СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правнуки Великой Победы

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические разработки по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)

Просмотр содержимого документа
«Правнуки Великой Победы»

Тема раздела: Жизнь ратными подвигами полна

Урок 2

Тема урока: Правнуки Великой Победы.

Сценарий урока

Цель урока:

формирование у обучающихся представления о подвиге и героизме в наше время.

Задачи урока:

  • расширение знаний школьников о героях нашего времени;

  • воспитание у школьников чувства любви к Родине, гордости за свою страну;

  • воспитание у школьников чувства благодарности героям нашего времени;

  • формирование основ духовно-нравственных качеств, необходимых для воспитания патриотизма у школьников.

Материально-техническое обеспечение:

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • компьютер;

  • презентация;

  • материалы, необходимые для проведения практической части урока (флис, пеналон, наволочка для госпитальной подушечки, 2 консервные банки, картон, ножницы, бумага белая и цветная, клей, карандаши).

Музыкальный материал:

песня «Соловьи» (композитор – Василий Соловьёв-Седой, автор слов – Алексей Фатьянов).

Видеоматериал:

  • фрагмент выступления школьников в госпитале им. А.А. Вишневского микрорайона Ферма г. Сергиев Посад;

  • фрагмент видеопоздравления с Днём защитника Отечества участников СВО от учащихся МБОУ СОШ № 26 и Воскресной школы храма Рождества Христова с. Иудино.

Методическое обеспечение:

Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. – М., Вентана-Граф, 2014.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Учитель: Ребята, рада всех вас видеть, и мы продолжаем разговор по разделу «Жизнь ратными подвигами полна».

  1. Актуализация знаний.

Чтобы актуализировать знания, полученные вами на предыдущих уроках, предлагаю прослушать фрагмент стихотворения Евгения Долматовского «Герой»:

Легко дыша, серебряной зимой

Товарищ возвращается домой.

Вот, наконец, и материнский дом,

Колючий садик, крыша с петушком.

Он распахнул тяжелую шинель,

И дверь за ним захлопнула метель.

Роняет штопку, суетится мать.

Какое счастье — сына обнимать.

У всех соседей — дочки и сыны,

А этот назван сыном всей страны!

Учитель: А сейчас мы прослушаем фрагмент песни «Соловьи» (звучит фрагмент песни «Соловьи», приложение 1).


У читель: Теперь внимательно рассмотрите картину художника Юрия Петровича Пантюхина «На поле Куликово» (Приложение 2. Слайд 1) и скажите, о чём пойдёт речь сегодня на нашем уроке? Какая темя объединяет все представленные вам произведения?



Ю.П. Пантюхин «На поле Куликово»

Ученики: Сегодня на уроке мы будем говорить о защитниках Отечества, о героях.

Учитель: Правильно. Тема нашего урока – «Место подвига в наше время – правнуки Великой Победы». А кто такие герои? Как вы понимаете это слово?

Ученики: Герои – это те, кто жертвует собой ради нас. Герои – люди, отличившиеся какими-то особыми поступками.

Учитель: (Слайды 3,4) Ребята, а теперь давайте прочитаем, какие определения понятий «герой» и «подвиг» даются в толковых словарях.

Герой – храбрый воин, богатырь, доблестный сподвижник, самоотверженец. (Толковый словарь В.И. Даля)

Герой – это человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Герой – это человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Подвиг – Героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Учитель: А кого вы вспоминаете, когда произносите или слышите слово «герой»? О ком вы могли бы сегодня коротко рассказать?

Ученик: (Слайд 5) Святой Александр Невский. Этот великий человек жил 8 веков назад. Когда князю Александру было всего 18 лет, русская дружина под его руководством разбила на реке Неве шведов. За победу и личную храбрость в бою князя Александра позднее стали называть Невским. А когда князю было 20 лет, русское войско под его командованием одержало победу над крестоносцами. Девизом князя Александра были слова: «Не в силе Бог, а в правде!». Когда заканчивалась земная жизнь святого, он принял монашество с именем Алексий.

У ченица: (Слайд 6) Александр Васильевич Суворов. Русские войска под руководством великого полководца не потерпели ни одного поражения в 60 битвах. Любую битву он начинал с поста, молитвы и Причастия. Суворов очень заботился о своих солдатах, чувствовал за них ответственность. За свои заслуги он был удостоен звания генералиссимуса.

У ченик: (Слайд 7) Георгий Константинович Жуков – выдающийся полководец. Он был очень мужественным, смелым. Однажды, ещё юношей, он вывел из горящего дома двоих маленьких детей, а потом взвалил на себя и вытащил лошадь. За его вклад в Победу в Великой Отечественной войне его называют «Маршалом Победы».

  1. Изучение нового материала.

Учитель: А как вы думаете, ребята, в наше время есть герои?

Ученики: Да. Это потомки Александра Невского, Суворова, правнуки Жукова, которые сейчас защищают нашу Родину.

Учитель: А на нашей малой родине, в нашем посёлке есть такие замечательные люди?

Ученики: Наверное, есть.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о наших земляках, о тех, кто жил или живёт в нашем посёлке и кому сейчас, в очень непростое историческое время, выпало защищать нашу великую страну, нашу Родину, нашу веру и наш народ.

(Слайд 8) Сейчас на экране вы видите фотографию Александра Стёпкина. Александр – выпускник нашей школы. Он был очень мужественным, смелым, сильным и искренним и горячо любил нашу Родину, поэтому не мог оставаться в стороне, в то время, когда Родине было тяжело. Первый раз он встал на её защиту во время Чеченской войны. Когда в ходе СВО началась мобилизация, Александр, как и многие жители нашего района, получил повестку. У Александра по месту работы была бронь, но он, не раздумывая, пришёл в военкомат, чтобы выполнить свой воинский долг. Не медля, он встал на защиту Родины. Служил Александр в мотострелковых войсках. Когда в декабре прошлого года он вернулся с очередного боевого задания, туда, где Александр расположился на кратковременный отдых, попал вражеский снаряд. Своей жизнью Александр исполнил главную заповедь о любви, данную людям Богом – «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Ребята, это цитата из важнейшей в мире книги, Евангелия, и слово душа в данном контексте означает «жизнь».

(Слайд 9) Наш земляк – Дмитрий. Во время своего отпуска он общался с учащимися нашей школы. Я попрошу Сашу, который был на этой встрече рассказать о нашем герое.

Ученик: Добровольцем Дмитрий участвовал в Военной операции в Сирии, а когда началась СВО, заключил контракт со спецназом «Ахмат» до окончания военных действий. Своё решение объяснил так: «Мне достаточно было пяти минут, проведённых на Аллее Ангелов, чтобы понять – я пойду до конца». После того, как в свои 30 с небольшим лет Дмитрий, не имея специального военного образования, показал себя вдумчивым, грамотным, ответственным, исполнительным воином, он был назначен командиром батальона. За свои военные заслуги получил высшую награду «Ахмата» - орден «Ахмат-спецназ». После полученного в бою ранения Дмитрий получил квалификацию санинструктора и свою боевую вахту несёт на Херсонском направлении. А совсем недавно он был награждён «Орденом Мужества».

Учитель: Спасибо, Саша. Следующий наш герой – Николай. О нём вам расскажет Маша, которая присутствовала на двух встречах с воином во время его коротких отпусков.

У ченица: (Слайд 10) Николай – выпускник нашей школы. После окончания 11 классов он проходил срочную службу в мотострелковых войсках, по возвращении домой поступил в университет, но через 2 месяца началась мобилизация, и Николая призвали в танковые войска. Он прошёл переподготовку и теперь как наводчик-оператор танка отстаивает наши границы на одном из сложнейших – Купянском – направлении. (Слайд 11) За свои воинские заслуги Николай награждён медалью «За воинскую доблесть».



Учитель: Спасибо, Маша. (Слайд 12) Ребята, Николай и Дмитрий приходили на встречу с учащимися нашей школы. Они рассказывали не о том, как тяжело на войне, а как наши защитники преодолевают трудности, стремясь к Победе. Например, уходящие на боевое задание воины, собираются вместе, зажигают свечу и молятся. И обязательно, зажигая ту же свечу после своего возвращения, все вместе молятся, благодаря Бога.

Учитель: Ребята, какими качествами души обладают те люди, которые встали на защиту нашей Родины?

Ученики: Они добрые, смелые, справедливые, терпеливые, благодарные, любят свою семью, близких, Родину.

Учитель: Ребята, как вы считаете, должны и можем ли мы, находящиеся достаточно далеко от линии фронта, помогать тем, кто сейчас на линии боевого соприкосновения? И нужна ли нашим воинам наша помощь?

Ученики: Да, конечно.

Учитель: А чем мы можем помочь нашим защитникам?

Ученики: Мы можем своими руками делать что-то, что облегчит их ратный труд.

