СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила построения композиции. Признаки построенной композиции. Золотое сечение. Подбор цветовой гаммы.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Группа 310 - учебная практика (ПМ 03. Флористическое оформление)

Просмотр содержимого документа
«Правила построения композиции. Признаки построенной композиции. Золотое сечение. Подбор цветовой гаммы.»

Тема: Правила построения композиции. Признаки построенной композиции. Золотое сечение. Подбор цветовой гаммы.


Правильно составить букет - занятие непростое. Для правильного составления букета, соответствующего определенному событию или поводу очень важно учитывать сочетание различных видов цветов, их цвет, форму, символическое значение и количество.

В современной флористике букеты подразделяются на группы по самым разным признакам:

- по видам праздников, к которым они предназначены: букеты к 8 Марта, букеты ко дню Святого Валентина, букеты и корзины к 23 февраля, букеты ко Дню Победы, пасхальные букеты и композиции, букеты к выпускному вечеру, букеты к 1 сентября, новогодние композиции:

- по типу сборки и внешнему виду: букет – бидермейер, структурный букет, круглый букет, каскадный (ниспадающий) букет, букет – шар, букет – гламелия, букет – паук, букет из цветов на своих стеблях, букет на проволоке (тейпированный), букет в портбукетнице;

- по получателю: букет для девушки (женщине), букет для мужчины, бизнес – букет, детский букет;

- по количеству цветов: букет из одного цветка, букет из нескольких цветов;

- по характеристике материалов, из которых он создан: букет из живых цветов, композиция из сухоцветов, букет или композиция из искусственных цветов и др.


При составлении цветочной композиции нужно придерживаться нескольких правил.

- Цветы в вазе размещайте свободно, но приблизительно в одной плоскости. Если высота цветов немного отличается, они смотрятся более естественно.

- Декоративные дополнения, которые вы используете для букета, должны гармонировать с цветами или цветущими ветками. Не стоит включать в композицию много декоративной зелени, чтобы основные компоненты не потерялись за ней.

Крупные листья и цветы тёмных оттенков размещают в нижней части букета, цветы светлых тонов, ветки и бутоны – в верхней. Если не получаются букеты со сложной композицией, попробуйте делать маленькие экспозиции. Их преимущество – в индивидуальности, интимности. Помните, что при составлении любых букетов принято использовать нечётное количество цветов. Чаще всего в композиции 3, 5 или 9 цветов.

Пропорция –это критерий красоты, который сидит глубоко в сознании всех нас. Именно поэтому так важно знать золотое сечение и правила пропорций для флористов.

Сложность правила золотого сечения заключается в том, что оно применяется не только к размерам (высота сосуда, высота растительной части), но и к цветовым пятнам, направляющим, контрастам по фактуре, контрастами по движению в композиции, текстурам и многому другому.


ПРИМЕР 1

Это самое простое соотношение 2 части к 3 частям. Так же часто  пропорция может быть 3 к 2, но в этом случае шапка цветов будет объемнее, цветов нужно будет больше и работа получится дороже.

Вот такие стандартные композиции вы сможете найти на просторах интернета, если просто погуглите “шляпная коробка с цветами”.


ПРИМЕР 2

Вот это композиция уже асимметричная и пропорции здесь будут другие.

Когда мы создаём асимметричную работу мы должны помнить об оптическом весе композиции. Пространственные измерения в разных направлениях должны быть неравнозначны.

То есть если у нас есть выпад из композиции – мы обязаны его уравновесить желательно в правильном соотношении, соблюдая золотое сечение для флористов

Золотое сечение

Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок относится к большей части так, как самая большая часть относится к меньшей.

Это никакая не загадка, о которой говорят самые просвещённые. Это вспомогательное средство, которое помогает всем творческим людям создавать пропорциональные работы. Правило золотого сечения заложено в каждом человеке, просто кто-то дополнительно изучает эту тему, а кто-то доверяет своей интуиции и попадает “в яблочко” с пропорциями в своей работе.

Ряд Фибоначи

Флористам этот ряд Фибоначчи нужен для того, чтобы мы ориентировались на эти цифры и соблюдали пропорции в работе. Числа могут браться как друг за другом, например, 1:12:5, так и 13:8:3 или всем известные 3:5:8.

