | | | | |
Disciplining | | | | | | |
Clarity of instructions | | | | | | |
Teacher | Command of English | | | | | | |
Rapport (Class atmosphere) | | | | | | |
Position movement | | | | | | |
Use of L1 | | | | | | |
Overall grade _____________Observer ___________________________________________
Анализ УМК , применяемый в классе
Анализ УМК применяемое в классе на уроках иностранного языка по следующим пунктам:
А) Название УМК, авторы, издательство, год издания
Б) Структуры и компоненты курса ( Есть ли учебник, методическое руководство, рабочая тетрадь, книга для чтения)
В) На какой возраст рассчитан данный учебник и на какой уровень владения языка?
В) Количество разделов (юнитов) и их содержание: достаточно ли ситуаций обеспечивающих эффективную основу для межкультурного общения в устной и письменной его формах?
Г) Какие сферы общения представлены в УМК?
Д) Развивает ли УМК межкультурно - коммуникативную компетенцию? Если да, то благодаря чему?
Е) Имеет ли учебник красочные иллюстрации, дополнительные диски с упражнениями на компьютере, видеофильмы?
Ж) какими видами упражнений обеспечивается самостоятельная отработка учащимися лексико – грамматического материала в рабочей тетради?
З) Подходит ли данный УМК для применения в данном классе? Будете ли вы применять данный УМК в будущей педагогической деятельности? Почему?
5) Анализ собственного опыта, полученного на практике составляется по примерной схеме с учетом проблемных вопросов:
Чем объясняется ваш выбор профессии учителя ИЯ? ( Назовите 3 основных довода).
В чем, на ваш взгляд, состоит важность и значимость владения ИЯ сегодня и как вы лично можете его использовать в своей жизни? (подкрепите конкретными примерами, ситуациями)
Каким вам представляется учитель ИЯ будущего? Его профессиональные и личностные качества, то есть его компетентность?
Что означает по-вашему, соизучение языка и культуры в современном иноязычном обществе? (Докажите важность культурной составляющей в овладении иностранным языком сегодня)
Какие возможности в успешном овладении иноязыком и инокультурой открываются при правильной организации внеклассной работы по ИЯ? (Аргументируйте ваше мнение)
Схема анализа собственного опыта по педагогической практике по следующим пунктам
А) Something from this practice I might use in my own work
B) This practice has clarified for me……
C) This practice has made me question…..
D) One thing I have learned from this course…….
Список рекомендуемой литературы
Госстандарт, 2009 г.
Кунанбаева С. С. « Теория и практика современного иноязычного образования», Алматы, 2010 г.
Образовательная программа по специальности 5В011900 - Иностранный язык: два иностранных языка ( Составители Кунанбаева С.С, Иванова А. М. ) КазУМО и МЯ, 2012 г.
Гез Н. И. и др. Методика обучения ИЯ в СШ . ( Гл. 18). –М.: В. Ш. , 1982.
Журнал « Иностранные языки в школе».
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в
обучении детей. М., 1999.
Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учениядошкольников и младших школьников. М., 1993.
Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя.М., 1994.
Учебная педагогическая практика студентов / Сост. И.Ф.Нестерова, Л.Г. Григорьев. Тверь, 1999. С. 12-14.
Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 1999.
Богоявленская А.Е. Урок: посещение и анализ: Учебно-методические материалы. Тверь, 1993.
Богоявленская А.Е. . Организация и проведение урока развивающеготипа обучения: Учебно-методические материалы. Тверь, 1993.
Грищенко П. А. Сборник материалов по организации и проведению внеклассной работы по иностранным языкам в школе для непрерывной педагогической практики студентов педагогического факультета, Алматы, 2009
Сборник материалов по организации и проведению внеклассной работы по ИЯ в школе для непрерывной педагогической практике студентов педагогического факультета. ( Составители : Губар Л. М., Мизимбаева А. С., Айтпаева И. под редакцией Кузнецовой Т. Д.), Алматы, 2009 г.
Маслыко Е. А. Бабинская П. К. « Настольная книга преподавателя ИЯ – Минск.: В. Ш. -1996 г.
Саломатов К. И. Практикум по методике преподавания ИЯ. – М.: Просвещение, 1985.