Практикум по теме: «Добро и зло».
Распределите качества, одни относятся к добру, другие к злу. (Поставьте нужную цифру над словом: 1 – Добро, 2 – Зло).
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.
Представьте себе, что ваш недруг, ваш обидчик оказался в проруби и силы его покидают. Вокруг – ни души. Выберите вариант ответа:
- вы пройдете мимо;
- вы побежите за помощью;
- вы постараетесь помочь сами.
Предположим, что вы спасли его, а он скрылся, не поблагодарив. Но сами вы оказались в воде. Что бы вы ему сказали?
Дед знаменитого ученого В.И. Вернадского был военным хирургом. Он участвовал в знаменитом швейцарском походе А.В. Суворова. После штурма Чертова моста, Суворов вынужден был оставить раненых. Ухаживать за ними остался Вернадский. Госпиталь взяли в плен французы. Каково же было удивление французского маршала, когда он прошелся по палатам: русские, французы, итальянцы… Маршал воскликнул: «Вы подбирали всех раненых после боя?» Вернадский получил орден от врага - французский орден Почетного легиона.
Вопрос: Чему так удивился французский маршал?
Что люди называют добром.
И. Г. Чернышевский (1828—1889) — русский мыслитель, литературный критик, публицист.
Очень давно было замечено, что различные люди в одном обществе называют добрым, хорошим вещи совершенно различные, даже противоположные. Если, например, кто-нибудь отказывает свое наследство посторонним людям, эти люди находят его поступок добрым, а родственники, потерявшие наследство, очень дурным. Такая же разница между понятиями о добре в разных обществах и в разные эпохи в одном обществе. Из этого очень долго выводилось заключение, что понятие добра, не имеет в себе ничего постоянного, самостоятельного, подлежащего общему определению, а есть понятие чисто условное, зависящее от мнений, от произвола людей. Но, точнее всматриваясь в отношения поступков, называемых добрыми, к тем людям, которые дают им такое название, мы находим, что всегда есть в этом отношении одна общая непременная черта, от которой и происходит причисление поступка к разряду добрых. Почему посторонние люди, получившие наследство, называют добрым делом акт, давший им это имущество? Потому, что этот акт был для них полезен. Напротив, он был вреден родственникам завещателя, лишенным наследства, потому они называют его дурным делом... Отдельный человек называет добрыми поступками те дела других людей, которые полезны для него; в мнении общества добром признается то, что полезно для всего общества или для большинства его членов; наконец, люди вообще без различия наций и сословий называют добром то, что полезно для человека вообще.
Вопросы: 1. Что, по мнению Чернышевского, позволяет причислять поступки к разряду добрых? 2. Считаете ли вы, что один и тот же поступок можно охарактеризовать как добрый и злой? 3. Почему понятия добра и зла не могут быть постоянными во все времена?
Практикум по теме: «Добро и зло».
Распределите качества, одни относятся к добру, другие к злу. (Поставьте нужную цифру над словом: 1 – Добро, 2 – Зло).
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.
Представьте себе, что ваш недруг, ваш обидчик оказался в проруби и силы его покидают. Вокруг – ни души. Выберите вариант ответа:
- вы пройдете мимо;
- вы побежите за помощью;
- вы постараетесь помочь сами.
Предположим, что вы спасли его, а он скрылся, не поблагодарив. Но сами вы оказались в воде. Что бы вы ему сказали?
Дед знаменитого ученого В.И. Вернадского был военным хирургом. Он участвовал в знаменитом швейцарском походе А.В. Суворова. После штурма Чертова моста, Суворов вынужден был оставить раненых. Ухаживать за ними остался Вернадский. Госпиталь взяли в плен французы. Каково же было удивление французского маршала, когда он прошелся по палатам: русские, французы, итальянцы… Маршал воскликнул: «Вы подбирали всех раненых после боя?» Вернадский получил орден от врага - французский орден Почетного легиона.
Вопрос: Чему так удивился французский маршал?
4. О доброте и лицемерии.
И. Я. Медведева — современный российский автор
А научиться быть добрым трудно. Говорю сейчас о доброте устойчивой, постоянной, а не о той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир. Да, это трудно — всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье-то горе, помочь. Когда понимаешь, что злым быть нехорошо, это уже можно рассматривать как первый шаг к воспитанию в себе доброты. Желание стать добрым — прекрасное желание, но оно сразу не может быть по-настоящему осуществлено.
