Севастьянова В.Е.
Практикум
к учебному пособию «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» для учащихся 10-11-х кл.
Материалы к урокам:
История Архангельского севера с 1914 г. до наших дней: учеб. пособие для учащихся 10-11-х кл. общеобразоват. организиций. Базовый и углублённый уровни: в 2 кн. Кн. 1. 1914 г. – 1945гг. / Р.Ю. Болдырев, Т.П. Тетеревлёва, Д.Б. Петруханов и др.; под ред Р.Ю. Болдырева; Архангельский обл. ин-т открытого образования, НОЦ «Ломоносовский дом». – Архангельск: АО ИОО, 2020. –126 с.
История Архангельского севера с 1914 г. до наших дней: учеб. пособие для учащихся 10-11-х кл. общеобразоват. организиций. Базовый и углублённый уровни: в 2 кн. Кн. 2 1946 г. – начало ХХI в. / Р.Ю. Болдырев, Т.П. Тетеревлёва, Д.Б. Петруханов и др.; под ред Р.Ю. Болдырева; Архангельский обл. ин-т открытого образования, НОЦ «Ломоносовский дом». – Архангельск: АО ИОО, 2020. – 184 с.
Хрестоматия к учебному пособию «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» под ред. Р.Ю. Болдырева для 10–11-х классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск: АОИОО, 2021. – 176 с.
Родина Михаила Ломоносова в истории России с древнейших времён до наших дней: историко-культурный атлас. – ООО «Русское слово – учебник», 2020. – 51 с.
Глава I Архангельский Север в 1914-1920 годах
Урок 1 Архангельский север в годы Первой мировой войны
Тип урока: закрепления и применения знаний и выработки практических умений и навыков
Вид урока: комбинированный
Цель урока:
Определить влияние Первой Мировой войны на изменения социально – экономического и политического положения в Архангельской губернии?
Задачи:
Образовательные задачи:
Закрепить знания обучающихся о Первой мировой войне и научить анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской истории ХХ века. событий на основе письменных исторических источников.
Развивающие задачи:
Продолжить формирование общеучебных знаний и навыков по работе с текстом, документами, исторической картой.
Воспитательные задачи:
Содействовать воспитанию нравственных качеств обучающихся, уделить особое внимание воспитанию патриотизма и гуманизма.
Виды источников: письменные (делопроизводительная документация и публицистика) и картографические.
Формируемые умения и навыки:
- работа с документами по отдельным вопросам учителя, анализ документов по предлагаемому плану;
- анализ документов в контексте исторической ситуации, поиск необходимой информации в историческом документе;
- выявлять причинно – следственные связи событий и фактов, отражённых в историческом документе;
- оценивать роль личности в Отечественной истории ХХ века.
Планируемые результаты/формируемые компетенции:
предметные: совершенствование навыков и приёмов работы с историческими источниками, учебным текстом, картографической информацией; определять роль личности в истории региона и России.
метапредметные: умение самостоятельно выполнять определённые способы действий в рамках предложенных условий и требований; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
личностные: готовность к самообразованию, самоорганизации; освоение социальных норм и форм социальной жизни через анализ экономических преобразований в конкретный исторический период.
План урока:
Архангельский порт в начале войны: значение и проблемы.
Мероприятия по реконструкции порта.
Ледоколы в Архангельске. Работа с письменным источником № 1 (см. Хрестоматия к учебному пособию «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней»).
Социально-экономическое положение Архангельской губернии в годы Первой мировой войны. Работа с источником № 3.
Работа с письменным источником
№ 1. Ходатайство главноначальствующего города Архангельска и района Белого моря А.Л. Угрюмова архангельскому вице-губернатору Б.Н. Палеологу о торжественной встрече участников полярной экспедиции на гидрографических судах «Таймыр» и «Вайгач». 29 августа 19151
Вопросы и задания к источнику:
1. О чём идёт речь в тексте? Какие личности в нём упомянуты?
1. Проследите по карте (см. атлас «Родина Михаила Ломоносова в истории России с древнейших времён до наших дней: историко-культурный атлас», с. 28–29) путь экспедиции Б.А. Вилькицкого.
