СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум Основы конституционного строя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практикум Основы конституционного строя»

Целевая аудитория: учащиеся 9 класса.

Время проведения: 80 минут

Цель занятия: способствовать формированию правовой культуры учащихся, изучая содержание Конституции РФ.

Задачи занятия:

1. Проработать главу 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России.

2. Продолжить воспитание осознанного уважения к Конституции как к основному закону Российской Федерации.

Оборудование урока: текст Конституции РФ, мультимедийная аппаратура, необходимая для использования на уроке электронной презентации.

Основные понятия и термины:

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.

Правовое государство – это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека. Признаками правового государства являются: 1) верховенство закона в обществе, 2) незыблемость прав и свобод человека, их гарантированность и охрана; 3) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 4) взаимная ответственность гражданина и государства.

Демократия- форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа источником власти. Основные принципы демократии - власть большинства при условии защиты интересов меньшинства, равноправие граждан, выборность представительных органов, разделение властей, верховенство закона, плюрализм.

Республика – это форма правления, при которой источником власти признается народ, и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.

Федерация – это государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, республики, области и т.д.); форма государственно-территориального устройства.

Местное самоуправление – особое управленческое звено, которое осуществляется самим местным населением, деятельность направлена на решение вопросов местного значения.

На экране слайд №1, на котором высвечивается тема урока.

Ход занятия

Презентация, с использованием которой проводится занятие, включает в себя 21 слайд. На слайдах представлены вопросы, на которые учащиеся могут отвечать, используя текст Конституции, а так же схемы, которые позволяют более наглядно и кратко отразить наиболее важные моменты работы с текстом основного закона. При необходимости учитель может использовать не один, а несколько слайдов при рассмотрении отдельных принципов конституционного строя РФ. Для перехода с одного слайда на другой необходимо нажать левой клавишей мыши на расположенную в схеме стрелку, затем при нажатии на управляющую кнопку вернуться на предыдущий слайд и продолжить работу по изучению материала темы. Такие варианты работы предполагают слайды № 5, №6, №8, №9, №10. При изучении новой темы учитель может активно привлекать знания девятиклассников, полученные на предыдущих уроках, из средств массовой информации, личного опыта.

I. Занятие начинается с вводной беседы, целью которой является актуализация знаний учащихся содержания Конституции РФ, полученных на предыдущих уроках. Вопросы беседы по мере их обсуждения высвечиваются на слайде №2. Важно обратить внимание учащихся на то, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой и ее положения составляют основу правовой системы нашей страны.

II. Изучение новой темы начинается с поиска ответа на вопрос: “Что такое конституционный строй?”. Учащиеся могут предложить свое толкование данного понятия, которое в ходе урока корректируется учителем. Составляющие конституционного строя высвечиваются на экране (слайд №3).

Учитель обращает внимание девятиклассников на то, что основы конституционного строя России определены в главе 1 Конституции РФ, изучению которой и будет посвящено данное занятие.

Слайд №4 “Человек и гражданин, его права и свободы – высшая ценность” - статьи 2, 7. Полезно вспомнить о видах прав человека (на слайде высвечивается схема). В статьях 57, 58, 59 определены обязанности российских граждан, без выполнения обязанностей невозможно осуществление прав. Следует обратить внимание учащихся на то, что принцип гуманизма является основополагающим в правовой системе Российского государства.

Слайд №5 “Россия - демократическое, правовое государство с республиканской формой правления” - статьи 1, 3,10, 15 п.2. (Возможен переход на слайд №6 и организация работы с видеофрагментом “Выборы в РФ”). Обращаем внимание на то, что признаки правового государства изучались на предыдущих уроках. Учителю необходимо подчеркнуть, что названные элементы демократического устройства нашего государства находятся в стадии становления, и для их полной реализации необходимо выполнение ряда условий (экономически, политических, духовных), изменения в психологии нашего общества, воспитание (самовоспитание) осознанного уважения к праву, закону.

