СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правление Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока, содержащий собственно план и примерное содержание записей учащихся в тетради во время урока

Просмотр содержимого документа
«Правление Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады»

Тема: Правление Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады.

Цели:

Образовательная: сформировать представление о дальнейшем развитии государственного управления, переходу, в связи со складыванием централизованного государства, к сословно-представительной монархии; реформы Избранной Рады.

Развивающая: анализ текста параграфа, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать события, делать элементарные выводы, сравнивать;

Воспитательная: воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, развитие познавательный интерес.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: устный, информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение

Оборудование: классная доска, учебное пособие: Данилов А.А., Косулина Л.Г., История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.

Ход урока:

План урока

  1. Организационная часть- 1-2 мин.

  2. Проверка домашнего задания/пройденного ранее материала -8-12 мин.

  3. Этап сообщения новых знаний – 18-22 мин.

  4. Сообщение задания на дом –1-2 мин.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

t = 1-2 мин.


Взаимное приветствие.

Проверка готовности: наличие на партах учебных пособий, тетрадей, пишущих инструментов, дневников.

Взаимно.

2. Проверка усвоенных знаний предыдущих уроков и домашнего задания

t = 8-12 мин.












Беседа - проверка знаний по предыдущему уроку. Не на отметку.


Учитель предлагает учащимся вспомнить материал, пройденный на предыдущих уроках, тем самым проверить учащихся на освоенность ими данной темы.

Для проверки предлагается для троих учащихся ответить на два вопроса, выполнив их на классной доске:

- изобразить схему сословного деления на Руси;

- изобразить схему строения государственного управления при Иване III;

- династия московских князей.

В это время: «Г»-класс пишет контрольную работу по теме «Династии московских князей»;




Остальным классам предлагается, закрыв учебники и тетрадки, вспомнить материал предыдущего урока, устно ответив на соответствующие вопросы по теме: 1) годы регентства Елены Глинской; 2) основные реформы; 3) боярские фамилии, властвовавшие в годы боярского правления; 4) назвать причины принятия царского титула. (Для одного класса, т.к. не успели подойти к принятию царского титула, потребуется при помощи указанных вопросов, подвести их к этому событию и причинам).


Проверка выполненных на доске заданий.




Трое учащихся выполняют задание на классной доске:

- составить схему сословий;

- составить схему гос. управления на Руси.

- династия московских князей


Г»-класс занят написанием контрольной работы по указанному заданию




Устно, с места, отвечают на данные вопросы.



Записывают в тетрадь:

Иван IV - первый русский царь


3. Этап сообщения новых знаний

t = 18-22 мин.


Метод – вводная беседа








Метод – работа с печатно-словесным текстом (учебника)












Метод – работа с условно-графической наглядностью (тетрадь, доска)


















































Метод – работа с печатно-словесным текстом (учебника)

Метод -аналитическая беседа.



































Метод – работа с печатно-словесным текстом (учебника)








Метод – работа с условно-графической наглядностью (тетрадь, доска)














Метод – работа с условно-графической наглядностью (тетрадь, доска)








Записываем тему урока:

Правление Ивана Грозного.

Реформы Избранной Рады.


- В годы боярского правления (1538 -1547) увеличились поборы с населения, расхищалась казна, раздавались земли. Разбои и расправы стали обычным делом. Особенно это усилилось при засилье Глинских, родственников царя по матери.

В 1547 г. в Москве случился пожар, унесший жизни нескольких тысяч горожан. Это стало переломным моментом, вскрывшим перед юным царем все недостатки, что подтолкнуло царя к реформам. На деле же реформы явились реакцией на период боярского правления.

- Все реформы происходили из Избранной рады, что же это за организация? Прочтите в учебнике на стр.194. Кто в нее входил?


- Запишем это: Избранная Рада – совет приближенных Ивана IV, - и добавим названных людей из числа тех, кто в него входил, - А.Ф. Адашев и монах Сильвестр, митрополит Макарий, князья Андрей Курбский, Воротынский, Горбатый-Шуйский, бояре Висковатый, Шереметевы.


1. Реформы управления. (По ходу выполнения работы заполняется схема).

- Первым делом царь созывает Земской Собор.

Откройте стр.194, найдите там причину по которой царь созывает Собор.


- Критика боярского правления, которую мы видели в годы юности будущего царя. Однако, действительно ли против бояр. Давайте посмотрим, вы уже прочитали это в учебнике, кого пригласили на Земский Собор. (Учитель по схеме сословий, изображенной на доске, указывает на названные учениками примеры).

- Бояре тоже здесь присутствую. Если в большинстве своем духовенство поддерживало государя, дворяне служили царю, то бояре, с критикой которых созван Собор, выступали как могущественная группа, поддержки которых царь потерять не мог. Поэтому царь искал примирения между боярами и дворянами, а вследствие того, что первыми были недовольны и другие сословия, царь ища их поддержки, так же приглашает их на Собор.

(указать о наличии там только черносошных крестьян по причине…).


- в первом предложении прочтенного вами текста указана основная деятельность Собора. Чем занимался Земской Собор?

- Правильно: - обсуждал и решал важные вопросы. Но Собор созывался только по указу царя, он не действовал постоянно.

- Теперь перейдем к следующей ступени, шедшей после З.С. - приказам. Прочтите на стр.195, что же такое приказы? Что есть похожее в наши дни?



