СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Права и обязанности граждан

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и технологическая карта урока обществознания в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Права и обязанности граждан»

Обществознание.

7 класс.

Тема. Права и обязанности граждан.

Цели: после урока учащиеся смогут

- перечислить основные группы прав человека;

- назвать законы, в которых закреплены права и обязанности граждан;

- продолжить формирование умений работы с текстом учебника и документа;

- задуматься о необходимости не только пользоваться правами, но и выполнять свои обязанности.


Словарь (основные понятия) урока: права человека.

Права человека – его возможность делать что-либо, поступать так, чтобы

обеспечить и поддерживать необходимые условия своей жизнедеятельности.

Ресурсы урока:

- листы с заданиями на каждую парту;

- тексты Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека.


Технологическая карта урока.

этапы

методы и приёмы обучения

время

1 этап.

Мотивация.

Учащимся раздаются рабочие листы №1 с неоконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

Не более

5-х минут

2 этап.

Изучение

нового

материала.

План.

  1. Права человека.

  2. Документы по правам человека.

  3. Где проходит граница твоих прав.

  4. Нет прав без обязанностей.


Вопрос 1.

  1. Чтение и анализ текста «Права человека»

Вопросы классу:

- что такое права человека?

- какие группы прав человека выделяют? Какие права входят в каждую группу?

2.Записать в тетрадь определение «права человека», группы прав человека (с примерами).

3.Работа с текстом Всеобщей декларации прав человека.

- определить к какой группе прав человека относится

приведённое в статье право (ст.3, 12, 13, 17,18, 20, 23, 24, 25, 27).

8-10 минут

Вопрос 2.

  1. Объяснение учителя про документы по правам человека.

  2. Работа с текстом учебника.

- чем было вызвано принятие Всеобщей декларации прав человека?

3. Кто и как обеспечивает твои права.

4. Записи в тетради:

Основные документы по правам человека:

- Всеобщая декларация прав человека ( 10 декабря 1948 года.)

- Конституция Российской Федерации ( 12 декабря 1993 года.)

8-9

минут

Вопрос 3.

  1. Работа с Рабочим листом №2.

Вывод: Свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому. Она ограничена правами других людей.

Уважение прав других людей рождает чувство доверия к тебе и уважение твоих прав.




6-8

минут

Вопрос 4.

  1. Работа с тестом Конституции.

- какие обязанности граждан РФ закреплены в Конституции? ( смотри ст.15, ст.17, ст.38, ст.43, ст.44, ст. 57, ст.58, ст.59.)

- Почему государство требует выполнения этих обязанностей?

6-8 минут

3 этап.

Закрепление.


  1. Что такое права человека?

  2. Какие виды прав человека вы знаете?

  3. В каком международном документе провозглашены права человека?

  4. Каковы конституционные обязанности граждан РФ?

2-3 минуты

4 этап.

Оценивание.


1-2

минуты

5 этап.

Домашнее

задание

П. 6., стр. 77 рубрика «Учимся пользоваться своими правами»

В виде схемы или рисунка отобразить полученные знания.

1-2 минуты




Ход урока.

  1. этап. Мотивация (не более 5 минут)

Учащимся раздаются рабочие листы №1 с неоконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

  1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на _____________ (личную неприкосновенность).

  2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом _________________ (на получение бесплатного образования).

  3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право ____________ (пользование учреждениями культуры).

  4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино ____________________ (иметь имущество в собственности).

  5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на ______________ (неприкосновенность жилища).



- Вы уже знаете некоторые права человека. Сегодня ваши знания по этой теме станут гораздо шире. Тема нашего урока «Права и обязанности граждан». После урока вы сможете перечислять основные группы прав человека, назвать законы, в которых закреплены права и обязанности граждан. Вы продолжите на уроке формирование умений работы с текстом учебника и документами, задумаетесь о необходимости не только пользоваться своими правами, но и выполнять свои обязанности.


  1. этап. Изучение нового материала.

Вопрос 1. (не более 10 минут)

А) Работа с текстом учебника. Чтение учащимися раздела «Права человека»

Вопросы классу:

- Что такое права человека?

- Какие группы прав человека выделяют?

- Какие права входят в каждую группу?



Б) Запись в тетрадь определения «права человека», группы прав человека (с примерами).

В) Работа с текстом Всеобщей декларации прав человека.

- Определите, к какой группе прав человека относится

приведённое в статье право (ст.3, 12, 13, 17,18, 20, 23, 24, 25, 27).

Вопрос 2. (не более 8 минут)

А) Объяснение учителя про документы по правам человека.

Б) Работа с текстом учебника (Рубрика «Путешествие в прошлое»)

- чем было вызвано принятие Всеобщей декларации прав человека?

В) Кто и как обеспечивает твои права (объяснение учителя).

Г) Записи в тетради:

Основные документы по правам человека:

- Всеобщая декларация прав человека ( 10 декабря 1948 года.)

- Конституция Российской Федерации ( 12 декабря 1993 года.)

Вопрос 3. ( не более 8 минут)

А) работа с рабочим листом №2.

Прочитайте текст задания и ответьте на вопросы.

«Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Дети были довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься. Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную мощность включил телевизор».

- Из-за чего возник конфликт между детьми?

- Чьи права были нарушены в данной ситуации, какие права?

- Можно ли было избежать этой ссоры?

Вывод: Свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому. Она ограничена правами других людей.

Уважение прав других людей рождает чувство доверия к тебе и уважение твоих прав.


Вопрос 4. ( не более 8 минут)

Работа с тестом Конституции.

- Какие обязанности граждан РФ закреплены в Конституции? ( смотри ст.15, ст.17, ст.38, ст.43, ст.44, ст. 57, ст.58, ст.59.)

* (ст.15) строго соблюдать Конституцию РФ и законы;

* (ст.17) не допускать нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав;

* (ст. 38) заботиться о своих детях, их воспитании;

* (ст. 38) по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях;

* (ст. 43) получить основное (9 классов) общее образование;

* (ст. 44) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории;

* (ст. 57) платить законно установленные налоги и сборы;

* (ст. 58) охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

* (ст. 59) защищать Отечество и нести военную службу.

- Почему государство требует выполнения этих обязанностей?

3 этап. Закрепление.(3 минуты)

- Ответьте на вопросы.

  1. Что такое права человека?

  2. Какие виды прав человека вы знаете?

  3. В каком международном документе провозглашены права человека?

  4. Каковы конституционные обязанности граждан РФ?

  1. этап. Оценивание (1-2 минуты)



  1. этап. Задание на дом. (1-2 минуты)

П. 6., стр. 77 рубрика «Учимся пользоваться своими правами»

В виде схемы или рисунка отобразить полученные знания.


















Рабочий лист №1.


  1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на _____________________________________________________________



  1. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на _________________________

  2. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на ______________________________________________________________

  3. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино _______________________________________________________________

  4. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _______________________________________________________________











Рабочий лист №2.



«Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Дети были довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься. Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную мощность включил телевизор».

- Из-за чего возник конфликт между детьми?

- Чьи права были нарушены в данной ситуации, какие права?

- Можно ли было избежать этой ссоры?














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!