Речь
Речь про себя (внутренняя речь, думаем, размышляем, не произнося мысли вслух)
Письменная (речь, которую мы читаем и пишем)
Устная (речь, которую мы слышим и произносим).
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. В диалоге слова каждого участника разговора пишутся с новой строки. Перед ними ставится горизонтальная черта, которая называется тире (-).
Монолог – речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
Текст
Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу, объединены общей темой и расположенные в определенном порядке. Текст можно озаглавить.
Тема текста - о ком или о чём сообщается, рассказывается в тексте.
Главная (основная) мысль текста – самое важное, о чём хотел сказать автор.
Заголовок – в нем отражается тема текста или его основная мысль.
Части текста
Концовка (заключение)
завершение текста
Основная часть
описываются глав -ные события в тексте
Начало (вступление, вводная часть) готовит читателя к восприятию событий, о которых напи- сано в тексте.
Каждая часть пишется с красной строки.
Предложение
Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль (сообщение, вопрос или побуждение).
Первое слово в предложении всегда пишется с заглавной буквы.
В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.
Члены предложения
В предложении всегда есть главные члены. Они составляют грамматическую основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.
Главные члены предложения
Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? В предложении подчеркивается одной чертой.
Пример: (кто?) Птицы летят.
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? и т.д. В предложении подчеркивается двумя чертами.
Пример: Дети (что делают?) играют.
Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.
Предложение
Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.
Пример. Промчался резвый ветерок.
Нераспространённое предло -жение состоит только из главных членов. (подлежащего и сказуемого).
Пример. Дятел стучал.
Знаки препинания при завершении предложения
Восклицательный знак
ставится в конце предложения, в котором выражены какие – либо чувства: радость, удивление и т.д.
Пример: Дождик, дождик, поливай!
Вопросительный знак
ставится в конце предложения, в котором содержится вопрос.
Пример: Когда же наступит настоящее лето?
Точка
ставится в конце предложения, в котором о чём – то сообщается, повествуется. Пример: Весной на пригорках появля- ются первые про- талинки.
Слово
Слово – это сочетание букв имеющее лексическое значение. То, что обозначает слово, является его лексическим значением. Например: лексическое значение слова берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Например: мак (1 слог), розы (2 слога).
Слова
Однозначные (одно лексичес- кое значение). Например: ландыш, береза.
Многозначные (два и более лексических значений). Напри -мер: звезда, язык, иглы.
У многозначных слов одно значение (самое главное и наиболее привычное) является прямым, а все остальные – переносными.
Например:
Прямое значение | Переносное значение |
Золотое кольцо (из золота) | Золотые волосы (цвета золота) |
Чёрный костюм (чёрного цвета) | Чёрный день (мрачный, безрадостный) |
Синонимы – слова, которые произносятся по – разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. Например: месяц – луна, блестеть – сверкать и тд.
Антонимы – слова противоположные по значению. Например: старый – новый, добро – зло, день – ночь и тд.
Родственными (однокоренными) называются слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
Корень – это главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Например: берёза, березняк, берёзовый, подберёзовик.
Как найти корень в слове: нужно подобрать родственные (однокоренные) слова и выделить в них общую часть.
Слог
Слог – это звук или несколько звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком: у – рок, ма – ма.
В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Например: Ра ке та, сон.
Слог может состоять:
из одного гласного и нескольких соглас -ных звуков: а ист, стра на.
из одного гласного и одного согласного звука: мы ло.
из одного гласного звука: а у.
Ударение
Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударение всегда падает на гласный звук.
Слог, который выделяется большей силой голоса, называется ударным.
Чтобы определить, какой слог в слове ударный, нужно произнести слово с восклицательной или с вопросительной интонацией.
Например: Весна! Весна? Мороз! Мороз?
Слог с гласной буквой ё всегда ударный. Знак ударения над буквой ё не ставится. Например: шофёр, свёкла и тд.
Слог или слоги, на которые ударение не падает, называются безударными.
Гласные звуки в безударных слогах тоже называются безударными.
Как переносить слова с одной строки на другую.
Слова переносятся с одной строки на другую строку по слогам: вол- на, кни-га, ма – лыши, малы – ши.
Слова, состоящие из одного слога переносить нельзя. Например: страх, мышь, торт.
Слова, состоящие из двух слогов, если первый или последний слог состоит из одной гласной буквы переносить нельзя: Аня, чи – таю.
При переносе слов буквы Й, Ь,Ъ остаются на строке: строй – ка, подъ – еду.
При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а вторая переносится: кол – лектив, клас – сный.
Буквы и звуки
Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.
Алфавит – это все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё строго определённое место и своё название.
В русском языке – 33 буквы.
Гласных букв больше, чем гласных звуков.
Буквы а, о, у, ы, э придают мягкость предшествующей согласной букве.
Например: ма, мо, му, мы, мэ.
Буквы е, ё, и, ю, я придают мягкость предшествующей согласной букве.
Например: ре, рё, ри, рю, ря.