Всю высоту будущей композиции делят на 8 частей, 5 из них – высота цветов, а 3 – высота сосуда. И все эти пропорции попадают под наше правило 3-5-8 во флористике. И таких пропорций в нашей работе может быть несколько.

Соотношение размеров букета и вазы должно быть примерно следующим: если ваза высокая, цветы должны быть на треть выше её длины, если низкая – на треть выше ширины.

Во флористике бывают:

  • пропорции в размерах

  • пропорции по форме

  • пропорции в цвете

  • пропорции по текстурам

  • пропорции по фактурам

  • пропорции в распределении материала

  • пропорции по движению в работе


- фокус - любая цветочная композиция должна обладать центральной точкой, привлекающей внимание – фокусной точкой. Это могут быть мелкие соцветия или цветок с крупным бутоном. Фокус располагают не обязательно в центре композиции, это может быть ее вершина, край или основание.

- цветовая гамма - одна из основных характеристик любой цветочной композиции, т.к. именно этот фактор моментально бросается в глаза. мастера при подборе необходимых цветов пользуются цветовым кругом: внутри него все цвета условно делятся на 2 группы (холодные и теплые цвета).

Теплые оттенки придают композиции живого, красочного настроения, в то время как холодные – придают уравновешенности и спокойного вида.


Существует четыре основных способа гармоничного сочетания цветовой гаммы.

1. В контрастных (или дополнительных) сочетаниях - используются противоположные в цветовом круге цвета. В современных композициях часто стремятся обыграть окраску цветка и поэтому используют чистые цвета - синие ирисы с оранжевой герберой и т.п. Контрастные сочетания всегда оптимистичны, но не следует делать их слишком яркими. Попробуйте сочетать светлые оттенки нужных цветов и создать композицию в пастельных тонах — розовое с приглушенным голубым, желтовато-коричневое с лиловым. Таким образом можно добиться приглушенного контраста цветов, как в аналогичном сочетании. Можно также использовать сочетание светлого оттенка одного цвета с темным оттенком контрастного цвета.

2. В аналогичных (соседних) сочетаниях- используют два, три или четыре цвета, расположенных на цветовом круге рядом. Такой композиции отчасти свойственно сдержанное очарование. Не обязательно использовать только чистые цвета — здесь важны оттенки, благодаря которым композиция приобретает особую изысканность. Аналогичные сочетания в синих и лиловых тонах могут быть приглушенными и сдержанными, в красных и фиолетовых — жизнерадостными. Белый материал-наполнитель оживит композицию в пастельных тонах. Не нужно брать равное количе­ство каждого цвета — пусть один из них доминирует.

3. Монохроматические сочетания - если в букете преобладает один вид цветов, одна окраска с различными оттенками, степенью интенсивности и очертанием их, то такая гармония называется монохроматической; например, когда составляют букет от бледно-розовых к темно-розовым тонам. Фон для такого букета, состав­ленный в переходной гамме одной тональности, должен быть или нейтральным, или с оттенком основной краски букета. Лучше, когда задний фон будет темнее и тусклее для ярких цветов и светлее и ярче для темных. Важно не забывать, что ограниченный выбор цвета предъявляет большие требования к форме композиции — старайтесь использовать растительный материал разной формы, размера, текстуры и т.п.

4. В полихроматических (или радужных) сочетаниях используют цвета из всех или из разных частей цветового круга. Летом иногда собирают цветы и объединяют их в многоцветную, как радуга, композицию. Результат сочетания красного и лилового, желтого и синего, оранжевого и фиолетового не всегда бывает удачным.

Прежде всего такое сочетание может оказаться кричащим, поэтому обычно разумнее подбирать более бледные оттенки цветов. Во-вторых, композиция может выглядеть пятнистой — избегайте равномерного распределения цветов в букете. Выберите несколько основных цветов, а другие используйте как подчиненные — пусть в них будет окрашен материал-наполнитель, который создает переходы между основными элементами композиции.

Равновесие цветочной композиции.


