СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила поведения в природной среде во время наводнения, урагана, бури и смерчи. 7 класс открытый урок по ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка открытого урока по ОБЖ может использовать учитель на уроках для 7-8 классов как дополнительный источник.

Просмотр содержимого документа
«Правила поведения в природной среде во время наводнения, урагана, бури и смерчи. 7 класс открытый урок по ОБЖ»

7класс
Тема урока:
Правила поведения в природной во время наводнения, урагана, бури и смерчи.

Цели урока: 1)Изучить материал по теме “Наводнения .Виды наводнений и их причины”2)Развитие познавательного интереса, осознание проблемы опасности стихийных ЧС для жизнедеятельности человека, развитие внимания, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся. Развитие памяти, развитие логического мышления, умение оценивать степень риска стихийных природных явлений для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности. 3)Воспитание бережного отношения к природе.

План проведения урока:

1. Постановка целей и задач урока. 
2. Письменный опрос (тест) по теме“Наводнения .Виды наводнений и их причины” 
3. Новая тема . 
4. Доклады детей по новой теме.
5. Подведение итогов.
6. Задание на дом.

Ход урока

Орг. момент

I. Постановка целей и задач урока.


II. Письменный опрос по теме “Опасные природные явления

урока: 1)Изучить материал по теме “Наводнения .Виды наводнений и их причины”


Проверочная работа по ОБЖ за 4 четверть «Наводнения». 7 класс.

                                                         

                1 вариант.

1. В зависимости от масштаба, повторяемости и наносимого ущерба наводнения подразделяют на:

а)  низкие;

б) средние;

в) высокие;

г) выдающиеся;

д) катастрофические.

Назовите допущенную ошибку.

 

2. Проникновение воды в подвалы зданий через канализацион­ную сеть (при сообщении канализации с рекой), по канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод, это:

а) затопление;

б) затор;

в) подтопление;

г) зажор.

 

3. Покрытие окружающей местности слоем воды, заливающей дворы, улицы населенных пунктов и нижние этажи зданий, это:

а) половодье;

б) затопление;

в) паводок;

г) подтопление.

 

4. В зависимости от причин возникновения наводнения подраз­деляются на несколько видов:

а) половодье;

б) паводки;

в) заторные или зажорные (затор или зажор);

г) нагонные;

д) горные;

е) вызванные прорывом плотин;

ж) вызванные приливом;

з) вызванные подводными землетрясениями.

Найдите ошибки в данных примерах.

 2 вариант.

5. При наводнении происходит быстрый подъем воды и затопле­ние прилегающей местности. Последствиями этого являются: 5. А;Б;Д;Е;З;И.                 

а) повреждение зданий, сооружений и коммуникаций;

б) нарушение сельскохозяйственной деятельности и гибель урожая;

в) взрывы промышленных объектов в результате действия волны прорыва;

г) возникновение местных пожаров;

д) изменение ландшафта;

е) гибель людей, домашних и диких животных;

ж) изменение климата;

з) утрата материальных и культурных ценностей;

и) смыв и затопление плодородных почв. Выберите правильные варианты.

6. Что нужно делать при заблаговременном оповещении о навод­нении? Определите из предложенных вариантов очередность ваших действий: 6. Е;Ж;Д;Г;В;Б;А

а) выйти из здания и направиться в эвакуационный пункт;

б) взять необходимые вещи и документы;

в) укрепить (забить) окна, двери нижних этажей;

г) перенести на верхние этажи ценные вещи;

д) запастись пищей и водой в герметичной таре;

е) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и реко­мендации;

ж) отключить воду, газ, электричество, погасить огонь в печи.

 

7. По сигналу "Внимание всем!" вы включили радио и прослушали сообщение: "Внимание! Говорит штаб ГО города! Граждане! В связи с повышением уровня воды в реке (Неве) ожидается затопление домов по улицам... (называются улицы). Населе­нию, проживающему по этим улицам..." Связь оборвалась. Что вы будете делать, если находитесь дома один: Ответ- 7-А

а) отключите свет, газ и уйдете в безопасный район;

б) немедленно покинете квартиру и подниметесь на более высо­кий этаж;

в) взяв запас пищи, покинете квартиру.

