СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила ведения беседы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие коммуникативных навыков и формирование представлений о значении беседы, как основной формы общения и о правилах культурного общения.

Просмотр содержимого документа
«Правила ведения беседы»

Практическое занятие на тему: "Правила ведения беседы "

Ход мероприятия

Тема урока: «Правила ведения беседы». СЛАЙД 1

Цель: сегодня на уроке мы постараемся развить коммуникативные навыки и сформировать представления о значении беседы, как основной формы общения и о правилах культурного общения.

Задачи: - Учить определять факторы и условия, от которых зависит эффективность и успешность процесса общения.

- Развивать умение рассуждать и делать выводы.

- Воспитывать положительные качества личности.

Я: - Здравствуйте уважаемые преподаватели и студенты. Сегодня мы запланировали открытый урок в рамках недели предметно-цикловой комиссии психолого-педагогических дисциплин. По предмету «Психология общения» с 4 «В» курсом.

Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или экономику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить интересную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми - не обойтись, для этого необходимо учиться общению. Каждый наш новый день мы начинаем с ЧЕГО? - с приветствия. - Так давайте же начнем наше взаимодействие с игры-упражнения "Приветствие", поприветствуем друг друга так, как вам хочется. Задание состоит в том, чтобы назвать партнера по имени и поприветствовать его. Партнер должен в ответ назвать имя и тоже поприветствовать соседа в ответ. (Приветствуют). СЛАЙД 2

Я: - Какие чувства вы испытали поприветствовав друг друга? Изменилось ли ваше настроение и настрой на занятие? Ответы.

Давайте сделаем вывод: Любое общение или беседа должны начинаться с приветствия, это порождает дружеское расположение и является проявлением воспитанности и чувства такта.

- Уважаемые студенты, посмотрите пожалуйста на доску, здесь написано высказывание Антуана Де Сент Экзюпери "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения".

- Как вы понимаете это высказывание?

- а как ещё можно обозначить процесс общения двух и более людей? (беседа, разговор)

Как вы поняли, тема нашего практического занятия, сегодня - это общение людей правила ведения беседы - давайте для начала вспомним, что такое беседа?

- это словесный метод обучения

- метод обогащения, уточнения каких либо знаний и представлений участников общения, полученных ими в процессе повседневной жизни.

- участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать, не перебивать, дополнять др.др.

- учит мыслить логически, определённо высказываться, делать выводы и обобщения.

- это диалог, речевое общение между двумя и более лицами

Вывод: какой же вывод из всего, вышесказанного мы можем сделать? То, что Беседа - это форма чего?- общения!!!!!!

Я: - А какие правила ведения беседы вы знаете?

- Покажите своё дружеское расположение к собеседнику

- Умейте выслушать мнение другого, не перебивайте говорящего

- Не отвлекайтесь когда говорят другие

- Не избегайте взгляда собеседника, смотрите в глаза говорящего или слушающего вас.

- Не бойтесь высказаться, будьте вежливы и тактичны

- Чётко и кратко излагайте свою мысль, избегайте многословия и отклонения от темы

- Проявляйте уважение к мнению собеседника, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно отличную от вашей.

- Умей слушать и понять нужную мысль

- Выражай мысль ясно и убедительно для собеседника

- Умей учитывать индивидуальные особенности собеседника

Я:- Молодцы! Судя по вашим ответам, вы отличные собеседники! И у вас хороший опыт общения. - А так ли важно, общаться и беседовать людям друг с другом? И что нужно, чтобы беседа была удачной, приятной, плодотворной? (Ответы)

- Я думаю, примером важности именно, правильной во всех смыслах беседы послужит притча «Всё оставляет свой след».

СЛАЙД 4 Притча «Всё оставляет свой след».

Бике: - Жил - был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: "Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо". В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: "Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения". Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!". Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то беседуешь и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Общение с людьми - это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Будь терпимее к людям!

Я: - Ребята сейчас вы прослушали притчу о юноше и о его мудром отце. Какой смысл содержит в себе эта притча? (ответы). СЛАЙД 5

- Спасибо за ответы.

Да, действительно, слово пробивает любые доспехи… Словом можно ранить так, что эта обида будет вспоминаться всю жизнь.

Но и наоборот – доброе слово может зарядить силой, уверенностью, воодушевить и вселить надежду.

Любое слово – это мощное орудие. Чему оно послужит – зависит от вас. Если вы научитесь никогда не оставлять дыр в душах людей, вы достигнете мудрости.

Я: - Народ веками создавал свою устную культуру, передавая мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, обучая подрастающие поколения уму-разуму. Одним из наставлений являются пословицы, которые хвалят, сочувствуют, и главное - учат. И сейчас мы узнаем, как учат нас общению пословицы, которые вы подготовили. СЛАЙД 6

1.Лошадь узнают в езде, человека в общении.

2.Кого уважают, того и величают (возвышают, благодарят, обр-ся по ИО, хорошо отзыв-ся, любят, радуются, гордятся и всего этого надо заслужить преже всего посредству умения общения)

3. Людей не суди, на себя погляди.

4. Уваженье трудно заработать, но легко потерять.

5. Совесть без зубов, а загрызет.

6. Человек, что замок: к каждому нужно ключик подобрать.

7. Скажу?- язык обожгу, не скажу?- сердце.

8. Сказанное слово?- золото, не сказанное?- алмаз.

9. Стрелять?- еще не значит быть стрелком; не тот речист, кто треплет языком.

10. Язык?- переводчик сердца.

Я: - Молодцы, спасибо, вы хорошо справились с этим заданием

- Так что же такое общение? Обратимся к словарю. Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В.Даля, то узнаем, что слово "общаться" означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружить, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Слова необходимы, чтобы люди могли общаться. А ведь как порой в общении нам не хватает нужных слов. Важно понимать, что слово оказывает огромное воздействие на человека: "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести".

Послушайте стихотворение В. Солоухина "Слово о словах". СЛАЙД 7

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно, то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

Я :- Спасибо Аймисей. Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек знакомится с окружающим миром. Но есть шестое чувство, помогающее устанавливать контакт с людьми. Оно, к сожалению не дано нам от рождения, и его надо в себе воспитывать. Давайте попробуем проверить, если у вас способность устанавливать контакт с людьми. Предлагаю вам маленькие рассказы - миниатюры в действии, где вы должны определить, какие ошибки при общении совершили их герои.

1-й рассказ (СЦЕНКА) СЛАЙД 8

- Ира пришла в гости к подруге Аиде. В клетке сидела замечательная яркая птица - любимый попугай Аиды.

- Ничего себе птичка. Симпатичная, - сказала Ира, - у меня такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.

- Аида загрустила и замолчала. Ира не смогла в этот день общаться с ней.

Я: - Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на ее месте?

- Спасибо за ответы.

2-й рассказ (СЦЕНКА) СЛАЙД 9

- Папа подарил Ахмеду на день рождения новые марки. Ахмед показал их своему приятелю Юсупу и радостно сообщил:

Магомед: - Вот какие марки! Редкие и красивые! Тебе нравятся?

Умарасхаб: - Да у меня таких навалом! - захохотал Юсуп. - Что в них такого особенного? Они никакой ценности не представляют. Эх, ты! Тоже мне филателист! И твой отец хорош - в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе покажу мои марки?

- Но Ахмед не захотел. И потом еще три дня с Юсупом не разговаривал.

Я:- Как вы думаете, почему Ахмед так отреагировал и обиделся на Юсупа?

- И так, маленькие герои этих рассказов не умеют правильно общаться со своими товарищами. У них нет такого необходимого в общении (шестого) чувства, которое помогает быть обходительным и не обижать никого. Что это за чувство? - Это чувство такта (знакомимся с понятием "тактичность").

Я: - Я просила подготовить информацию о том, что такое тактичность.

- Тактичность - это способность внимательно относиться к внутреннему миру ваших собеседников, желание и умение понять их, порадоваться за них или посочувствовать. Это способность видеть границу и не переходить ее как в личных, так и в деловых отношениях. Если человек переходит ее, то он может незаслуженно обидеть своего собеседника. Это качество, которое воспитывается в человеке самостоятельно. Только он сам может понять, что можно делать, а что нельзя. Научиться быть тактичным можно, но для этого каждому нужно приложить свои собственные усилия.

- Тот, кто обладает чувством такта - шестым чувством, никогда не будет назойливым, не утомит того, с кем общается, не обидит, не пошутит некстати.

Я: - Замечательно сказано, спасибо. Ребята, учитесь чувствовать, что нужно вашему собседнику, что для него важно, что для него обидно, в чем он нуждается больше всего.

Воспитывайте в себе тактичность в общении. Начните с близких людей. Посмотрите на маму, папу, бабушку, дедушку. Что вы видите в их глазах: тревогу, покой, озабоченность? Подумайте, чем можно помочь поднять настроение. Как выразить сочувствие и понимание, о чём поговорить, побеседовать.

Присмотритесь, как работают на уроке, участвуют в общественной работе ваши однокурсники. Не упускайте случая выразить им свое одобрение и благодарность. Не скрывайте своего положительного отношения к окружающим. Не бойтесь высказывать свои мысли и чувства, но будьте при этом вежливы и тактичны.

Я: - Я знаю, что вы подготовили сценку о важности открытого диалога, беседы и общения между близкими людьми. СЦЕНКА (Аймисей, Умарасхаб) СЛАЙД 10,11

«Булка с маслом».

Автор: 30 лет прожили вместе муж и жена. В день празднования 30-летия совместной жизни, жена, как это было принято, испекла булку - это было ежедневной традицией, на протяжении всех 30-ти лет. На завтрак, она разрезала её поперёк, обе части она мазала маслом, и как это было заведено, верхнюю часть решила подать мужу, но на половине пути она остановила руку....

Жена: Она подумала: "Я 30-ть лет сама мечтала о, этой части булки, я 30-ть лет была примерной женой, вырастила прекрасных детей, хорошо вела хозяйство, была верной и много сил потратила на нашу семью, я заслужила съесть эту часть в день нашего 30-летия".

Автор: Обдумав это, она протянула мужу нижнюю часть, но рука дрожит, все же 30-летняя традиция нарушена. Муж, взяв булку, вдруг сказал:

Муж: Какой прекрасный подарок ты решила преподнести мне сегодня любимая. 30 лет я не просил и не ел нижнюю часть булки, ведь считал, что она по праву принадлежит тебе. Спасибо.

Автор: Мы не редко идём на "жертвы" ради тех, кого мы любим. Но не всегда понимаем, что эта жертва может быть совершенно не нужна, а иногда вредит больше, чем помогает. Поэтому так важно общаться, беседовать и узнавать желания другого человека от него самого, а не по догадкам и домыслам.

Я: - Стоило ли 29 лет молчать, обманчиво думая о том, что доставляешь удовольствие и радость близкому человеку, когда надо было, просто спросить нужно ли ему это. Спасибо большое, вы постарались. Молодцы!

- Может ли кто-нибудь из вас привести примеры случаи из жизни или притчи о значимости беседы, диалога, общения? (д.б. подготовить притчи)

Притча 1.

Пятеро слепых впервые в жизни повстречали слона.

Один из них дотронулся до хобота и сказал:

- Слон похож на толстый шланг.

- Слон похож на столб, - откликнулся другой, нащупав ногу слона.

Третий коснулся слоновьего живота и заявил:

- Слон похож на огромную бочку.

- Он похож на циновку, -потрогав слона за ухо, возразил четвёртый.

- Что вы говорите! Воскликнул пятый, державший животное за хвост. - Слон похож на верёвку!

Все они были правы. И не был прав никто:

Действительно, мы видим в человеке только одну какую - то сторону и не замечаем других, не замечаем, что любой человек сложнее, чем нам кажется на первый взгляд. Очень важно присмотреться друг к другу и можно увидите много хорошего.

Я: - У вас на партах лежат памятки с правилами ведения беседы, какие из них, вы считаете актуальным в этом случае?

…….. - Проявляйте уважение к мнению собеседника, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно и отличную от вашей.

…….. - Умей слушать и понять нужную мысль

Я: - Хорошо, верно. Кто следующий?

Притча 2. Искусство вести беседу

О, Мудрейший - спросили как-то Хранителя Истины из клана Спокойных, - в чём заключается искусство беседы?

- Следует дать возможность говорить тому, кто желает выговориться; выслушать того, кто желает быть услышанным; дать знания жаждущему их; не разубеждать убеждённых.

- А что делать, если придётся беседовать с несколькими убеждёнными, каждый из которых не приемлет мнения других? - снова спросили Хранителя.

- В такой беседе, - сказал Мудрейший, - следует дать понять каждому, что ты согласен именно с ним и не перечишь другим только из вежливости, но для этого даже не нужно слов… Обсуждение……..

Я: - Давайте сделаем вывод, какие правила ведения беседы применимы для этой притчи №2?

……….. - Проявляйте уважение к мнению собеседника

…………- Умей слушать и понять нужную мысль

…………- Умей учитывать индивидуальные особенности собеседника. В данном случае, психологические.

Я: - Хорош, всё верно. Есть ещё желающие?

Притча 3. Небольшая разница

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: - Повелитель, я должен сообщить тебе страшную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев у повелителя. Он велел бросить в тюрьму несчастного толкователя и позвать другого, который выслушал сон и сказал: - Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживёшь всех своих близких и родных.

Властелин обрадовался и щедро наградил толкователя снов.

Придворные очень дивились. – Ты же сказал ему тоже самое, что и первый толкователь, та почему же он был наказан а ты щедро вознаграждён? – спросили они.

Я: - На что последовал ответ…- как вы думаете, какой? Ответы студентов…..

- Он ответил: Мы оба одинаково истолковали сон, но судьба решилась от того, не что сказать, а как сказать.

Вывод: - Ну, и какие правила ведения беседы вы выберите к этой притче? - умей подобрать нужные слова с учётом индивидуальных особенностей собеседника ради интересов дела.

- Проявляй чувство такта к собеседнику.

Я: - Действительно, очень важно следить не только за тем, что вы говорите своему собеседнику, но и с какой интонацией вы обращаетесь с ним. Не правда ли?

Любое обращение, адресуемое нами кому-либо, может быть окрашено различными эмоциями, чувствами, настроениями. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них устанавливаются с собеседником хорошие отношения, а в других - плохие, приводящие к ссорам, конфликтам. В чем тут дело? (Ответы).

Я: - Да, многое зависит от интонации, от выражения лица, позы, жестикуляции говорящего. Как называются такие проявления? – Невербальное общение.

Предлагаю вам сейчас выполнить задание.

Я приглашаю 3-х участников, которые получат карточки с перечислением интонаций.

Участники поочередно должны произнести слово "друг" как можно выразительнее, отразив в интонации (написанной на карточке) следующие чувства - удивление, радость, горе, злоба, безразличие.

Я: - И кто же справился с заданием лучше? - Все молодцы!

Я: - У каждого из нас в течение дня происходят десятки встреч с разными людьми - в колледже, на улице, в магазине во дворе дома. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность наша с вами во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы. Так давайте относиться к окружающим нас людям по-доброму. Пусть мы все разные, но надо помнить, что у другого могут быть такие качества, которых, возможно, нет у тебя.

Я: - И в заключении нашего занятие мне, хотелось бы прочитать вам моё любимое стихотворение Насира Хосров.

Прекрасен рот. Но в логовище рта
Беда для человека заперта.
Язык его таит и зло и грех.
Молчанье - вот 
сокровище для всех!
Но коли 
речь не можешь устеречь.
Так пусть добром твоя блистает 
речь.
Слова любви - как золото зари...
Такое, если можешь, говори!
Но слово зла скатится с языка -
Гони его, как беркут бирюка!

Я:- Теперь, когда вы узнали о правилах беседы немного больше, я надеюсь, у вас будет меньше проблем в процессе общения и появится много новых хороших друзей. Но для этого давайте ещё раз закрепим правила культурного общения.

Памятка. (правила культурного общения)

  • Уважай собеседника.

  • Будь тактичен.

  • Не унижай собеседника.

  • Не принижай его достоинств и не ставь его в неловкое положение.

  • Будь внимателен к собеседнику.

  • Умей слушать и слышать, не перебивай его.

  • Стремись к взаимопониманию.

Я желаю вам здоровья, улыбок и хорошего настроения













8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!