Композицию считают гармоничной и пропорциональной в том случае, если она производит впечатление устойчивости, а не кажется однобокой. Это легче достигается в симметричной композиции, когда ее правая и левая части равны или почти равны.


В асимметричной композиции обе половины неодинаковы, но они должны зрительно уравновешивать друг друга. Например, если в одной половине цветов больше, то зрительно уравновесить их может один крупный лист (веерной пальмы, бегонии реке, бадана, каллы, стре-лиции), производящий впечатление тяжести и помещенный с другой стороны.

Для того чтобы композиция выглядела уравновешенной, более крупные и темные цветы помещают, как правило, ближе к основанию, а мелкие и светлые — вверху и по сторонам. Если же по замыслу составителя один или несколько крупных цветков должны находиться наверху, их уравновешивают массой мелких или несколькими цветками средних размеров. Здесь также существенную роль играет цвет: светлые цветы производят впечатление легкости, темные и яркие — зрительно более тяжелые.

При рассмотрении равновесия необходимо уяснить понятие «вес» компонента. Вес зависит от месторасположения изобразительного компонента. Так, компонент, находящийся в центре композиции или близко к нему либо расположенный на вертикальной оси, проходящей через центр композиции, зрительно весит меньше, чем компонент, расположенный в стороне от оси. При этом нельзя смешивать композиционный вес с «важностью».

Цветок, расположенный в центре, имеет большую «важность», чем цветы, находящиеся по бокам. Цветок в верхней части композиции или с правой ее стороны тяжелее того, что помещен внизу или слева, хотя по важности они могут быть одинаковыми. На вес оказывает большое влияние цвет объекта. Красный тяжелее голубого, а яркие цвета тяжелее темных.

Одним из факторов композиционного веса является «внутренний интерес». Внимание зрителя может быть привлечено либо сложностью формы элемента, либо, например, экзотичностью растения и пр. Крошечный элемент способен придать композиции очарование и прелесть, которые возместят легкий вес, обусловленный его маленькими размерами.

Ощущению веса способствует изоляция объекта от его окружения.
Направление, как и вес, влияет на равновесие. Вес любого элемента композиции притягивает к себе все элементы, расположенные по соседству, и таким образом навязывает им определенное направление.

Чтобы композиция была сбалансированной, ее нижняя часть должна иметь больший вес. Возможны два пути: либо зрительно утяжелить низ композиции, либо сделать его намного тяжелее верха. Это дает возможность обеим частям выглядеть одинаковыми.

Большим композициям на подставках нужен тяжелый, устойчивый контейнер. Материалы должны распределяться внутри контейнера равномерно, так чтобы центр тяжести располагался как можно ниже. Старайтесь, чтобы высокие стебли и листья не смещали центр тяжести композиции кверху.

Особенно трудно добиться устойчивости в композициях для полок, поскольку свисающие с полки растения стремятся увлечь вниз и всю композицию. Поэтому возьмите контейнер потяжелее и постарайтесь располагать цветы и листья, насколько это возможно, на заднем плане. Проверяйте устойчивость композиции во время работы над ней.

Достижение зрительного равновесия предполагает соблюдение масштаба, пропорций и цвета, а также создания точки фокуса всей композиции.

Фокусной точкой композиции является область, к которой естественным образом притягивается взгляд и из которой кажутся исходящими все остальные материалы композиции. И хотя положение фокусной точки бывает различным для различных видов композиций, как правило, она размещается ближе к центру. Именно здесь должны сосредоточиваться наиболее характерные краски и выпуклые формы, а более бледные тона размещают ближе к периферии.

Не забывайте об объемности композиции, о том, что у нее кроме фасада есть профиль и тыл. Причем не только когда речь идет о букете или отдельно стоящей композиции на подставке, но и создавая настенные композиции. Даже композиция с плоской задней стороной должна иметь глубину и форму. Глубокие тона вблизи фокусной точки помогают придать композиции глубину и весомость.

Соразмерность цветовой композиции создается сочетанием всех зрительных факторов в едином гармоническом образе, и, попрактиковавшись, вы научитесь достигать желанного эффекта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!