Учитель: Можем ли мы назвать тех, кто помогает воинам, героями? Почему?

Ученики: Можем. Потому что эти люди, участвуя в жизни наших защитников, тоже являются воинами.

Учитель: Мы можем сказать, что воины защищают нас мечом. Меч – это лезвие и рукоятка. Сами воины – это лезвие, которое воин держит за рукоятку, а рукоятка – это все мы, которые обязаны поддерживать тех, кто ради нас готов пожертвовать своей жизнью.

Сегодня вы узнаете ещё и о тех, кто, не жалея своих сил, времени, порой превозмогая телесные немощи, сплотились для того, чтобы приблизить нашу Победу.

(Слайд 13) Рядом с нашим храмом Рождества Христова села Иудино построен небольшой церковный дом, в котором проходят занятия Воскресной школы, здесь же располагается церковная ризница, а в прошлом году был организован центр добровольческой помощи нашим воинам. (Слайд 14) Сюда приходят не только жители нашего посёлка, но и приезжают люди из соседних населённых пунктов. Чем же они здесь занимаются? Сначала было освоено изготовление тактических носилок. Ребята, знаете ли вы, как вынести раненого с поля боя?

Ученики: На руках, с помощью носилок.

Учитель: Вынести раненого с поля боя, используя обычные носилки, невозможно. Они громоздкие и тяжёлые. (Слайды 15,16) Поэтому были разработаны специальные тактические носилки, которые в собранном виде весят всего 370 г. Они собираются в небольшой рулончик, который бойцы сами могут взять с собой, прикрепив в специальном мешочке к поясу.

Такие носилки изготавливаются из строп – широких прочных текстильных лент, которые используют для подъёма грузов. Стропы разной длины собираются на шаблоне с помощью пластиковых скрепок, а затем из сшивают на специальных швейных машинах



Учитель: Когда с фронта стали поступать просьбы помочь воинам окопными свечами, наши добровольцы тут же откликнулись. Вместе со своей бабушкой делает окопные свечи ваш одноклассник Демид, и сейчас он расскажет, как это происходит.

Ученик: (Слайд 17) Окопная свеча – это консервная банка со вставленным в неё картоном, который потом заливается воском или парафином. Процесс изготовления окопных свечей трудоёмкий и долгий, поэтому добровольцы распределились по этапам изготовления свечей. Кто-то находит картон и режет его на полосы, скручивает и заполняет им банки, кто-то добывает парафин, а кто-то завершает процесс изготовления свечей, заливая банки растопленным парафином. Эти свечи незаменимы в полевых условиях, где нет другой возможности согреться или подогреть и приготовить еду. Кроме того, бойцы используют свечи в блиндажах и землянках, заменяя ими дрова в печах-«буржуйках».

Учитель: Спасибо, Демид. Вот видите, ребята, и взрослые, и дети объединились в общем порыве приблизить нашу Победу.

Учитель: А еще нельзя оставить без помощи и внимания тех, кто за Родину, за нас с вами, отдал своё здоровье, тех, кто находится на лечении в госпиталях. Как можно помочь этим воинам, расскажет Даша.

Ученица: (Слайд 18) Для того, чтобы раненым воинам, было легче переносить боль, наши добровольцы шьют особые подушечки разной формы и разного размера. Например, такие. Бойцы подкладывают их под травмированные части тела, чтобы твёрдая поверхность не причиняла боль, чтобы не образовывались пролежни.

(Слайды 19, 20) Для набивки таких подушек используется мягкая ткань – флис или особый наполнитель – пеналон (демонстрируются эти материалы), которые заранее вручную нарезаются мелкими кусочками. В этом взрослым помогает и мы, дети, учащиеся нашей школы.

Учитель: Спасибо, Даша. А я хотела бы добавить, что ребята занимаются этим в своё свободное время: на переменах или после уроков, не боясь мозолей, отрывая время от прогулок, любимых занятий.

У читель: (Слайд 21) А ещё наши школьники помогают плести маскировочные сети. Ребята, знаете ли вы, для чего они необходимы на фронте?

Ученики: Сети используют для того, чтобы закрыть блиндажи, технику, и в каждое время года они должны быть разного цвета, такого, который подходит к окружающей среде.

Учитель: Верно. О том, как плетутся сети, нам расскажет Серафима.

