СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правда и магия театра. Театральное искусство и художник

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правда и магия театра. Театральное искусство и художник

Просмотр содержимого документа
«Правда и магия театра. Театральное искусство и художник»

План-конспект урока по искусству "Тайны актерского перевоплощения. Костюм, грим, маска»"


Пояснительная записка

На данном уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития грима, а так же с профессией гримера. При сообщении новой темы используется презентации (I). В практической работе учащиеся используют приложение (II) (последовательность работы с гримом и др. ), а затем выполняют грим по заданным образцам. Практическая музыка идет под музыку («Принцесса Турандот») (III). Урок способствует сплочению коллектива (работают попарно и по 3 - 4 человека), корректирует психологическое состояние ученика, помогает избавиться от комплексов. Кроме того, поддерживает интерес к предмету, развивает эстетическое восприятие театра, метапредметные связи и является профориентационной работой.

Учащиеся используют следующие средства выразительности:

  1. композиция;

  2. цвет;

  3. линия;

  4. штрих.

На основании этого, дальнейшую работу на уроке можно строить, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

Завершается урок фотосессией и просмотром своих работ на компьютере. Данная разработка урока может быть использована на уроках искусства, на уроках или элективах по профориентации, на школьных праздниках.

Планируемые результаты

Ученик должен понимать значение и взаимосвязь различных видов искусства, их место и роль в духовной жизни человека, эстетически воспринимать многообразие художественной картины мира. Осознавать особенности художественного языка различных видов искусств.

Универсальные учебные действия

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом (мотив — освоить выразительные возможности грима и умение ими пользоваться; цель — изучение различных видов искусств (театр, пение, хореография).

Регулятивные:

постановка учебной задачи;

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

предвосхищение результата и уровня его усвоения, его временных характеристик;

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

внесение необходимых дополнений изменений в план и способ действия;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные:

Преобразование объекта из чувственной формы в модель (загримировать себя или товарища по заданному образцу, использовать различные техники наложения грима для достижения дополнительных эффектов и большей выразительности).

Выбор эффективных способов решения поставленных задач;

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности;

Извлечение необходимой информации, умение структурировать знания;

Самостоятельное создание способов решения задач творческого характера.

Коммуникативные: социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Оборудование: иллюстрации грима, плакаты с информацией о технике наложения грима, грим, ватные палочки, косметические карандаши, парики, влажные салфетки для снятия грима, фото грима, фото видов грима, проектор + экран, большие зеркала , костюмы сказочных персонажей, листы с ребусом и таблица самооценки

ХОД УРОКА

Структура комбинированного урока.

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Актуализация знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания

  6. Первичное закрепление.Практическая

VII. Первичное закрепление

VIII.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

IX. Рефлексия (подведение итогов занятия)

X.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

I. Организационный этап.

Приветствие, настрой на работу, проверка готовности к уроку.

II. Постановка цели и задач урока

Мы продолжаем работать над проектом «Магия театра». Сегодняшний урок, завершающий по теме и посвящен «Искусству перевоплощения».

"Весь мир – театр, а люди в нём – актёры”

– Как вы понимаете это высказывание?

– Кому принадлежат эти слова? (Шекспир) 

– Кто такой Шекспир?

(английский поэт, актёр, оказавший огромное влияние на развитие творческого искусства

Мы с вами в течении I четверти окунулись в удивительный мир театра. Узнали многое, чем и как живет театр и что работают там люди, которые создают этот удивительный мир театра. Театр –коллективное творчество и в нем работают люди которые создают- этот праздник. Какие профессии есть в театре? Давайте вспомним, какими качествами должен обладать режиссер, декоратор, сценарист, костюмер, звукооператор.

Перед вами лежат листки с кроссвордом, где зашифровано более точное название нашей темы.

  1. Объявление о том, что все билеты проданы. (Аншлаг)

  2. Жанры сценического искусства( опера)

3.(Режиссер) это творческий работник  театра или кино, осуществляющий постановку фильма или спектакля. Постановщик спектаклей , фильмов, цирковых и эстрадных программ, радио и телепередач Профессионально важные качества: высокая эрудиция; умение работать с людьми; сильный характер;

воля; активная жизненная позиция; художественное чутье; способность мыслить визуальными образами;

наблюдательность.