Слайд №7 “Россия – республика” - на слайде показано как в Российской Федерации осуществляется формирование органов власти (схема комментируется учителем).

Слайд № 8 “Принцип разделения властей” - статьи 10, 11. Рассматривая осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации, учитель опирается на знания учащихся об органах государственной власти РФ и их деятельности (используются слайды №9 и №10 для более подробной характеристики законодательной и судебной власти в РФ). Необходимо вспомнить, в чем суть системы сдержек и противовесов при осуществлении принципа разделения властей.

Слайд №11 “Принцип федерализма” и слайд №13 “Главные принципы федеративного устройства РФ” - статьи 5, 4 (возможен переход на слайд №12, где дано определение термина “федерация”).

Слайд№14 “Гарантии местного самоуправления” - статья 12.

Слайд №15 “Политическое и идеологическое многообразие, многопартийность” - ст.13. При изучении данного принципа учащимся могут быть заданы следующие вопросы: Может ли какая-либо идеология в нашей стране стать общеобязательной? К чему может привести установление однопартийного режима? Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся могут использовать знания, полученные на уроках истории.

Слайд №16 “Принцип социального государства” - статья 7.

Слайд №17 “Единство экономического пространства, многообразие и равенство форм собственности” - статья 8.

Слайд №18 “Принцип светского государства” - статья 14.

Слайд №19 “Конституция РФ обладает высшей юридической силой и прямым действием” - статья 15. Особо стоит остановиться на положении о прямом действии Конституции РФ. Это значит, что если нарушена какая-либо статья основного закона, то гражданин может обратиться в суд или другие органы власти, ссылаясь на соответствующую статью Конституции.

Необходимо обратить внимание учащихся на статью 16 Конституции РФ, которая подчеркивает особую значимость главы 1 данного документа, устанавливающей принципы, которые регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое положение личности.

Слайды №20-21(тестовые задания) помогут учителю организовать работу по закреплению изученного на уроке материала.

Практическая работа по теме: «Основы конституционного строя»


1. Соотнесите главы Конституции РФ и их содержание:

Глава 1 а) закрепление федеративного устройства

Глава 2 б) определение и закрепление места и роли судебной власти

Глава 3 в) закрепление основ конституционного строя

Глава 4 г) порядок принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции

Глава 5 д) закрепление полномочий Федерального собрания

Глава 6 е) закрепление прав и свобод граждан

Глава 7 ж) определение и закрепление места и роли местного самоуправления

Глава 8 з) закрепление полномочий Правительства РФ

Глава 9 и) закрепление правового статуса Президента


2. Укажите составляющие основного содержания Конституции РФ.

1.

Закреплены общечеловеческие завоевания, свойственные всему цивилизованному обществу

Глава

2.

Местному самоуправлению придан реальный самостоятельный статус


Глава

3.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы

Глава

4.

Сформированы и закреплены полномочия новых органов государственной власти

Глава

5.

Является базой всего текущего законодательства, служит источником его нормы

Глава

6.

Впервые высшей ценностью провозглашены права и свободы человека и гражданина, а их признание, соблюдение и защита стали обязанностью государства

Глава

7.

Указано на ее прямое действие на всей территории РФ


Глава

8.

Утверждается приоритет интересов личности над интересами общества


Глава


3. Выпишите положительные положения, соответствующие Конституции РФ.

А) Монополия одной партии на политическую власть;

Б) Принцип разделения властей;

В) Провозглашение России демократическим правовым государством;

Г) Идеологический характер государства;

Д) Равноправие всех субъектов Российской Федерации;

Е) Государственной религией России является христианство;

Ж) Избрание Президента РФ всенародным голосованием;

З) Провозглашение России социальным и светским государством.


4. Конституция –

Составьте два предложения, содержащие информацию о Конституции РФ.







5. Перечислите не мене пяти принципов, составляющих основу конституционного строя РФ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!