Согласные | Гласные | Буквы не обозначающие звуков (ь, ъ) |
буквы | звуки | буквы | звуки | |
21 | 36 | 10 | 6 | 2 |
Звуки
Согласные
Гласные
состоят из голоса и шума или только шума (при произноше –нии согласного звука воздух встречает во рту преграду в виде губ, зубов, языка);
образуют слог вместе с глас- ным (например: мо – ре)
состоят из голоса (при произ- ношении гласного звука воздух через рот проходит свободно, без преград);
образует слог (например: я-ма).
Звуки: [ а ], [ о ], [ у ], [ э ], [ ы ], [ и].
Гласные
Буквы: а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю, я.
Гласные буквы, обозначающие два звука (в начале слова, после Ь и Ъ, после гласной) |
Е | Ё | Ю | Я |
[й ꞌ э] | [й ꞌ о] | [й ꞌ у] | [й ꞌ а] |
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Звонкие согласные звуки – согласные звуки, которые произносятся с голосом и шумом.
Глухие согласные звуки – согласные звуки, которые произносятся без голоса, только с шумом.
Согласные звуки могут быть в словах твёрдыми и мягкими.
Согласные звуки делятся на парные и непарные.
Парные звонкие: [ б ], [ б ꞌ], [ в ], [ в ꞌ], [ г ], [ г ꞌ], [ д ], [ д ꞌ], [ ж ], [ з ], [ з ꞌ].
Парные глухие: [ п ], [ п ꞌ], [ ф ], [ ф ꞌ], [ к ], [ к ꞌ], [ т ], [ т ꞌ], [ ш ], [ с ], [ с ꞌ].
Непарные звонкие: [ л ], [ л ꞌ], [ м ], [м ꞌ], [ н ], [ н ꞌ], [ р ], [ р ꞌ], [ й ꞌ].
Непарные глухие: [ х ], [ х ꞌ], [ ц ], [ ч ꞌ], [ щ ꞌ].
Всегда твёрдые: [ ж ], [ ш ], [ ц ].
Всегда мягкие: [ ч ꞌ], [ щ ꞌ], [ й ꞌ].
Буквы Ъ и Ь звуков не дают.
Мягкость согласного звука на письме обозначается гласными буквами е, ё, и, ю, я, а также мягким звуком (ь).
Твёрдость согласного звука на письме обозначается гласными буквами а, о, у, э, ы.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ
Большая буква в словах
В географических названиях (назва -
ниях рек, городов, деревень, улиц и тд. Например: ре -ка Волга, город Москва, улица Свободы.
В кличках жи-
вотных. Напри-
мер: пёс Шарик
В именах, фамилиях и отчествах людей. Например: Юрий Алексеевич Гагарин
В начале предло-
жения. Напри-мер: Дежурный поливает цветы.
НАПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ
ЖИ – ШИ | ЧА – ЩА | ЧУ – ЩУ | ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ |
Пишем с буквой И | Пишем с буквой А | Пишем с буквой У | Пишем без мягкого знака |
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Чтобы узнать, какой буквой обозначить безударный гласный звук в корне, нужно подобрать проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным и чётко слышалась буква, которую мы проверяем.
Проверяемое слово - это слово, которое нужно проверить.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.
Проверить, как пишется слово с безударным гласным в корне, можно двумя способами:
1) изменить форму слова (моря – море).
2) подобрать однокоренное слово (трава – травка), в котором проверяемый гласный звук находится под ударением.
Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами: веселиться – весело, весёлый.
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.
Например: снег – снега.
ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
Чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце или в середине, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный или согласный звук [н]: груз – грузы, народ – народный.
Ь (МЯГКИЙ ЗНАК)
Разделительный Ь
Показывает, что гласный звук не сливается с согласным: листья, семья, полью.
Ь – показатель мягкости
служит для обозначения мягкости согласных звуков, стоящими перед ним. Например: пень, коньки
Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.
В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук [й ꞌ] и последующий гласный звук.
Например: семья – семь[й ꞌа], вьюнок – вь[й ꞌу]нок и т.д.
ЧАСТИ РЕЧИ
Части речи
Имя прилагательное
обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой, какая, какое, какие и др. Например: Самолет (какой?) синий (прил.)
Имя существительное
обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что? и др. Например:
(что?) самолет (сущ.)
Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? что делать? что сделает? и т.д.
Например: Синий самолёт (что делает?) летит (гл.)
Имя существительное
Неодушевлённые
Отвечают на вопрос что?, обозначают не живые предметы
Одушевлённые
Отвечают на вопрос кто?, обозначают людей, животных
Звуко – буквенный разбор слова (фонетический разбор)
1. Произнести слово. Составить транскрипцию.
2. Определить сколько в слове слогов. Произнести ударный слог, поставить ударение.
3. Произнести каждый звук в слове по порядку и дать ему характеристику .
4. Назвать, какой буквой обозначается каждый звук.
5. Сделать вывод о количестве звуков и букв.
Образец:
Ёлка [й' олка] - 2 слога.
ё [й '] - согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
[о] - гласн., ударн., обознач. буквой «о»;
л [ л] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн., обознач. буквой «эл»;
к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн., обознач. буквой «ка»;
а [а] - гласн., безударн., обознач. буквой «а».
4 б., 5 зв.
Примечание: сокращение слов и знаки препинания строго, как в образце. Мягкость и твёрдость согласного звука и ударный или безударный гласный звук определяется по конкретному слову, которое разбираем.