СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Права ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок, с приглашением лиц работаюзщих в правоохранительных органах.

Просмотр содержимого документа
«"Права ребенка"»

Урок обществознания

Тема: «Права человека»

Цели урока:

Эпиграф

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» ст. 2 Конституции РФ

  1. Объяснить актуальность и значимость Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;

  2. Сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;

  3. Закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации и сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закреплённых Декларацией.

Оборудование урока: тексты Всеобщей Декларации прав человека; учебники, листы бумаги, ватман, ручки.

Основные понятия: права человека; принципы прав человека; поколения прав человека; толерантность; декларация; Всеобщая Декларация прав человека; механизм защиты прав человека; правовой статус личности.

Ход урока.

Я – человек, я — гражданин, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею право на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею право на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею право, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею право, чтобы в небе большом всегда была тишина.

История создания Декларации. Её значение в современном мире.

Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он – человек.

Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, т.е. применимы к людям во всём мире, причём без ограничений во времени.

- О каких принципах прав человека я упомянула?

- Что означает слово «принципы»? (исходное положение)

После ответа на вопросы обучающиеся называют принципы прав человека.

Права человека

Уже сейчас вы имеете права. Новые возможности после исполнения 14 лет.

В то же время 14-летний подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) и имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Обладая правами, каждый человек должен выполнять обязанности.

-Какие обязанности должен исполнять гражданин РФ?

Итак, " право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его"

Знание законов помогает людям в их повседневной жизни, уберегает их от многих неприятностей. Помните, что " незнание законов не освобождает от ответственности"


Правовая физкультминутку.


 Игра «да-нет» (да - хлопаем, нет - поднимаем руки вверх).

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? Нет!

– Защищён ли человек законом? Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? Да!

– Может ли человек владеть имуществом? Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? Да!


Естественны неотъемлемы взаимосвязаны универсальны


Вскоре после окончания Второй мировой войны, в 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс-президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире – Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня декларацию называют порой Хартией прав человека.

Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли её главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Сайта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые понятия человека.

Этот небольшой по объёму документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

К числу политических прав человека Декларация отнесла:

  • право человека на жизнь,

  • свободу и личную безопасность,

  • право на справедливое и открытое правосудие,

  • свободу мысли и совести,

  • право на мирные собрания.

Декларация установила, что наказания, ухудшающие положение виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.

Среди новшеств Декларации следует отметить:

  • право на социальную обеспеченность,

  • право на свободный труд в нормальных условиях,

  • право на образование,

  • право на свободное участие в культурной жизни общества,

  • право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества.

Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось:

  • право на свободное участие в профсоюзах,

  • право на отдых,

  • право на равную оплату труда.

Декларация – это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.

Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, т.е. на неё можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используют в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Кроме того, на основании Декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений. По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не производят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.

В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации прав человека как День прав человека.

10 декабря 2008 года заканчивается кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, которая началась год назад, 10 декабря 2007 года.

Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для всех и каждого пока ещё остаётся не достигнутой.


Мини-беседа по вопросу: Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира, и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?

При ответах на поставленные вопросы во время урока обучающиеся пользуются следующей формулой:

  1. Говорят о своей позиции (Я считаю, что…);

  2. Объясняют её (Потому что …);

  3. Приводят примеры (Я могу подтвердить примерами …);

  4. Делают выводы (Таким образом, мой вывод …).


Вопрос: Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?

Обсуждение таблицы-схемы: На доске находится схема «Права и свободы личности»

Права и свободы личности.


Заморочки.


1. Нецензурная брань учащихся в школе - это издержки культуры или противоправное деяние? (мелкое хулиганство)

2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УКРФ ст. 20,163, ДА)

3. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве в школе учащимся, нежелающим писать контрольную работу? (УКРФ ст. 20, 207, преступление)

4. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей - отец или мать? (СКРФ ст. 61, равенство прав родителей)

5. С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (Конституция РФ ст. 17, с рождения)

6. В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности? (Нет. УК РФ ст. 20 - с 16лет, а по отдельным случаям - с 14лет)

7.Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (с разрешения родителей)

8. На ком, по закону, должен лежать основной груз выполнения обязанностей в отношении детей — на отце или на матери? (СК РФ ст. 61, равенство прав и обязанностей)


Права человека – это социальные возможности, обеспечивающие человеку определённый стандарт жизни. Это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие человеку от рождения.

Давайте определим по видам прав "Имею право"

Гражданские (личные) права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права


- На этой схеме представлены основные права и свободы, традиционно классифицируемые в юридической науке и документах, защищающих права человека.

Работа с Конституцией РФ:

Используя данные схемы выделите механизмы защиты прав человека, применяемые в Российской Федерации.

Вопросы и задания к схеме:

- Что вы знаете об указанных правах и свободах личности?

- Назовите конкретные права, используя свой багаж знаний.

- Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы.

Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставить частицу «не».

- Возможно ли достижение полного равенства между людьми?

- Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?


IV. Дискуссия «Защита прав человека».

Все группы получают задание определить, в каких из перечисленных ситуаций имеет место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права.

  • Хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребёнка

  • Учитель на уроке обозвал ученика

  • Два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья

  • Неизвестные ограбили квартиру

  • Милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям

  • Вас не приняли на работу без объяснения причины

  • В поликлинике отказались оказывать необходимую вам медицинскую помощь

  • Вас не включили в избирательный список по выборам депутатов в Государственную Думу российской Федерации.


V. Подведение итогов урока.

Формулируется вывод: «Права человека – это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей. В 19 веке Ф.М. Достоевский сказал: "Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка". Так давайте научимся уважать себя и других. И помните, что с уважением говорят только о тех людях, которые знают законы и живут в соответствии с ними.

Всеобщая Декларация прав – важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и её свободы и позволивший людям всего мира, объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле.










































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!