2. С какой целью проводилась данная экспедиция, и какое значение она имела для северных и дальневосточных портов?
3. Какое географическое открытие совершил Б.А. Вилькицкий? Найдите о нём дополнительную информацию (дополнительные сведения можно дать в качестве домашнего задания)
№ 3. Газета «Северное утро» — о влиянии Первой мировой войны на Архангельск. Начало 1917 г.2
Вопросы и задания к источнику:
Проанализируйте текст и опишите изменения, произошедшие в Архангельске: а) изменения городского быта; б) изменения в количестве и составе населения; в) рост города; г) цены на продукты питания и оплата труда.
Объясните, как эти изменения связаны с Первой мировой войной. Дайте оценку этим изменениям.
Найдите в тексте признаки военной пропаганды или цензуры.
Урок 2 Архангельский Север в революции 1917 года
Тип урока: освоения новых знаний и учебных действий
Вид урока: урок - исследования
Цель урока:
На основе анализа фактов определить рассмотреть основные этапы в событиях революции на Севере и выявить их особенности?
Задачи:
1. Образовательные задачи:
2. Развивающие задачи:
Продолжить формирование общеучебных знаний и навыков по работе с текстом, документами,
исторической картой, развивать интерес к учению посредством применения ТСО.
3. Воспитательные задачи:
Содействовать воспитанию нравственных качеств обучающихся, уделить особое внимание воспитанию патриотизма и гуманизма.
Виды источников: письменные (законодательные источники) и картографические.
Формируемые умения и навыки:
- работа с документами по отдельным вопросам учителя, анализ документов по предлагаемому плану;
- анализ документов в контексте исторической ситуации, поиск необходимой информации в историческом документе;
- составить простой рассказ о событиях с использованием исторического документа;
- выстраивать собственное суждение, опираясь на материал документа;
- сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.
Планируемые результаты / формируемые компетенции:
предметные: совершенствование навыков и приёмов работы с историческими источниками, учебным текстом, картографической информацией; определять роль личности в истории региона и России.
метапредметные: умение самостоятельно выполнять определённые способы действий в рамках предложенных условий и требований; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
личностные: готовность к самообразованию, самоорганизации; освоение социальных норм и форм социальной жизни через анализ экономических преобразований в конкретный исторический период.
План урока:
Архангельский Север в начальный период российской революции: от Февраля к Октябрю. Работа с письменными источниками № 6 и № 8
Октябрьская революция на Архангельском Севере.
Архангельский Север накануне иностранной интервенции и Гражданской войны.
Работа с письменным источником:
№ 6. Требование Архангельского Совета рабочих и солдатских депутатов городской управе о немедленном включении в состав городской думы делегатов Совета3
Вопросы и задания к источнику:
Назовите, между какими органами власти возник конфликт, описанный в документе?
В чём суть этого конфликта?
При каких обстоятельствах возникли данные органы власти?
О каком взаимодействии между указанными в документе органами центральной власти в Петрограде сообщается в документе?
№ 8 Из временного положения о земских учреждениях в губернии Архангельской и в Сибири. 17 июня 1917 г.4
Вопросы и задания к источнику:
1. Вспомните, что такое земство, и какую оно играло роль в жизни страны?
2. Используя карту (см. атлас «Родина Михаила Ломоносова в истории России с древнейших времён до наших дней: историко-культурный атлас», с. 20–21), назовите губернии Европейского Севера России, где при Александре II появились земства.
3. Опираясь на документ, сформулируйте основные функции земств.
4. Какое значение имело создание земств в Архангельской губернии в ходе революции?
Урок 3 Гражданская война и интервенция на Севере
Тип урока: комбинированный
Вид урока: смешанный: лекция и практикум
Цель урока:
1. Образовательные задачи:
2. Развивающие задачи:
Продолжить формирование общеучебных знаний и навыков по работе с текстом, документами, исторической картой, сформировать положительное отношение к учению через решение проблемных задач.
3. Воспитательные задачи:
Содействовать воспитанию нравственных качеств обучающихся, уделить особое внимание воспитанию патриотизма и гуманизма.
