Практикум по медиации для классных руководителей
Подготовил
Педагог-психолог
МБОУ НШ-ДС № 17
Гостевских Л.А.
- Медиация с точки зрения права – технология урегулирования конфликта с участием 3-ей беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора.
Медиация применяется в России в арбитражных и гражданских судах, регулируются ФЗ № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившем в силу с 01.01.2011г.
Профессиональный медиатор
Проведение официальной процедуры медиации:
- проведение процедуры медиации должно соответствовать требованиям закона;
- профессиональный медиатор должен иметь специальное образование;
- медиатор обязан соблюдать ряд ограничений, кодекс медиатора и т.д.;
- итог процедуры медиации оформляется в письменном виде (соглашение), подписывается сторонами (как договор), часто регистрируется у натариуса, имеет юридическую силу в суде и т.д.;
- при проведении процедуры медиации должны строго соблюдаться принципы, правила и т.д., определенные законом и т.д.
Классный руководитель
На классного руководителя официальные процедуры профессионального медиатора, связанных с проведением процедуры медиации не распространяются.
(соблюдать ФЗ «О медиации», иметь специальное образование или проходить профессиональную переподготовку, соблюдать ограничения, выполнять обязанности по оформлению и подписанию примирительных договоров, получать согласие на использование средств медиации классный руководитель не должен.)
7 возможностей для классного руководителя, обладающего медиативной компетентностью (использующего средства медиации в работе)
Возможность 1 : Применение средств медиации при разрешении конфликта позволяет классному руководителю избавиться от 60% повторных конфликтов.
Возможность 2 : Классный руководитель избавляет себя от разрешения конфликтов с участием родителей т.к. качественно разрешенные детские проблемы позволяют не вовлекать в них родителей.
Возможность 3 : Классный руководитель избавляет себя от необходимости принуждать детей к примирению и контролировать поведение детей после конфликта.
Возможность 4: Классный руководитель избавляет себя от необходимости урегулировать ситуацию скрытого насилия, т.к. разрешенный средствами медиации конфликт исключает предпосылки для появления буллингового поведения, открытой и скрытой травли организованной детьми!
Возможность 5: Разрешать конфликты любой сложности быстро, всегда по единому и эффективному алгоритму с конкретным результатом.
Возможность 6: Разрешать конфликтные ситуации ненасильственным, не авторитарным, не административным путем.
Возможность 7 : Ответственность за результат договоренности, к которой пришли в процессе урегулирования конфликта, несут стороны, обвинить учителя в принуждении, в навязывании поведения нельзя.
Принципы, правила, ограничения и особенности применения средств и техник медиации классным руководителем при урегулировании конфликтов с участием детей
5 принципов, которыми руководствуются медиаторы при разрешении конфликтов:
- Добровольность
- Беспристрастность
- Конфиденциальность
- Доступность
- Принцип равноправия сторон
5 правил, которые должен озвучить классный руководитель до начала беседы, в ходе которой будет разрешен конфликт:
- не оскорблять друг друга;
- не перебивать друг друга;
- право задавать вопросы у классного руководителя;
- право говорить предоставляет классный руководитель;
- отвечать только на те вопросы, которые задает классный руководитель, рассказывать только о том, о чём спрашивает классный руководитель;
- не реагировать на реплики и выпады второго участника конфликта.
5 ограничений для быстрого разрешения конфликта без эмоциональных затрат со стороны классного руководителя
1.
НЕ СУДИТЬ
2.
НЕ ОБВИНЯТЬ
3.
НЕ НАВЯЗЫВАТЬ
4.
НЕ ОКАЗЫВАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НИ ОДНОЙ ИЗ СТОРОН, ВЫСКАЗЫВАЯ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ И СВОИ ЧУВСТВА
5.
НЕ ВОСПИТЫВАТЬ
Нарушенные отношения
Внутриличностные проблемы
Разные ценности
Различные интересы, потребности
Недоразумения, недостаток информации
Большая пространственная близость или наоборот удаленность
Истинные причины конфликтов
При определении причин могут возникнуть ошибки ,
а также
риски неправильного анализа причин конфликта
Классному руководителю следует помнить:
следующий день можно заниматься воспитанием
экономия времени не уместна
следующий день для воспитания
дети должны слушать друг друга
возможность высказаться каждому
цель конкретного разговора
личные эмоции убрать
разрешить конфликт, примириться
дать детям понять чувства друг друга
3 преимущества урегулирования конфликта с участием детей средствами медиации
3. Преимущество
2. Преимущество
1. Преимущество
Средства медиации позволяют прояснить истинные причины и принять правильное конструктивное решение конфликта, направленное на устранение истинных причин. Решение о том, как именно будет разрешен конфликт принимается сами ми детьми.
В результате использования классным руководителем алгоритма примирительной беседы, вырабатывается взаимоудовлетворяющие решения, позволяющие учесть интересы обеих сторон.
Возможность сохранить нормальные эмоционально ровные отношения между детьми после разрешения конфликта.
- Алгоритм удобен в случаях, когда конфликт простой (дети младшего школьного возраста). Примеры конфликтов для разрешения, которых можно использовать: драка, словесная перепалка, угрозы.
- При разговоре не должны присутствовать 3-и лица (родители, завуч, свидетели конфликта и т.д.).
- В разговоре участвуют только классные руководители и двое конфликтующих детей.
- Классный руководитель сообщает детям о правилах (не перебивать, не оскорблять) до начала разговора и напоминает в процессе разговора множество раз о правилах, чтобы ни один из детей не начал их нарушать.
- Если правила начинает кто-то нарушать, используем фразу: «МЫ ПОМНИМ О ПРАВИЛАХ», вместо «Петров дай сказать Иванову, не перебивай».
- Классный руководитель обязательно должен соблюдать ограничения (во время разговора не воспитывать, не судить, не показывать свои эмоции).
- Если дети не могут предложить ни одного варианта разрешения конфликта, педагог может помочь (например, «Иногда в подобной ситуации поступают так….» или «Другие дети в такой ситуации делают так…» и предложить выбрать путь, который устроит обоих детей).