- Приведите пару примеров.


- Мы видим, что каждый приказ ведал определенным кругом вопросов.

- Значит приказы - это органы центрального управления. Дополню, что в разное время действовало около 80 приказов.


- Следующий уровень - это управление на местах, которая была реформирована в 1556г. согласно Земской реформе 1550 г.

- Взгляните на схему «государственного управления», скажите, кто управлял на местах?


- Как вы помните, наместники работали не бесплатно, получая свое вознаграждение, как оно называлось? Что это означало?

- Правильно. Так вот, наместничество и волостели при сис-ме кормлений, имели множество недостатков, что привело к их отмене.

- Прочтите стр.196, назовите новые органы местной власти, пришедшие им на замену.


- в каких землях избирались губные старосты?


- Т.е. там где большинство земель принадлежит помещикам, а большая часть крестьян кем-то закрепощены. Еще.


- где большая часть населения являлись лично свободными. И следующие...

- Правильно. Городовые приказчики выбирались в городах. Все эти должности были выборными. Теперь перенесем это в схему.


- Что мы видим: какие сословия представлены в Земском Соборе?


- какие среди губных старост?


- земские старосты избирались из представителей каких сословий?



- ...и городские приказчики?


- Мы видим, что каждое сословие представлено в государственном управлении, что приводит к сословно-представительной монархии.




2. Судебник 1550 г. На Соборе 1550 г. принимается новое законодательство. Непосредственной причиной его принятия стала необходимость консолидировать силы феодалов для подавления народных выступлений, ограничение боярского произвола в суде и управлении

Оно основывалось на предыдущем, назовите его.

Прочтите отрывок стр.195 и найдите нововведения судебника 1550 г.







Верно. Запишем это в тетрадках таким образом:

- дальнейшее закрепощение крестьян; - введение наказаний за взятки; - ограничение прав наместников; - Боярская Дума – законодательный орган.


3. Стоглавый собор. 1551 г. Это съезд церковных иерархов для решения важных вопросов в делах религии. Назван он так потому что...

Прочтите стр.195, назовите решения собора.






Верно. Но одного из самых важных моментов мы не увидели в учебнике. Это то, что, т.к. у нас церковь сотрудничает с государством - на этом соборе одобряется принятие судебника и реформы. Запишем эти моменты.







4. Военная реформа. 1556 г.

На стр.196 учебника, первого абзаца указанного раздела найдите два значительных нововведения.


К чему это приводит с созданием этих подразделений? Какая была раньше армия?




- Верно. А теперь, когда есть эти люди, которые постоянно находятся на службе, армия становится какой?

Так и запишем, что итогом военной реформы стало создание регулярной армии.


Итог: реформы Избранной рады завершили централизацию страны и установлению сословно-представительной монархии на Руси.


Записывают указанную тему













Чтение текста учебника

- Круг близких людей

- Адашев, Сильвестр.

Записывают в тетрадь:

Избранная Рада – совет избранных: А.Ф. Адашев и монах Сильвестр и др.




Записывают пункт плана



Чтение текста учебника

- против бояр




приводят примеры представителей сословий на Соборе
















Чтение текста учебника

- обсуждал важные вопросы.



Чтение текста учебника

- центральные органы управления

- министерства

- посольский приказ

- челобитный приказ












- наместники и волостели


- кормления






- губные старосты


- в помещичьих




- земские старосты


- городовые приказчики






- феодалы, духовенство, посадские


- феодалы


- посадских, и крестьянства черносошного


- из дворян.







Записывают пункт плана.





- судебник 1497 года.


Чтение текста учебника

- увеличен размер пожилого;

- наказание за взятки;

- огр. прав наместников

- Боярская Дума носит законодательный хар-р.




Записывают в тетради указанные положения.


Записывают пункт плана.


- приводят к единообразию обряды;

- составлен список общерусских святых;

- разработал правила поведения для дух-ва



Записывают в тетради эти положения так, не более трех:

- одобрение церковью судебника и реформ;

- унификация обрядов;

- опись всех общерусских святых;





- избранная тысяча

- стрелецкие полки


- у каждого князя была своя дружина/армия с которой он приходил к царю.



- постоянной.

4. Сообщение задания на дом

t = 3-5 мин.



Новые термины: Избранная рада, Земской Собор, приказы, губные и земские старосты, городовые приказчики.

Новые лица: А.Ф. Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, князья Андрей Курбский, Воротынский, Горбатый-Шуйский, бояре Висковатый, Шереметевы.




Работа в тетради:


Правление Ивана Грозного.

Реформы Избранной Рады.


Избранная Рада – совет избранных: А.Ф. Адашев, монах Сильвестр, митрополит Макарий, князья Андрей Курбский, Воротынский, Горбатый-Шуйский, бояре Висковатый, Шереметевы.


1. Реформа управления

2. Судебник 1550 г.

- дальнейшее закрепощение крестьян;

- введение наказаний за взятки;

- ограничение прав наместников;

- Боярская Дума – законодательный орган.

3. Стоглавый собор. 1551 г.

- одобрение церковью судебника и реформ;

- унификация обрядов;

- опись всех общерусских святых.

5. Военная реформа. Появление регулярного войска.


Реформы Избранной рады завершили централизацию страны и установлению сословно-представительной монархии на Руси.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!