СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила экологичного общения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание правил экологичного общения делает нас не только корректными людьми...

Просмотр содержимого документа
«Правила экологичного общения»

«СЮН» филиал МКОУ ДО «ДЮЦ»

г. Палласовка Волгоградской области





Занятие


«Правила экологичного общения»

(4 класс)









Автор: Киселева Татьяна Юрьевна,

педагог МКОУ ДО «СЮН»



 

 










Палласовка 2019


Тип занятия: Знакомство с новым материалом.

Девиз: «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить»

Франсуа Рабле

Цели: 

- Целостно осмыслить, присвоить и обобщить полученную информацию (для детей).

- Создать благоприятные условия для здоровья, обучения и развития детей(для педагога).  

-Формировать у обучающихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения (для педагога).                                  

Задачи:

Образовательные:

  • формировать знания обучающихся об экологичном общении человека с другими людьми.

Развивающие:

Развивать универсальные учебные действия (УУД):

  • коммуникационные (участие в эвристическом диалоге);

  • информационные (поиск нужной информации);

  • познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций);

  • здоровьесбережения (умение применять знания об экологичном общении в сохранении своего и чужого здоровья);

  • личностные (формулировать нравственные суждения).

Воспитательные:

  • формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание влияние правильного общения на психическое здоровье,потребности в соблюдении и пропагандировании правил и норм ЗОЖ.

  • воспитывать культуру общения при участии в беседе, в работе в парах.

  • формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.

Методы:

  • словесный (беседа, рассказ);

  • наглядный (демонстрация презентации, видеофильма, работа с рисунками, схемами);

  • практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта).

  • частично-поисковый (эвристическая беседа);

  • проблемный (решение проблемной ситуации).

  • символического видения (ассоциация объекта с рисунком);

  • сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным учителем)

  • стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуаций успеха);

  • самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и самооценка знаний).

Формы организации деятельности на уроке:

  • фронтальная (демонстрация наглядностей по теме, беседа, решение проблемных задач);

  • игра;

  • работа в парах(выполнение заданий в парах).

Оборудование: значок корзины; текст; задания для работы в парах; жетоны за правильный ответ; проектор для демонстрации презентации; видео; презентация.

Педтехнология: технология модерации на основе использования АМО.

Принципы обучения: учет возрастных и индивидуальных особенностей, доступность, системность, комплексность, последовательность, научность, работа в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • обучающиеся получают знания об особенностях экологичного общения.

Личностные:

  • умение высказывать простые общие для людей правила поведения при сотрудничестве;

  • умение использовать знания в повседневной жизни;

  • умение проявлять инициативу и самостоятельность;

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества уметь делать выбор.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • умение адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:

  • проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);

  • строить объяснение в устной форме;

  • выполнять действия по заданному алгоритму;

  • строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;

  • умение задавать вопросы;

  • умение контролировать действия партнёров при работе в парах, оказывать необходимую взаимопомощь.

Эпиграф на доске:

«Ничего не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».

Сервантес


Ход занятия (45мин.)

I ФАЗА (Начало) - 4 мин.


1.Инициация. Вхождение в тему.(2 мин).

- Добрый день! Как у вас дела? Всё ли в порядке? Для того, чтобы мы быстрее настроились на наше занятие, я предлагаю сыграть в очень интересную игру (Условия игры: только при помощи рук надо поздороваться, попрощаться, поссориться, помириться.). Работа в парах по принципу свободного выбора членов пары.

- Мы с вами, живя в этом мире, ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом. Посмотрите небольшое видео, попробуйте догадаться, чему будет посвящена тема нашего занятия?(видео).Дети сами называют тему занятия.

2. Целеполагание. Ожидания от занятия. (2 мин).

СЛАЙД 1.

Приём «Ассоциации».

- Какие ассоциации у вас возникли, прочитав тему нашего занятия? Ответы детей.

- Исходя из ваших ответов, что мы ожидаем от занятия?

Цель: Изучить особенности правильного (экологичного) общения, чтобы научиться применять эти знания на практике.

СЛАЙД 2.

- Сегодня мы должны получить новую информацию об общении, осмыслить её и соотнести с собственными знаниями. Кроме того, мы будем развивать умения вести себя в соответствии с нравственными нормами. Для этого вы будете выполнять различные задания, обсуждать ситуации, вырабатывать собственное отношение, рефлексировать.


IIФАЗА( фаза реализации смысла) - 35мин.


3. Создание проблемной ситуации (5 мин).

- В современном обществе общение - очень важная составляющая. Порой люди просто не понимают друг друга. Часто случается, что мы говорим, казалось бы, совершенно простые вещи, которые на наш взгляд не могут ранить. Но наш оппонент в результате обижается. Или же наоборот – нам кажется, что человек как будто бы нарошно выбирает для нас самые обидные слова, хотя, на самом деле, он вообще не пытался нас обидеть. То есть важно уметь выстраивать гармоничные отношения между людьми. А это есть умение правильно общаться. А как это сделать?

Приём «Корзина идей».

- Напишите, что вы знаете о том, какими средствами общаться. Дети пишут.

- Ваши сведения по данной теме собираются в «корзине идей», даже если они ошибочны. Ошибки будут исправляться по мере освоения новой информации. Ответы детей.

- Вы назвали много разных средств общения. Я только внесу дополнения в наш список.

 

(Дети говорят, что улыбка).

-Особенно высоко ценится в общении улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги – ходить, рот - поглощать пищу, глаза – смотреть. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко. Это ужасно, если тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся.

– Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Как стало на душе? (Радостно).

Как же общаться так, чтобы было радостно на душе? Чтобы разобраться с этим, мы познакомимся с новой информацией.

4. Введение нового материала – инпут (25 мин).

Цели для детей.Получить новую информацию, осмыслить её и соотнести с собственными знаниями; развивать умения вести себя в соответствии с нравственными нормами.

Цели для педагога. Дать новую информацию; развивать критическое мышление, продвигая знания детей от «старого» к «новому», поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать, уважать другое мнение.

- Все вы знаете о детях, воспитанных животными – «маугли». Они не могли ни говорить, ни вести себя как люди, т.к. общались только с животными. Человека может воспитать только человек, и воспитание это происходит через общение. Только через общение человек приобретает жизненный опыт.

СЛАЙД 3.

- Для лучшего понимания и запоминания средства общения делят на:


Вербальные                           Невербальные

- устная речь                                        - интонация

- письменная речь                               - взгляды

                                                            - мимика

                                                          - жесты

-позы

- Словами человек передаёт не всю информацию в процессе общения. Например, если сказать: «очень вкусно» и при этом изобразить на лице отвращение, то скорее поверят выражению лица, чем словам. Информацию, переданную с помощью невербальных средств, можно научиться читать, понимать и распознавать так же, как мы понимаем слова. СЛАЙД 4.

- Приведите свои примеры того, как можно передать информацию посредством взгляда, позы и т.д. Примеры детей.(Н-р,старушка остановилась и поставила сумку – она устала).

СЛАЙДЫ 5-7.

А теперь выполните такое задание: проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте, сколько ошибок допущено в ней?

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

(три ошибки: спросить спокойно, извиниться, спросить:« Который час?»)

- А теперь проверим выполнение задания и сделаем выводы.( Общение должно быть вежливым)

Вот и следующий шаг,

Сделать его для вас – пустяк!

Приём «Мудрые совы»(для развития умений анализировать текст совместно с другими; вести исследовательскую работу в паре; доступно передавать информацию). СЛАЙД 8.
- Детям предлагается самостоятельно проработать содержание предложенного текста. Затем они получают лист с конкретными вопросами и заданиями (Работа в парах).

1.Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их.

2.Выберите из текста новую информацию и запишите.

3.Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой.

4.Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

5.Что тебе пригодится в будущем?

Задания

1. С какой целью люди начинают общаться?

2. Какие бывают виды общения?

3. Какие существуют стили общения? Какого стиля в общении нужно придерживаться?

4. Назовите правила экологичного, правильного общения.

СЛАЙДЫ 9-12.

-А теперь оцените свою работу по 5-балльной шкале.


Физминутка – 1мин ( упр. для снятия усталости глаз).

5. Проработка содержания темы( 5 мин).

- Чтобы узнать, кто вы есть в общении и насколько комфортно с вами общаться, проведем упражнение«Праздничный пирог». Приём «Кейс - метод»(задается ситуация, дети должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений). СЛАЙД 13

- Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным пирогом. Пирог небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?

1. Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей). -

2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция.Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому).-

3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого). -

4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон).+

Ответы детей.- Теперь снова сделаем выводы.

Приём «Тонкие и толстые вопросы».СЛАЙД 14

«Тонкие» вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах. «Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа.

«Тонкие» вопросы

1. Можно ли стать человеком без общения?

2. Перечислите стили общения.


«Толстые вопросы»

1. Почему люди начинают общаться?

2. Предположите, что будет, если большинство людей будут придерживаться стиля общения «Я-хороший, ты-плохой»?

3.Как нужно правильно общаться?


Пусть каждый оценит свою работу по 5-балльной шкале.

А сейчас сделаем общий вывод о том, как правильно общаться.

Вывод: общаясь с кем-либо, нужно осознавать возможные последствия сказанного и сделанного нами, нужно четко понимать, как это может повлиять на наши дальнейшие взаимоотношения с людьми. Обладая навыками экологичного общения, мы становимся не только корректными людьми, но можем достичь большого успеха. Ведь мы знаем правильный подход к людям!


- А теперь послушайте вот такую притчу: «Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать её за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!» Мораль: Нужно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ».


Физминутка – 1мин ( упр. от общего утомления).

-Предлагаю поиграть в игру «Не ошибись, пожалуйста». Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову волшебное слово.

Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, тихонечко, пожалуйста. Потопайте. Руки вперед. Потянитесь, будьте так любезны! Мои дорогие, прошу вас, пожалуйста, тихо сядьте!


Ш ФАЗА( Подведение итогов)- 5мин.


6. Рефлексия результатов (2мин)

-Ребята, настало время подвести итоги занятия. Для начала я бы хотела, чтобы вы кратко высказали свое мнение о работе на занятии, материале, который мы изучали. Ответьте одним предложением:

- Комфортно ли мне было на занятии? (сенсорная рефлексия)

-Какова была цель занятия? Мы ее достигли? Успел справиться с заданиями? (физич.рефл.)

- Мне запомнилось больше всего…(интеллект.рефл.)

- Я испытал затруднения, когда…(интеллект.рефл.)

- Полученные знания я смогу применить с целью…(духовная рефл.)

Прием ТРИЗ «Мысли во времени»(способствует осмыслению своего опыта и умению давать личностную оценку).

-Дети, в течение 1 мин. запишите все мысли, которые вам пришли в голову и связаны со словом « ОБЩЕНИЕ ».

-Почему записал именно это?


- А теперь «постреляем» вРефлексивную «мишень».Если вы оцениваете свою работу на «5» показываем 5 пальчиков, на «4», 3, 2 - соответственное количествоСЛАЙД 15.



- Измерьте «температуру» своего настроения на занятии, закрасив деления на градуснике:


7.Домашнее задание. (на выбор обучающихся)(1мин). СЛАЙД 16

- Написать, какие существуют средства общения (просто).

- Нарисовать картинку «Стили общения» (сложнее).

- Составить список рекомендаций для правильного общения (сложно).

СЛАЙД 17

- Я с вами прощаюсь. Большое спасибо всем! Вы очень старательно работали. На следующем нашем занятии мы продолжим разговор об общении и поговорим подробнее о вежливости. Берегите себя! Спасибо всем! До свидания!





ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ

Без общения человек не может стать человеком. Общаются люди с целью:

1. Обмена информацией,

2. Обмена действиями,

3. Восприятия друг друга и установления взаимопонимания.

Выделяют два вида общения: непосредственное и опосредованное. Непосредственное общение – когда люди находятся в непосредственном контакте (касание, мимика…), опосредованное общение осуществляется через письмо (книга) или технические средства (радио, кино).


Существуют четыре стиля общения:

«Я-плохой, ты-плохой». Люди с таким стилем не доверяют ни себе, ни окружающим. Им будет трудно в жизни чего-нибудь добиться.

«Я-плохой, ты-хороший». Это стиль общения неудачника, не способного принимать решения и действовать.

«Я-хороший, ты-плохой». Общение с такими людьми сводится к конфликтам. Они не умеют слушать и ценить окружающих.

«Я-хороший, ты-хороший». С такими людьми всегда приятно общаться. Они уважают и себя, и собеседников.

Чтобы общение было экологичным, есть правила правильного общения.

1. Называя собеседника по имени и глядя ему в глаза, мы показываем своё уважение, искренность.

2. Улыбаясь во время разговора, мы демонстрируем своё дружелюбие и уверенность в себе.

3. Давая собеседнику возможность обсудить важные для него темы, мы показываем свою способность учитывать интересы окружающих.

4. Во время общения мы должны проявлять искренний интерес к собеседнику.

5. Если мы будем оскорблять собеседника, он посчитает, что мы не сможем его понять, и решит, что разговаривать тут нечего, и вместо разговора будет драка.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!