СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праведный гнев, ненависть и печаль

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть некоторые добродетели в христианском моральном сознании которые непривычно называть добродетелями, но по сути это так. Это такие добродетели, как святая ненависть, праведный гнев, духовная печаль, духовное отвращение и другие. Природа данных чувств иная нежели, чисто у ненависти, гнева, печали.

Ненависть, гнев, печаль в христианской аскетике относят к смертным грехам, они выражают самые сильные чувства человека, потерявшего Бога, его милующую благодать и ожесточившегося вследствие этого на весь мир и даже на Творца. Они поражают душу человека, делают ее страстной, нецельной, искаженной злом. По учению Церкви, грех есть нарушение заповеди Божьей; зло есть отсутствие добра, то есть отрицательное понятие. Зло не существует вне добра, не имея собственной сущности в тварном мире, оно имеет иллюзорное, субъективное существование как тенденция в оскудении добрых сил в человеке. Так и гнев, печаль, как эмоционально-душевные переживания, затрагивающие самые глубинные слои человеческой психики, в сущности являются естественными душе изначально, выражая богоподобность ее, полноту нравственного совершенства. В содержании праведного гнева лежит активное отрицание человеком зла, идолопоклонства, обычаев падшего естества. В основании духовной печали лежит глубокое чувство вины человека перед Богом, раскаяние в грехах, желание вернуть изначальную целостность с Богом.

Просмотр содержимого документа
«Праведный гнев, ненависть и печаль»

Праведный гнев, ненависть и печаль.

Есть некоторые добродетели в христианском моральном сознании которые непривычно называть добродетелями, но по сути это так. Это такие добродетели, как святая ненависть, праведный гнев, духовная печаль, духовное отвращение и другие. Природа данных чувств иная нежели, чисто у ненависти, гнева, печали.

Ненависть, гнев, печаль в христианской аскетике относят к смертным грехам, они выражают самые сильные чувства человека, потерявшего Бога, его милующую благодать и ожесточившегося вследствие этого на весь мир и даже на Творца. Они поражают душу человека, делают ее страстной, нецельной, искаженной злом. По учению Церкви, грех есть нарушение заповеди Божьей; зло есть отсутствие добра, то есть отрицательное понятие. Зло не существует вне добра, не имея собственной сущности в тварном мире, оно имеет иллюзорное, субъективное существование как тенденция в оскудении добрых сил в человеке. Так и гнев, печаль, как эмоционально-душевные переживания, затрагивающие самые глубинные слои человеческой психики, в сущности являются естественными душе изначально, выражая богоподобность ее, полноту нравственного совершенства. В содержании праведного гнева лежит активное отрицание человеком зла, идолопоклонства, обычаев падшего естества. В основании духовной печали лежит глубокое чувство вины человека перед Богом, раскаяние в грехах, желание вернуть изначальную целостность с Богом.

В Священном Писании мы имеем свидетельство, что праведный гнев – качество Личности Бога, его отношения к падшим ангелам и богоборческому человечеству. Вся история человечества есть свидетельство милостей Бога к нему и гнева, наказания, когда чаша зла преисполнялась на весах правосудия Божия.

Господь предупреждает ветхозаветное человечество «и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами. (Исх.22:24). Моисей признает справедливость гнева Божьего: «Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому» (Исх.15:7).

Священное Писание Ветхого и Нового Завета изображает нам как много раз поражал гнев Господень отпадающих от него людей и даже богоизбранный народ. В Священном Писании около семидесяти раз встречается слово «гнев» в отношении Бога к человеку. Это было и при изгнании Адама и Евы из рая, при мировом потопе, в пустыни синайской (Исх.32:11), при поражении городов Содома и Гоморры (Втор.29:23), во время вавилонского (Ездр.5:12), римского пленения еврейского народа, при его последнем рассеянии. «За идолопоклонство, за нарушение завета Господь гневается на Израиль» (Суд.2:20), «предает их в руки врагов – язычников» ( Суд.10:7). Особенно сильно гневается Господь на обращающихся к разного рода суевериям и волшебству. « И проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его» (4 Цар.17:17).

