Правила по сольфеджио
1 класс
Скрипичный ключ или ключ «соль», в котором живут высокие звуки.
Басовый ключ или ключ «фа», в котором живут низкие звуки.
Лад - настроение в музыке.
Мажор - светлый, веселый лад.
Минор - темный, грустный лад.
Тональность - это высота лада. Тоника + лад = тональность.
Гамма - звуки лада, расположенные по порядку от тоники до тоники,
Тоника - самая устойчивая, самая главная ступень лада, 1 ступень.
Такт – расстояние от одной сильной доли до другой.
Метр - пульс музыки, он делит ее сильные и слабые доли.
Ритм - сочетание длинных и коротких звуков.
Длительности нот:

Целая Половинная Четвертная Восьмая
1и 2и 3и 4и 1и 2и 1и 1 или «и»
Если звуки стали в ряд, получился звукоряд.
Размер - цифры, стоящие после скрипичного ключа, где верхняя цифра показывает, сколько долей в такте, нижняя - длительности этих долей.
Пауза - знак молчания:

Целая Половинная Четвертная Восьмая Шестнадцатая
Строение мажорной гаммы: Т-Т-П-Т-Т-Т-П
Полутон - самое близкое расстояние между двумя звуками.
Тон - это два полутона вместе.
Альтерация - повышение или понижение звуков.
Знаки альтерации:
Диез, знак повышения звука на полтона.
Бемоль, знак понижения звука на полтона.
Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Порядок появления бемолей: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Виды ступеней:
Устойчивые ступени I, III, V
Неустойчивые ступени - II, IV, VI, VII
Главные ступени -1, IV, V
Вводные ступени - II, VII
Переход неустойчивой ступени в устойчивую называется разрешением:

I II III IV V VI VII I
Опевание - это окружение устойчивой ступени неустойчивой.
Опевание бывает снизу и сверху:

I I III III V V
Тетрахорд - четыре звука гаммы. Гамма делится на два тетрахорда: нижний
и верхний:
Затакт - если мелодия начинается со слабой доли.
Аккорд - одновременное сочетание трех или более звуков.
Трезвучие - это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных через ноту.
Тоническое трезвучие Т53 - строится на I ступени.
Субдоминантовое трезвучие S53 - строится на IV ступени.
Доминантовое трезвучие Д53 строится на V ступени.
Динамика - сила звучания в музыке
Динамические оттенки:
рр - очень тихо
р - тихо
тр - не очень тихо
mf - не очень громко
f- громко
ff- очень громко
Темп - скорость звучания музыки. Темпы бывают медленные, средние, быстрые.
Транспонированне или транспозиция - это перенос мелодии в другую тональность.
2 класс
Строение минорной гаммы: Т - П - Т - Т - П - Т - Т
Минор бывает трех видов:
Натуральный, где стоят только ключевые знаки.

Гармонический - в котором повышается VII ступень.

Мелодический - при движении вверх повышаются VI, VII ступени,
при движении вниз - натуральный минор.
Параллельные тональности - это тональности, имеющие одинаковые ключевые
знаки, но разные тоники. Чтобы найти параллельный минор, надо спуститься вниз
на 3 ступени, чтобы найти параллельный минор, надо подняться вверх на три ступени.
(Например: До мажор-ля минор).
Сложный размер – это размер, состоящий из двух простых однородных размеров. Например: 4/4 =2/4+2/4; 6/8 =3/8+3/8
Интервал - расстояние между двумя звуками. Нижний звук называется основание, верхний - вершина. Чтобы построить интервал, нужно знать две его величины:
тоновую и ступеневую.
Тоновая показывает количество тонов и влияет на звучание. Ступеневая показывает количество ступеней и дает интервалу название. Простые интервалы - это интервалы,
не шире восьми звуков. Интервалы бывают большими, малыми, чистыми, увеличенными и уменьшенными.
Название интервала | Обозначение | Количество тонов | Количество ступеней |
Чистая прима | ч 1 | 0 | 1 |
Малая секунда | м 2 | 0,5 | 2 |
Большая секунда | б 2 | 1 | 2 |
Малая терция | м 3 | 1,5 | 3 |
Большая терция | б з | 2 | 3 |
Чистая кварта | ч 4 | 2,5 | 4 |
Чистая квинта | ч 5 | 3,5 | 5 |
Малая секста | м 6 | 4 | 6 |
Большая секста | б 6 | 4,5 | 6 |
Малая септима | м 7 | 5 | 7 |
Большая септима | б 7 | 5,5 | 7 |
Чистая октава | ч 8 | 6 | 8 |
Песенки ступеней: ч1 б2 б3 м3

