СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Права и свободы ребенка в жизни сказочных героев: проблемы и пути совершенствования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Права и свободы ребенка в жизни сказочных

героев: состояние, опыт, проблемы и пути совершенствования

Просмотр содержимого документа
«Права и свободы ребенка в жизни сказочных героев: проблемы и пути совершенствования»










Новиков В. С.






Права и свободы ребенка в жизни сказочных

героев: состояние, опыт, проблемы и пути совершенствования








Учебное пособие
















Клин - 2019






Рецензент – доктор педагогических наук, профессор А.К. Маренго



В работе на основе имеющихся научных, статистических данных и правоприменительной практики, раскрываются юридические основания, порядок, цель, условия и пределы /реально возможно допустимые ст. ст. 37, 38 и 39 УК РФ/ применения и использования огнестрельного оружия военнослужащими органов федеральной службы безопасности в конфликтных ситуациях пресечения нападения посягающих, уголовно – правового задержания правонарушителей и устранения источников опасности.

Рассчитана на военнослужащих органов федеральной службы безопасности, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, сотрудников правоохранительных органов, курсантов, слушателей и адъюнктов образовательных организаций системы МВД России, ФСБ России, а так же может быть использована студентами и преподавателями в процессе преподавания учебных дисциплин "Конституционное право РФ", "Уголовное право РФ", "Криминология", "Уголовно – исполнительное право" и "Юридическая конфликтология"





© Новиков В.С., 2019


Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,

Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.

Подписано в печать 02 июля 2019 г.

Заказ № Тираж 100 экз.



Содержание


Введение 3

1. Основные законы о правах ребенка 4

2. Русские народные сказки: анализ, обобщение и систематизация норм права о правах ребенка в жизни сказочных героев 5

Заключение 11

Список литературы 12

Приложение 13

























Введение


Актуальность исследования. Дети – это будущее страны. Нам кажется, что сегодня в российском обществе очень востребованы правовые знания. А идеи, как по – новому их преподнести детям, причем даже самым маленьким, занимают многих. А это значит, что важным становится правовое воспитание детей, которые лучше воспринимают информацию не через маленький жизненный опыт, а через сочувствие героям сказок. Актуальность работы заключается в том, что главными проводниками в область правового воспитания для детей выступают сказочные герои. Однако многие проблемы, имеющие практическую значимость, не получили должного научного освещения, что и предопределило выбор темы исследования.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Общественные отношения и правовое воспитание детей, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений (сказка как средство правового воспитания детей).

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются:

а) нормы права, регламентирующие права детей [3, ст.20 - 44];

б) научные и учебно-методические работы;

в) художественная и методическая литература по теме исследования.

ИСХОДНАЯ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Если использовать воспитательные возможности сказок, то это повысит правовое воспитание детей в школе. Проверить возможности использования потенциала сказок как средства правового воспитания в школе.

Цель работы: знакомство с основными правами ребёнка, правовое воспитание, обучение и развитие через призму народных сказок.

Для достижения этой цели предприняты попытки решения следующих основных исследовательских задач:

- проанализировать статьи 20 – 44 Конституции РФ [3, ст.20 - 44];

- проанализировать статьи 1 – 40 Конвенции о правах ребенка [1, ст.1 - 40];

- проанализировать принципы права, регламентирующие права детей [2, п.1 - 10];

- создание организационно-правового, информационного, курсового и программно-методического обеспечения по данной проблематике;

- дать представление об основных правах человека и гражданина РФ через призму русских народных сказок;

- развивать навыки и умения анализировать сказки;

- убедиться, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, формировать правовую культуру у детей;

- воспитывать активную гражданскую позицию.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анкетный опрос граждан, экспертный опрос, анализ документов, интервью, наблюдение, анализ художественной и методической литературы по теме исследования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы:

а) в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства;

б) в педагогической деятельности в образовательных организациях;

в) в деятельности администрации образовательных организаций.

1. Основные законы о правах ребенка


21 век назван Веком ребёнка. 2001 – 2010 г.г. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты. В календаре существуют специальные дни, которые призваны напомнить нам об этом: 1 июня - Международный день защиты детей. 4 июня - Международный день детей – жертв агрессии. 10 декабря – День прав человека. 12 декабря – День Конституции РФ. 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.

Права ребенка отражены в следующих основных законах о правах ребенка:

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16).

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1011).

Федеральный закон от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации".

Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802).

Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177).

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301).

Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410).

Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552).

Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1).

Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954).

Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 36, ст. 4312).

Существуют основные законы о правах ребенка, закрепляющие права ребенка. Наряду с ними стоит и мораль, продуктом которой являются и сказки. Высшей юридической силой обладают международные правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Основным международным документом является «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку. Основным международным документом о правах детей является «Конвенция о правах ребёнка». В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии детей.

Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребенка, которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступила в силу 15.09.1990 года о правах ребёнка):

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. 

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.


  1. Русские народные сказки: анализ, обобщение и систематизация норм права о правах ребенка в жизни сказочных героев

Многие дети не знают о своих правах. Можно ли дать основы правовой культуры маленьким гражданам РФ? Ответ простой - посредством сказки! За основу берем статью Конвенции о правах ребенка, которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступила в силу 15.09.1990 года. Прекрасной базой для изучения прав ребенка служат сказки: «Золушка» - статья об эксплуатации детского труда, «Дюймовочка» - ребенок имеет право жить вместе с родителями и т.д.

Но каждая сказка заканчивается хорошо. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает произвол. И мы осознаем, что всегда находится защитник или сам человек начинает защищать свои права. А это значит, что каждый ребенок должен знать, какие права нарушены и где они закреплены, что делать, если их нарушают – защищать себя самому или искать другие способы защиты у более сильного. В нашем случае – это родители, правоохранительные органы РФ, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Кузнецова Анна Юрьевна.


Таблица №1

Анализ норм права в жизни сказочных героев


Название сказки

Нормы права в жизни сказочных героев

Нарушение статьи Конвенции о правах ребенка, которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступила в силу 15.09.1990 года

Сказка о рыбаке и рыбке

Статья 17. Право на доступ к информации.


Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Право свободного передвижения и выбора местожительства.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Ледяная избушка

Право на защиту

Право на неприкосновенность жилища.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Лягушка-путешественница

Право свободного передвижения и выбора местожительства, право свободного волеизъявления.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Право на личную неприкосновенность, жизнь.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Гуси-лебеди

Баба Яга пользуется правом на свободное перемещение на метле, право владеть имуществом.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Ст.34. Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Морозко

Право на труд.

Право на справедливое вознаграждение за труд.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Ст. 6. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Ст. 16 Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Иванушка и сестрица Аленушка

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Приключения Буратино

Право на учёбу, развитие.

Ст.17. Право человека владеть и распоряжаться своим имуществом, свобода передвижения, право на семью, заботу.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Право на свободу и свободный труд за вознаграждение.

Право на бесплатное образование.

Защита от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Колобок

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Ст. 6. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Волк и семеро козлят

Ст. 6 Каждый имеет право на жизнь.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Неприкосновенность жилища. Ст. 12.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Маша и медведь

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.


Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Маугли

Статья 28. Право на образование. Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Ст. 6. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Ст.1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Золушка

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Красная шапочка

Статья 6. Право на жизнь

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. На безопасность.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Белоснежка и семь гномов

Право на свободу мирных собраний.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Айболит

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 17. Право на доступ к информации.


Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Право гражданина на защиту вне зависимости от местонахождения

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

По щучьему велению, по моему хотенью

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.


Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Три поросенка

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.


Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. А родители несут ответственность и обязаны воспитывать и оберегать детей. Если родителей у них нет, то органы опеки должны о них позаботиться. Право на неприкосновенность жилища.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Серая шейка

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Дюймовочка

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.


Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Кот в сапогах

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Бременские музыканты

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.


Заключение


Где наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права. Но всегда находятся те, кто встаёт на защиту их прав. И у сказочных героев тоже есть свои защитники. Так Коза спасла своих козлят, сестра возвратила братца в семью, Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайчику его избушку. Но и дети не одни в России. На защите их прав стоят родители и сотрудники правоохранительных органов РФ, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Кузнецова Анна Юрьевна.

Я думаю, что моя работа принесёт пользу, так как дети, познакомившись с ней, узнают много нового о своих правах. Это поможет им правильно разрешать конфликтные ситуации в соответствии с действующим законодательством РФ. А родители, наверное, задумаются и будут знать, как защитить права своих детей в случае их нарушения в соответствии с действующим законодательством РФ.

Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления. Но все равно добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальной жизни.