У ченица: (Слайды 22-25) Сначала из большой рыболовной сети вырезается сеть нужного размера (показывает), затем её края для прочности оплетаются шнуром (показывает). Потом нарезаются и скручиваются в рулончики для удобства в работе ленты определённой длины (показывает), которыми оплетаются ячейки сети.

Учитель: Спасибо, Серафима. Ребята, плетение сетей – очень непростая и кропотливая работа. Она требует большого внимания, усидчивости и самоотверженности, то есть готовности пожертвовать своими интересами ради других, ради общего блага.

(Слайд 26) А чтобы поддержать боевой дух воинов, ребята в готовую сеть вкладывают письмо с добрыми словами. Вот одно из таких писем. Ребята благодарят воинов, пишут о том, что хотят помочь нашим воинам приблизить Победу и живыми и здоровыми вернуться домой.


У читель: К праздникам воинам отправляются особые подарки – пряники. О ним нам расскажет Настя, которая делает их вместе со своей мамой.

Ученица: (Слайды 27, 28) Пряники долго сохраняют свой вкус. Это важно, потому что до воинов они подчас едут очень долго. Мы стараемся их красиво расписать, чтобы поднять воинам дух. Готовые пряники мы раскладываем в отдельные пакетики, и в каждый пакетик вкладываем листочки со словами благодарности, поддержки и любви.


Учитель: Спасибо, Настя. (Слайд 29) Ребята, посмотрите, какой ответ прислал взрослый воин, получивший такую посылку. Что значат эти слова?

Ученики: Что воины всегда чувствуют любовь, которую им передают даже через такие небольшие подарки.

У читель: Ребята, а чем ещё можно поднять боевой дух воинам?

Ученики: Письмами, открытками.

Учитель: (Слайд 30) Правильно! И вовсе не обязательно ждать какой-нибудь праздник, чтобы это сделать. Папы нескольких учащихся нашей школы регулярно возят на фронт гуманитарную помощь, при этом тоже, рискуя своей жизнью. Через них свои письма, поделки к праздникам дети передают на фронт.

Николай и Дмитрий рассказывали, что воины не только в относительно спокойной обстановке читают присланные им письма, но и даже берут их с собой на задание, потому что души наших защитников чувствуют помощь и поддержку писавших письма.

Ребята, а можно отправить видеописьмо: сказать воинам о том, что мы их очень ценим, любим, молимся о них. Дети говорят воинам слова, которое подсказывает им их сердечко, читают стихотворения и даже поют песни. Несколько воинов, которые получали такие видеописьма, приезжая в отпуск, благодарили детей со слезами на глазах. Давайте посмотрим фрагмент одной их таких записей. (Просмотр фрагмента видеопоздравления с Днём защитника Отечества участников СВО от учащихся МБОУ СОШ № 26 и Воскресной школы храма Рождества Христова с. Иудино, приложение 3.)

(Слайды 31-34) А ещё дети участвовали в спектаклях и концертах, которые проходили в госпитале микрорайона Ферма, для бойцов, находящихся там на лечении после ранений. Сейчас вы видите красивые фотографии, сделанные во время выступлений. Но каким трудом это всё было достигнуто! После школы дети бежали на репетиции, дома самостоятельно учили свои роли, стихотворения, слова песен.

И надо было не просто выучить, а пропустить через себя, вдуматься в те события, которые сейчас происходят, искренне прозвучало каждое спетое или сказанное слово. Иногда приходилось репетировать по видеосвязи. А ведь школу и домашние задания никто не отменял! Надо было всё успеть!

А сколько волнений испытали ребята, выступая перед полным залом в госпитале. Там собиралось более 70-ти человек! Кто-то приходил на своих ногах, кто-то на костылях, кого-то привозили на коляске. А наградой детям были улыбающиеся глаза наших защитников, иногда со слезами, и слова: «Приезжайте ещё!»

Давайте посмотрим фрагмент одного из выступлений в госпитале. (Просмотр фрагмента выступления школьников в госпитале микрорайона Ферма г. Сергиев Посад, приложение 4)

У читель: (Слайд 35, 36) Ещё один очень важный вид помощи нашим воинам – приготовление сухих супов. Наша задача – приготовить овощи таким образом, чтобы бойцы могли из них приготовить суп, тратя на это минимальные усилия. Овощи, купленные в магазине после обычного рабочего или учебного дня или выращенные на своём огороде, надо помыть, почистить, порезать, сварить и сушить 7-8 часов.

Когда высушенных овощей достаточно много, собираются дети с мамами и расфасовывают овощи в строго определённых пропорциях (буквально по несколько граммов каждого ингредиента) по маленьким пакетикам, таким, какие могут без труда поместиться в кармане бойца, отправляющегося на боевое задание. Достаточно залить эти овощи горячей или даже тёплой водой, чтобы получился суп, и боец смог подкрепить свои физические силы, а главное – согреться душевным теплом тех, кто этот суп готовил.

Учитель: Ребята, в самом начале урока, я спрашивала вас, какие качества присущи героям. После сегодняшнего рассказа вы можете дополнить ответ на этот вопрос?

Ученики: Можно добавить трудолюбие, отзывчивость, скромность.

Учитель: Совершенно верно. Многие из тех, о ком мы сегодня говорили, живут рядом с вами, может быть, в одном доме или вообще в соседней квартире, а кто-то учится с вами в одной школе или даже в вашем классе, но никто из этих людей не кичится, а скромно и незаметно делает очень важное дело.

4. Практическая работа в группах.

Учитель: Ребята, как вы видите, поле для героизма очень большое. Сейчас я предлагаю вам попробовать стать причастниками героизма, а причастник – это тот, кто делает часть общего дела.

Разделимся на группы. Каждая группа получит своё задание.

1-я группа будет нарезать по образцу флис и попробует набить подушечку.

2-я группа будет нарезать полосы из картона и заполнять ими банки для окопных свечей.

3-я группа поможет тем, кто плетёт сети – будет скручивать в рулончики ленты.

А 4-я группа напишет бойцам в поддержку несколько теплых, добрых слов.

Учитель (по окончании практической работы): Вы все большие молодцы.

(Слайды 37, 38) Сейчас я хочу вам показать, насколько дорога нашим защитникам такая помощь. Это ваза с цветами, сделанная из гильз использованных снарядов, нашими воинами в знак благодарности тем людям, которые им помогают, поддерживают. Вы можете заметить, что наши защитники, не только смелые и мужественные, но и очень творческие люди.

Учитель: Как вы думаете, почему для воинов так важна наша помощь?

Ученики: Потому что самое главное, что передаётся с видимой помощью бойцам, это – душевное тепло, которое переходит через руки от самого сердца.

Учитель: Да. Такие душевные вливания придают бойцам силу и крепость духа. А от того, насколько у наших воинов будет душевных сил, зависит то, сколько у них будет сил телесных.

5. Рефлексия.

Учитель: Наша беседа о героях нашего времени подошла к концу. Какие выводы вы сделали для себя? Так кто же такие – герои нашего времени? Может ли каждый человек быть героем?

Я прошу вас закончить одно из предложений. (Слайд 39)

Я узнал…

«что герои нашего времени живут рядом с нами».

Я понял…

«как важна наша помощь тем, кто сейчас защищает нас».

«что мы непобедимы, когда мы едины».

Я подумал…

«что мы должны сплотиться, чтобы защищать нашу Родину».

«что каждый человек может внести свой вклад в Победу».

Я оценил…

«насколько важна помощь нашим воинам от тех, кто находится здесь, в тылу».

Я постараюсь…

«помогать нашим защитникам».

«научиться плести сети, чтобы сохранять жизни наших воинов».

Я почувствовал…

«насколько умны, сильны, мужественны, отважны те, кто нас сейчас защищает».

«гордость за наш народ».

Я расскажу дома…

«о том, что героем может стать любой человек».

«о том, как делают окопные свечи, тактические носилки, подушечки для раненых».

«о том, что рядом с нами находятся люди, которых можно назвать героями».

(Курсивом приведены ответы детей.)

6. Подведение итогов.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о помощи Преподобного Сергия нашему народу, нашей Родине в период тяжёлых испытаний. 632 года прошло со дня кончины преподобного Сергия Радонежского. Но мы всегда чувствуем его помощь. И сейчас, в это непростое время, молитвы святого – о нашем Отечестве. (Слайд 40) Мы уверены, что те воины, которые ушли из нашего города в эти дни на защиту нашей веры, нашей страны и нашего народа, подобны Александру Пересвету и Андрею Ослябе, поддержавших войско князя Димитрия.




(Слайд 41) Уходя к местам боевого слаживания, они оставляют такие записки.

И мы верим, что по молитвам преподобного Сергия, главного Героя нашей страны и нашего народа, Победа будет за нашими воинами и за нашей страной, потому что с нами Бог и преподобный Сергий!



7. Домашнее задание.

Подготовить сообщение на тему «Герои моей семьи».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!