Виды источников: письменные (канцелярские и картографические источники) и фотодокументы
Формируемые умения и навыки:
- делать предположения об исторической обстановке;
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами
- работа с документами по отдельным вопросам учителя, анализ документов по предлагаемому плану;
- анализ документов в контексте исторической ситуации, поиск необходимой информации в историческом документе;
- выстраивать собственные суждения, опираясь на материал документа;
- сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.
Планируемые результаты / формируемые компетенции:
предметные: совершенствование навыков и приёмов работы с историческими источниками, учебным текстом, картографической информацией; определять роль личности в истории региона и России.
метапредметные: умение самостоятельно выполнять определённые способы действий в рамках предложенных условий и требований; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
личностные: готовность к самообразованию, самоорганизации; освоение социальных норм и форм социальной жизни через анализ экономических преобразований в конкретный исторический период.
План урока:
Создание проблемной ситуации. Работа с визуальным источником
Предпосылки интервенции и Гражданской войны на Севере.
Начало интервенции. Работа с источником № 11 и № 13
Установление власти ВУСО и деятельность ВПСО
Военные действия на Северном фронте осень 1918 – 1919 гг.
Итоги и значение интервенции на Архангельском Севере.
Вопросы к фотографии (см. учебное пособие «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней», (Книга I, с. 45)):
Внимательно рассмотрите фотографию. Определите место, где происходило данное событие. Как вы считаете, была ли интервенция в Архангельске? Какие предложите версии?
Работа с письменным источником:
№ 1. Телеграмма Г.Е. Зиновьева из Смольного члену Архангельского губисполкома С.К. Попову о предательстве председателя Мурманского совдепа А.М. Юрьева. 1918 г.5
Вопросы и задания к источникам:
О каких «враждебных войсках идёт речь в телеграмме? С кем, по предположению Г.Е Зиновьева, они собираются соединиться?
Какие цели преследовали «враждебные войска»?
Опираясь на содержание документа и карту атласа (см. атлас «Родина Михаила Ломоносова в истории России с древнейших времён до наших дней: историко-культурный атлас», с. 31), попробуйте датировать телеграмму.
Как вы считаете, автора телеграммы охватила паники или отчаяние?
№ 13 Обращение командующего Северо-Восточным участком завесы М. С. Кедрова к населению Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний с призывом встать на борьбу с интервентами и белогвардейцами. 6 августа 1918 г6
Задания к источнику:
Разделите на смысловые части текст документа. Какую цель преследовал автор документа?
К кому и почему обращается М.С. Кедров?
На какие цели интервентов указывает автор?
К каким чувствам читателей взывает М.С. Кедров?
Какие меры предлагает предпринять?
Сравните иллюстрацию, размещённую в §3 учебного пособия «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» (Книга 1, с. 45), с документом. Сделайте вывод по той проблеме, что начался наш урок, чьи версии подтвердились?
Глава II Архангельский Север в 1920 - 1930-е годы
Урок 4 Архангельский Север в 1920 – 1929 годах.
Тип урока: освоения новых знаний и учебных действий
Вид урока: урок - исследование
Цель урока:
1. Образовательные задачи:
Сформировать у обучающихся представление о роли Архангельского Севера в 1920-у годы в истории России.
2. Развивающие задачи:
3. Воспитательные задачи:
Содействовать воспитанию нравственных качеств обучающихся, уделить особое внимание воспитанию патриотизма и гуманизма.
Содействовать воспитанию чувства товарищества, заботы о положении дел в группе.
Виды источников: письменные (делопроизводственные: актовые и канцелярские, картографические источники ) и фотодокументы
Формируемые умения и навыки:
- делать предположения об исторической обстановке;
- работа с документами по отдельным вопросам учителя, анализ документов по предлагаемому плану;
- анализ документов в контексте исторической ситуации, поиск необходимой информации в историческом документе;
- проводить поиск необходимой информации в историческом документе;
- выстраивать собственные суждения, опираясь на материал документа;
- сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие
- извлекать из нескольких исторических документов необходимую информацию, обобщать и анализировать;
- заполнить таблицу в ходе коллективного разбора документа.
