СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке 8 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экология – это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой обитания. Поэтому изменения, происходящие в окружающей среде, непосредственно влияют на человека, на его здоровье.

Просмотр содержимого документа
«Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке 8 класс»

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Экология – это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой обитания. Поэтому изменения, происходящие в окружающей среде, непосредственно влияют на человека, на его здоровье.

Экология – это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой обитания. Поэтому изменения, происходящие в окружающей среде, непосредственно влияют на человека, на его здоровье.

Возможные результаты отрицательного воздействия неблагоприятной экологической среды на организм человека: изменения генов (мутации); развитие различных заболеваний (нарушения работы сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, нарушение процессов пищеварения и онкологические заболевания) в результате образование излишнего количества свободных радикалов в клетках организма человека

Возможные результаты отрицательного воздействия неблагоприятной экологической среды на организм человека:

  • изменения генов (мутации);
  • развитие различных заболеваний (нарушения работы сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, нарушение процессов пищеварения и онкологические заболевания) в результате образование излишнего количества свободных радикалов в клетках организма человека
Ген  – единица наследственной информации. Известно, что под воздействием окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации)

Ген – единица наследственной информации. Известно, что под воздействием окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации)

Под воздействием неблагоприятных факторов может произойти изменение информации, заложенной в генах, то есть, повлиять на наследственность, на будущие поколения. Этот процесс называется мутагенезом , он постоянно происходит в организме, но под контролем иммунной (защитной) системы организма. При нарастающем загрязнении окружающей среды мутагенез ускоряется и может выйти из-под контроля.

Под воздействием неблагоприятных факторов может произойти изменение информации, заложенной в генах, то есть, повлиять на наследственность, на будущие поколения. Этот процесс называется мутагенезом , он постоянно происходит в организме, но под контролем иммунной (защитной) системы организма. При нарастающем загрязнении окружающей среды мутагенез ускоряется и может выйти из-под контроля.

Если это произойдет в клетке тела, то она может стать родоначальницей злокачественной опухоли. Этот процесс называют канцерогенезом . Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая клетка может при-вести к развитию у ребёнка наследственного заболевания или врожденного уродства.

Если это произойдет в клетке тела, то она может стать родоначальницей злокачественной опухоли. Этот процесс называют канцерогенезом . Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая клетка может при-вести к развитию у ребёнка наследственного заболевания или врожденного уродства.

Канцерогенез  — это сложный многоэтапный процесс, ведущий к глубокой опухолевой реорганизации нормальных клеток организма. Из всех предложенных доныне теорий канцерогенеза, мутационная теория заслуживает наибольшего внимания. Согласно этой теории, опухоли являются генетическими заболеваниями, патогенетическим субстратом которых является повреждение генетического материала клетки (различные мутации). Повреждение специфических участков ДНК приводит к нарушению механизмов контроля за пролиферацией и дифференцировкой клеток и, в конце концов, к возникновению опухоли. Именно это и делают канцерогены.

Канцерогенез  — это сложный многоэтапный процесс, ведущий к глубокой опухолевой реорганизации нормальных клеток организма. Из всех предложенных доныне теорий канцерогенеза, мутационная теория заслуживает наибольшего внимания. Согласно этой теории, опухоли являются генетическими заболеваниями, патогенетическим субстратом которых является повреждение генетического материала клетки (различные мутации). Повреждение специфических участков ДНК приводит к нарушению механизмов контроля за пролиферацией и дифференцировкой клеток и, в конце концов, к возникновению опухоли. Именно это и делают канцерогены.

Канцероген, по определению экспертов Всемирной организации здравоохранения – это агент, способный вызывать или ускорять развитие злокачественного новообразования независимо от механизма его действия или степени специфичности эффекта. Канцерогенами могут выступать самые различные факторы. По своему происхождению они разделяются на химические, биологические и физические.

Канцероген, по определению экспертов Всемирной организации здравоохранения – это агент, способный вызывать или ускорять развитие злокачественного новообразования независимо от механизма его действия или степени специфичности эффекта.

Канцерогенами могут выступать самые различные факторы. По своему происхождению они разделяются на химические, биологические и физические.

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов. Мутагены - это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации.

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов. Мутагены - это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации.

Мутагенным действием обладают многие химические вещества, содержащиеся в естественной природной среде и создаваемые в техносфере. При попадании в организм ни одно вещество не оказывает влияния на клетки организма само по себе, а всегда действует в совокупности с другими веществами и физическими факторами. В нашем организме постоянно протекают тысячи различных реакций. Поэтому, попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ - компонентов пищи, гормонов и так далее. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген. Организм активно борется с мутагенами, стремясь уменьшить их вредное воздействие. Однако, при постоянном ухудшении экологической обстановки происходит снижение защитных свойств организма и его способности защищаться.

Мутагенным действием обладают многие химические вещества, содержащиеся в естественной природной среде и создаваемые в техносфере. При попадании в организм ни одно вещество не оказывает влияния на клетки организма само по себе, а всегда действует в совокупности с другими веществами и физическими факторами.

В нашем организме постоянно протекают тысячи различных реакций. Поэтому, попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ - компонентов пищи, гормонов и так далее. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген. Организм активно борется с мутагенами, стремясь уменьшить их вредное воздействие. Однако, при постоянном ухудшении экологической обстановки происходит снижение защитных свойств организма и его способности защищаться.

Мутагены способствуют образованию в организме так называемых свободных радикалов. Свободные радикалы - соединения кислорода, очень активные молекулы, обладающие высокой способностью взаимодействовать с другими молекулами. Свободные радикалы необходимы для нормального процесса обмена веществ и энергии в организме.  Свободные радикалы  – это активные молекулы, имеющие возможность для присоединения еще одного электрона. Молекула имеет один непарный электрон, и с легкостью вступает в химические реакции, обеспечивающие ей заполнение этой пустоты. Обеспечив это присоединение, она становится неопасной. Однако, химические реакции, вызванные свободными радикалами, не проходят бесследно для организма.

Мутагены способствуют образованию в организме так называемых свободных радикалов. Свободные радикалы - соединения кислорода, очень активные молекулы, обладающие высокой способностью взаимодействовать с другими молекулами. Свободные радикалы необходимы для нормального процесса обмена веществ и энергии в организме.

Свободные радикалы  – это активные молекулы, имеющие возможность для присоединения еще одного электрона. Молекула имеет один непарный электрон, и с легкостью вступает в химические реакции, обеспечивающие ей заполнение этой пустоты. Обеспечив это присоединение, она становится неопасной. Однако, химические реакции, вызванные свободными радикалами, не проходят бесследно для организма.

Учёные установили, что образование лишних свободных радикалов происходит при попадании в лёгкие вместе с воздухом выхлопных газов автомобилей, табачного дыма, мельчайших частиц асбестовой пыли , при облучении различными видами излучения . Организм обладает большими возможностями для борьбы со свободными радикалами, но не бесконечными. Когда экологическая обстановка ухудшается и уровень загрязнения окружающей природной среды начинает стабильно превышать ПДК, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь, увеличение в организме веществ, которые помогали бы ему справиться с действием излишних свободных радикалов.

Учёные установили, что образование лишних свободных радикалов происходит при попадании в лёгкие вместе с воздухом выхлопных газов автомобилей, табачного дыма, мельчайших частиц асбестовой пыли , при облучении различными видами излучения . Организм обладает большими возможностями для борьбы со свободными радикалами, но не бесконечными. Когда экологическая обстановка ухудшается и уровень загрязнения окружающей природной среды начинает стабильно превышать ПДК, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь, увеличение в организме веществ, которые помогали бы ему справиться с действием излишних свободных радикалов.

Антиоксиданты , то есть - препятствующие окислению. К антиоксидантам относятся в частности, некоторые витамины и микроэлементы. Из множества антиоксидантов, содержащихся в продуктах и с помощью которых можно усилить защиту организма, особенно важны витамины А, С, Е.

Антиоксиданты , то есть - препятствующие окислению.

К антиоксидантам относятся в частности, некоторые витамины и микроэлементы. Из множества антиоксидантов, содержащихся в продуктах и с помощью которых можно усилить защиту организма, особенно важны витамины А, С, Е.

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения. Это - сливочное масло, яичный желток, печень, а также во многих растительных пищевых продуктах - морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и ряд других, содержащие каротин. Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно в молодых ростках злаков. Богаты витамином растительные масла - подсолнечное, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е препятствует образованию в большом количестве опасных для организма свободных радикалов.