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Права есть у каждого ребенка. Иногда они нарушаются, но они у нас есть! За их соблюдение и нужно бороться – обращаться за помощью к родителям, общественным организациям, правоохранительным органам РФ, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Кузнецовой Анне Юрьевне. Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед родителями, обществом и государством. Ведь именно родители, общество и государство создают ребенку безопасные условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Соблюдай права и свободы других людей!








Список литературы


1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

2. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

4. Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16).

5. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1011).

6. Федеральный закон от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации".

7. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802).

8. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

9. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177).

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

11. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301).

12. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410).

13. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552).

14. Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496).

15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1).

16. Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954).

17. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 36, ст. 4312).






Приложения

Приложение №1


Семейный кодекс РФ разделяет права несовершеннолетних детей на два вида: личные неимущественные права и имущественные права.

К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:

-право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

-право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

-право на защиту (ст. 56 СК РФ);

-право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

-право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

К личным имущественным правам несовершеннолетних детей относятся (ст. 60 СК РФ):

- право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

- право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;

- право на владение, пользование и распоряжение общим имуществом (общей совместной собственностью).

Обязанности несовершеннолетних:

- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления;

- получить основное общее образование (9 классов);

- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах.

- на участие в детском общественном объединении.

- соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

- встать на воинский учет, пройти медицинскую комиссию в военном комиссариате и получить приписное свидетельство.














Приложение №2


Правовой статус участника образовательных отношений – это совокупность закрепленных прав, свобод и обязанностей личности в обществе.

Различают следующие виды правовых статусов участников образовательных отношений:

  • индивидуальный статус участника образовательных отношений – это совокупность прав, свобод и обязанностей конкретного физического лица с учетом его пола, возраста, образования, семейного положения, профессии и т.д.;

  • специальный статус участников образовательных отношений – это совокупность закрепленных в законах и подзаконных нормативно-правовых актах прав, свобод и обязанностей определенных категорий физических лиц, например, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, студентов, несовершеннолетних, учителей, пенсионеров и т.д.;

общий правовой статус участников образовательных отношений – это совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Основном законе государства.

В зависимости от содержания прав и свобод участников образовательных отношений их можно подразделить на:

а) личные права и свободы участников образовательных отношений:

право на жизнь (ст. 21);

право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ч.1 ст. 23);

право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

право определять и указывать свою национальность (ч.1 ст.26);

право на пользование родным языком (ч.2 ст.26);

свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27 ч.1) (эта свобода, естественно, имеет ограничения для иностранных граждан);

свобода совести (ст. 28);

свобода мысли (ч.1 ст. 29);

право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38).

б) политические права и свободы участников образовательных отношений:

свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29);

право на объединения в общественные организации, свобода деятельности при которых гарантируются права и свободы других участников образовательного процесса (ст.30);

право на мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31);

право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей (ч.1 ст. 32);

право избирать и быть избранным (ч.2 ст. 32);

право на равный доступ к государственной службе (ч.4 ст. 32);

право участвовать в отправлении правосудия (ч.5 ст. 32);

право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

в) социальные, экономические и культурные права и свободы участников образовательных отношений:

право на предпринимательскую деятельность (ст. 34);

право на частную собственность (ст. 35);

право на труд (ч. 1-3 ст. 37);

право на забастовку как способ решения трудовых споров (ч.4 ст. 37);

право на отдых (ч.5 ст. 37);

право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ч.1 ст. 39);

право на пособие по безработице (ч.3 ст. 37);

право на жилище (ст. 40);

право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

право на образование (ст. 43);

право на свободу творчества (ст. 44);

право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44);

право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ч.2 ст. 44);

право на возмещение материального вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностных лиц, а также возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

В структуру конституционно-правового статуса участников образовательных отношений входят конституционные обязанности.

Эти обязанности участников образовательных отношений условно делятся на следующие две группы:

а) основные конституционные обязанности участников образовательных отношений:

обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15);

обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34);

обязанность не наносить ущерба окружающей среде (ч. 2 ст. 36);

обязанность заботиться о детях и их воспитании (ч. 2 ст. 38);

обязанность трудоспособных детей с 18 лет заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38);

обязанность получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43);

обязанность заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44);

обязанность уплаты налогов и сборов (ст. 57);

обязанность охраны природы и окружающей среды (ст. 58);

обязанность защиты Отечества (ст. 59);

обязанность воинской или альтернативной службы (ч. 2 и 3 ст. 59).

