СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Права, обязанности и ответственность обучающихся согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Права, обязанности и ответственность обучающихся согласно Федеральному закону

"Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

 

Просмотр содержимого документа
«Права, обязанности и ответственность обучающихся согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.»

Урок по праву в 9 классе.


Тема урока: Права, обязанности и ответственность обучающихся согласно Федеральному закону

"Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Цель урока:

Сформировать у обучающихся представления об их правах, обязанностях и ответственности в образовательной организации, с дальнейшим применением полученных знаний на практике.


Задачи:

Образовательная:

  • способствовать формированию у обучающихся представлений о таких понятиях как: права, обязанности и ответственность обучающихся.

Развивающая:

  • продолжить формировать правовую культуру, развитие информационных умений: работа с справочно-правовыми системами, правовыми документами.

  • умения анализировать и обобщать изучаемый материал.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию чувства ответственности за результаты учебной деятельности поведения в период обучения в образовательных учреждениях.


Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.


Форма работы: групповая, индивидуальная.


Методы обученияобъяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Источники информации: Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Устав «Гимназии №23», Академический школьный учебник. Обществознание 9 класс. Боголюбов Л. Н.


Этапы урока:

  1. организационный: 2 минуты;

  2. постановка цели урока: 5 минуты;

  3. изучение нового материала:30 минут

  4. закрепление изученной темы: 3 минуты;

  5. подведение итогов:5 минут.













Ход урока:

    1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые ребята!

Я Севостьянова Анастасия Евгеньевна, студентка 2 курса юридического факультета МГУ им. Н. П. Огарёва, и сегодня я проведу урок по праву.

1.Объявление темы урока.

Тема сегодняшнего урока: Права, обязанности и ответственность обучающихся согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


И хочется начать урок со слов известного немецкого философа и экономиста Карла Маркса: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».



2.постановка цели урока.

Цель сегодняшнего урока – это конечно же узнать о правах, обязанностях и ответственности обучающихся, которые в первую очередь закреплены в ФЗ «Об образовании В РФ», для того , чтобы вы могли применять полученные знания в дальнейшем. Ваша задача - за урок, заполнить таблицу, а для этого необходимо уяснить и правильно проанализировать новые знания.

Заполните таблицу: « Права, обязанности . ответственность обучающихся согласно ФЗ №273 «Об образовании в Рф»

Права

обязанности

ответственность





    1. Основная часть. Изучение нового материла.


Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

1.Выяснение остаточных знаний

- Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое права?

-Что означают «обязанности» и «ответственность»?

Даём точные определения данным терминам.

Права – это проявление свободы во всех сферах жизнедеятельности личности.  Возможность делать что-л., действовать каким-л. образом

правами человека подразумеваются ряд правил поведения, с помощью которых государство обеспечивает защиту чести, достоинства и свободы гражданина, вне зависимости от его этнической принадлежности, национальности, пола, вероисповедания, языка и цвета кожи.

Обязанность -предусмотренная законом или соглашением сторон мера должного поведения субъекта правоотношения.

Ответственность - применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. Субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

2. В каких документах установлены права обязанности и ответственность учащихся?

Отношения в сфере образования регулируются

  1. Конституцией РФ 1993 г.

  2. Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

  • Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

  • Вступил в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

3. Устав МОУ «Гимназия № 23» г.о. Саранск.

4. иные локальные акты:

правила приема обучающихся;

 режим занятий;

формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;



3. Цель правового регулирования отношений в сфере образования – установить государственные гарантии и механизмы реализации прав и свобод человека в этой сфере, создать условия для развития системы образования, для защиты прав и интересов участников отношений в сфере образования.


4. Предмет регулирования настоящего Федерального закона.

Статья 1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

5. Что такое принципы?

Принципы – основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления регулирования.

6. Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;


7. В Статье5 ФЗ «Об образовании в РФ». Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, закрепляется:

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.





  1. Рассказать и объяснить основные права обучающихся в соответствии с ФЗ № 273.


Обучающимся предоставляются права на:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами.

5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность

6) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

7) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

8) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

9) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

10) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

11) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

12) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;

13) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.


6. Права, как вы знаете, неразрывно связаны с обязанностями, в ФЗ №273 в статье 43 закреплены следующие обязанности. Какие обязанности как у обучающегося у вас есть?

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

 1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.


7. Нарушение правовых норм, как известно, влечет за собой определенные санкции (последствия). Как вы думаете какие последствия могут быть?


В законе «об образовании в РФ» закреплено, что, за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Но есть исключения:

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата

9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.


8. Основные права и обязанности обучающихся по Уставу МОУ «Гимназия№ 23».

Обучающиеся имеют права на:

  • Выбор формы получения образования

  • Обучения по индивидуальному плану

  • Выбор факультативных и элективных учебных предметов

  • Уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия

  • Каникулы – плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей

  • Перевод в другую образовательную организацию

  • Пользование в порядке установленном локальными нормативными актами Учреждения, лечебно-оздоровительной инфраструктурой , объектами культуры и объектами спорта Учреждения.

  • Поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, научной и инновационной деятельности.


Обучающие обязаны:

  • Добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям , выполнять задания

  • Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Учреждения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

  • Бережно относиться к имуществу Учреждения

  • Иметь внешний вид, соответствующий требованиям к одежде обучающихся, установленным локальным актом Учреждения


Обучающимся запрещается :

  • Приносить, передавать, и употреблять в Учреждении табачные изделия, спиртные напитки, токсические и табачные вещества.

  • Применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания, вымогательства

  • Пропускать обязательные занятия без уважительных причин

  • Использовать на уроках мобильные телефоны, карманные компьютеры, электронные устройства.


III. Закрепление изученной темы.

Верны ли суждения?- Контроль по усвоению понятий и пройденной темы содержит 4 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых  верный. Вопросы теста помогают нам понять, усвоил ли понятия на  «пять».



1. Верны ли следующие суждения о развитии образования?
А. Образование развивается как часть национальной культуры народа.
Б. В развитии образования не  проявляется тенденция к интернационализации. 
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
1


2. Верны ли следующие суждения о получении основного образования?
А. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от национальности, языка, вероисповедания.
Б. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от места жительства, возраста, наличия судимости. 
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
3

3.общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:

А. начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Б. начальное, основное, среднее (полное) образование
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
1

4. Общее образование является:

А. не обязательным

Б.  обязательным


верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны


2



IV.Домашнее задание.

1. что составляет основу правового регулирования в сфере образования?

2. с какой целью государство регулирует образовательную деятельность?

3. в чем. Согласно закону, выражается права обучающихся?

4. Какие меры воздействия предусмотрены законом для обучающихся, совершивших дисциплинарные проступки?








2. В заключении приведём слова академика Д.С. Лихачева( 1906- 1999): « Образованность – это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира во всех ее формах – через литературу, науку и т.д. Учение – естественный процесс, который продолжается всю жизнь, - поднимает людей к вершинам знаний, культуры, потому что они движутся вперед. Самое главное, что я хочу сказать молодому поколению, - спишите учиться, спишите получать образование. Всякою науку можно в молодости легче одолеть и усвоить».


Организованное окончание урока.

Вы хорошо поработали на уроке, выполнили все поставленные задачи, молодцы! Урок окончен ,всего доброго!




8






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!