Планируемые результаты / формируемые компетенции:
предметные: совершенствование навыков и приёмов работы с историческими источниками, учебным текстом, картографической информацией; определять роль личности в истории региона и России.
метапредметные: умение самостоятельно выполнять определённые способы действий в рамках предложенных условий и требований; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
личностные: готовность к самообразованию, самоорганизации; освоение социальных норм и форм социальной жизни через анализ экономических преобразований в конкретный исторический период.
Методическая рекомендация по работе в малых группах:
Класс разбивается на четыре группы, соответствующие четырем пунктам плана. Каждая группа получает задание по проведению мини-исследования:
Изучите суть вопроса, используя соответствующую информацию из учебного пособия7, хрестоматии8, атласа9. Ответьте на предложенные вопросы. Письменно ответьте на вопросы к предложенным документам (для работы с документами рекомендуется разбить каждую группу на две подгруппы, выдав каждой листы для фиксации ответа). Подготовьте устное выступление перед классом на 2–3 минуты.
Учащиеся работают с материалами в течение 15–20 минут. В процессе отчетов групп учащиеся под руководством учителя заполняют итоговую таблицу (см. Приложение А).
План урока:
Восстановление экономики Архангельского Севера после окончания Гражданской войны.
Переход к нэпу на Севере
Развитие лесной промышленности. Концессии.
Общественно – политическая жизнь края в 1920-е годы
Вопросы и задания группе № 1 («Экономика в рамках «военного коммунизма»»):
Изучите материал п. 1-3 § 4 учебного пособия (с. 62–65) и документ №17 хрестоматии (с.46 - 49), ответьте на вопросы:
- Выпишите, какие отрасли экономики региона восстанавливались после Гражданской войны?
- Перечислите методы восстановления экономики в период «военного коммунизма». Зафиксируйте ответы.
- Изучите документ из хрестоматии. О каких проблемах указал в своём докладе С.К. Попов?
- Какие задачи ставило партийное руководство перед областью?
- Сделайте вывод о том, как в нестабильных военно-политических условиях восстанавливал экономику?
Вопросы и задания группе №2 («Нэп на Севере»):
Изучите материал п. 4 - 6 §4 учебного пособия (с. 65-68) и документ № 19 хрестоматии (с. 53-56) ответьте на вопросы:
- В каких отраслях народного хозяйства региона шло быстрое восстановление развитие в условиях «новой экономической политики»? Запишите в рабочих листах
- Какого значение кооперативного движения в Архангельской губернии?
- Изучите документы учебного пособия (с. 79-80) и № 19 хрестоматии (с. 53-56). Выпишите успехи и недостатки с проблемами в развитии сельского хозяйства в 1920-е годы. Много ли было создано колхозов?
- Сравните приводимые в докладе данные о развитии сельского хозяйства с документом, помещённым в §4 учебного пособия «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» (Книга 1, с. 79–80). В каких моментах второй документ дополняет и уточняет данные доклада? О каких проблемах земледелия это свидетельствует?
- Перечислите региональные особенности и противоречия нэпа?
Вопросы и задания группе №3 («Северолес»):
Изучите материал п. 7 - 8 §4 учебного пособия (с. 68–71), документа (с. 77-79) ответьте на вопросы:
- Выпишите выделенные полужирным шрифтом термины, дайте им определения.
- Каков был замысел советского руководства по отношению к региону, почему он должен был стать валютным цехом страны?
- Найдите на карте в атласе (с. 32) предприятия лесной промышленности, в чём особенность их географического расположения? Почему данные предприятия носили странные названия?
- Изучите документ учебного пособия (с. 77-79) и письменно ответьте на вопросы 2-4 к данному источнику.
Вопросы и задания группе № 4 («Пионеры. Слон»):
Изучите материал п. 11 §4 учебного пособия (с. 72-76) и ответьте на вопросы:
- Какими методами проходила советизация края?
- Выпишите противоречивые явления в смене власти на Архангельском Севере, названия партийно-политических структур в управлении и социальном развитии края.
- Изучите документ № 16 хрестоматии (с. 45-46), ответьте на вопрос №2 – письменно, остальные устно.
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию в учебном пособии (с. 75) и ответьте на вопросы к нему.
Урок 5 Архангельский Север в 1929-1941 годах
Тип урока: закрепления и применения знаний и учебных действий
Вид урока: урок - практикум
Цель урока:
1. Образовательные задачи:
Углубить знания обучающихся о понятии индустриализации и коллективизации на примере Архангельского Севера в 1930-е годы.
2. Развивающие задачи:
Продолжить формирование общеучебных знаний и навыков по работе с текстом, документами, исторической картой, сформировать положительное отношение к учению через решение проблемных задач.
Развивать эмоции учащихся посредством эмоциональных переживаний.
3. Воспитательные задачи:
Содействовать воспитанию нравственных качеств обучающихся, уделить особое внимание воспитанию патриотизма и гуманизма.
Содействовать воспитанию сосредоточенности и ответственности.
Виды источников: письменные (картографические источники, статистические и канцелярские) и фотодокументы
Формируемые умения и навыки:
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами
- работа с документами по отдельным вопросам учителя, анализ документов по предлагаемому плану;
- анализ документов в контексте исторической ситуации, поиск необходимой информации в историческом документе;
- проводить поиск необходимой информации в историческом документе;
- отбирать необходимый материал для самостоятельного решения учебной задачи;
- составлять развёрнутый и тезисный план ответа;
- использовать статистическую таблицу как источник информации;
- выстраивать собственные суждения, опираясь на материал документа.
Планируемые результаты / формируемые компетенции:
предметные: совершенствование навыков и приёмов работы с историческими источниками, учебным текстом, картографической информацией; определять роль личности в истории региона и России.
метапредметные: умение самостоятельно выполнять определённые способы действий в рамках предложенных условий и требований; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
личностные: готовность к самообразованию, самоорганизации; освоение социальных норм и форм социальной жизни через анализ экономических преобразований в конкретный исторический период.
План урока:
Начало «великого перелома». Социалистическая индустриализация в Северном крае. Работа с картой и письменными источниками № 20, 21
Районирование Севера.
Освоение Арктики.
Использование принудительного труда. Работа с письменным документом № 23
Массовые репрессии 1930-х годов на архангельском Севере. Работа с письменным документом № 25.
№ 20 Из стенограммы выступлений делегатов XIII губернского съезда Советов — о ходе экономического развития губернии. 18–20 марта 1929 г10.
Вопросы и задания к источникам:
Какая отрасль экономики и почему вышла на первое место в регионе в период перехода к форсированной индустриализации?
Как на административно-территориальном устройстве региона отразился переход к форсированной индустриализации? Какое название получил новый административно-территориальный субъект?
Найдите на карте (см. атлас «Родина Михаила Ломоносова в истории России с древнейших времён до наших дней: историко-культурный атлас», с. 33) предприятия, созданные в годы первых пятилеток. Какие из этих предприятий сохранились до наших дней?
№ 21. Из статьи «Цифры и факты: Архангельская область к ХХ годовщине Октября». 1937 г.11
Вопросы и задания к источнику:
Проанализируйте статистические данные о коллективизации сельского хозяйства. Почему сокращается количество колхозов в Северной области?
Сравните цифры о развитии сельского хозяйства с данными документов, представленных в учебном пособии «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» (Книга 1, с. 100–102). Какие показатели были выпущены составителями документа? Почему?
Какие общие выводы можно сделать о развитии сельского хозяйства в области.
Работа с документом:
№ 23. Из доклада заместителя начальника ГУЛАГа Лепилова на имя Берии, Круглова, Чернышева и Кобулова о работе ГУЛАГа. Март 1940 г12.
Вопросы и задания к источнику:
Изучите документ. Выпишите виды работ, какое сырье добывали заключённые в лагерях ГУЛАГа. Определите какой был самый массовый вид работ продукция в лагерях ГУЛАГа на Европейском Севере СССР.