Андрей-воробей Дин-дон дин-дон Светлый день Ночь темна
Не гоняй воробей Загорелся отчий дом.
ч4 ч5 б6 б7

Вперед, вперед Вопрос-ответ В лесу родилась Стремлюсь вверх
Труба зовет елочка
Консонансы и диссонансы
Консонансы - это интервалы, которые звучат мягко, приятно, благозвучно.
Совершенные - все чистые интервалы: ч1 ч4, ч5, ч8 (лад не слышен).
Несовершенные - м3, б3, м6, б6 (лад слышен).
Диссонансы - это интервалы, звучащие резко, неприятно.
К ним относятся м2, б2, м7, б7.
Мотив - наименьшая часть мелодии, которая имеет определенное выразительное значение (объем обычно 1 такт).
Фраза - более крупные части мелодии, обычно состоящие из 2 мотивов.
Секвенция - восходящее или нисходящее перемещение какого-либо мелодического построения. Секвенция состоит из звеньев. Первое звено называется мотивом.
Интервал, на который перемещается секвенция называется шагом.
Диатоническая или тональная секвенция - это секвенция, звенья которой перемещаются в одной тональности.

Устойчивые интервалы в ладу - это интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав Т53.

Неустойчивые интервалы в ладу - это интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав Т53.

Ладовое разрешение интервалов - это переход неустойчивых звуков в ближайшие устойчивые звуки лада

Импровизация - сиюминутное воспроизведение музыки, ощущаемое внутренним слухом.
Гармонизация - подбор аккордов к мелодии.
Аккомпанемент - сопровождение мелодии.
3 класс
Обращение интервалов - это перенесение нижнего звука на октаву вверх, или
верхнего звука на октаву вниз. Большие интервалы обращаются в малые, малые в большие, чистые в чистые, увеличенные в уменьшенные и наоборот.
Сумма обращаемых интервалов равна 9.
8__________1
7__________2
6__________3
5__________4
Трезвучия с обращениями:
Каждый звук в трезвучии имеет свое название: нижний - прима, средний - терция, верхний - квинта.
Обращение трезвучия - это перенесение примы или терции на октаву вверх или вниз. Трезвучие имеет два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.
Первое обращение называется секстаккорд обозначается Т6, S6, Д6. Называется секстаккордом, так как крайние звуки образуют интервал сексту.
Второе обращение называется квартсекстаккорд. Обозначается Т64, S64, Д64. Называется квартсекстаккордом, так как в основе лежит интервал кварта, а крайние звуки образуют сексту.
Таблица аккордов
I | II | III | IV | V | VI | VII |
Т5З | Д64 | Т6 | S53 | Т64 | S6 | Д6 |
S64 | | | | Д53 К64 | | |
Кадансовый квартсекстаккорд (К64) - это Т64, расположенный между S53 и Д5з
в заключительном гармоническом обороте. Такой оборот называется каденцией.
Трезвучия с обращениями от звука:
Б53 (большое или мажорное трезвучие) М53 (малое или минорное трезвучие)
Б53 = б3 + м3 М53 = м3 + б3
Б6 = м3 + ч4 М6 = б3 + ч4
Б64 = ч4 + б3 М64 = ч4 + м3
Переменный лад - лад, в котором сочетаются две тоники. Часто это тоники параллельных тональностей.
Одноименные тональности – это тональности, имеющие одинаковые тоники,
но разные ключевые знаки. (Например: До мажор и до минор).
Период - наименьшая музыкальная форма, в которой излагается одна музыкальная мысль. Период делится на предложения, те в свою очередь на фразы и мотивы.
Три вида периода:
1. Квадратный (если число тактов равно 4, 8, 16) и неквадратный (если
другое количество тактов).
2. Повторного и неповторного строения (если предложения повторяются
или совершенно разные).
3. Однотональный (если звучит в одной тональности) и модулирующий
(если начинается в одной, à заканчивается в другой тональности).
4 класс
Тритоны - это интервалы, которые содержат три тона. К ним относятся: ув.4 и ум.5. Тритоны строятся в натуральном и гармоническом ладах мажора и минора.
У в. 4 строится на IV, VI ступенях;
Ум. 5 строится на II, VII ступенях.
Так как тритоны строятся на неустойчивых ступенях и являются диссонансами,
эти интервалы разрешаются: увеличенные при разрешении
увеличиваются, уменьшенные - уменьшаются.

Ув 4 Ум 5 Ув 4 Ум 5
Септаккорд - это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантовый септаккорд (Д 7) - это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, который строится на V ступени мажора и гармонического минора. Называется доминантовым, так как строится на V ступени, которая называется доминантой. Называется септаккордом, так как крайние звуки образуют интервал септиму.
Так как является диссонансом, разрешается в неполное Т53 с утроенной тоникой.
Каждый звук в септаккорде имеет свое название: прима, терция, квинта, септима.
Обращение септаккорда - это перенесение примы, терции или квинты на октаву
вверх или вниз.
Д7 имеет три обращения:
1. Доминантовый квинтсекстаккорд (Д 65) - строится на VII ступени,
разрешается в Т53 с удвоенной тоникой.
2. Доминантовый терцквартаккорд (Д 4 з) - строится на II ступени,
разрешается в полное развернутое Т53.
3. Доминантовый секундаккорд (Д 2) - строится на IV ступени,
разрешается в Т6 с удвоенной тоникой.
До мажор

Д7 Т53 Д65 Т53 Д43 Т53 Д2 Т6
Пунктирный ритм:

Синкопа - это перемещение сильной доли на слабую. Бывает внутритактовая:

Пишется так:
И междутактовая:


Встречаются синкопы, где вместо ожидаемого
акцента на сильной доле возникает пауза:

Триоль. Деление основной нотной длительности на три равные части образует ритмическую группу триоль:
5 класс
Квинтовый круг тональностей - это система тональностей, расположенных по
кварто - квинтовому кругу. Таким образом диезные мажорные тональности
расположены вверх по ч 5, бемольные тональности расположены вверх по ч 4.
Буквенное обозначение звуков и тональностей:
С (Це) – До, D (Дэ)- Ре, Е (е) – Ми, F (эф) – фа, G (гэ) – соль, А (а) – ля, В (бэ) – Си.
is- диез, es -бемоль
Dur – мажор, moll – минор
В некоторых нотах можно встретить обозначение ноты си буквой Н (ха), в таком
случае буква В обозначает Си-бемоль.

Каденция - заключение музыкальней мысли.
1. Автентическая - если звучит полная каденция, то есть Т53 на сильной доле такта,
в мелодии звучит прима аккорда, перед Т53 звучит Д53.
2. Плагальная - если в каденции перед Т53 звучит S53.
7 основных видов септаккордов:
Название септаккорда зависит от интервала, который образуется между крайними звуками и трезвучия, лежащего в основе септаккорда.

