Выступление на педагогическом совете
Практикум
ФГОС второго поколения ООП НОО
Подготовила и провела
учитель английского языка
Кузнецова Л.Ю
Слайд 1. Что такое ФГОС?
Слайд 2. Наша жизнь требует обновления образования.
Слайд 3. Это вызвано проблемами в российском образовании
Слайд 4. Поэтому возникла необходимость введения ФГОС второго поколения, главная цель которых улучшить качество образования. ФГОС – это совокупность требований к СТРУКТУРЕ, РЕЗУЛЬТАТАМ, УСЛОВИЯМ реализации основной образовательной программы начального общего образования
Слайд 5. Отличие стандарта второго поколения от предыдущего, в чем состоит его инновационная составляющая : это не содержательный , а стандарт результатов, деятельностный, развивающий.
Слайд 6. документы составляют ФГОС? (конкретизируют, дополняют, регламентируют, создают правовую основу ФГОС):
1. Фундаментальное ядро - что знать к окончанию школы
2. Модель оценки - как оценивать результат
3. Федеральный перечень учебников - какими книгами пользоваться
4. Примерные рабочие программы по предметам - что должно быть изучено
5. Программа развития УУД - чему должны научиться на всех предметах
6. Требования к кадрам, финансам, оборудованию и и т.д.
7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания - какие ценности вырастит в себе ребенок
Слайд 7. Миссия школы – воспитание гражданина России:
высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества
Для этого необходимо достичь 3 вида результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Слайд 8. Как получить новый образовательный результат?
Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ
ФГОС: «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»
Вопросы на засыпку:
Какой требовался результат?
В чем принципиально изменились требования к результату?
Слайд 9. Каким образом можно получить новый результат?
Надо организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников:
способность к самоорганизации в решении учебных задач.
прогресс в личностном развитии
умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
(КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)
Современный образовательные технологии
Слайд 10. В основе построения Cтандарта лежит системно-деятельностный подход. (учитывает ведущую деятельность (при поступлении в школу) - учебная, при сохранении значимости игровой и возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Слай 11. Результаты начального общего образования (3 вида)
Слайд 12. .Личностные
ценностно-смысловые установки личностной позиции,
соц. компетентности,
основы российской гражданской идентичности,
саморазвитие,
мотивация у обучению и познании.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Слайд 13. Метапредметные
Слайд 14. Предметные
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Слайд 15. Требования к предметным результатам
Для всех учебных предметов включают:
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей; пользоваться словарями и справочной литературой для школьников;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета данной ступени образования;
умение ориентироваться в базовых понятиях, необходимых для получения начального образования и продолжения образования на следующей ступени;
умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию;
умение работать с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Слайд 16. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики предмета иностранный язык Иностранный язык:
приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
В основе стандарта лежит Системно-деятельностный подход. Он предполагает достижение цели, т.е. результатов (личностных, метапредметных и предметных). Важную роль играет Метапредметные результаты - усвоение универсальных учебных действий (Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие - формирование универсальных способов действий
Слайд 17. Понятие и сущность УУД
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 18. Почему учебные действия называются универсальными?
- носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
- Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Слайд 19-20. Виды универсальных учебных действий
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 21. Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Вид | Составляющие | Способы и формы формирования, типовые задачи |
Личностные | Личностное, жизненное самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация | - участие в проектах; - подведение итогов урока; - творческие задания; - зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; - мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; - самооценка события, происшествия; - выразительное чтение; - дневники достижений и др. |
Слайд 22, 23
Вид | Составляющие | Способы и формы формирования, типовые задачи |
Регулятивные | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция | - участие в проектах; - диспут; - заучивание материала наизусть в классе; - задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию (преднамеренные ошибки», «ищу ошибки») - поиск информации в предложенных источниках; - взаимоконтроль и взаимооценка; - задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата; - задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами, планированию решения задачи и прогнозированию результата, - задания, содержащие элементы исследовательской деятельности. |
Слайд 24.
Познавательные
общеучебные
логические
постановка и решение проблем
Коммуникативные
сотрудничество постановка вопросов
разрешение конфликтов
управление поведением партнера
речевые умения (выражение мысли, монолог, диалог)
Слайд 25. Цель образования: планируемые результаты и система их оценки
В ходе образовательного процесса мы создаем условия для овладения системой учебных действий и оцениваем способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Слайд 26, 27. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
Внешняя оценка (проводят государственные службы) включает
- аккредитация ОУ
- аттестация кадров
- мониторинг системы образования
Внутренняя оценка
- Внутришкольный мониторинг образовательных достижений: ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников (промежуточная аттестация).
- Портфель достижений.
Комплексный подход к оценке результатов (оценка личностных, метапредметных и предметных результатов)
Уровневый подход (оценка на основе «метода сложения»)
Итоговая оценка: обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки формируется на основе
а) результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам (оценочные листы, промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе) б) оценки за итоговые работы,
в) оценки за выполнение и защиту проектной работы
г) оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ГИА)
Требования к системе оценки достижения планируемых результатов начального общего образования
Чтобы оценить результаты ООП НОО надо знать для чего оценка проводится (цель), объект, критерии оценки, процедуру, инструментарий (способы оценки), формы представления результатов
Система оценки достижения планируемых результатов НОО призвана ориентировать образовательный процесс на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начальной школы и формирование универсальных учебных действий.
Система оценки призвана ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
Система оценки призвана обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
Основные функции системы оценки состоят в осуществлении обратной связи и обеспечении возможности регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении системой образования, образовательными учреждениями, обучающимися планируемых результатов начального образования в рамках своей сферы ответственности.
Регламентированные оценочные процедуры должны предусматривать оценку образовательных достижений учащихся (процедуры итоговой оценки выпускников начальной школы), оценку эффективности деятельности образовательных учреждений (процедуры аккредитации и аттестации работников образования), а также процедуры, направленные на оценку состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки включает согласованные между собой внешнюю оценку, осуществляемую внешними по отношению к образовательному учреждению службами, и внутреннюю оценку, осуществляемую самим образовательным учреждением (обучающимися, педагогами, администрацией), как основной механизм обеспечения качества образования.
Предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся с четко регламентированным инструментарием. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимся образовательных результатах.
Система оценки достижения планируемых результатов должна позволять вести оценку динамики образовательных достижений обучающихся. В процессе оценки должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Слайд 28. Одним из документов по реализации ФГОС является рабочая Программа по иностранному языку, которая должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа разрабатываются на основе:
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа должна содержать:
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
общую характеристику учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.