СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный дидактический материал может быть использован на уроках руссского языка в 11 классе при повторении темы "Правила постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении"

Просмотр содержимого документа
«Правила постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении»

Правила постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении

Запятая в сложносочинённом предложении ставится:

1) между частями сложносочинённого предложения, соединёнными соединительными (и, да, тоже, ни... ни...),
противительными (а, да, но, однако, зато),
разделительными (или, либо, ли... ли, то... то, не то... не то) союзами.

2) между безличными предложениями, входящими в состав сложносочинённого, если они неоднородны по своему составу.





3) между номинативными предложениями, если их больше двух.

«Как-то раз без хозяина ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился...» (М. Пришвин).



«Либо мы выбираем какую-то одну дорогу, либо каждый идёт куда хочет»;

«На улице было холодно, и мне хотелось поскорей вернуться в дом»;


«Ночь, улица, фонарь, аптека, // Бессмысленный и тусклый свет» (А. Блок).

Запятая в сложносочинённом предложении не ставится:
1) между частями сложносочинённого предложения, если есть общий для обеих частей второстепенный член или вводные слова.

2) между частями сложносочинённого предложения, выраженными двумя вопросительными или двумя восклицательными предложениями, которые объединены общей интонацией.

«Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь» (А. Пушкин);


«Кто ты и что хочешь узнать?»


Точка с запятой в сложносочинённом предложении ставится между его частями, которые значительно распространены и имеют внутри себя знаки препинания.

«Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши» (И. Тургенев).

Тире в сложносочинённом предложении ставится между его частями, которые содержат неожиданное присоединение или резкое противопоставление.

«Все выскочили, схватились за ружья — и пошла потеха» (М. Лермонтов).


Упражнение 1 Расставьте недостающие знаки препинания. Объяс­ните пунктуацию в сложносочинённых предложениях.

1) Засвищут скоро соловьи и лес оденется листвою! (Пл.) 2) Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (Бун.) 3) Пусть луч­ше хоть глаза мои на всё это не глядят и уши мои не слы­шат (Н.Л.). 4) Подпустить врага и дать огонь по команде! (Фр.) 5) Зачем ты послан был и кто тебя послал? (П.) 6) Где ему смотреть на тебя и с какой стати ему смотреть на тебя? (Г.)7) Занятна ли моя повесть и не напрасно ли я ваше внимание утруждаю? (Н.Л.) 8) Что же это происходит со мной и чем всё это кончится? (Бун.) 9) Мо­жешь шагу прибавить или силёнок нет? (Сим.)

Упражнение 2. Определите, наличие какого общего компонента не позволяет поставить запятую между частями сложносочинённого пред­ложения.

1) Было ветрено и свежо (Ч.). 2) В голове у Василия шумело и на сердце было тяжело (Сер.). 3) В непроглядную осень туманны огни и холодные брызги летят (Ан.).4) Его здесь никто не любит и все боятся (Гонч.). 5) Чужды вам страсти и чужды страдания (Л.)6) Изредка выстрел раздастся или ракета осветит местность (Сим.). 7) Пушку осмотреть да хорошенько вычистить (П.). 8) Стало быть, ей было известно её положение и она понимала его (Ч.). 9) Но толь­ко Бог весть отчего всем что-то в ту ночь не спалось и было как буд­то жутко и неспокойно (Н.Л.). 10) Между тем наступил вечер и в небо вышла полная, в соку и силе луна (Сол.).


Упражнение 3. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в сложносочинённых предложениях.

1) На улице было тихо и морозно (Сим.). 2) Уже совсем стем­нело и начинало холодать (Т.). 3) И было душно в ущелье тёмном и пахло гнилью (М.Г.). 4) Лодку подхватило и понесло в темноту (Пес). 5) Вдали синели тучки небосклона и умирал спокойно; серый день ... (Бун.) 6) Мне уже было скучно слушать и хотелось спать (Ч.). 7) Правда её почти никто не любит и даже очень многие искренно ненавидят (Дст.).8) Казалось мы с природой разлучились и ветками дышать мы разучились (Ев.).9) Вот остров и на острове куст (М.П.). 10) Только слабо гудел за поворотом водо­струйный катер и орали за рекой во всё горло беспокойные пету­хи (Пст.).


Упражнение 4. Определите смысловые отношения между частями сложного предложения, соединёнными сочинительным союзом. Объяс­ните знаки препинания перед таким союзом.

1) Ветер с шумом налетает - и гудит, волнуясь, сад и угрюмо замирает (Бун.). 2) Подруга шарманки, появится вдруг бродячего ледника пёстрая крышка - и с жадным вниманием смотрит маль­чишка в чудесного холода полный сундук (О.М.). 3) Была такая ж ночь - и к тихому прибою со мной на берег девушка при­шла (Бун.). 4) Да взглянул на небо - и поверить жутко (Н.). 5) Ещё две, три недели - и опять Москва! (Бун.) 6) День холодный угрюм и свеж - и целый день скитаюсь я в степи свободной, вдали от сёл и деревень (Бун.).


Упражнение 5. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, выделите грамматические основы, укажите значение сочинительных союзов. Составьте схемы предложений.

1)   То солнце тусклое блестит   то туча чёрная висит.

2)   Никто не решится дать хороший отзыв о своём уме зато всякий хвалит своё сердце.

3)   В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся летний зной   а в глухом ельнике было так прохладно.

4)   Луга за Волгой окрасились в бурый цвет   в городе тоже все краски поблёкли

5)   Кучер вдруг осадил лошадей и коляска остановилась у дома, выкрашенного заново в серый цвет...