б) дополнительные конституционные обязанности участников образовательных отношений: обязанность реализовать принцип равенства обязанностей – ч.2 ст.6, обязанность граждан не нарушать прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод – ч.3 ст.17, обязанность граждан не нарушать прав и свобод индивидуальных и коллективных субъектов права при создании и деятельности общественных объединений – ч.5 ст.13, обязанность уважать право на жизнь других – ст.20, обязанность уважать достоинство других людей – ст.21, обязанность уважать право на свободу и личную неприкосновенность – ст.22, обязанность уважать право на частную жизнь других людей – ст.23 и 24, обязанность уважать право на неприкосновенность жилища других людей – ст.25, обязанность уважать право на свободу передвижения и выбор места жительства – ст.27, обязанность уважать право на свободу совести других людей – ст.28, обязанность уважать право на свободу мысли и слова других людей – ст.29, обязанность уважать право на свободу информации других людей – ст.29, обязанность уважать право на создание общественных объединений – ст.30, обязанность уважать право на свободу собраний – ст.31, обязанность уважать право участвовать в управлении государством – ст.32, обязанность уважать право на обращение – ст.33, обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизации и недобросовестной конкуренции – ст.34, обязанность уважать право на частную собственность других людей – ст.35 и 36, обязанность уважать право на свободный труд и право на отдых других людей – ст.37, обязанность уважать право на самозащиту других людей – ст.45 Конституции РФ и др.




























Приложение №3


Проект

Федерального закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав"


Проект


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


ОБ ОСНОВАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ


Настоящий Федеральный закон на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации закрепляет правовые основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в РФ.


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Принципы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав основывается на принципах:

законности;

- демократизма;

- поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- гуманного обращения с несовершеннолетними;

- уважительного отношения к несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям);

- индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

- государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- сохранения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем и его родителях (законных представителях);

- обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;

- равенства всех перед законом;

- справедливости;

- гласности и открытости;

- презумпции невиновности;

- виновности;

- защиты несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей) от незаконного и необоснованного ограничения их прав и свобод;

- права на обжалование постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Статья 2. Законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав


Комиссии руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также законами и актами субъектов Российской Федерации.


Статья 3. Основные задачи и функции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


Задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:

а) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и родителей (законных представителей);

в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

г) предупреждение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Для решения возложенных задач:

Комиссии субъектов Российской Федерации и территориальные (муниципальные) комиссии:

- организуют осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

- утверждают межведомственные программы и координируют проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекают социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролируют их выполнение;

- участвуют в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий.

Комиссии субъектов Российской Федерации:

- координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики, осуществляют мониторинг их деятельности в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и соответствующих субъектов Российской Федерации;

- разрабатывают и вносят в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;

- оказывают методическую помощь, осуществляют информационное обеспечение и контроль за деятельностью территориальных (муниципальных) комиссий в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации;

- участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализируют их эффективность;

- принимают на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивают конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;

- принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные исправительные учреждения;

- представляют в установленном порядке соответствующим субъектам системы профилактики предложения о совершенствовании работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

- принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних (далее - решение о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость);

- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Территориальные (муниципальные) комиссии:

- подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

- дают согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

дают при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;

- обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

- применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;

- принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;

- подготавливают и направляют в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;

- рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;

- рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности к компетенции комиссий;

- обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- вносят в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления

а) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

б) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

в) о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;

г) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

- дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);

- участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- осуществляют иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.


Статья 4. Состав и обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


В состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии.

Членами комиссии могут быть руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, а также другие заинтересованные лица.

Председатель комиссии:

а) осуществляет руководство деятельностью комиссии;

б) председательствует на заседании комиссии и организует ее работу;

в) имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии;

г) представляет комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях;

д) утверждает повестку заседания комиссии;

е) назначает дату заседания комиссии;

ж) дает заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;

з) представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава комиссии;

и) осуществляет контроль за исполнением плана работы комиссии, подписывает постановления комиссии;

к) обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Заместитель председателя комиссии:

а) выполняет поручения председателя комиссии;

б) исполняет обязанности председателя комиссии в его отсутствие;

в) обеспечивает контроль за исполнением постановлений комиссии;

г) обеспечивает контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании комиссии.

Ответственный секретарь комиссии:

а) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии;

б) выполняет поручения председателя и заместителя председателя комиссии;

в) отвечает за ведение делопроизводства комиссии;

г) оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании комиссии, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии;

д) осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;

е) обеспечивает вручение копий постановлений комиссии.

Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие функции:

а) участвуют в заседании комиссии и его подготовке;

б) предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;

в) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;

г) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;

д) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;

е) составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

ж) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;

з) выполняют поручения председателя комиссии.

Председатель комиссии несет персональную ответственность за организацию работы комиссии и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Заседания комиссии проводятся в соответствии с планами работы, а также по мере необходимости.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Члены комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены.

На заседании комиссии председательствует ее председатель либо заместитель председателя комиссии.

Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии.

Порядок принятия комиссией решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость (в том числе перечень документов, представляемых для принятия указанного решения, сроки их рассмотрения комиссией), а также форма документа, содержащего решение о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановления комиссии направляются членам комиссии, в органы и учреждения системы профилактики и иным заинтересованным лицам и организациям.

Постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.

Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.

Постановление комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Решение комиссии о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость, может быть обжаловано в суде.

Комиссия имеет бланк и печать со своим наименованием.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.


Статья 5. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют:

- комиссии, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территории субъектов Российской Федерации (далее - комиссии субъектов Российской Федерации);

- территориальные комиссии, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или муниципальные комиссии, созданные органами местного самоуправления, - районные (городские), районные комиссии в городах, осуществляющие деятельность на территориях городских поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских территорий городов федерального значения этих субъектов Российской Федерации (далее - территориальные (муниципальные) комиссии).

Порядок рассмотрения комиссиями материалов (дел) определяется законодательством Российской Федерации.


Глава II. КОМПЕТЕНЦИЯ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ, ОБРАЗУЕМЫХ

ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Статья 6. Права и обязанности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, имеют право:

- запрашивать и получать от государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности на безвозмездной основе необходимую для работы информацию;

- приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;

- вносить обязательные для исполнения представления в государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, иные органы и организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;

- ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений и непринятия мер во исполнение представлений комиссий;

- ходатайствовать перед судом:

а) об освобождении от наказания, назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, условном осуждении и применении других мер, предусмотренных законодательством, в отношении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности;

б) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно - воспитательном учреждении закрытого типа до истечения срока, продлении срока его пребывания в указанном учреждении для завершения общеобразовательной или профессиональной подготовки или переводе в другое специальное учебно - воспитательное учреждение закрытого типа;

- применять меры воздействия к несовершеннолетнему, к родителям (законным представителям) несовершеннолетнего;

- при наличии в действиях (бездействии) несовершеннолетнего, достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, а также в действиях (бездействии) его родителей (законных представителей) состава административного правонарушения, подведомственного комиссии, наложить административное взыскание.

Члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающие на постоянной штатной основе, имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке посещать расположенные на их территории учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждения уголовно - исполнительной системы для обследования условий содержания, воспитания и образования несовершеннолетних, а также обращения с ними.


Статья 7. Меры по устройству несовершеннолетних, принимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав


Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также оставивших образовательные учреждения и не работающих несовершеннолетних, ведут их учет, принимают решения об их устройстве и контролируют выполнение принятых решений.

Порядок учета и предоставления информации о выявленных и нуждающихся в устройстве несовершеннолетних устанавливается нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Решение комиссии с предложением конкретной формы устройства несовершеннолетнего направляется в органы и учреждения:

1) образования;

2) социальной защиты населения;

3) здравоохранения;

4) занятости населения;

5) опеки и попечительства;

6) внутренних дел.

В случаях, если после выпуска из специального учебно - воспитательного учреждения закрытого типа, освобождения из воспитательной колонии, возвращение несовершеннолетнего на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей (законных представителей) невозможно или нежелательно в силу различных причин, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанных учреждений на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации учреждения принимает меры к устройству несовершеннолетнего в образовательную организацию или трудоустройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также к созданию для него жилищно - бытовых условий в течение десяти дней с момента обращения.

В необходимых случаях комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав обращается в орган местного самоуправления с представлением о назначении несовершеннолетнему опекуна (попечителя).


Статья 8. Меры воздействия, применяемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, к несовершеннолетним


По результатам рассмотрения материалов (дел) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом особенностей возраста, социального положения, поведения, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка могут применять к несовершеннолетним следующие меры воздействия:

- объявить замечание;

- обязать принести извинение потерпевшему за причинение морального или материального ущерба;

- предложить несовершеннолетнему, достигшему четырнадцатилетнего возраста и имеющему самостоятельный заработок (доход), возместить потерпевшему имущественный ущерб или своим трудом устранить причиненный ущерб при наличии у несовершеннолетнего соответствующих трудовых навыков;

- передать несовершеннолетнего под надзор родителей (законных представителей);

- обратиться в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иным доходом;

- с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и с согласия несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, направить его в специальное учебно - воспитательное учреждение открытого типа или в иное реабилитационное учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в них;

- ходатайствовать перед судом о направлении несовершеннолетнего, совершившего общественно - опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, и нуждающегося в особых условиях воспитания и специальном педагогическом подходе, в специальное учебно - воспитательное учреждение закрытого типа.

При вынесении постановления о применении меры воздействия к несовершеннолетнему за совершение правонарушения комиссия решает вопрос о целесообразности проведения с ним профилактической работы специализированными подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.


Статья 9. Меры воздействия, применяемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, к родителям (законным представителям) несовершеннолетних


К родителям (законным представителям) несовершеннолетних, злостно не выполняющим обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут применять следующие меры воздействия:

- объявить замечание;

- предложить возместить причиненный несовершеннолетним ущерб;

- при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании ребенка у родителей (законных представителей) или иных лиц, на попечении которых он находится;

- обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав;

- обратиться в суд с иском о выселении лишенных родительских прав родителей (одного из них) без предоставления другого жилого помещения, если их совместное проживание с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным.


Статья 10. Осуществление функции административной юрисдикции комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав


Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, отнесенные к их компетенции Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 6.23, 20.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Порядок и сроки рассмотрения комиссиями дел об административных правонарушениях, порядок принятия и содержание постановлений по делам об административных правонарушениях, порядок наложения административных взысканий, порядок исполнения постановлений, вынесенных комиссиями по делам об административных правонарушениях, а также сроки погашения административных взысканий определяются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

При обнаружении в процессе рассмотрения материалов (дел) в действиях (бездействии) несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц состава административного правонарушения, неподведомственного комиссии, или признаков состава преступления комиссия направляет материалы в прокуратуру, суд, иные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела в отношении указанных лиц.


Глава III. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ (ДЕЛ)

КОМИССИЯМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ,

ОБРАЗУЕМЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Статья 11. Основания рассмотрения материалов (дел) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав


Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают материалы (дела):

- по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц;

- по собственной инициативе;

- по представлению органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, работодателей, общественных объединений;

- по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние;

- переданные в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.


Статья 12. Подготовка заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


Материалы (дела), поступившие на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем или заместителем председателя комиссии.

В процессе предварительного изучения поступивших дел и материалов определяется:

- подведомственность комиссии поступивших материалов (дел);

- круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание;

- необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов (дел) и обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, истребования дополнительных материалов;

- целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов (дел).

По результатам предварительного изучения материалов (дел) могут приниматься следующие решения:

- назначить материалы (дело) к рассмотрению с извещением о дате и месте заседания несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц, чье участие в заседании будет признано обязательным, и прокурора;

- возвратить полученные материалы (дело), если они не подведомственны комиссии или требуют проведения дополнительной проверки направившим органом;

- провести проверку, обследование по поступившим материалам (делу) или поручить их проведение соответствующим специалистам;

- рассмотреть ходатайство несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) по существу подлежащих рассмотрению на заседании комиссии вопросов;

- обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Несовершеннолетний, его родители (законные представители), адвокат имеют право ознакомиться с подготовленными к рассмотрению материалами (делом) до начала заседания комиссии.

Право ознакомления с материалами (делом) разъясняется указанным лицам в повестке о вызове на заседание комиссии.

Принятые комиссией материалы (дела) должны быть рассмотрены в срок не более тридцати дней с момента их поступления.


Статья 13. Обеспечение проведения заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


До рассмотрения материалов (дела) о правонарушении несовершеннолетнего он, для обеспечения явки на заседание комиссии, может быть по письменному распоряжению председателя комиссии или его заместителя передан под надзор родителей (законных представителей) с их согласия, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, - под надзор администрации этого учреждения. Родители (законные представители) несовершеннолетнего, руководитель детского учреждения дают письменное обязательство комиссии обеспечить явку несовершеннолетнего на заседание комиссии.

При неявке по вызову без уважительных причин на заседание комиссии, рассматривающей материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также дело об административном правонарушении несовершеннолетнего или его родителей (законных представителей) несовершеннолетний, его родители (законные представители) могут быть подвергнуты принудительному приводу через органы внутренних дел по мотивированному постановлению комиссии.