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения. Это - сливочное масло, яичный желток, печень, а также во многих растительных пищевых продуктах - морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и ряд других, содержащие каротин.

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно в молодых ростках злаков. Богаты витамином растительные масла - подсолнечное, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е препятствует образованию в большом количестве опасных для организма свободных радикалов.

Витамин С содержится в значительных количествах в продуктах растительного происхождения - плоды шиповника, капуста, черная смородина, лимоны, апельсины и другие фрукты и ягоды. Витамин С предотвращает разрушение ферментов свободными радикалами, защищает от рака. Ферменты - биологические вещества, способные во много раз ускорять биохимические реакции.

Витамин С содержится в значительных количествах в продуктах растительного происхождения - плоды шиповника, капуста, черная смородина, лимоны, апельсины и другие фрукты и ягоды. Витамин С предотвращает разрушение ферментов свободными радикалами, защищает от рака.

Ферменты - биологические вещества, способные во много раз ускорять биохимические реакции.

Направления развития общей культуры в области экологической безопасности

Направления развития общей культуры в области экологической безопасности

Первое направление - усиление возможностей организма противостоять различным опасным для здоровья веществам и факторам окружающей среды, которое можно достичь за счет увеличения в ежедневном пищевом рационе продуктов, содержащих витамины А, С и Е. Занятия на свежем воздухе физкультурой или спортом, вообще, высокая двигательная активность.

Первое направление - усиление возможностей организма противостоять различным опасным для здоровья веществам и факторам окружающей среды, которое можно достичь за счет увеличения в ежедневном пищевом рационе продуктов, содержащих витамины А, С и Е. Занятия на свежем воздухе физкультурой или спортом, вообще, высокая двигательная активность.

Второе направление - посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. Для этого, прежде всего, необходимо сформировать в себе потребность и личную ответственность за сохранение окружающей природной среды, а начинать надо с твоего дома, улицы и деревни, в которой ты живёшь. Посмотрите внимательно на среду, непосредственно окружающую нас. Пластиковые бутылки, банки из-под пива, бытовые отходы всюду. И всё это - дело наших рук! Похоже, мы привыкли жить в своих отходах, но пора понять, что наше здоровье напрямую зависит от чистоты дома, наших улиц и городов. Культура экологической безопасности начинается с выработки в себе внутренних запретов разбрасывать отходы своей жизнедеятельности вокруг. Кроме привычки поддерживать доступными способами чистоту окружающей среды, необходимо воспитывать в себе экономное отношение в расходовании в быту электроэнергии, воды и газа. Это тоже способствует сохранению окружающей природной среды, так как если снижается потребление, то снижается производство, а значит, и выбросы.

Второе направление - посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. Для этого, прежде всего, необходимо сформировать в себе потребность и личную ответственность за сохранение окружающей природной среды, а начинать надо с твоего дома, улицы и деревни, в которой ты живёшь. Посмотрите внимательно на среду, непосредственно окружающую нас. Пластиковые бутылки, банки из-под пива, бытовые отходы всюду. И всё это - дело наших рук! Похоже, мы привыкли жить в своих отходах, но пора понять, что наше здоровье напрямую зависит от чистоты дома, наших улиц и городов. Культура экологической безопасности начинается с выработки в себе внутренних запретов разбрасывать отходы своей жизнедеятельности вокруг. Кроме привычки поддерживать доступными способами чистоту окружающей среды, необходимо воспитывать в себе экономное отношение в расходовании в быту электроэнергии, воды и газа. Это тоже способствует сохранению окружающей природной среды, так как если снижается потребление, то снижается производство, а значит, и выбросы.

Третье направление - это умение в повседневной жизни избегать мест, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы, либо мест и компаний, где курение, употребление алкоголя и наркотиков считается нормой поведения

Третье направление - это умение в повседневной жизни избегать мест, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы, либо мест и компаний, где курение, употребление алкоголя и наркотиков считается нормой поведения

Вопросы для самостоятельного ответа: Записать краткий  конспект темы в тетрадь.  2. Запишите кратко в тетради , почему так остро в настоящее время встал вопрос по защите окружающей природной среды?

Вопросы

для самостоятельного ответа:

  • Записать краткий конспект темы в тетрадь.

2. Запишите кратко в тетради , почему так остро в настоящее время встал вопрос по защите окружающей природной среды?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!