СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила по сольфеджио

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие содержит правила по сольфеджио с 1 по 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Правила по сольфеджио»

Правила по сольфеджио

1 класс

Скрипичный ключ или ключ «соль», в котором живут высокие звуки.

Басовый ключ или ключ «фа», в котором живут низкие звуки.

Лад - настроение в музыке.

Мажор - светлый, веселый лад.

Минор - темный, грустный лад.

Тональность - это высота лада. Тоника + лад = тональность.

Гамма - звуки лада, расположенные по порядку от тоники до тоники,

Тоника - самая устойчивая, самая главная ступень лада, 1 ступень.

Такт – расстояние от одной сильной доли до другой.

Метр - пульс музыки, он делит ее сильные и слабые доли.

Ритм - сочетание длинных и коротких звуков.

Длительности нот:

Целая Половинная Четвертная Восьмая

1и 2и 3и 4и 1и 2и 1и 1 или «и»



Если звуки стали в ряд, получился звукоряд.

Размер - цифры, стоящие после скрипичного ключа, где верхняя цифра показывает, сколько долей в такте, нижняя - длительности этих долей.

Пауза - знак молчания:

Целая Половинная Четвертная Восьмая Шестнадцатая



Строение мажорной гаммы: Т-Т-П-Т-Т-Т-П

Полутон - самое близкое расстояние между двумя звуками.

Тон - это два полутона вместе.

Альтерация - повышение или понижение звуков.

Знаки альтерации:

Диез, знак повышения звука на полтона.

Бемоль, знак понижения звука на полтона.

Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Порядок появления бемолей: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Виды ступеней:

Устойчивые ступени I, III, V

Неустойчивые ступени - II, IV, VI, VII

Главные ступени -1, IV, V

Вводные ступени - II, VII

Переход неустойчивой ступени в устойчивую называется разрешением:

I II III IV V VI VII I

Опевание - это окружение устойчивой ступени неустойчивой.

Опевание бывает снизу и сверху:

I I III III V V

Тетрахорд - четыре звука гаммы. Гамма делится на два тетрахорда: нижний

и верхний:

Затакт - если мелодия начинается со слабой доли.

Аккорд - одновременное сочетание трех или более звуков.

Трезвучие - это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных через ноту.



Тоническое трезвучие Т53 - строится на I ступени.

Субдоминантовое трезвучие S53 - строится на IV ступени.

Доминантовое трезвучие Д53 строится на V ступени.

Динамика - сила звучания в музыке

Динамические оттенки:

рр - очень тихо

р - тихо

тр - не очень тихо

mf - не очень громко

f- громко

ff- очень громко

Темп - скорость звучания музыки. Темпы бывают медленные, средние, быстрые.

Транспонированне или транспозиция - это перенос мелодии в другую тональность.



2 класс



Строение минорной гаммы: Т - П - Т - Т - П - Т - Т

Минор бывает трех видов:

Натуральный, где стоят только ключевые знаки.

Гармонический - в котором повышается VII ступень.

Мелодический - при движении вверх повышаются VI, VII ступени,

при движении вниз - натуральный минор.

Параллельные тональности - это тональности, имеющие одинаковые ключевые

знаки, но разные тоники. Чтобы найти параллельный минор, надо спуститься вниз

на 3 ступени, чтобы найти параллельный минор, надо подняться вверх на три ступени.

(Например: До мажор-ля минор).



Сложный размер – это размер, состоящий из двух простых однородных размеров. Например: 4/4 =2/4+2/4; 6/8 =3/8+3/8



Интервал - расстояние между двумя звуками. Нижний звук называется основание, верхний - вершина. Чтобы построить интервал, нужно знать две его величины:

тоновую и ступеневую.

Тоновая показывает количество тонов и влияет на звучание. Ступеневая показывает количество ступеней и дает интервалу название. Простые интервалы - это интервалы,

не шире восьми звуков. Интервалы бывают большими, малыми, чистыми, увеличенными и уменьшенными.

Название интервала

Обозначение

Количество тонов

Количество ступеней

Чистая прима

ч 1

0

1

Малая секунда

м 2

0,5

2

Большая секунда

б 2

1

2

Малая терция

м 3

1,5

3

Большая терция

б з

2

3

Чистая кварта

ч 4

2,5

4

Чистая квинта

ч 5

3,5

5

Малая секста

м 6

4

6

Большая секста

б 6

4,5

6

Малая септима

м 7

5

7

Большая септима

б 7

5,5

7

Чистая октава

ч 8

6

8

Песенки ступеней: ч1 б2 б3 м3

Андрей-воробей Дин-дон дин-дон Светлый день Ночь темна

Не гоняй воробей Загорелся отчий дом.

ч4 ч5 б6 б7

Вперед, вперед Вопрос-ответ В лесу родилась Стремлюсь вверх

Труба зовет елочка

Консонансы и диссонансы

Консонансы - это интервалы, которые звучат мягко, приятно, благозвучно.

Совершенные - все чистые интервалы: ч1 ч4, ч5, ч8 (лад не слышен).

Несовершенные - м3, б3, м6, б6 (лад слышен).

Диссонансы - это интервалы, звучащие резко, неприятно.

К ним относятся м2, б2, м7, б7.

Мотив - наименьшая часть мелодии, которая имеет определенное выразительное значение (объем обычно 1 такт).

Фраза - более крупные части мелодии, обычно состоящие из 2 мотивов.

Секвенция - восходящее или нисходящее перемещение какого-либо мелодического построения. Секвенция состоит из звеньев. Первое звено называется мотивом.

Интервал, на который перемещается секвенция называется шагом.

Диатоническая или тональная секвенция - это секвенция, звенья которой перемещаются в одной тональности.

Устойчивые интервалы в ладу - это интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав Т53.

Неустойчивые интервалы в ладу - это интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав Т53.

Ладовое разрешение интервалов - это переход неустойчивых звуков в ближайшие устойчивые звуки лада

Импровизация - сиюминутное воспроизведение музыки, ощущаемое внутренним слухом.

Гармонизация - подбор аккордов к мелодии.

Аккомпанемент - сопровождение мелодии.



3 класс



Обращение интервалов - это перенесение нижнего звука на октаву вверх, или

верхнего звука на октаву вниз. Большие интервалы обращаются в малые, малые в большие, чистые в чистые, увеличенные в уменьшенные и наоборот.

Сумма обращаемых интервалов равна 9.

8__________1

7__________2

6__________3

5__________4

Трезвучия с обращениями:

Каждый звук в трезвучии имеет свое название: нижний - прима, средний - терция, верхний - квинта.

Обращение трезвучия - это перенесение примы или терции на октаву вверх или вниз. Трезвучие имеет два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.

Первое обращение называется секстаккорд обозначается Т6, S6, Д6. Называется секстаккордом, так как крайние звуки образуют интервал сексту.

Второе обращение называется квартсекстаккорд. Обозначается Т64, S64, Д64. Называется квартсекстаккордом, так как в основе лежит интервал кварта, а крайние звуки образуют сексту.

Таблица аккордов



I

II

III

IV

V

VI

VII

Т5З

Д64

Т6

S53

Т64

S6

Д6

S64




Д53

К64





Кадансовый квартсекстаккорд (К64) - это Т64, расположенный между S53 и Д5з

в заключительном гармоническом обороте. Такой оборот называется каденцией.



Трезвучия с обращениями от звука:

Б53 (большое или мажорное трезвучие) М53 (малое или минорное трезвучие)

Б53 = б3 + м3 М53 = м3 + б3

Б6 = м3 + ч4 М6 = б3 + ч4

Б64 = ч4 + б3 М64 = ч4 + м3



Переменный лад - лад, в котором сочетаются две тоники. Часто это тоники параллельных тональностей.

Одноименные тональности – это тональности, имеющие одинаковые тоники,

но разные ключевые знаки. (Например: До мажор и до минор).



Период - наименьшая музыкальная форма, в которой излагается одна музыкальная мысль. Период делится на предложения, те в свою очередь на фразы и мотивы.

Три вида периода:

1. Квадратный (если число тактов равно 4, 8, 16) и неквадратный (если

другое количество тактов).

2. Повторного и неповторного строения (если предложения повторяются

или совершенно разные).

3. Однотональный (если звучит в одной тональности) и модулирующий

(если начинается в одной, à заканчивается в другой тональности).



4 класс



Тритоны - это интервалы, которые содержат три тона. К ним относятся: ув.4 и ум.5. Тритоны строятся в натуральном и гармоническом ладах мажора и минора.

У в. 4 строится на IV, VI ступенях;

Ум. 5 строится на II, VII ступенях.

Так как тритоны строятся на неустойчивых ступенях и являются диссонансами,

эти интервалы разрешаются: увеличенные при разрешении

увеличиваются, уменьшенные - уменьшаются.

Ув 4 Ум 5 Ув 4 Ум 5



Септаккорд - это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантовый септаккорд (Д 7) - это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, который строится на V ступени мажора и гармонического минора. Называется доминантовым, так как строится на V ступени, которая называется доминантой. Называется септаккордом, так как крайние звуки образуют интервал септиму.

Так как является диссонансом, разрешается в неполное Т53 с утроенной тоникой.

Каждый звук в септаккорде имеет свое название: прима, терция, квинта, септима.

Обращение септаккорда - это перенесение примы, терции или квинты на октаву

вверх или вниз.

Д7 имеет три обращения:

1. Доминантовый квинтсекстаккорд (Д 65) - строится на VII ступени,

разрешается в Т53 с удвоенной тоникой.

2. Доминантовый терцквартаккорд (Д 4 з) - строится на II ступени,

разрешается в полное развернутое Т53.

3. Доминантовый секундаккорд (Д 2) - строится на IV ступени,

разрешается в Т6 с удвоенной тоникой.

До мажор

Д7 Т53 Д65 Т53 Д43 Т53 Д2 Т6

Пунктирный ритм:

Синкопа - это перемещение сильной доли на слабую. Бывает внутритактовая:

Пишется так:

И междутактовая:

Встречаются синкопы, где вместо ожидаемого

акцента на сильной доле возникает пауза:

Триоль. Деление основной нотной длительности на три равные части образует ритмическую группу триоль:

5 класс



Квинтовый круг тональностей - это система тональностей, расположенных по

кварто - квинтовому кругу. Таким образом диезные мажорные тональности

расположены вверх по ч 5, бемольные тональности расположены вверх по ч 4.



Буквенное обозначение звуков и тональностей:

С (Це) – До, D (Дэ)- Ре, Е (е) – Ми, F (эф) – фа, G (гэ) – соль, А (а) – ля, В (бэ) – Си.

is- диез, es -бемоль
Dur – мажор, moll – минор

В некоторых нотах можно встретить обозначение ноты си буквой Н (ха), в таком

случае буква В обозначает Си-бемоль.

Каденция - заключение музыкальней мысли.

1. Автентическая - если звучит полная каденция, то есть Т53 на сильной доле такта,

в мелодии звучит прима аккорда, перед Т53 звучит Д53.

2. Плагальная - если в каденции перед Т53 звучит S53.



7 основных видов септаккордов:

Название септаккорда зависит от интервала, который образуется между крайними звуками и трезвучия, лежащего в основе септаккорда.

Смена различных аккордов, звучащих на фоне длительно удерживаемого басового звука, который называется органным пунктом.

Фигурация. Если звуки аккордов берутся не вместе, а по очереди – такое изложение аккорда называется гармоническое фигурацией.

Альтерация - повышение или понижение неустойчивых ступеней в направлении существующих в данной тональности тяготений:

До мажор ля минор

II IV VI VII II IV

При альтерации неустойчивые звуки остаются неустойчивыми и разрешаются всегда в звуки тоники своей тональности. Таким образом, альтерация не изменяет направления тяготений. В мажоре и миноре возможна альтерация II, IV ступеней:

В мажоре могут быть: II II IV VI

В миноре могут быть: II II ÌV VI

«Хром» - окраска звука.

Хроматизм — повышение или понижение ступеней, вызывающие новые тяготения. Хроматизм наз. вспомогательным, если появляется между одинаковыми по высоте соседними звуками:

и проходящим, если расположен между разными по высоте соседними звуками:

Отклонение - это переход из одной тональности в другую без каданцевого заключения, а затем возврат в исходную тональность.

Модуляция - переход из одной тональности в другую. Переход происходит через Д 7 и его обращения новой тональности. Такой аккорд называется модулирующим.



6 класс

Гармонический мажор - это мажор с пониженной VI ступенью

Характерные интервалы - это интервалы, характерные для гармонических ладов мажора и минора. К ним относятся: ув.2, ум.7, ув.5, ум.4.


Ув.2

Ум. 7

Ув. 5

Ум. 4

Мажор гарм.

VI

VII

VI

III

Минор гарм.

VI

VII

III

VII

До мажор

Ув2 Ум7 Ув5 Ум4

Уменьшенное трезвучие (Ум.53) строится на VII ст. мажора и гарм. минора;

на II ст. минора и гарм. мажора, разрешается в м3. Ум53 = м3 + м3

Увеличенное трезвучие (Ув. 53) строится на VI ст. гарм. мажора, разрешается в Т64; строится на III ст. гарм. минора, разрешается в Т6. Ув5з = бз + б3

До мажор До мажор Ля минор

Ум53 Т53 Ум53 Т53 Ув53 Т53 Ув53 Т53

Малый вводный септаккорд (MVII7) - это септаккорд, построенный на VII ступени натурального мажора. MVII7 = м3 + м3 + б3

Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Д65 в Т53

Уменьшенный вводный септаккорд (Ум VII7) - септаккорд, построенный на VII ступени гармонического мажора и минора. Ум VII7 = м3 + м3 + м3

Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Дб5 в Т53.

Малый минорный септаккорд (SII7) - септаккорд, построенный на II ступени натурального мажора. SII7 = м3 + б3 + м3

Разрешается через Д43 в Т53

МVII7 Д65 Т53 УмVII7 Д65 Т53 SII7 Д43 Т53

Состав малого мажорного септаккорда с обращениями от звука:

Д 7 = б3+ м3+ м3

Д65 = м3+ м3+ б2

Д43 = м3+ б2+б3

Д2 = б2+ б3+ м3



Составные интервалы - это интервалы шире октавы.

Нона обозначается цифрой 9 = октава + секунда

Децима 10 = октава + терция

Ундецима 11 = октава + кварта

Дуодецима 12 = октава + квинта

Терцдецима 13 = октава + секста

Квартдецима 14 = октава + септима

Квинтдецима 15 = октава + октава

Интервалы шире 15 звуков специальных названий не имеют.



Переменный размер - размер, который меняется в музыкальном произведении или в какой-либо его части. В нотной записи выражается чередованием тактов различных размеров.

7 класс



Родственные тональности - тональности, имеющие наибольшее число общих звуков.

Родственные тональности или тональности I степени родства отличаются друг от друга на 1 ключевой знак.

Для мажора родственными будут:

тональность Т53 и ее параллельная, S 5з и ее параллельная, тональность Д 53 и ее параллельная, s 53 (мин.). Т53 этих тональностей можно расположить на ступенях первоначальной тональности - II, III, IV, V, VI.

Для С - Dm, Em, F, Fm, G, Am.

Для минора родственными будут:

Тональность T 53 и ее параллельная, тональность S 53 и ее параллельная, тональность

Д 53 и ее параллельная, и d 53 (мин.). Это тональности III, IV, V, VI, VII ст.

Для Am - С, Dm, Em, Е, F, G.



Лады народной музыки - это особые натуральные лады, встречающиеся в музыке разных народов. Названия которых заимствованы из греческой музыкальной терминологии.

Мажорные лады:

ионийский - лад, полностью совпадающий с натуральным мажором;

лидийский - мажор с повышенной 4 ступенью;

миксолидийский - мажор с пониженной VII ступенью.

Ионийский Лидийский Миксолидийский

Минорные лады:

Эолийский, полностью совпадающий с натуральным минором;

Фригийский - минор с пониженной II ступенью;

Дорийский - минор с повышенной VI ступенью.

Эолийский Фригийский Дорийский

Пентатоника - пятиступенный лад, в котором нет полутонов. Характерен для народов Китая. В мажорной пентатонике отсутствуют IV, VII ступени.

В минорной пентатонике отсутствуют II, VI ступени.

Энгармонически равные звуки - это звуки, одинаковые по звучанию, но разные по названию.

Энгармонически равные тональности - тональности, одинаковые по

звучанию, но разные по названию.

Пример: Ces - Н; Fis - Ges; Gis m - As m.

Энгармонически равные интервалы - это интервалы, одинаковые по

звучанию (по количеству тонов), но разные по названию (по количеству

ступеней). Каждому интервалу энгармонически равны, по меньшей мере, два других интервала:

М2 ув1 б2 ум3 м3 ув2

Хроматическая гамма - это гамма, состоящая из диатонических и хроматических полутонов. В мажоре при движении вверх повышаются все ступени, кроме III, VI,

а при движении вниз дублируются все кроме I, V.

В минорной хроматической гамме при движении вверх и вниз изменяются все,

кроме I, V ст.

Смешанный размер - это размер, образованный слиянием простых неоднородных размеров. К числу смешанных размеров относятся пяти, семи, одиннадцати - дольные размеры.5/4 = 2/4 + 3/4, 5/8 = 2/8 + 3/8, 7/4 = 3/4 + 4/4

Модулирующая секвенция - это секвенция, звенья которой перемещаются по родственным тональностям.

Хроматическая или транспонирующая секвенция – это секвенция, звенья которой перемещаются по «далеким» тональностям.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!