Найдите на карте (см. атлас «Родина Михаила Ломоносова в истории России с древнейших времён до наших дней: историко-культурный атлас», с. 32–33) упомянутые в тексте лагеря и промышленные объекты. Чем можно объяснить их расположение именно в данной местности?
Используя данные документа и § 5 учебного пособия «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» (Книга 1, с. 92 - 93), охарактеризуйте роль ГУЛАГа в период индустриализации.
Какие из иллюстраций, размещённых в § 5 учебного пособия «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» (Книга 1, с. 80–98), на ваш взгляд, лучше всего подходят к данному документу? Почему?
№ 25. Постановление 3-го пленума Архангельского обкома ВКП(б) по сообщению секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Андреева «О разоблачении правотроцкистской шпионской группы в Архангельской области». 5 ноября 1937 г.13
Вопросы и задания к источнику:
Проанализируйте текст, кого называли «врагами народа», кто эти люди?
Перечислите обвинения, предъявленные партийным руководителям? Какие реальные недостатки и проблемы упомянуты в тексте? Какие обвинения выглядят натяжкой? Почему?
Обратите внимание на грифы «совершенно секретно» и «не для печати». Как вы думаете, почему они были наложены на этот документ?
Домашнее задание: найдите в §5 учебного пособия «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» (Книга 1, с. 96–97) информацию о том, как повлиял описываемый в документе пленум на персональный состав руководства Архангельской области. Как сложилась дальнейшая судьба этих людей? Составьте сообщения.
Урок 6 Культура и быт Архангельского Севера в 1920-1930-е годы
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок - исследование
Цель урока:
Задачи:
1. Образовательные задачи:
2. Развивающие задачи:
Продолжить формирование общеучебных знаний, планирования ответов, обобщения понятий и навыков по работе с текстом, документами, исторической картой, сформировать положительное отношение к учению через решение проблемных задач.
Развивать эмоции учащихся посредством эмоциональных переживаний.
Развивать интерес к учению по средством применения ТСО
3. Воспитательные задачи:
Содействовать воспитанию нравственных качеств обучающихся, уделить особое внимание воспитанию гуманизма и активной жизненной позиции.
Содействовать воспитанию чувства товарищества, заботы о положении дел в группе.
Виды источников: письменные (делопроизводственные: канцелярские, повествовательные: личные и учебно – научные), фотоматериалы.
Формируемые умения и навыки:
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами
- работа с документами по отдельным вопросам учителя, анализ документов по предлагаемому плану;
- анализ документов в контексте исторической ситуации, поиск необходимой информации в историческом документе;
- проводить поиск необходимой информации в историческом документе;
- отбирать необходимый материал для самостоятельного решения учебной задачи;
- выстраивать собственные суждения, опираясь на материал документа;
- заполнить таблицу в ходе коллективного разбора документов.
Планируемые результаты / формируемые компетенции:
предметные: совершенствование навыков и приёмов работы с историческими источниками, учебным текстом, картографической информацией; определять роль личности в истории региона и России.
метапредметные: умение самостоятельно выполнять определённые способы действий в рамках предложенных условий и требований; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
личностные: готовность к самообразованию, самоорганизации; освоение социальных норм и форм социальной жизни через анализ экономических преобразований в конкретный исторический период.
Методическая рекомендация по работе в малых группах:
Класс разбивается на шесть групп, соответствующие шести пунктам плана. Каждая группа получает задание по проведению мини-исследования:
Изучите суть вопроса, используя соответствующую информацию из учебного пособия14, хрестоматии15, атласа16. Ответьте на предложенные вопросы. Письменно ответьте на вопросы к предложенным документам (для работы с документами рекомендуется разбить каждую группу на две подгруппы, выдав каждой листы для фиксации ответа). Подготовьте устное выступление перед классом на 2–3 минуты.
Учащиеся работают с материалами в течение 15 минут. В процессе отчетов групп учащиеся под руководством учителя заполняют итоговую схему (см. Приложение Б).
План урока:
Начало преобразований. Пролеткульт.
Борьба с религией и церковью.
Борьба с неграмотностью. Развитие образования.
Наука Севера. «Золотое десятилетие краеведения».
Литература и фольклор. Архитектура и искусство.