4.Жанр основанный Марселем Марсо, основанный на пластике тела, образности и метафоре жеста (пантомима)

5. Помощник режиссера и актера реализующий образ героя, подчеркнув те или другие эмоциональные чувства, которые переживает герой с помощью костюма(Костюмер). Терпение и любовь к людям, профессиям, способности к рисованию эскизов, богатое художественное воображение, интерес работы с тканями, работа руками, хорошее цветовосприятие.

6. Самый главный, без чего не бывает театра, является ?(актер)

7. Автор сценария, который может сочинить оригинальный сюжет (сценарист).Качества которыми должен обладать трудолюбие, уверенность в себе, внимательность, интуитивное мышление, эрудированность)

8. Художник исполнитель пишущий декорации по эскизам(Декоратор).Обладает нестандартным творческим мышлением, креативным богатым воображением, аккуратностью, вниманием, гибкостью мышления.

9. Специалист по звукозаписи и обработке звука(Звукооператор).Качества: музыкальный слух, память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записей звука и его обработке.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Определили слова и нашего тема сегодняшнего урока (ГРИМ и маска)

Сегодня на уроке вы узнаете о роле грима и маске в быту, и театре. Попробуете изобразительные средства перевоплощения: грима и маски, а так же способами нанесения грима и создания художественного образа сказочного героя.

III. Актуализация знаний.

Форма диалога:

— Так для чего нужен грим?

— Чаще всего грим применяют в театре, кино и цирке.

— Грим нужен для изменения лица.

— Чтобы было интересней и понятней кто есть кто в спектакле.

Цель актерского искусства — лицедейство, игра, в которой актер перевоплощается в кого - то другого. Конечно, это перевоплощение условно. Каким должен быть грим — решает режиссер с театральным художником. Грим не может быть найден в готовом виде, оторвано от образа, вне его. Правильно подобранный грим — большое и тонкое искусство.

Существует два способа актерского перевоплощения: внешнее и внутреннее. Это традиции народного театра «представления» и театра «переживания». Драматургия «театра переживания» требовала от актера рождения на сцене полнокровного образа, когда зритель следит за развитием судьбы героя, изменениями его характера и происходит «воплощение на сцене жизни человеческого духа». Правда, актерского существования основана на тончайшей внутренней технике.

Использование средств внешней выразительности (костюм, парик- наклеенные на ткань волосы, грим) в этом случае служит для воплощения динамично живущего образа.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1.(Включить презентацию «Искусство перевоплощения»

2.ГРИМ (франц. grime, от староитальянского grimo – морщинистый), искусство изменять внешность актера (в первую очередь лицо) в соответствии с требованиями исполняемой роли.

3.Грим – чрезвычайно древнее искусство, оно ведет свое начало от первобытных обрядов, связанных с «оживлением» тотема – животного, являющегося гербом и покровителем племени. Некоторые формы театра, основанные на древней классической традиции (Япония –«но» и «кабуки»; Индонезия – «топенг», традиционные китайские и индийские театры) и сегодня сохраняют крайне условный тип грима, когда раскраска лица актера максимально приближена к маске.

4.Существует несколько видов грима. Живописный грим это использование

5.Объемный грим

6.Пластический грим. Создание сценического образа.7.Легкий театральный грим

8.Возрастной грим- искусство старения и омоложения

В самом общем виде типы грима можно разделить на «реалистический» и «условный». Реалистичный грим. Главная цель реалистического грима – достижение высокой степени жизнеподобие изображаемого персонажа. Здесь можно выделить целый ряд направлений грима:

8. При разработке реалистического грима зачастую невозможно ограничиваться изменением лица; гримируются все открытые участки тела, в первую очередь – руки и область декольте. Скажем, когда молодая актриса играет возрастную роль, то гладкая, без морщин шея может разрушить правдоподобие образа.

9.Условный грим

Принципы условного грима основаны на отказе от реалистических традиций, на преувеличении отдельных черт, особенностей, качеств персонажа, или на использовании стилистики конкретного эстетического течения. Основные направления условного грима:

1. Жанровый (выбеленное лицо Пьеро в комедии дель арте; «масочные» гримы классических театров Востока; использование традиций античных трагедий; клоунские нарисованные улыбки во все лицо; и т.д.);

10. Гротескный, или эксцентрический (доведенный до максимума принцип характерного грима);

11. Сказочный, или фантастический (используемый при воплощении вымышленных персонажей, либо «очеловеченных» образов: Баба-Яга или Кащей Бессмертный в русских сказках; Хлеб, Огонь, Кот и др.

