СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по теме "Системы счисления и перевод между ними. ЕГЭ -2020, задание 1."

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный практикум является дополнением к статье "Системы счисления. Методика преподавания темы на уроках в 8–11-х классах с углубленным изучением информатики для подготовки к ГИА".  Используется для подготовки к ЕГЭ задание 1. 

Просмотр содержимого документа
«Практикум по теме "Системы счисления и перевод между ними. ЕГЭ -2020, задание 1."»

ЕГЭ – 1. Системы счисления и двоичное представление информации

в памяти компьютера (базовый уровень, примерное время

решения – 1 минута). Теория по теме – здесь.


Рассмотрим различные задачи, которые встречаются в данном задании, и способы их решения. Начнем с самых простых задач, которые вряд ли будут на ЕГЭ, но решение которых позволит нам быстро и просто решать самые сложные, и придем к самым сложным.

Задача 1. Как представлено число 7310 в двоичной системе счисления?

a) 10010112 b) 1111012 c) 1010112 d) 10010012

Решение. Для быстрого и точного решения задачи достаточно разложить исходное число на сумму степеней двойки, а затем записать «1» на место существующей степени и «0» - на место пропущенной степени двойки.

Тогда 7310 = 26 + 23 + 20 = 10010012

(шестая степень есть – 1, пятой нет – 0, четвертой нет – 0, третья есть – 1, второй нет – 0, первой нет – 0, нулевая есть – 1).

Возможные ловушки:

  • если исходное число четное, то нужно не забыть о нулевой степени числа.

  • вариант ответа b). Нужно помнить правильность перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную, что десятичная система не «дружит» ни с какой другой в окружении систем с основанием, меньшим 100 (а на другие задачи мы не решаем), и пользоваться таблицей «дружбы» для перевода в двоичную систему счисления нельзя.

Проверка решения: По закономерности 4 из теоретической части:  NL-1 ≤  Ch L.

Тогда 64 73 6 73 7

Длина результата равна 7, как и в полученном ответе.

Эта проверка действует на оба варианта из возможных совершенных ошибок.

На ЕГЭ более вариантов ответов не предусматривается.

Ответ: d (1001001)


Задача 2. Сколько единиц в двоичной записи числа 187 ?

Решение. Для быстрого и точного решения задачи достаточно разложить исходное число на сумму степеней двойки, а затем посчитать количество присутствующих степеней.

Тогда 187 = 128 + 32 + 16 + 8 + 2 + 1 , то есть будет всего шесть степеней двойки.

Заметим, что более никаких действий для получения ответа здесь выполнять не нужно!

Для проверки правильности решения достаточно сложить полученные числа и сравнить их с исходным числом.

Ответ: 6


Задача 3. Сколько нулей в двоичной записи числа 204 ?

Решение. Для быстрого и точного решения задачи достаточно разложить исходное число на сумму степеней двойки, а затем посчитать количество присутствующих степеней.

Тогда 205 = 128 + 64 + 8 + 4 , то есть будет всего 4 степени двойки. А длина числа при переводе в двоичную систему счисления будет равна 8 (27 205 8). Тогда количество нулей в числе будет рано разнице между ними: 8 - 4 = 4.

Заметим, что более никаких действий для получения ответа здесь выполнять не нужно!

Ответ: 4


Задача 4. Как записывается число A9516 в восьмеричной системе счисления?

Решение. Шестнадцатеричная и восьмеричная системы счисления являются «дружественными» («родственными») системами, поэтому для решения задания достаточно использовать таблицу «дружбы» и принцип перевода чисел с ее помощью (см. теорию по теме).

Тогда A9516 = 1010 1001 01012 = 101 010 010 1012 = 52258.

Ответ: 5225


Задача 5. Дано: а = 9C16, b = 2368. Какое из чисел С, записанных в двоичной системе счисления, удовлетворяет неравенству ?

a) 100110102 b) 100111102 c) 100111012 d) 110111102

Решение. Заметим главное: исходные числа даны здесь в различных системах счисления. Для решения задачи нужно сначала привести их в одну – любую, удобную Вам для вычислений, а затем выполнять дальнейшие действия.

Здесь числа даны в дружественных восьмеричной, шестнадцатеричной и двоичной системах, поэтому удобнее всего перевести первое число и ответы в восьмеричную систему и найти подходящий вариант решения.

Тогда 9C16 = 1001 11002 = 10 011 1002 = 2348;

a) 100110102 = 10 011 0102 = 2328;

b) 100111102 = 10 011 1102 = 2368;

c) 100111012 = 10 011 1012 = 2358;

d) 110111102 = 11 011 1102 = 3368.

Правильный ответ – с), но рекомендуется не останавливаться, а проверить все варианты ответов, чтобы быть уверенным в правильном решении.

Ответ: с

Задача 6. Даны 4 целых числа, записанные в двоичной системе:

10111010, 10110100, 10101111, 10101100.
Сколько среди них чисел, меньших, чем 9C16 + 378?

Решение. Заметим главное: исходные числа даны здесь в различных системах счисления. Для решения задачи нужно сначала привести их в одну – любую, удобную Вам для вычислений, а затем выполнять дальнейшие действия.

Здесь числа даны в дружественных восьмеричной, шестнадцатеричной и двоичной системах, поэтому удобнее всего перевести первое число и ответы в восьмеричную систему и найти подходящий вариант решения.

Тогда 9C16 = 1001 11002 = 10 011 1002 =2348;

2348 + 378 = 2738;

101110102 = 2728 (подходит);

101101002 = 2648 (подходит);

101111112 = 2778 (не подходит);

101011002 = 2598 (подходит).

Ответ: 3


Задача 7. Укажите наибольшее четырёхзначное шестнадцатеричное число, двоичная запись которого содержит ровно 5 значащих нулей. В ответе запишите только само шестнадцатеричное число, основание системы счисления указывать не нужно.

Решение. Наибольшее четырехзначное шестнадцатеричное число равно FFFF. Чтобы число с пятью значащими нулями оставалось наибольшим, нули должны стоять в конце числа, тогда переводим две последние цифры в двоичную систему счисления, заменяем там последние пять цифр на нули и переводим обратно в шестнадцатеричную систему, получаем:

FF16 = 111111112 = 111000002 = E016

Ответ: FFE0


Задача 8. (А.Н. Носкин) Задан отрезок [a, b]. Число a – наименьшее число, восьмеричная запись которого содержит ровно 3 символа, один из которых – 3. Число b – наименьшее число, шестнадцатеричная запись которого содержит ровно 3 символа, один из которых – F. Определите количество натуральных чисел на этом отрезке (включая его концы).

Решение.

a = 1038; b = 10F16 = 1 0000 11112 = 4178

4178 – 1038 + 1 = 3158 = 205 (плюс 1, потому что в разность входит только один конец отрезка, добавляем второй).

Ответ: 205


Задача 9. (Е.В. Куцырь) Определите количество натуральных чисел, кратных основанию четверичной системы счисления и удовлетворяющих неравенству: 7348  x 16

Решение.

1E416 = 1 1110 01002 = 7448

7448 – 7348 = 108 = 8 – всего в интервале, включая исходное число. Тогда чисел, кратных 4, в интервале ровно 2.

Ответ: 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя