Класс: 5
Раздел: Развитие географических знаний о земной поверхности
Автор программы: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.
Практическая работа № 1.
Название: «Составление плана местности»
Цель работы: сформировать умение ориентироваться на местности и составлять простейший план местности способом глазомерной полярной съёмки.
Оборудование и материалы: компас, планшет, карандаш, дальномер, рулетка.
Ход работы:
1. По компасу определите направление на север, установите компас так, чтобы стрелка СЕВЕР совпадала с 0°, сориентировать план (стрелка компаса должна совпадать с направлением СЕВЕР на плане).
2. Отметьте точку наблюдения в центре плана (листа бумаги, прикреплённого к планшету).
3. Определите расположение объектов по отношению к месту наблюдения (стороны горизонта на указанные объекты), данные занести в таблицу.
4. Определите азимуты объектов при помощи компаса и визирной линейки, данные занесите в таблицу. На плане линиями обозначьте направления на объекты.
5. Измерьте шагами (2 шага = 1 метр) или дальномером расстояния до объектов и с помощью масштаба отметьте эти расстояния на плане.
6. Объекты изобразите с помощью условных знаков.
№ | Наблюдаемый объект | Расположение объекта по отношению к месту наблюдения | Азимут объекта | Расстояние до объекта (м) |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
Результаты (требования к оформлению):
Ученик научится: использовать компас для определения азимута и сторон горизонта на местности; измерять расстояние на местности шагами или дальномером; составлять простейший план местности.
Требования к оформлению: указать название практической работы, а так же цель и оборудование; таблицу отобразить в тетради; по полученной таблице, сделать выводы.
Критерии оценивания:
1. Работа оформлена, соблюдая все требования, и таблица заполнена полностью – оценка «5»;
2. Работа оформлена, соблюдая все требования, в таблице отсутствуют данные по одному из наблюдаемых объектов – оценка «4»;
3. Работа оформлена, частично соблюдая требования, в таблице отсутствуют данные по двум наблюдаемым объектам – оценка «3».
Выводы:
Проанализировав таблицу, сделайте вывод: чему вы научились на данном практическом занятии? Какие у вас возникли трудности при выполнении задания? (дать развернутый ответ)
Практическая работа № 2.
Название: «Определение направлений и расстояний по глобусу и карте»
Цель работы: научить определять масштабы различных карт и глобуса, развивать навыки работы с картами и глобусом; совершенствовать умение определять направления и расстояния.
Оборудование и материалы: карта полушарий, глобус, физическая карта России.
Ход работы:
1. Определите масштаб карты, глобуса.
2. С помощью линейки произведите измерения расстояния по карте. Переведите в масштаб. Полученные данные запишите в таблицу.
3. С помощью нитки произведите измерения расстояний по глобусу. Измерьте полученную длину с помощью линейки. Переведите в масштаб. Полученные данные запишите в таблицу.
Географические объекты | Направление | Расстояние по карте | Расстояние по глобусу |
Пекин – Канберра | | | |
Москва-Мурманск | | | |
Санкт-Петербург - Лондон | | | |
Париж - Каир | | | |
Нью-Йорк - Бразилиа | | | |
Эверест - Австралия | | | |
Результаты (требования к оформлению):
Ученик научится: определять стороны горизонта и расстояния между географическими объектами для решения практико-ориентированных задач.
Требования к оформлению: указать название практической работы, а так же цель и оборудование; таблицу отобразить в тетради; по полученной таблице, сделать выводы.
Критерии оценивания:
1. Работа оформлена, соблюдая все требования, и таблица заполнена полностью – оценка «5»;
2. Работа оформлена, соблюдая все требования, в таблице отсутствуют данные по одному из географических объектов – оценка «4»;
3. Работа оформлена, частично соблюдая требования, в таблице отсутствуют данные по двум географическим объектам – оценка «3».
Выводы:
Чему вы научились на этом практическом занятии? (дать развернутый ответ)
Практическая работа № 3. (работа с использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)*
Название: «Имена на карте»
Цель работы: познакомиться с выдающимися путешественниками, исследователями, учеными, первопроходцами, имена которых представлены в названиях географических объектов.
Оборудование и материалы: атлас, дополнительные источники информации (ЭОР).
Ход работы:
С помощью карт атласа и других источников информации выпишите в таблицу географические объекты, названные в честь первопроходцев и мореплавателей (не менее 15 географических объектов).
Имя первопроходца и мореплавателя | Географические объекты, названные в их честь |
| |
| |
Результаты (требования к оформлению):
Ученик научится: 1) выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; 2) выделять в записках путешественников географические особенности территории.
Требования к оформлению: указать название практической работы, а так же цель и оборудование; таблицу отобразить в тетради; по полученной таблице, сделать выводы.
Критерии оценивания:
1. Работа оформлена, соблюдая все требования, и в таблице указано 15 объектов или больше – оценка «5»;
2. Работа оформлена, соблюдая все требования, в таблице указано 12-14 объектов – оценка «4»;
3. Работа оформлена, частично соблюдая требования, и указано менее 12 объектов – оценка «3».