12-13.Возрастной грим- искусство старения и омоложения

Посмотрите как поэтапно наносят возрастной грим

14.Подводка над глазами темным тоном

15.Подводка под глазами с использованием холодных тонов

16.Морщины на лбу, затемнение боковых сторон носа.

17.Складки вокруг рта, подбородка

18.Носоротовые складки

19.Все линии надо потихоньку растушевать.

20-21.Гримировальные краски меняют лицо актера живописными приемами: общий тон, штрихи, образующие складки, меняющие форму губ, бровей, овал лица, – в сочетании с разработанной световой партитурой спектакля, – позволяют достичь нужного эффекта.

Для сильного изменения формы лица, которого невозможно добиться только с помощью гримировальных красок, используются разнообразные наклейки, как плоские, так и объемные. Например, сделать курносый нос или азиатский разрез глаз можно с помощью специального пластыря.

Важнейшим средством грима, позволяющим значительно изменять лицо и общий облик персонажа, являются различные постижерные изделия (парики, усы, бороды, шиньоны и другие волосяные накладки и наклейки). Они изготавливаются как из настоящих, так и искусственных волос и широко применяются во всех видах грима. Художник, разрабатывающий грим и помогающий актеру изменить свою внешность, называется гримером-постижером.

22.ТЕАТРАЛЬ НЫЕ МАСКИ 23. Театральные маски – специальные накладки с вырезом для глаз (как правило, форма маски повторяет человеческое лицо) используются с давних времён с целью передачи характера ролей и душевного настроения.24.Маски бывают: Карнавальные, 25.Ритуальные, 26.Комические и трагические. Изготавливаются их из бумаги, папье-маше, гипса, дерева, металла и других материалов. 27.Многие театры используют театральные маски, изготовленные профессионалами из Венеции, где уже несколько веком проходят театральные карнавалы и фестивали. Только соблюдая полную гармонию между всеми вышеперечисленными средствами актёрского перевоплощения, можно рассчитывать на признание зрителей.

V. Первичная проверка понимания

28. В штате театра гример так же необходим, как режиссер или актеры. Именно гример колдует над лицами актеров перед спектаклем, помогая создать нужный образ. Если в образе присутствуют глубокие шрамы, бородавки пользуются таким материалом, как гуммоз. При помощи умело наложенного грима, можно изменить овал лица, состарить актера или сделать моложе, а так же подчеркнуть черты характера героя пьесы. Некоторые актеры гримируются самостоятельно. Для того чтобы удачно загримироваться, актер должен не только хорошо знать свое лицо, но и учитывать характер персонажа, образ которого ему предстоит воплотить на театральных подмостках.

Профессия Художник–гример придумывает грим для создания определенного образа или сходства с историческим персонажем, подбирает парики, бороды, накладки, прически и другие детали, подчеркивающие образ героя. Это перевоплощение, создаваемое актером вместе с художником, иногда составляет даже суть всего представления. Художник –гример должен владеть ИСКУССТВОМ пастижа, чувством тона, линии, цвета, парикмахерским искусством, знанием истории прически, умением создавать их.(запись в тетрадях)

Сегодня на уроке у нас макияжный грим и акварель.

Как накладывается грим, я вам покажу на маске . Главное создать художественный образ героя

VI. Первичное закрепление

Как накладывают грим? Работа гримера с актером

Начинают со смазывания кожи актера вазелином или кремом. Это необходимо для создания эффекта «эластичности» кожи для последующего легкого растушевывания грима.

Затем приступают к подбору и нанесению общего тона (основы). Если основой пренебречь, лицо актера в театральном свете будет выглядеть серо, в какой-то мере болезненно, зрительно «потеряется». От выбранного цвета основы зависит внешний облик персонажа. По нему можно судить о возрасте, расе, даже характере действующего лица. Важно не забыть нанести основу на мочки ушей и шею актера, чтобы сам лицевой грим не выглядел маской.

Следующий этап гримирования — нанесение румян. Не только гримеры могут это делать виртуозно, это по силам даже обычной женщине. Но техника нанесения грима в театре несколько другая: начинают от выступающей части скул плавно, небольшими мазками, переходя к глазной впадине и к уху; затем от внутреннего уголка глаз «ведем» к крыльям носа; и наконец, уделяем внимание вискам, надбровным дугам, затем подбородку и мочкам ушей. Основные приемы корректировки лица (сужение или расширение) делаются при необходимости.

Затем гример прорисовывает детали лица: лоб, глаза, брови, нос, щеки, губы персонажа в зависимости от его образа и замысла спектакля в целом. Это наиболее трудоемкая и важная часть работы гримера. Здесь нужно понимать и учитывать индивидуальные особенности черт лица актера. И в заключение — припудривание лица для гармоничности созданного образа (10-15МИН.)

VI. Первичное закрепление Практическая работа. Под музыку из спектакля Турандот»

Сейчас мы с вами будем настоящими гримёрами.

Для того чтобы грим получился точным, гримёр берёт фотографию нужного персонажа и уже глядя на неё накладывает грим актёр. Инструктаж Снимают грим ваткой, с любым кремом. Работаем кисточкой аккуратно, нельзя краской попадать в глаза. Актера надо посадить так, чтобы на него падал свет.

Практическая работа. Обучающиеся делятся на гримеров и артистов.

VII. Театрализованный показ проделанной работы. Инсценирование фрагментов из спектакля «Летучий корабль». Первое публичное выступление. (Дебют) Итак, сядьте поудобнее, актёры наши готовы к выступлению.

IX .Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их корриктеровка

1.Нужное для игры на сцене оформление лица. (Грим)

2.Накладные волосы, нашитые на матерчатую основу. (Парик)

3.Тот, кто подсказывает актёрам текст роли. (Суфлер)

4.Специальная накладка, скрывающая лицо, с вырезами для глаз. (Маска)

5.Заменитель основного исполнителя роли. (Дублёр)

6.Предметы, имитирующие подлинные. (Бутафория)

IX. Рефлексия: устное рецензирование просмотренного спектакля(Режиссер) , мы часто прибегаем к восторженным оценкам – фразам «как правдоподобно сыграл», «актер прочувствовал эту роль», «он воплотился в своего героя».  Бывает наоборот, и в таком случае в ход идут определения «наигранность», «отсутствие жизни», «отбывание роли». В каждом из нас живет Станиславский с его «Не верю!». Не режиссерским Внутреннее перевоплощение - способностью актера целиком жить на сцене мыслями и чувствами своего персонажа. Грим души - в системе Станиславского - понятие процесса сценического перевоплощения; верно понятая и схваченная сущность характера и типичность действующего лица.)

Участники проекта делятся мнениями. Группы оценивают работу каждого участника. Актеры дают свою оценку гриму, гримеры дают оценку актерам, отмечают положительные и отрицательные стороны грима, маски, костюма атрибутов. Как грим помог перевоплотиться в героя(как художественный образ). Учитель оценивает работу групп в целом.

Итог: Приходим к выводу: Искусство театра носит коллективный характер. Так же в создании спектакля принимают участие художники-декораторы, костюмеры, гримёры, ну и естественно – актёры. Конечно же, не последнее место занимают в театре и художники. Они создают декорации к театральным постановкам, украшают и декорируют сцену, кулисы, зал. Создают афиши и плакаты. Не одно представление не обходится без талантливых рук гримёров, которые мастерски умеют при помощи различной бутафории, париков, грима, специальных накладок превратить обычного актёра в загадочное существо, монстра, сказочное существо или же литературного героя, исторического жанра.

Самооценка. Раздаются листки Самооценки. На экране высвечиваются задания над проектом. Оценивают работу, главный редактор выводит результаты

Актер — основа театрального искусства и носитель его специфи­ки. Актерское искусство — это лицедейство, искусство перевопло­щения. Магическое «если бы». Условность театрального искус­ства: правда и вымысел мира на сцене. Вера и фантазия зрите­ля — компоненты театрального искусства. Актер — режиссер —■ художник и их роль в коллективном творчестве. X.Д/з.

Попробовать сделать грим в домашних условиях и загримировать себя, и пусть ваши мамы вас сфотографируют, а мы сделаем выставку фотографий на самый лучший грим.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!