Смена различных аккордов, звучащих на фоне длительно удерживаемого басового звука, который называется органным пунктом.
Фигурация. Если звуки аккордов берутся не вместе, а по очереди – такое изложение аккорда называется гармоническое фигурацией.
Альтерация - повышение или понижение неустойчивых ступеней в направлении существующих в данной тональности тяготений:
До мажор ля минор
II IV VI VII II IV
При альтерации неустойчивые звуки остаются неустойчивыми и разрешаются всегда в звуки тоники своей тональности. Таким образом, альтерация не изменяет направления тяготений. В мажоре и миноре возможна альтерация II, IV ступеней:
В мажоре могут быть: II II IV VI
В миноре могут быть: II II ÌV VI
«Хром» - окраска звука.
Хроматизм — повышение или понижение ступеней, вызывающие новые тяготения. Хроматизм наз. вспомогательным, если появляется между одинаковыми по высоте соседними звуками:
и проходящим, если расположен между разными по высоте соседними звуками:
Отклонение - это переход из одной тональности в другую без каданцевого заключения, а затем возврат в исходную тональность.
Модуляция - переход из одной тональности в другую. Переход происходит через Д 7 и его обращения новой тональности. Такой аккорд называется модулирующим.
6 класс
Гармонический мажор - это мажор с пониженной VI ступенью
Характерные интервалы - это интервалы, характерные для гармонических ладов мажора и минора. К ним относятся: ув.2, ум.7, ув.5, ум.4.
| Ув.2 | Ум. 7 | Ув. 5 | Ум. 4 |
Мажор гарм. | VI | VII | VI | III |
Минор гарм. | VI | VII | III | VII |
До мажор
Ув2 Ум7 Ув5 Ум4
Уменьшенное трезвучие (Ум.53) строится на VII ст. мажора и гарм. минора;
на II ст. минора и гарм. мажора, разрешается в м3. Ум53 = м3 + м3
Увеличенное трезвучие (Ув. 53) строится на VI ст. гарм. мажора, разрешается в Т64; строится на III ст. гарм. минора, разрешается в Т6. Ув5з = бз + б3
До мажор До мажор Ля минор
Ум53 Т53 Ум53 Т53 Ув53 Т53 Ув53 Т53
Малый вводный септаккорд (MVII7) - это септаккорд, построенный на VII ступени натурального мажора. MVII7 = м3 + м3 + б3
Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Д65 в Т53
Уменьшенный вводный септаккорд (Ум VII7) - септаккорд, построенный на VII ступени гармонического мажора и минора. Ум VII7 = м3 + м3 + м3
Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Дб5 в Т53.
Малый минорный септаккорд (SII7) - септаккорд, построенный на II ступени натурального мажора. SII7 = м3 + б3 + м3
Разрешается через Д43 в Т53
МVII7 Д65 Т53 УмVII7 Д65 Т53 SII7 Д43 Т53
Состав малого мажорного септаккорда с обращениями от звука:
Д 7 = б3+ м3+ м3
Д65 = м3+ м3+ б2
Д43 = м3+ б2+б3
Д2 = б2+ б3+ м3
Составные интервалы - это интервалы шире октавы.
Нона обозначается цифрой 9 = октава + секунда
Децима 10 = октава + терция
Ундецима 11 = октава + кварта
Дуодецима 12 = октава + квинта
Терцдецима 13 = октава + секста
Квартдецима 14 = октава + септима
Квинтдецима 15 = октава + октава
Интервалы шире 15 звуков специальных названий не имеют.
Переменный размер - размер, который меняется в музыкальном произведении или в какой-либо его части. В нотной записи выражается чередованием тактов различных размеров.
7 класс
Родственные тональности - тональности, имеющие наибольшее число общих звуков.
Родственные тональности или тональности I степени родства отличаются друг от друга на 1 ключевой знак.
Для мажора родственными будут:
тональность Т53 и ее параллельная, S 5з и ее параллельная, тональность Д 53 и ее параллельная, s 53 (мин.). Т53 этих тональностей можно расположить на ступенях первоначальной тональности - II, III, IV, V, VI.
Для С - Dm, Em, F, Fm, G, Am.
Для минора родственными будут:
Тональность T 53 и ее параллельная, тональность S 53 и ее параллельная, тональность
Д 53 и ее параллельная, и d 53 (мин.). Это тональности III, IV, V, VI, VII ст.
Для Am - С, Dm, Em, Е, F, G.
Лады народной музыки - это особые натуральные лады, встречающиеся в музыке разных народов. Названия которых заимствованы из греческой музыкальной терминологии.
Мажорные лады:
ионийский - лад, полностью совпадающий с натуральным мажором;
лидийский - мажор с повышенной 4 ступенью;
миксолидийский - мажор с пониженной VII ступенью.
Ионийский Лидийский Миксолидийский
Минорные лады:
Эолийский, полностью совпадающий с натуральным минором;
Фригийский - минор с пониженной II ступенью;
Дорийский - минор с повышенной VI ступенью.
Эолийский Фригийский Дорийский
Пентатоника - пятиступенный лад, в котором нет полутонов. Характерен для народов Китая. В мажорной пентатонике отсутствуют IV, VII ступени.
В минорной пентатонике отсутствуют II, VI ступени.
Энгармонически равные звуки - это звуки, одинаковые по звучанию, но разные по названию.
Энгармонически равные тональности - тональности, одинаковые по
звучанию, но разные по названию.
Пример: Ces - Н; Fis - Ges; Gis m - As m.
Энгармонически равные интервалы - это интервалы, одинаковые по
звучанию (по количеству тонов), но разные по названию (по количеству
ступеней). Каждому интервалу энгармонически равны, по меньшей мере, два других интервала:
М2 ув1 б2 ум3 м3 ув2
Хроматическая гамма - это гамма, состоящая из диатонических и хроматических полутонов. В мажоре при движении вверх повышаются все ступени, кроме III, VI,
а при движении вниз дублируются все кроме I, V.
В минорной хроматической гамме при движении вверх и вниз изменяются все,
кроме I, V ст.
Смешанный размер - это размер, образованный слиянием простых неоднородных размеров. К числу смешанных размеров относятся пяти, семи, одиннадцати - дольные размеры.5/4 = 2/4 + 3/4, 5/8 = 2/8 + 3/8, 7/4 = 3/4 + 4/4
Модулирующая секвенция - это секвенция, звенья которой перемещаются по родственным тональностям.
Хроматическая или транспонирующая секвенция – это секвенция, звенья которой перемещаются по «далеким» тональностям.
