Тема урока: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное».
Урок по типу - ознакомительный, служит изучению нового материала.
Основной целью является изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок построен на основе моей концепции: «Развитие речи и творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения с элементами проблемного исследования ».
Таким образом, на примере этого урока можно увидеть действие этого вида обучения на практике.
Цель и задачи урока следующие:
формировать умение определять спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы
и писать гласные е/и в окончаниях глаголов;
составить алгоритм действий, для определения, какую гласную писать в безударном
личном окончании глагола;
учить применять полученные знания в конкретной языковой ситуации;
прививать навыки самостоятельного, исследовательского подхода в изучении нового
материала;
развивать внимание, орфографическую зоркость, мышление, речь;
воспитывать интерес к родному языку, формировать такие волевые качества как,
усидчивость, целеустремленность, упорство, организованность, познавательный
мотив - любознательность, трудолюбие и взаимопомощь.
Главный метод обучения на уроке был проблемно -исследовательский, частично словесный, репродуктивный, проблемный, работа над руководством учителя. В исследовательской деятельности были применены такие приемы, как:
наблюдение, анализ и постановка проблемы;
планирование;
формирование решения;
сравнение, сопоставление;
обобщение;
аналогия.
- Применены такие формы работ, как:
коллективная;
самостоятельная;
парная;
- осуществлялся дифференцированный подход.
- схемы, карточки, таблица, ТСО.
Работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась практической деятельностью, разными видами работ и формами проведения, а также эмоциональным настроем, введением в урок элемента самооценки не только учебной деятельности, но и психического состояния. Для снятия психического напряжения и предупреждения переутомления мною были проведена «Физминутка».
В классе между учащимися и учителем установлена атмосфера сотрудничества.
Этапы урока были построены с учетом уровня работоспособности учащихся в течение урока.
В начале урока я создала у детей положительный, эмоциональный настрой, мотивировала к предстоящей проблемно - исследовательской деятельности и создала проблему.
В процессе выполнения заданий были выявлены проблема и определено направление будущего исследования.
Творческие задания были построены так, чтобы дети смогли применить свои знания и самостоятельно прийти к «открытию» новых знаний и составить алгоритм действий.
Для систематизации полученных знаний и первичного закрепления было предложено несколько заданий:
- пользуясь алгоритмом объяснить написание безударных личных окончаний
глаголов;
Для исправления и коррекции ошибок, профилактики и ликвидации пробелов в знаниях детей были использованы разнообразные виды контроля:
Для развития воображения, как основы творчества, исследовательской активности детей и речевых способностей было дано творческое задание: вставить глаголы и выделить ,определить спряжение. Текст был дан, дети должны были вставить глаголы ,слова для справок в помощь.
Для выполнения данной работы дети использовали слова для справок.
Используя глаголы в творческой работе, дети сделали вывод о практической значимости знаний правописания безударных личных окончаний глаголов.
При работе с фразеологизмами, я познакомила детей со словарями. Мы определяли лексическое значение, понятие.
Таким образом, дети повторили фразеологизмы, что послужило развитию речи, привитию интереса к русскому языку и к исследованию.
Весь урок был воспитывающим: дети самостоятельно исследовали изучаемый материал, думали, проявляли такие волевые качества, как целеустремленность, упорство, усидчивость, организованность, познавательный мотив - любознательность, трудолюбие и взаимопомощь.
Завершающим этапом были самооценка и рефлексия. Дети оценивали свои работу и участие на ней. Дети сделали выводы - достигли они цели или нет, какие затруднения были на уроке, понравилось ли им делать открытия.
Этим я создала ситуацию успеха для каждого ученика.
Домашнее задание было дано вовремя, с комментарием.
Урок логически завершён, построен с учётом знаний учащихся, наряду с изучением нового, способствует закреплению пройденного.
Такой тип урока служит развитию у учащихся интереса к предмету, мышления, творческих способностей и творческой самостоятельности.