Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Плодовская средняя общеобразовательная школа»
Поурочный план по истории (8 класс)
Урок № 12
Тема урока: «Практикум по темам: «Европейская культура XVIII века», «Начало промышленного переворота в Англии», «Образование США».
Цели урока:
- Повторить и закрепить знания, полученные на уроках в процессе изучения тем: «Европейская культура XVIII века», «Начало промышленного переворота в Англии», «Образование США»;
- Закрепить изученный материал посредством выполнения заданий различной сложности;
- Развивать умения применять полученные знания в нестандартной ситуации;
-Воспитывать уважение к историческим, техническим и культурным достижениям XVIII века.
Задачи урока:
- Способствовать закреплению знаний учащихся о роли Просветителей в новой истории и в мировом историческом процессе;
- Определить значение промышленного переворота в Англии для становления индустриального общества;
-Определить роль войны за независимость английских колоний в Северной Америке в создании США
- Продолжить формирование учебно-логических умений: обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать (исторические личности, события, явления общественной жизни) для непосредственной подготовки к ГИА по истории;
- Способствовать воспитанию уважения учащихся к историческому прошлому человечества.
- Совершенствовать коммуникативные навыки путем работы в группах, учить отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: урок-практикум
Оборудование:
1. Презентации:
«Мир художественной культуры и живописи XVIII века», фрагменты презентаций: «Начало промышленного переворота в Англии», «Война за независимость и образование США»;
2.Схема: «Органы государственной власти в США» ,
3.Таблица «Важнейшие изобретения XVIII века»
4.Карта: «Северная Америка в 1775-1783гг.»;
Дидактический и раздаточный материал: фрагменты документов, иллюстрации для практической работы (в группах, парах); тестовые задания, задания для индивидуальной работы.
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивационно-целевой этап.
На предыдущих занятиях мы изучили три больших модуля, которые раскрывают начальные события XVIII века (Назовите их). Повторили и обобщили изученное. Предположите, что еще необходимо выполнить, чтобы закрепить полученные знания, умения, навыки? (организовать их практическое применение или выполнить практикум). Наш урок и будет практикумом. Начиная любую деятельность , каждый ставит перед собой конкретные задачи. Какая главная? (Как научиться применять полученные знания на ГИА ). Что конкретно каждый из вас хочет получить от сегодняшнего урока? (Как работать с документами по данной теме, как использовать иллюстрации как источник информации, как лучше запомнить даты важнейших событий, оперировать понятиями, данными исторической карты ,как информация об исторических деятелях поможет разобраться в исторических событиях и др.). Мы определили цели и задачи практикума. В конце урока выясним, насколько успешно они будут выполнены.
III.Практическое выполнение учебных заданий.
1.Подготовьте вопросы на изученные темы , чтобы они начинались со слов «Почему?» и «Кто?».
2.Работа с историческими документами
1 группа - Стр.193 Современники называли «Энциклопедию наук, искусств и ремесел » громадным арсеналом, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции. Найдите аргументы в самом документе, подтверждающими этот тезис.
2группа - Стр.226 – «Помни, что время – деньги»- писал своему сыну Бенджамин Франклин. Какие экономические отношения господствуют в обществе, где популярны такие наставления?
3 группа - Стр.235– Что имел в виду автор «Декларации независимости», когда писал: «все люди сотворены равными и наделены неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью…»?
Первичное закрепление
Тест «Да или Нет?»
1.Энциклопедисты объявили непримиримую борьбу католической церкви?- ДА
2.Можно ли считать Б.Франклина сторонником кальвинизма?- ДА
3.Верно что «Декларация независимости» провозглашала принцип народовластия?-ДА
4.В « Декларации независимости» провозглашалась отмена рабства?-НЕТ
5 «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» называют Манифестом Просвещения?-ДА
3.Работа с хронологией исторических событий
Установите соответствие
1.Начало движения луддитов в Англии А. 1773г.
2. «Бостонское чаепитие» Б. 1787г.
3.Принятие «Декларации независимости США» В. 1779г.
4.Принятие Конституции США Г. 1776г.
5.Избрание Дж.Вашингтона президентом США Д. 1791г.
6.Принятие Билля о правах Е. 1789г.
4.Работа с понятиями и терминами
Исторический диктант
1.Историческая эпоха в развитии европейской культуры - Просвещение
2.Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике - Промышленный переворот
3.Участники движения разрушителей машин - Луддиты
4. Официальное заявление – Декларация
5.Союзное государство с сильным центральным правительством и самостоятельностью членов союза - Федерация
ФИЗКУЛЬТПАУЗА
5.Работа со схемой «Органы государственной власти в США по Конституции 1787г.»
Заполните пробелы в схеме, согласно Конституции США.
Какой принцип, провозглашенный в «Декларации независимости», реализован в структуре органов государственной власти?
Проверьте правильно ли вы заполнили пробелы в схеме.

6.Работаем с иллюстрациями
Просмотр презентации «Мир художественной культуры и искусства XVIII века».
Выполните задания.
7. «Мир искусства»
Работаем с презентацией – восстанавливаем авторов произведений литературы.
Работаем с репродукцией гравюры У.Хогарта «Заключение брачного контракта» (из серии гравюр «Модный брак»).
У.Хогарт написал 6 гравюр этой серии. Придумайте им название. Сравните с оригиналом.
Задание Что осуждает автор этих гравюр? (безнравственность подобных браков).
7. Творческие задания – Эссе
8.Работа с исторической картой учебника.
Найти и записать 13 английских колоний в Северной Америке.
9.Анализ данных таблицы «Начало промышленного переворота в Англии»
Установить логическую последовательность изобретений и усовершенствований.
IV.Подведение итогов урока.
V.Рефлексия. Самооценка работы на уроке. Определение самых успешных на уроке учеников.
VI.Домашнее задание: Вам известно, что такое эмблема? Это условное изображение какого-либо понятия или идеи. Обобщая свои знания об эпохе Просвещения, её культуре придумайте и нарисуйте эмблему, в которой с наибольшей полнотой воплотился бы Век Разума и Света.