Физкультура и спорт. Повседневная жизнь.
Вопросы и задания группе № 1 («Пролеткульт»):
Изучите материал п. 1 §6 учебного пособия (с. 103-105) и документ №17 хрестоматии (с.46 - 49), ответьте на вопросы:
- Объясните, что такое Пролеткульт. Кто был ярким представителем данной организации в Архангельске?
- Рассмотрите иллюстрацию учебного пособия (с. 103) и фотографию Памятника жертвам интервенции на месте на пьедестале памятника Петру I 17(Приложение В). Каково было отношение большевиков к истории страны? Чем мотивировался снос монумента?
- Сформулируйте суть и цели, которые преследовала «культурной революция» 1920-30-х годов
Вопросы и задания группе № 2 («Антирелигиозная деятельность»»):
Изучите материал п.2 §6 учебного пособия (с. 103-105) и документ (с. 131 - 132), ответьте на вопросы:
- Каковы были причина борьбы с религией и церковью в изучаемый период?
- Перечислите массовые формы антирелигиозной работы.
- Внимательно изучите документ учебного пособия (с. 131-132). Ответьте на вопросы к нему
- Какова была судьба представителей духовенства и верующих?
Вопросы и задания группе № 3 («Ликбез»):
Изучите материал п. 3-4 §6 учебного пособия (с. 107 - 110) и документ (с. 128 – 130), ответьте на вопросы:
- Перечислите методы борьбы с неграмотностью, и каковы были её результаты?
- Рассмотрите иллюстрации в учебном пособии (с. 108) . Кто такие были пионеры, с какой целью открывались для них различные клубы и учреждения? Каково назначение игрушек в детском саду 1930-х годов.
- Как был реализован план всеобуча на Севере?
- Ответьте на вопросы к документу (с. 128-130)
- Составьте перечень высших учебных заведений на Архангельском Севере.
Вопросы и задания группе №4 («Наука и краеведение»):
Изучите материал п. 5 - 6 §6 учебного пособия (с. 111 - 114) и документ № 28 хрестоматии (с. 87 - 90), ответьте на вопросы:
- Какие задачи должна была решать наука Архангельского Севера? - Изучите документ хрестоматии. Какова была роль Архангельского общества изучения Русского Севера (АОИРС)? Почему Архангельское общество краеведения не считает себя продолжателями дела АОИРС? В чём краеведы видят свою главную задачу?
- Перечислите главные достижения учёных Севера и краеведов в данный период истории.
Вопросы и задания группе № 5 («Литература и искусство»):
Изучите материал п. 7 - 8 §6 учебного пособия (с. 114 - 121) и документ № 29 хрестоматии (с.90 - 92), ответьте на вопросы:
- Назовите ярких представителей литературного творчества на Архангельском Севере в 1920 – 1930-е годы. Как назывались литературные объединения писателей Севера и где они могли представить своё творчество?
- Внимательно изучите документ хрестоматии. Назовите элементы традиционной культуры и ремёсла, указанные в документе.
- Как использовались архитектурные памятники, какова была сохранность архитектурных сооружений, артефактов и народных ремёсел?
- Рассмотрите иллюстрацию Архангельского драмтеатра (учебное пособие с. 119). До 1932 года, что находилось на месте постройки театра? В каком архитектурном стиле построено здание, назовите его основные элементы. С какой целью был задуман столь помпезный фасад и площадь перед театром?
- Рассмотрите памятник в учебном пособии (с . 61). Почему Обелиск, созданный по проекту И.К. Алтухова, стал символом Севера? Где находится этот памятник? Опишите скульптурную группу. Что гласят надписи на постаменте?
- Кто такой Тыко Вылка? Используя Интернет-ресурсы, найдите и представьте его творчество.
Вопросы и задания группе № 6 («Спорт и повседневная жизнь»):
Изучите материал п. 9 - 10 §6 учебного пособия (с. 121 – 127), ответьте на вопросы:
- Назовите мероприятия, проводившиеся по физкультурной и оборонно-массовой работе.
- Рассмотрите иллюстрации в учебном пособии (с. 124). Найдите различия в благоустройстве города областного значения и рабочего посёлка. Какого типа строятся дома в поселках? Каковы обстоятельства быстрого ввода жилья в регионе?
- Почему очереди в магазинах являлись привычной частью повседневности?
Рассмотрите иллюстрации в учебном пособии (с. 126). Каковы основные товары в магазинах (фото слева)? Как вы думаете, каких товаров не хватает? На фото справа рассмотрите особенности конструкции трибуны для митингов. В атласе (с. 33) внимательно прочитайте надписи на фасаде данной трибуны. Какого назначение и символическое значение данной конструкции?
-Сделайте вывод о противоречиях в повседневной жизни горожан и сельских жителей Архангельского Севера в 1920-1930-х годах.
1 Хрестоматия к учебному пособию «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» под ред. Р.Ю. Болдырева для 10–11-х классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск : АОИОО, 2021. – С. 13-15.
2 Хрестоматия к учебному пособию «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» под ред. Р.Ю. Болдырева для 10–11-х классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск : АОИОО, 2021С. 18.
3 Хрестоматия к учебному пособию «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» под ред. Р.Ю. Болдырева для 10–11-х классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск : АОИОО, 2021. – С. 25-26.
4 Там же. С. 28 - 30
5 Хрестоматия к учебному пособию «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» под ред. Р.Ю. Болдырева для 10–11-х классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск : АОИОО, 2021. – С. 33-35.
6 Хрестоматия к учебному пособию «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» под ред. Р.Ю. Болдырева для 10–11-х классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск : АОИОО, 2021. – С. 38-39.
7 История Архангельского севера с 1914 г. до наших дней: учеб. пособие для учащихся 10-11-х кл. общеобразоват. организиций. Базовый и углублённый уровни: в 2 кн. Кн. 1. 1914 г. – 1945гг. / Р.Ю. Болдырев, Т.П. Тетеревлёва, Д.Б. Петруханов и др.; под ред Р.Ю. Болдырева; Архангельский обл. ин-т открытого образования, НОЦ «Ломоносовский дом». – Архангельск: АО ИОО, 2020. – С. 62-70
8 Хрестоматия к учебному пособию «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» под ред. Р.Ю. Болдырева для 10–11-х классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск : АОИОО, 2021. – С. 46-56.
9 Родина Михаила Ломоносова в истории России с древнейших времён до наших дней: историко-культурный атлас. – ООО «Русское слово – учебник», 2020. – 51 с.
10 Хрестоматия к учебному пособию «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» под ред. Р.Ю. Болдырева для 10–11-х классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск : АОИОО, 2021. – С. 57 – 58.
11 Там же. С. 59-61
12 Хрестоматия к учебному пособию «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» под ред. Р.Ю. Болдырева для 10–11-х классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск : АОИОО, 2021. – С. 63-74
13 Там же, С. 77 - 81
14 История Архангельского севера с 1914 г. до наших дней: учеб. пособие для учащихся 10-11-х кл. общеобразоват. организиций. Базовый и углублённый уровни: в 2 кн. Кн. 1. 1914 г. – 1945гг. / Р.Ю. Болдырев, Т.П. Тетеревлёва, Д.Б. Петруханов и др.; под ред Р.Ю. Болдырева; Архангельский обл. ин-т открытого образования, НОЦ «Ломоносовский дом». – Архангельск: АО ИОО, 2020. – С. 102 - 132
15 Хрестоматия к учебному пособию «История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней» под ред. Р.Ю. Болдырева для 10–11-х классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев; Архангельский обл. ин-т открытого образования. — Архангельск : АОИОО, 2021. – С. 72-76
16 Родина Михаила Ломоносова в истории России с древнейших времён до наших дней: историко-культурный атлас. 6–11 класс / авт.-сост. Р.Ю. Болдырев. — М., 2020. — 52 с.
17 Памятник жертвам интервенции. Футляр над домиком Петра I // Старый Архангельск. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://pastar.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1841:pamyatnik-zhertvam-interventsii-futlyar-nad-domikom-petra-i&Itemid=163