 

8. Что нужно делать при внезапном наводнении до прибытия помощи? Разместите указанные ниже действия в логической последовательности: 8. БВ;А.                          

а) подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить (в днев­ное время вывесите белое или цветное полотнище, в ночное время подавайте световые сигналы);

б) быстро занять ближайшее возвышенное место;

в) остаться на месте до схода воды.




  3 вариант

9. Укажите, какие правила из перечисленных надо соблюдать при вынужденной самоэвакуации во время внезапного навод­нения: Ответ-9. Б;В;Д;Е.                 

а) плыть по течению в сторону, где имеются возвышенности;

б) для эвакуации применять плот из подручных средств;

в) эвакуироваться в безопасное ближайшее место;

г) эвакуироваться тогда, когда уровень воды станет резко подниматься;

д) эвакуироваться только тогда, когда уровень воды достиг отметки вашего пребывания; 

е) самоэвакуацию проводить только в случае реальной угрозы вашей жизни.

 

10. Трое друзей выехали на рыбалку. Взяли удочки, надувную лодку, запас продуктов питания. Река находится в 15 км от города. На берегу реки на небольшой возвышенности они расположились на ночлег. Развели костер и легли отдохнуть. Под утро их разбудил тревожный голос товарища: "Подъем! Ответ-10.В;Д;Ж

б) оставаться в прочном здании, по возможности на верхнем этаже;

в) подняться на верхние этажи.

 

11. Что нужно делать, если вы оказались в волне цунами? Опреде­лите очередность действий: Ответ11. Г;В;А;Д;Б;Е.              

а) сбросьте одежду и обувь;

б) воспользуйтесь плавающими и возвышающимися предме­тами;

в) сгруппируйтесь и закройте голову руками;

г) наберите в грудь как можно больше воздуха;

д) приготовьтесь к возвратному движению волны;

е) переждав одну волну, период времени до следующей используйте для выхода в безопасное место.

 

12. Вспомните наиболее безопасные места, где можно укрыться от цунами. Выберите их в предлагаемых вариантах ответов и объясните, почему они безопасны: Ответ-12. А;Г;З;К;М;О.

а) холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30-40м.;

б) низины и овраги глубиной не менее 2м.;

в) места за валунами и камнями на побережье;

г) места, удаленные от берега на 2—3 км.;

д) расщелины скал и гор на побережье;

е) пространство, где есть всевозможные сооружения для ук­рытия;

ж) помещения с закрытыми окнами и дверями со стороны движения цунами;

з) проемы в капитальных внутренних стенах;

и) дверные проемы;

к) места у колонн и под балками каркаса здания;

л) проемы в перегородках между помещениями;

м) углы, образованные капитальными стенами;

н) подвалы и погреба;

о) помещения в доме с противоположной стороны от побережья.

13. Представьте, что вы житель Дальневосточного побережья Рос­сии, находитесь около дома и помогаете родителям по хозяй­ству. Неожиданно раздались гудки сирен. Включив радио, вы услышали сообщение, что через три часа ожидается при­ход цунами и вашему поселку угрожает опасность. Всем жи­телям поселка предлагается покинуть опасную зону и через 20 минут собраться на сборном пункте для эвакуации. Како­вы ваши дальнейшие действия и их очередность:

а) закроете двери и поспешите на сборный пункт;

б) зная, что в 1 км от вашего поселка есть хутор с крепкими постройками, пойдете и там переждете цунами;

в) возьмете необходимые вещи, документы и направитесь на сборный пункт;

г) укрепите двери и окна нижних этажей; сделаете запас про­дуктов питания и воды в герметичной таре;

д) спуститесь к морю посмотреть, далеко ли волна цунами;

е) перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак;

ж) откроете все окна, чтобы вода свободно прошла через по­мещение, причинив минимум ущерба дому;

з) отключите воду, газ, электричество;

и) воспользуетесь лодкой, чтобы отплыть на несколько кило­метров в море, где переждете цунами.

.

                                                       

 

   Наводнения

 

1. Б               5. А;Б;Д;Е;З;И.                 9. Б;В;Д;Е.                 

2. В.               6. Е;Ж;Д;Г;В;Б;А.            10.В;Д;Ж.              

3. Б.               7. А.                                 11. Г;В;А;Д;Б;Е.              

4. Д;Ж.           8. БВ;А.                          12. А;Г;З;К;М;О.

 

                        

III. Новая тема: Наводнения. Ураганы, бури ,смерчи с комментариями учителя).

Наводнение- значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде. Катастрофические наводнения вызывают затопления обширных территорий в пределах одной или нескольких речных систем. В зоне затопления полностью парализуется жизнедеятельность человека. Такие наводнения приводят к огромным материальным убыткам и гибели людей. Отмечаются они примерно один раз в 100-200 лет.

Масштабы последствий наводнения зависят от высоты и продолжительности стояния опасных уровней воды, скорости водяного потока, площади затопления, времени года и плотности проживания населения на затопляемой местности.

Как подготовиться к наводнению.

По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации сразу же выходите из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы, ценности , необходимые вещи и двухдневный запас непортящихся продуктов питания. В конечном пункте эвакуации зарегистрируйтесь.

Если эвакуация не была организована, ждите прибытия помощи или спада воды на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях или других возвышающихся предметах.

Действия при угрозе наводнения:

1-документы упаковывают в непромокаемый пакет;

2-все плавучие предметы размещают в подсобных помещениях;

3-ценные вещи(телевизор и др.)перемещают на чердак здания;

4- окна и двери забивают деревянными щитами;

5- прибыть в пункт и зарегистрироваться.


Действия после наводнения:

Будьте осмотрительны перед тем, как войти в здание: вам может угрожать обрушение или падение какого-либо предмета. , трубопроводов газоснабжения, водопровода и канализации. Дождитесь исправности электропроводки. Для просушивания помещений откройте все окна и двери, уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте в пищу продукты, которые были в контакте с водой. Не пользуйтесь водой из колодцев, пока они не будут очищены.


Доклад ученика. Это интересно.

История знает немало примеров катастрофических наводнений. Картину самого древнего из них удалось восстановить по данным археологических исследований. Было установлено, что Черное море 12000лет назад представляло собой пресноводное озеро, а 7500 лет назад из-за глобального потепления на Земле, таяния ледников и поднятия уровня воды в Мировом океане оно было заполнено водами Средиземного моря и превратилось в соленое Черное море.

Современные американские геологи В. Питман и В. Райн, собрав воедино все известные науке факты о происшедшем прорыве океанических вод 7500 лет назад, сумели воспроизвести картину гидрологической катастрофы.

Воды Средиземного моря ринулись в проход между Азией и Европой. Около года в этом месте вода низвергалась с высоты 120 метров. Озеро, превращенное в Черное море, вышло из берегов и затопило почти 100 тысяч квадратных километров земли, главным образом северо- западное побережье. Рядом с Черным морем образовалось новое, Азовское море. На востоке воды подошли к подножиям Кавказского хребта. Не меньше трехсот дней стремились воды через долину, где теперь находится пролив Босфор, соединяющий Черное и Мраморное моря. Каждый день через нее протекало 50 кубических километров воды, и уровень Черного моря каждые сутки поднимался на 15 сантиметров. Эта катастрофа , возможно, была отождествлена впоследствии с описанным в Библии Всемирным потопом.


Поражающие факторы и последствия ураганов, бурь, смерчей

Разрушительная сила ураганов создаётся ветром очень большой скорости, который несёт много воды, грязи и песка. Ураганный ветер повреждает прочные и сносит лёгкие строения, обрывает провода линий электропередач и связи, опустошает поля, ломает и вырывает с корнями деревья.

Чем же страшен ураган?

  • ураганные волны обрушиваются на побережье;

  • ураган вызывает катастрофические ливни и наводнения, в зимнее время – неожиданный сход снежных лавин;

  • метательное действие скоростного напора урагана проявляется в отрыве людей от земли, переносе их по воздуху и ударе о землю или сооружения.

Вторичное действие урагана – пожары, взрывы.

