Обществознание.
7 класс.
Тема. Права и обязанности граждан.
Цели: после урока учащиеся смогут
- перечислить основные группы прав человека;
- назвать законы, в которых закреплены права и обязанности граждан;
- продолжить формирование умений работы с текстом учебника и документа;
- задуматься о необходимости не только пользоваться правами, но и выполнять свои обязанности.
Словарь (основные понятия) урока: права человека.
Права человека – его возможность делать что-либо, поступать так, чтобы
обеспечить и поддерживать необходимые условия своей жизнедеятельности.
Ресурсы урока:
- листы с заданиями на каждую парту;
- тексты Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека.
Технологическая карта урока.
этапы | методы и приёмы обучения | время |
1 этап. Мотивация. | Учащимся раздаются рабочие листы №1 с неоконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. | Не более 5-х минут |
2 этап. Изучение нового материала. | План. Права человека. Документы по правам человека. Где проходит граница твоих прав. Нет прав без обязанностей. | |
Вопрос 1. | Чтение и анализ текста «Права человека» Вопросы классу: - что такое права человека? - какие группы прав человека выделяют? Какие права входят в каждую группу? 2.Записать в тетрадь определение «права человека», группы прав человека (с примерами). 3.Работа с текстом Всеобщей декларации прав человека. - определить к какой группе прав человека относится приведённое в статье право (ст.3, 12, 13, 17,18, 20, 23, 24, 25, 27). | 8-10 минут |
Вопрос 2. | Объяснение учителя про документы по правам человека. Работа с текстом учебника. - чем было вызвано принятие Всеобщей декларации прав человека? 3. Кто и как обеспечивает твои права. 4. Записи в тетради: Основные документы по правам человека: - Всеобщая декларация прав человека ( 10 декабря 1948 года.) - Конституция Российской Федерации ( 12 декабря 1993 года.) | 8-9 минут |
Вопрос 3. | Работа с Рабочим листом №2. Вывод: Свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому. Она ограничена правами других людей. Уважение прав других людей рождает чувство доверия к тебе и уважение твоих прав.
| 6-8 минут |
Вопрос 4. | Работа с тестом Конституции. - какие обязанности граждан РФ закреплены в Конституции? ( смотри ст.15, ст.17, ст.38, ст.43, ст.44, ст. 57, ст.58, ст.59.) - Почему государство требует выполнения этих обязанностей? | 6-8 минут |
3 этап. Закрепление. | Что такое права человека? Какие виды прав человека вы знаете? В каком международном документе провозглашены права человека? Каковы конституционные обязанности граждан РФ? | 2-3 минуты |
4 этап. Оценивание. | | 1-2 минуты |
5 этап. Домашнее задание | П. 6., стр. 77 рубрика «Учимся пользоваться своими правами» В виде схемы или рисунка отобразить полученные знания. | 1-2 минуты |
Ход урока.
этап. Мотивация (не более 5 минут)
Учащимся раздаются рабочие листы №1 с неоконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на _____________ (личную неприкосновенность).
Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом _________________ (на получение бесплатного образования).
Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право ____________ (пользование учреждениями культуры).
Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино ____________________ (иметь имущество в собственности).
Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на ______________ (неприкосновенность жилища).
- Вы уже знаете некоторые права человека. Сегодня ваши знания по этой теме станут гораздо шире. Тема нашего урока «Права и обязанности граждан». После урока вы сможете перечислять основные группы прав человека, назвать законы, в которых закреплены права и обязанности граждан. Вы продолжите на уроке формирование умений работы с текстом учебника и документами, задумаетесь о необходимости не только пользоваться своими правами, но и выполнять свои обязанности.
этап. Изучение нового материала.
Вопрос 1. (не более 10 минут)
А) Работа с текстом учебника. Чтение учащимися раздела «Права человека»
Вопросы классу:
- Что такое права человека?
- Какие группы прав человека выделяют?
- Какие права входят в каждую группу?
Б) Запись в тетрадь определения «права человека», группы прав человека (с примерами).
В) Работа с текстом Всеобщей декларации прав человека.
- Определите, к какой группе прав человека относится
приведённое в статье право (ст.3, 12, 13, 17,18, 20, 23, 24, 25, 27).
Вопрос 2. (не более 8 минут)
А) Объяснение учителя про документы по правам человека.
Б) Работа с текстом учебника (Рубрика «Путешествие в прошлое»)
- чем было вызвано принятие Всеобщей декларации прав человека?
В) Кто и как обеспечивает твои права (объяснение учителя).
Г) Записи в тетради:
Основные документы по правам человека:
- Всеобщая декларация прав человека ( 10 декабря 1948 года.)
- Конституция Российской Федерации ( 12 декабря 1993 года.)
Вопрос 3. ( не более 8 минут)
А) работа с рабочим листом №2.
Прочитайте текст задания и ответьте на вопросы.
«Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Дети были довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься. Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную мощность включил телевизор».
- Из-за чего возник конфликт между детьми?
- Чьи права были нарушены в данной ситуации, какие права?
- Можно ли было избежать этой ссоры?
Вывод: Свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому. Она ограничена правами других людей.
Уважение прав других людей рождает чувство доверия к тебе и уважение твоих прав.
Вопрос 4. ( не более 8 минут)
Работа с тестом Конституции.
- Какие обязанности граждан РФ закреплены в Конституции? ( смотри ст.15, ст.17, ст.38, ст.43, ст.44, ст. 57, ст.58, ст.59.)
* (ст.15) строго соблюдать Конституцию РФ и законы;
* (ст.17) не допускать нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав;
* (ст. 38) заботиться о своих детях, их воспитании;
* (ст. 38) по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях;
* (ст. 43) получить основное (9 классов) общее образование;
* (ст. 44) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории;
* (ст. 57) платить законно установленные налоги и сборы;
* (ст. 58) охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
* (ст. 59) защищать Отечество и нести военную службу.
- Почему государство требует выполнения этих обязанностей?
3 этап. Закрепление.(3 минуты)
- Ответьте на вопросы.
Что такое права человека?
Какие виды прав человека вы знаете?
В каком международном документе провозглашены права человека?
Каковы конституционные обязанности граждан РФ?
этап. Оценивание (1-2 минуты)
этап. Задание на дом. (1-2 минуты)
П. 6., стр. 77 рубрика «Учимся пользоваться своими правами»
В виде схемы или рисунка отобразить полученные знания.
Рабочий лист №1.
Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на _____________________________________________________________
Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на _________________________
Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на ______________________________________________________________
Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино _______________________________________________________________
Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _______________________________________________________________
Рабочий лист №2.
«Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Дети были довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься. Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную мощность включил телевизор».
- Из-за чего возник конфликт между детьми?
- Чьи права были нарушены в данной ситуации, какие права?
- Можно ли было избежать этой ссоры?