Вы спросите: а как же быть с лицемерием, фальшью?.. Когда человек лицемерит, он все время думает о пользе для себя. Ну, например, сегодня я ей посочувствую, а завтра она мне даст задачку списать. Или: я буду притворяться, что восхищаюсь им, тогда он меня не побьет. Таким образом, лицемер может стать на защиту хулигана. А человек истинно добрый не задумываясь защитит слабого.
И потом, от постоянного лицемерия невозможно стать добрее, наоборот: вполне закономерно возненавидеть людей, перед которыми приходится пресмыкаться. А тот, кто искренне пытается быть добрым, часто в конце концов добрым становится.
Довольно часто в обыденной жизни необходим трезвый взгляд со стороны, чтобы помочь товарищу, попавшему в беду. А иногда надо себе просто запретить быть добрым. Это особенно важно, когда сталкиваешься с несправедливостью, с жестокостью. Если твой товарищ, пусть даже самый близкий друг, бьет или запугивает слабого, ты просто не имеешь права не замечать этого, пройти мимо только потому, что это сделал твой друг. Доброта — противоположность равнодушия.
И последнее, что хочется сказать: не торопитесь упрощенно делить людей на добрых и злых. Старайтесь быть человечнее, когда судите о человеке.
Вопросы: 1. Что значит быть истинно добрым человеком и что, по-вашему, мнению, для этого необходимо делать? 2. Согласны ли вы со словами автора, что «иногда надо себе просто запретить быть добрым»? Какие примеры, подтверждающие или опровергающие это положение, вы могли бы привести?
Практикум по теме: «Добро и зло».
Распределите качества, одни относятся к добру, другие к злу. (Поставьте нужную цифру над словом: 1 – Добро, 2 – Зло).
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.
Представьте себе, что ваш недруг, ваш обидчик оказался в проруби и силы его покидают. Вокруг – ни души. Выберите вариант ответа:
- вы пройдете мимо;
- вы побежите за помощью;
- вы постараетесь помочь сами.
Предположим, что вы спасли его, а он скрылся, не поблагодарив. Но сами вы оказались в воде. Что бы вы ему сказали?
Дед знаменитого ученого В.И. Вернадского был военным хирургом. Он участвовал в знаменитом швейцарском походе А.В. Суворова. После штурма Чертова моста, Суворов вынужден был оставить раненых. Ухаживать за ними остался Вернадский. Госпиталь взяли в плен французы. Каково же было удивление французского маршала, когда он прошелся по палатам: русские, французы, итальянцы… Маршал воскликнул: «Вы подбирали всех раненых после боя?» Вернадский получил орден от врага - французский орден Почетного легиона.
Вопрос: Чему так удивился французский маршал?
4. Как относиться к своим врагам.
Д. Карнеги (1888—1955) — американский специалист в области ораторского искусства и человеческих взаимоотношений
Мы можем не быть настолько святыми, чтобы любить своих врагов, но ради своего собственного здоровья и счастья давайте по крайней мере простим их и забудем об их существовании. Пожалуй, это самое мудрое, что мы можем сделать. «То, что вас обидели или обокрали, — сказал Конфуций, — ничего не значит, если вы не будете постоянно об этом вспоминать».
Можно наверняка научиться прощать и забывать своих врагов; для этого следует увлечься каким-то важным, возвышенным делом. Тогда оскорбления и вражда, которые мы встречаем в жизни, не имеют никакого значения, потому что мы будем помнить только о своем деле.
Эпиктет девятнадцать веков назад заметил, что мы обычно пожинаем плоды того, что сеем, и почему-то судьба почти всегда заставляет нас расплачиваться за наши злодеяния. «В конечном счете, — сказал Эпиктет, — каждый человек заплатит за свои преступления. Человек, который это помнит, не будет ни на кого сердиться, не будет ни на кого негодовать, не будет никого бранить, не будет никого оскорблять, не будет никого ненавидеть».
Вопросы и задания: 1. Как рекомендует поступать Дейл Карнеги в отношении своих врагов? Считаете ли вы эти советы полезными и хотели бы их придерживаться? 2. Какие советы могли бы дать вы, исходя из своего жизненного опыта?