Доклад обучающихся “Личная безопасность и рекомендации спасателей”

Гидромет заранее, как правило, подает "Штормовое предупреждение". С получением информации о приближении урагана или сильной бури, следует:

  • закрыть двери, чердачные помещения, слуховые окна;

  • стекла заклеить полосками бумаги или ткани;

  • с балконов, лоджий, подоконников убрать предметы, которые при падении могут нанести травмы;

  • выключить газ;

  • подготовить аварийное освещение фонари, свечи;

  • создать запас воды и продуктов на 2-3 суток;

  • положить на безопасное и видное место медикаменты и перевязочные материалы;

  • радиоприемники и телевизоры держать постоянно включенными: могут передать различные сообщения и распоряжения;

  • из легких построек людей перевести в прочные здания;

  • спрячьтесь в надежном здании или укрытии, надёжно закройте оконные переплёты; при угрозе смерча – в подвальном помещении или подземном сооружении.

При внезапном урагане, буре, смерче (сообщения ученика)

Чтобы предотвратить ущерб поражающими факторами стихии, проявите наибольшую готовность заранее. При опасности прохождения урагана необходимо укрыться в ближайшем защитном сооружении или использовать для укрытия станции метро, подвальные помещения, тоннели, подземные переходы, котлованы строящихся зданий.

Если Вы оказались на открытой местности, лучше всего использовать придорожные кюветы, железнодорожные насыпи, балки, лощины, укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке, лечь на дно и плотно прижаться к земле.

В доме:

Находясь в доме закройте форточки, створки, опустите жалюзи , снимите с подоконников цветы, вазы, украшения, занавесьте окна и отойдите от окон. Остерегайтесь ранения стеклами и другими разлетающимися предметами.

Займите относительно безопасное место (лучше – как можно быстрее спуститься в подвал).
Относительно безопасны: ниши, дверные проемы, встроенные шкафы. Пользоваться электрическими приборами можно только после того, как они будут просушены и проверены.
На улице:

Опасайтесь поврежденных и поваленных деревьев, раскачивающихся ставен, вывесок, транспарантов. Если буря сопровождается грозой, избегайте поражения электрическими разрядами.
Бегите от зданий, башен в любое укрытие, переждав порыв ветра, укройтесь в более надежном месте.

При урагане, буре, смерче опасно: смерче (сообщения ученика)


  • Находиться на возвышенных местах, мостах, около трубопроводов, линий электро передач,

  • вблизи столбов и мачт, объектов с ядовитыми и легковоспламеняющимися веществами.

  • Укрываться под деревьями, за щитами рекламы, ветхими заборами.

  • Заходить в поврежденные здания. В доме пользоваться электроприборами, газовыми плитами.

  • Прикасаться к оборванным электропроводам, трубам центрального отопления, газо и водоснабжения.

  • Вблизи столбов и мачт, объектов с ядовитыми и легковоспламеняющимися веществами.

  • Укрываться под деревьями, за рекламными щитами , ветхими постройками и заборами.

  • Заходить в поврежденные здания.

  • В доме пользоваться электроприборами, газовыми плитами.

После урагана, бури, смерча:

  • Будьте осторожны, обходя оборванные провода.

  • Опасайтесь поваленных деревьев, раскачивающихся ставен, вывесок, транспарантов,

  • Утечки газа в доме, нарушений в электросети (до проверки пользуйтесь электрическими фонарями).

  • Пользоваться электроприборами можно только после того, как они будут просушены и проверены.

  • Если буря сопровождается грозой, избегайте поражения электрическими разрядами.


IV. Закрепление материала.

V. Подведение итогов урока:

На уроке мы с вами познакомились с чрезвычайными природными ситуациями ураганами бурями и смерчами, рассмотрели опасности с вязанные с их возникновением наводнения.

Как вы все усвоили, сейчас проверим. Принимаются ответы вида “Да” или “Нет”
1. Разрушительная сила урагана огромна (+).

2. Пыльные бури сопровождаются переносом больших масс снега (–).

3. Смерч имеет вид столба с воронкообразным расширением снизу и сверху (–).

4. Услышав штормовое предупреждение, спрячьтесь на чердаке (–).

5. Ураган – ветер разрушительной силы, скорость которого превышает 120 км/ч (+).


VI. Д/з.Подготовить сообщение по теме : Наводнения.Ураганы, бури, смерчи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!