СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правители и исторические личности Смутного времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правители, правительства и исторические личности Смутного времени.

Краткая характеристика в контексте событий.

Просмотр содержимого документа
«Правители и исторические личности Смутного времени»



Правители, правительства и исторические личности

Смутного времени:



Борис Годунов (1598-1605). Сослал Романовых. Не смог остановить бегство крестьян в голодные 1601-1603 годы даже усилением крепостной зависимости. Подозревался народом в причастности к гибели царевича Дмитрия.

Фёдор Борисович Годунов (апрель-июнь 1605). Убит заговорщиками ради воцарения «прирожденного» царя (беглого монаха Чудова монастыря Григория Отрепьева, называвшего себя чудесно спасённым царевичем Дмитрием) объявившегося в Польше в 1601 году, получившего помощь от польского короля Сигизмунда III за обещание отдать Польше Смоленск и Северскую землю и в октябре 1604 года с 4 тысячами войска начавшего поход на Москву. Некоторые историки считают возможным, что это действительно был спасшийся царевич Дмитрий.

Лжедмитрий I (июнь1605 – май 1606). Освободил многих из знати, пострадавших от Годунова (в частности Романовых), ослабил налоги, простил долги, много обещал. Однако Москву и Кремль наводнил поляками, венчался с католичкой Мариной Мнишек, не принявшей православие, отправил в монастырь законного патриарха Иова и вёл себя как польский католик. Убит восставшими москвичами.

Василий Шуйский (май 1606 – июль 1610). Маятник «самозванства» (использования в политике людей, выдававших себя за кого-либо иного, называвших себя чужим званием – в нашем случае званием царевича) был уже сильно раскачан. Крестьянская война (1606-1607 годов) под предводительством Ивана Болотникова, называвшего себя воеводой царевича Дмитрия. Пришедший ему на помощь в Тулу из Поволжья царевич Петр – якобы сын Федора Иоанновича. Объявившийся в 1607 году в Стародубе Лжедмитрий II, в котором Марина Мнишек признала своего спасшегося мужа и родила от него сына Ивана. Лжедмитрия II признали ряд городов и территорий к северу от Москвы, он сформировал свое правительство и обосновался в Тушине, поэтому прозван в народе «Тушинским вором», а его сын – «Ивашкой-ворёнком». Шуйский для борьбы с самозванцами попросил военной помощи у шведов, чем разозлил польского короля Сигизмунда III, отправившего свои войска на Смоленск и дальше на Москву. Так в 1609 году началась открытая интервенция Польши и Швеции. После внезапной смерти в Москве талантливого, успешного и популярного в народе русского полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского русское войско возглавил брат царя Дмитрий Шуйский и в июне 1610 года потерпел сокрушительное поражение от поляков в Клушинской битве. Дорога польским войскам на Москву была открыта. Знатные бояре из страха перед поляками и давнего недовольства Василием Шуйским насильно постригли его в монахи и выдали полякам. Василий Шуйский умер в польском плену под Варшавой в сентябре 1612 года.

Семибоярщина (июнь-сентябрь 1610). Боясь наступающих с юга от Коломны войск Лжедмитрия II, бояре подписали договор с поляками о восшествии на русский престол польского королевича Владислава и в сентябре 1610 впустили в Кремль польские войска под командованием гетмана Жолкевского. Это стало началом польского оккупационного правления. В источниках XVII века говорится о «седмочисленных боярах». Термин «семибоярщина» появился впервые в XIX веке в повести А.А. Бестужева-Марлинского.

«Совет всей земли» (апрель 1611 – февраль 1613) – временное правительство, избранное из состава сначала Первого, а затем Второго ополчения.

В декабре 1910 года под Калугой был убит из мести за родственника Лжедмитрий II. Вскоре в марте 1611 года в Новгороде появился новый самозванец Лжедмитрий III (московский дьякон Матвей, бежавший с казаками в Новгород, и получивший казачье имя Сидорка), которого признали Псков, многие города Северо-Запада и даже правительство Первого ополчения. Но к весне 1612 Лжедмитрий III («псковский вор») самоуверенно начал насильничать и притеснять псковичей, против него сложился заговор. Летом 1612 Лжедмитрий III был схвачен и убит. Примерно в это же время на юге появился Лжедмитрий IV («астраханский вор») которому присягнуло всё Нижнее Поволжье, однако в начале 1612 он бесследно исчез.

Отдельно назовём достойные многотомного повествования две героические страницы истории Смутного времени:

  1. Оборона Троице-Сергиева монастыря (23 сентября 1608 – 12 января 1610 года)

  2. Оборона Смоленска (29 сентября 1609 – 13 июня 1611 года)

Настоящим героем и спасителем России стал патриарх Гермоген. В эти страшные годы Смуты Российское государство сохранилось во многом благодаря его глубокой православной вере, верности церкви, русскому государству и народу, неустанным заботам и трудам, мужеству перед лицом польских интервентов вплоть до мученической голодной смерти в яме до которой довели его поляки, требовавшие благословения на царский трон сначала для королевича Владислава, а затем уже и для самого короля Сигизмунда III, что означало бы полную утрату российской государственности и вхождение всех российских земель в состав Речи Посполитой. Патриарх боролся до конца, он через своих тайных помощников-монахов, которые с большим риском для жизни, обманывая поляков пробирались к пленённому патриарху в Кремль, рассылал во все епархии письма с призывом к народу встать на защиту родной страны и православной веры. Такое письмо получил в Нижнем Новгороде староста одной из церковных общин простой торговец мясом Кузьма Анкудинович Минин. Именно призыв патриарха в этом письме дал такое дерзновение простому купцу собирать народ и обращаться за поддержкой к одному из знатнейших князей – Дмитрию Михайловичу Пожарскому. Именно при патриархе Гермогене, когда он был ещё епископом в Казани, была чудесным образом обретена икона Казанской Богоматери, с которой и суждено было Второму ополчению освободить Москву от польских интервентов.

Можно много рассказать. Как самоотверженно вместе с русскими представители всех национальностей Поволжья (мордва, татары, марийцы, чуваши и др.) весной 1612 года вступали во Второе ополчение и жертвовали своим имуществом, чтобы обеспечить ополченцев оружием и всем необходимым. Как князь Дмитрий Пожарский, ещё не излечившийся от ран, полученных в составе Первого ополчения, обезопасил Второе ополчение от ударов со стороны шведов, как избежал покушения Трубецкого и Заруцкого, как тренировал ополченцев, как опередил гетмана Ходкевича по диспозиции. Как упорно сражалось ополчение с войсками Ходкевича 24 августа у стен Кремля, как находчивость, хитрый манёвр и внезапный удар дружины Кузьмы Минина решил исход сражения, и поляки обратились в бегство. Как польский гарнизон Кремля голодал, но не сдавался до 4 ноября.

Освобождение Москвы от интервентов россияне связывали, прежде всего, с заступничеством за Россию Богородицы по молитвам пред иконой Казанской Божией Матери, поэтому уже вскоре 4 ноября Русская православная церковь стала праздновать как день особого почитания иконы Казанской Божией матери, а князь Дмитрий Пожарский на собственные средства построил на Красной площади красивый храм, куда и поместили икону. С 2005 года день 4 ноября стал и государственным праздником России – Днём народного единства, в который мы с радостью и гордостью вспоминаем, что наши предки всех национальностей в едином порыве спасли от гибели свою Родину – Россию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!