Сила Божьего гнева так велика, что она «жжет до ада преисподнего» (Втор.32:22), то есть достигает даже самых крайних пределов бытия. Гнев Божий изменяет в последний день гнева, в день Страшного Суда саму природу (Соф.3:8); Ангелы изливают семь чаш гнева Божия на землю (Откр.16:1); долготерпеливый к сосудам гнева (людям) Господь, предупреждает их, что непокоряющийся «будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (Откр.14:10). Гнев Господень целостен с другими его качествами – милостью и любовью, но понять Промысел Божий, Его гнев и милость может только смиренное, наполненное благодатью сердце. Господь изменяет гнев на милость к кающимся грешникам (Пс.102:9, Ис.57:16); воинствующие на Бога предаются вечной печальной участи - «ожидание нечестивых — гнев» (Прит.11:23), «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан.3:36).

Гнев Божий за грех одного постигал все общество, ибо его соблазн достигал душ многих и соблазнял их. Так, «не один ли Ахан, сын Зары, сделал преступление, взяв из заклятого, а гнев был на все общество Израилево? не один он умер за свое беззаконие» ( Иис.Нав.22:20).

Господь показывает в Священном Писании как губителен бывает человеческий гнев (например фараона на Моисея и евреев; евреев, впадших в идолопоклонство и гневающихся на Бога) и предает его проклятию «проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт.49:7). В то же время мы видим праведность гнева Моисея на фараона (Исх.11:8), на непокорных воле его и воле Божьей евреев (Исх.16:20); праведность гнева пророка Иоанна на фарисеев и саддукеев (Матф.3:7).

О праведном гневе, в основе которого лежит благоразумие, говорит Давид в псалме: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс.4:5). Неправедный гнев в сердцах глупых, лищенных рассудительности ( Еккл.7:9), им советует Екклезиаст быть медленным на гнев.

Апостол Павел в послании к римлянам раскрывает диалектику Божьего гнева и милости. «Ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления» (Рим.4:15). Нарушение заповеди Божьей ведет к Божьему гневу, восстановление этой заповеди во Христе приводит к милости Божьей к человеку. Не своими заслугами человек отводит гнев Божий от себя, но жертвой Христовой. «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим.5:9). Гнев человеческий абсолютно не оправдан в глазах Божиих, ибо человек не имеет право судить человека, даже заслуженно, до суда Христова. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). Праведный гнев возможен у христиан, но без мести. Неправедный гнев является абсолютным смертным грехом, лишающим человека Божьей благодати, обрекающим его на вечный Божий гнев. «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Матф.5:22).

Подобное различение в отношении гнева (Божий гнев, праведный и неправедный человеческий гнев) возможно и в отношении к чувствам ненависти и печали.

Божья ненависть направлена к абсолютному злу – к сатане и воинству его. Праведный человеческий гнев направлен к злой человеческой воле, умышленно отвращающей его от Бога. Об этом говорится у пророка Давида и Притчах: «Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» ( Пс.138:22); «Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен» (Прит.14:17). О праведной человеческой ненависти говорит святитель Игнатий Брянчанинов: «Когда люди, близкие к нам по плоти, вознамерятся отвлечь нас от последования воле Божией, окажем к ним святую ненависть… Святая ненависть к ближнему заключается в сохранении верности Богу, в несоизволении порочной воле человеков». (1,92). Неправедная человеческая ненависть отравляет саму сущность человека – его богоподобие, отравляет даже все остальные блага Божьи: «Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть» (Прит.15:17).

Судить же о том, полностью входит или только временно, святая ненависть в образ Божий в человеке; и вообще судить о сущности человеческих добродетелей как действий, энергий Божиих мы можем только прикровенно, символически. Ибо человеческое познание относительно: «праведные и мудрые и деяния их — в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним» (Еккл.9:1).







4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!