Неявка по вызову без уважительных причин на заседание комиссии родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, свидетелей, представителей учреждений, в которых воспитывается или обучается несовершеннолетний, работодателей, других лиц, чье присутствие признано обязательным при подготовке заседания комиссии, влечет за собой наложение административного взыскания в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.


Статья 14. Порядок проведения заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


Заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и являются правомочными при наличии не менее половины состава.

Председательствует на заседании комиссии ее председатель (по его поручению заместитель председателя или член комиссии).

Материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также дела об административных правонарушениях несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) комиссия рассматривает с обязательным присутствием указанных лиц.

Другие материалы (дела) в отношении несовершеннолетнего или его родителей (законных представителей) могут быть рассмотрены в их отсутствие при условии своевременного извещения о дате и месте проведения заседания и неполучении ходатайства об отложении рассмотрения материалов (дел).

В необходимых случаях на заседание комиссии вызывается педагогический работник образовательного учреждения, приглашаются иные лица по усмотрению комиссии.

Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов (дела) к заседанию.

Материалы (дела) комиссия рассматривает в открытом заседании. В начале заседания председательствующий объявляет, какие материалы (дело) подлежат рассмотрению, кто их рассматривает и представляет участников рассмотрения. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются представленные комиссии материалы, рассматриваются ходатайства, выясняются обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, заслушиваются выступления присутствующих на заседании лиц.

На время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия вправе удалить его из зала заседания.

В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях (законных представителях) комиссия, с учетом характера рассматриваемых материалов (дела), может принять решение о проведении закрытого заседания.

По результатам рассмотрения материалов (дела) комиссия принимает одно из следующих решений:

- о применении мер воздействия;

- о прекращении дела;

- об отложении рассмотрения материалов (дела) и проведении дополнительной проверки;

- о передаче дела в прокуратуру, суд, другие органы по подведомственности.

Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выносится в форме постановления.


Статья 15. Порядок вынесения и содержание постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выносится по результатам рассмотрения конкретных материалов (дела) в отношении несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), а также по результатам рассмотрения представлений органов управления образовательных учреждений, работодателей, обращений иных органов и организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.

Постановление принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.

В постановлении о применении меры воздействия, устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите прав или законных интересов несовершеннолетнего указываются:

Комиссия принимает решения, оформляемые в форме постановлений, в которых указываются:

а) наименование комиссии;

б) дата;

в) время и место проведения заседания;

г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии;

д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;

е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;

ж) содержание рассматриваемого вопроса;

з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);

и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);

к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;

м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Постановление подписывается председательствующим на заседании комиссии и ответственным секретарем и оглашается на заседании комиссии.

Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обязательно для исполнения государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, иными органами и организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности и гражданами.


Статья 16. Представления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


Представления вносятся комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, иные органы и организации, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, в целях устранения причин и условий безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

При получении представления руководители государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, обязаны в месячный срок сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о мерах, принятых по его исполнению.

Непринятие названными лицами мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, или оставление представления без рассмотрения влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.


Статья 17. Срок действия мер, применяемых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав


Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав об объявлении замечания несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям) действует в течение одного года и может быть досрочно отменено комиссией.

Постановление комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей (законных представителей) действует до его исправления и может быть отменено комиссией по ходатайству родителей (законных представителей), если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.


Статья 18. Порядок исполнения постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


Постановления комиссии, вынесенные по материалам (делам), связанным с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, а также в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, в пятидневный срок с момента вынесения направляются для исполнения в соответствующие государственные и муниципальные органы и учреждения, иные органы и организации, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.

Должностные лица указанных органов, учреждений и организаций обязаны в течение десяти дней с момента получения постановления сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых во исполнение постановления мерах.

Копия постановления или выписка из него не позднее пяти дней с момента принятия выдается или направляется лицу, в отношении которого оно вынесено.


Статья 19. Порядок и сроки обжалования постановления (представления) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


Постановление (представление) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в орган местного самоуправления, при котором она образована, или в суд.

Обжалование постановления (представления) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в орган местного самоуправления производится в десятидневный срок со дня его вынесения. Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение постановления (представления).

Сроки и порядок обжалования постановления (представления) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в суд устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление (представление) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть опротестовано прокурором в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".


Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 20. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона


1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.


34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!