1 Задание
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1. Желание служить общему благу непременно должно быть потребностью души условием личного счастья.
2. Ветер свистел выл стонал и трёхэтажные здания дрожали от его напора.
3. Снег ещё лежал сугробами в глубоких лесах и тенистых оврагах но на полях осел стал рыхлым и тёмным.
4. Море гремело и вздрагивало охало и восторгалось плакало и ревело.
5. Ещё тлела далеко впереди сумрачно-алая заря а сзади уже освещал поле только что поднявшийся светлый стеклянный месяц.

2 Задание
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1. Каждое утро он стал подниматься ни свет ни заря.
2. Он сыпал весёлыми шутками обращаясь то к одному то к другому.
3. Покорил великий хан все восточные страны и устремил грозный взгляд на землю сибирскую.
4. Устюг поставлял в Сибирь товары как собственного производства так и привозные из других городов.
5. Портрет был необычным и по краскам и по содержанию.

3 Задание
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1. И надвинулась туча и подул сильный ветер и пыль на дороге не давала дышать.
2. Солнце закатилось и ночь последовала за днём почти без промежутка.
3. Вода победила деревья попадали а после того и сама вода разбежалась в болоте.
4. У Ивана были светлые волосы и такие же брови голубые глаза слегка курносый нос.
5. Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка его силу и плотность.

4 Задание
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1. У Гаврилы оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали.
2. Когда Аню провожали домой то уже светало и кухарки шли на рынок.
3. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем.
4. Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была суровая власть Ерофея Кузьмича.
5. Пройти огонь и воду и медные трубы.

5 Задание
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1. Прощай обжитый дом и многотрудное любимое дело и сама жизнь.
2. И вот за иллюминатором гладь моря и волны тяжело и равномерно вздымают корабль.
3. Недавно я прошёл знакомым переулком и не узнал знакомых мест.
4. Когда-то здесь хранились не только книги но и древние рукописи.
5. Возьми почитай книгу.

6 Задание

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1. Поднялось солнце и высушило росу на траве и листьях кустарника.
2. Маленький паровоз гудел и мчал поезд мимо лесов и перелесков.
3. Пришлось подождать немного и вот уже нас зовут.
4. Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан?
5. Он разбирался в геологии и минералогии топографии и геодезии.

7 Задание
Расставьте знаки препинания. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1. Мы собираемся переоборудовать два цеха и готовы самостоятельно финансировать этот проект.
2. Юля уже спит или просто притворяется спящей.
3. Начались долгие и серые осенние будни и незаметно растворили в себе воспоминания о лете.
4. Банк берет на себя ответственность не только за возврат кредита но и за своевременное погашение процентов по нему.

8 Задание
Расставьте знаки препинания. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1. Вскоре стланик и ольха сменились берёзой и лиственницей.
2. Дом старосты не отличался ни величиной ни добротностью ни пышностью отделки.
3. Новый друг постоянно рассказывал ему о повадках зверей и птиц или учил стрельбе из лука.
4. Человек хочет не только понимать законы природы но и использовать природные силы в своих целях.

9 Задание
Расставьте знаки препинания. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1. Он жил одиноко и замкнуто и тосковал днем и ночью.
2. Гости выпили еще по стакану встали из-за стола и простились с Пугачевым.
3. Где-то слышится пение ранней птицы да шуршание какой-то ветлы.
4. Гром уже грохотал и впереди и справа и слева.

10 Задание
Расставьте знаки препинания. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1. Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат.
2. Теперь уже деревья не заслоняли простора и позволяли видеть небо и даль.
3. И старшие и мы сами страшно испугались и пришли в смятение.
4. И в этот самый момент к эшафоту подъехал царский адъютант и остановил расстрел.


11 Задание
Расставьте знаки препинания. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1. Полно ему бегать по девичьим да лазать на голубятни.
2. По обе стороны улицы зажглись фонари и осветили лошадь и застывшего на козлах извозчика.
3. Она подобрала только платок и монету и медленно догоняла его.
4. Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество.

12 Задание
Расставьте знаки препинания. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1. Печальные леса утонули в земном мраке и увлекли за собою и тусклые лезвия рек.
2. Неправдой свет пройдешь да назад не воротишься.
3. Черкешенка тропой тенистой приносит пленнику вино кумыс и ульев сот душистый и белоснежное пшено.
4. Во время частых зимних штормов в порту ревели басами океанские пароходы и скрипело от ветра окно.











Д\з. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы во всех предложениях, отметьте сочинительные союзы


Увид..в в снегу куст с красными яг..дами олень (на)конец ост..новился и опустил Герду на землю и на глазах у него забл..стели крупные прозрачные слёзы. Прощание было (не)долгим но трог..тельным а потом он повернулся и стрелой пустился (на)зад. Бедная девочка (с)нов.. осталась одна и к (не)счастью она отлично осозн..вала это. Боясь оп..здать (не)успеть она отчая..о побежала (в)перёд а (на)встречу ей двинулись целые полчища снежных хлопьев. Это было очень странно потому(что) небо было совсем чистое и (не)было (н..)одного признака (н..)погоды. «(От)куда падает снег?» – спрашивала Герда у себя однако снег не падал а нёсся прямо по земле.

Конечно(же) это было войско Снежной королевы которая стр..милась помешать девочке (н..)дать ей (н..)малейшего шанса добрат..ся до царства да только не знала грозная королева (не)только о силе характера Герды но и о её любви к Каю. Снежинки были (не)похожи друг на друга одни походили на больших белых ежей другие напоминали медвежат а третьи были словно змеи с множеством голов и все они были живые и все сознательно пр..пятствовали девочке!  Но Герда смело шла вперёд её (н..)страшили (н..)морозы (н..)снег (н..)гнев самой королевы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя