СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все правила по русскому языку для 2 класса собраны в таблицы.Очень удобно использовать детьми на уроках.  Мы завели специальную тетрадь,куда вклеиваем данные правила.Они всегда под рукой и удобно учить ребенку.                                              

Просмотр содержимого документа
«Правила русского языка»

Речь

Речь про себя (внутренняя речь, думаем, размышляем, не произнося мысли вслух)

Письменная (речь, которую мы читаем и пишем)

Устная (речь, которую мы слышим и произносим).









Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. В диалоге слова каждого участника разговора пишутся с новой строки. Перед ними ставится горизонтальная черта, которая называется тире (-).

Монолог – речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.


Текст


Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу, объединены общей темой и расположенные в определенном порядке. Текст можно озаглавить.

Тема текста - о ком или о чём сообщается, рассказывается в тексте.

Главная (основная) мысль текста – самое важное, о чём хотел сказать автор.

Заголовок – в нем отражается тема текста или его основная мысль.


Части текста





Концовка (заключение)

завершение текста

Основная часть

описываются глав -ные события в тексте

Начало (вступление, вводная часть) готовит читателя к восприятию событий, о которых напи- сано в тексте.










Каждая часть пишется с красной строки.

Предложение


Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль (сообщение, вопрос или побуждение).

Первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы.

В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.


Члены предложения

В предложении всегда есть главные члены. Они составляют грамматическую основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.


Главные члены предложения




Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? В предложении подчеркивается одной чертой.

Пример: (кто?) Птицы летят.


Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? и т.д. В предложении подчеркивается двумя чертами.

Пример: Дети (что делают?) играют.











Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

Предложение




Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.

Пример. Промчался резвый ветерок.

Нераспространённое предло -жение состоит только из главных членов. (подлежащего и сказуемого).

Пример. Дятел стучал.








Знаки препинания при завершении предложения




Восклицательный знак

ставится в конце предложения, в котором выражены какие – либо чувства: радость, удивление и т.д.

Пример: Дождик, дождик, поливай!

Вопросительный знак

ставится в конце предложения, в котором содержится вопрос.

Пример: Когда же наступит настоящее лето?

Точка

ставится в конце предложения, в котором о чём – то сообщается, повествуется. Пример: Весной на пригорках появля- ются первые про- талинки.
















Слово


Слово – это сочетание букв имеющее лексическое значение. То, что обозначает слово, является его лексическим значением. Например: лексическое значение слова берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Например: мак (1 слог), розы (2 слога).


Слова




Однозначные (одно лексичес- кое значение). Например: ландыш, береза.

Многозначные (два и более лексических значений). Напри -мер: звезда, язык, иглы.








У многозначных слов одно значение (самое главное и наиболее привычное) является прямым, а все остальные – переносными.

Например:

Прямое значение

Переносное значение

Золотое кольцо (из золота)

Золотые волосы (цвета золота)

Чёрный костюм (чёрного цвета)

Чёрный день (мрачный, безрадостный)


Синонимы – слова, которые произносятся по – разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. Например: месяц – луна, блестеть – сверкать и тд.

Антонимы – слова противоположные по значению. Например: старый – новый, добро – зло, день – ночь и тд.


Родственными (однокоренными) называются слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Корень – это главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Например: берёза, березняк, берёзовый, подберёзовик.


Как найти корень в слове: нужно подобрать родственные (однокоренные) слова и выделить в них общую часть.

Слог

Слог – это звук или несколько звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком: у – рок, ма – ма.

В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Например: Ра ке та, сон.

Слог может состоять:



из одного гласного и нескольких соглас -ных звуков: а ист, стра на.

из одного гласного и одного согласного звука: мы ло.

из одного гласного звука: а у.











Ударение


Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударение всегда падает на гласный звук.

Слог, который выделяется большей силой голоса, называется ударным.

Чтобы определить, какой слог в слове ударный, нужно произнести слово с восклицательной или с вопросительной интонацией.

Например: Весна! Весна? Мороз! Мороз?

Слог с гласной буквой ё всегда ударный. Знак ударения над буквой ё не ставится. Например: шофёр, свёкла и тд.

Слог или слоги, на которые ударение не падает, называются безударными.

Гласные звуки в безударных слогах тоже называются безударными.


Как переносить слова с одной строки на другую.

  • Слова переносятся с одной строки на другую строку по слогам: вол- на, кни-га, ма – лыши, малы – ши.

  • Слова, состоящие из одного слога переносить нельзя. Например: страх, мышь, торт.

  • Слова, состоящие из двух слогов, если первый или последний слог состоит из одной гласной буквы переносить нельзя: Аня, чи – таю.

  • При переносе слов буквы Й, Ь,Ъ остаются на строке: строй – ка, подъ – еду.

  • При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а вторая переносится: коллектив, классный.



Буквы и звуки


Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.

Алфавит – это все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё строго определённое место и своё название.

В русском языке 33 буквы.

Гласных букв больше, чем гласных звуков.


Буквы а, о, у, ы, э придают мягкость предшествующей согласной букве.

Например: ма, мо, му, мы, мэ.

Буквы е, ё, и, ю, я придают мягкость предшествующей согласной букве.

Например: ре, рё, ри, рю, ря.




Согласные

Гласные

Буквы не обозначающие звуков (ь, ъ)

буквы

звуки

буквы

звуки


21

36

10

6

2



Звуки



Согласные

Гласные



  • состоят из голоса и шума или только шума (при произноше –нии согласного звука воздух встречает во рту преграду в виде губ, зубов, языка);

  • образуют слог вместе с глас- ным (например: мо – ре)

  • состоят из голоса (при произ- ношении гласного звука воздух через рот проходит свободно, без преград);

  • образует слог (например: я-ма).







Звуки: [ а ], [ о ], [ у ], [ э ], [ ы ], [ и].



Гласные



Буквы: а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю, я.



Гласные буквы,

обозначающие два звука

(в начале слова, после Ь и Ъ, после гласной)

Е

Ё

Ю

Я

[й ꞌ э]

[й ꞌ о]

[й ꞌ у]

[й ꞌ а]



СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ


Звонкие согласные звуки – согласные звуки, которые произносятся с голосом и шумом.

Глухие согласные звуки – согласные звуки, которые произносятся без голоса, только с шумом.

Согласные звуки могут быть в словах твёрдыми и мягкими.

Согласные звуки делятся на парные и непарные.

Парные звонкие: [ б ], [ б ꞌ], [ в ], [ в ꞌ], [ г ], [ г ꞌ], [ д ], [ д ꞌ], [ ж ], [ з ], [ з ꞌ].

Парные глухие: [ п ], [ п ꞌ], [ ф ], [ ф ꞌ], [ к ], [ к ꞌ], [ т ], [ т ꞌ], [ ш ], [ с ], [ с ꞌ].

Непарные звонкие: [ л ], [ л ꞌ], [ м ], [м ꞌ], [ н ], [ н ꞌ], [ р ], [ р ꞌ], [ й ꞌ].

Непарные глухие: [ х ], [ х ꞌ], [ ц ], [ ч ꞌ], [ щ ꞌ].

Всегда твёрдые: [ ж ], [ ш ], [ ц ].

Всегда мягкие: [ ч ꞌ], [ щ ꞌ], [ й ꞌ].

Буквы Ъ и Ь звуков не дают.

Мягкость согласного звука на письме обозначается гласными буквами е, ё, и, ю, я, а также мягким звуком (ь).

Твёрдость согласного звука на письме обозначается гласными буквами а, о, у, э, ы.




ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ

Большая буква в словах




В географических названиях (назва -

ниях рек, городов, деревень, улиц и тд. Например: ре -ка Волга, город Москва, улица Свободы.

В кличках жи-

вотных. Напри-

мер: пёс Шарик

В именах, фамилиях и отчествах людей. Например: Юрий Алексеевич Гагарин

В начале предло-

жения. Напри-мер: Дежурный поливает цветы.















НАПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ


ЖИ – ШИ

ЧА – ЩА

ЧУ – ЩУ

ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Пишем с буквой И

Пишем с буквой А

Пишем с буквой У

Пишем без мягкого знака

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА


Чтобы узнать, какой буквой обозначить безударный гласный звук в корне, нужно подобрать проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным и чётко слышалась буква, которую мы проверяем.

Проверяемое слово - это слово, которое нужно проверить.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.


Проверить, как пишется слово с безударным гласным в корне, можно двумя способами:

1) изменить форму слова (моря – море).

2) подобрать однокоренное слово (трава – травка), в котором проверяемый гласный звук находится под ударением.

Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами: веселиться – весело, весёлый.

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.

Например: снег – снега.



ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце или в середине, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный или согласный звук [н]: груз – грузы, народ – народный.




Ь (МЯГКИЙ ЗНАК)



Разделительный Ь


Показывает, что гласный звук не сливается с согласным: листья, семья, полью.

Ь – показатель мягкости


служит для обозначения мягкости согласных звуков, стоящими перед ним. Например: пень, коньки















Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук [й ꞌ] и последующий гласный звук.

Например: семья – семь[й ꞌа], вьюнок – вь[й ꞌу]нок и т.д.



ЧАСТИ РЕЧИ

Части речи



Имя прилагательное

обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой, какая, какое, какие и др. Например: Самолет (какой?) синий (прил.)


Имя существительное

обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что? и др. Например:

(что?) самолет (сущ.)



Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? что делать? что сделает? и т.д.

Например: Синий самолёт (что делает?) летит (гл.)








Имя существительное





Неодушевлённые

Отвечают на вопрос что?, обозначают не живые предметы

Одушевлённые

Отвечают на вопрос кто?, обозначают людей, животных




Звуко – буквенный разбор слова (фонетический разбор)


1. Произнести слово. Составить транскрипцию.

2. Определить сколько в слове слогов. Произнести ударный слог, поставить ударение.

3. Произнести каждый звук в слове по порядку и дать ему характеристику .

4. Назвать, какой буквой обозначается каждый звук.

5. Сделать вывод о количестве звуков и букв.


Образец:


Ёлка [й' олка] - 2 слога.

ё [й '] - согл., звонк. непарн., мягк. непарн.

[о] - гласн., ударн., обознач. буквой «о»;

л [ л] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн., обознач. буквой «эл»;

к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн., обознач. буквой «ка»;

а [а] - гласн., безударн., обознач. буквой «а».

4 б., 5 зв.

 

Примечание: сокращение слов и знаки препинания строго, как в образце. Мягкость и твёрдость согласного звука и ударный или безударный гласный звук определяется по конкретному слову, которое разбираем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!