СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка.

Просмотр содержимого документа
«« Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах»»

Тема: « Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах»

Цели :

Образовательные: на основе понимания подвести детей к автоматическому навыку правописания безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. Обеспечить в ходе урока обобщение и систематизацию знаний по теме урока.

 Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; доброжелательное отношение друг к другу; умение помогать исправлять ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.

 Развивающие: способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Оборудование: урок построен с использованием презентации

Предметные результаты:

1.Формировать навык правописания окончаний имён существительных , совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.

2. Определять падеж имён существительных.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое  падежи имен существительных, их вопросы, предлоги, окончания;

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию, применять правила делового сотрудничества- участвовать в продуктивном  диалоге.

 

Ход урока.

  1. Орг. момент.    Начинаем мы опять писать, склонять и объяснять.

Сядут те дети, имя которых относится к существительным 1-го склонения, а теперь те, имя которых относится к существительным 2-го склонения, 3 склонения.

  1. Актуализация знаний.

Итсордум уцитсач теялвабирп инзиж ьнед ёыджак( Слайд 1)

-Ребята, кто догадался, как можно прочитать это предложение? ( чтение справа налево).

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.( слайд №2)

Как понимаете?

Определите склонение существительных.

Написание окончаний каких существительных  могут вызвать затруднения?

Почему гласные вызывают сомнения?( они без ударения)

Сформулируйте тему урока. (слайд№3)

Чему будем учиться?

 3  Проверка домашнего задания.

Дома вы готовились объяснить фразеологизмы со словом сердце и рисовали к ним рисунки.

Прочитайте фразеологизм, попробуйте объяснить одним словам и определите падеж существительного сердце.

Дети объясняют следующие фразеологизмы:

  • Сердце кровью обливается – жалко.

  • Положа руку на сердце – откровенно, честно.

  • Кошки на сердце скребут – неспокойно, плохое настроение.

  • Уехать с тяжёлым сердцем – уехать расстроенным.

  • Как маслом по сердцу – приятно.

  • Поздравить от всего сердца – искренне.

  • Сердце обросло мохом – бездушный, чёрствый.

  • С лёгким сердцем – без тревоги, без опасений.

  • От доброго сердца – по-доброму без злого умысла.

  • Сердце упало – страшно.

 Взаимопроверка. Как определяли падеж?

Ребята, как вы думаете, вам встречаются в жизни больше людей с добрым сердцем или с сердцем обросшим мхом?

Молодцы! Я от всего сердца желаю вам сегодня хорошего настроения и надеюсь, что вы уйдёте сегодня с урока с лёгким сердцем и ваше сердце всегда будет добрым!

4.Актуализация знаний   Загадка : Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам.

                                                   СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

-Что такое существительное?

(Это часть речи, который отвечает на вопросы кто? и что?, обозначает предмет или явление.)

– Что вы знаете об именах существительных? (Бывают мужского, женского, среднего родов, 1, 2, 3 склонения, изменяются по числам и по падежам).

– Что при этом изменяется у существительных? (Окончание).

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О правописании окончаний имен существительных.

На какие две группы можно разделить окончания существительных? (Ударные и безударные).

– Как проверить безударное падежное окончание существительных? (Правописание безударного падежного окончания имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения).

5. Минутка чистописания.Написание каких букв в безударных окончаниях вызывает сомнения? Пропишите эти буквы в чередовании, увеличивая на одну:

еи еие.еиеи еиеие

 Самооценка

6.Словарные слова скрываются в отгадках. Задание – отгадать загадки, написать отгадки в тетрадь, подчеркнуть орфограмму «Непроверяемые гласные»

1. Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит, а стоять не велит  .мороз

2. Зелена, а не луг,

Белена, а не снег,

Кудрява, а не человек.берёза

3. Стоит дуб, на дубу 12 гнезд,

В каждом гнезде по 4 синицы.

У каждой синицы по 14 яиц:

7 беленьких и 7 черненьких.месяц неделя календарь

4. Сидит девица в темнице, а коса на улице. морковь

5. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.корова

6. Летом наедается, зимой отсыпается.медведь

7. То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.тетрадь

8. Никто не трогает, а вся дрожит.осина

9. Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.лошадь

10. По ней встречают, а по уму провожают.одежда

- Проверьте написание словМороз, береза, месяц, неделя, календарь, морковь, корова, медведь, тетрадь, осина, лошадь, одежда             Взаимопроверка

- На какие три группы можно распределить все эти слова? (три склонения)

- По каким признакам вы определите склонение имен существительных? (по роду и окончанию)

 

7.Упражнения в написании безударных окончаний. 1)Допишите окончания.

На доске написаны слова, сгруппированные в 3 столбика

без вьюг .                                   до дерев .                                 от метел .

к вьюг .                                      по дерев .                                  к метел .

по речк .                                     с пол .                                       для ел .

от речк .                                     к пол .                                       по ел .

для кормушк .                           от мороз .                                 до ноч .

к кормушк .                               по мороз .                                 к ноч .

– По какому принципу сгруппированы слова в 1 столбик?

   (существительные 1 склонения).

– По какому принципу сгруппированы слова во 2 столбик?

   (существительные 2 склонения).

– По какому принципу сгруппированы слова в 3 столбик?

   (существительные 3 склонения).

– В каком падеже данные существительные? (В родительном и дательном).

– Прочитайте существительные 1 склонения в родительном падеже.

– Какое у них окончание? (-и).

– Прочитайте существительные 1 склонения в дательном падеже.

– Какое у них окончание? (-е).

– Прочитайте существительные 2 склонения в родительном падеже.

– Какое у них окончание? (-а, -я).

– Прочитайте существительные 2 склонения в дательном падеже.

– Какое у них окончание? (-у, -ю).

– Какое окончание у существительных 3 склонения? (-и).

Слова – «Ключи» (1скл. –река, земля, 2 скл. – слон, окно, 3 скл. -степь, рожь)

8.Физминутка. Молчанка. На карточках записаны слова: юг, осень, зима, радость, зверь, мудрость, птица, степь, тишь, золото.

2)Определить склонение  и падеж .Написал в тетрад…, подбежал к пристан…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли от берёзк…, сидит в огород… на изгород…, найти на дорог…, добежать до речк…, пошёл по троп… .

 

3)Игра “Поймай слово”.

А сейчас поиграем в игру “Поймай слово”

– Я диктую слова всех трёх склонений. Первый ряд записывает слова 1-го склонения, второй ряд 2-го склонения, а третий ряд -3-го склонения.

Отец, дочь, мама, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага ,снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, машина, степь, облако, туча, вещь.

Проверка: дети читают слова своего склонения и говорят, какие слова относятся к данному склонению и почему. Подводится итог игры

 

4) Запишите пословицы, вставьте безударные окончания, доказывая правильность выбора.

Мороз лентя… за нос хватает, а перед трудяг… шапку снимает.

Для ленивой лошад… и дуга в тягость.

От дел… здоровеют, а от лен… болеют. ВЫВОД

9.Физминутка.   Хлопок над головой, если звучит сущ. 3 скл. 

Осень, лось, жизнь, картофель, радость, зависть, площадь, боль, олень, старость, лошадь, ключ.

-  Я буду показывать карточки слов. Если увидите сущ. 1 скл., приседайте один раз, 2 скл. – 2 раза, 3 скл. – 3 раза. Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Вывод

10.Тест. “Правописание падежных окончаний существительных”

Заполни таблицу.

Номер ответа

          

          

          

          

          

          

Номер задания

1

2

3

4

5

6

  1. Какое существительное отличается от других склонением?
    1) лось
    2) лошадь
    3) конь
    4) медведь

  2. У какого существительного окончание не такое, как у других?
    1) к тетрадк.
    2) о сирен.
    3) в альбом.
    4) на страниц.

  3. Где должно быть окончание существительного 1-го склонения предложного падежа – е?
    1) держать на ладон.
    2) жители деревн.
    3) остановиться в город.
    4) гостить в деревн.

  4. В написании окончания какого существительного можно ошибиться?
    1) на столе
    2) на стене
    3) на слоне
    4) на дереве

  5. Где ошибка в распределении вопросов по падежам?
    1) Р.п.- кого? чего?
    2) П.п. – о ком? о чём?
    3) Д.п. – кем? чем?
    4) В.п. – кого? что?

  6. В предложном падеже окончание – е имеют имена существительные
    1) 1 и 2 склонения
    2) только 1 склонения
    3) только 2 склонения
    4) 1 и 3 склонения

Проверка: проверьте себя по таблице:

Номер ответа

    2    

    2    

    4    

    4    

    3    

    1    

Номер задания

1

2

3

4

5

6

11.Синтаксический разбор предложений

                         Зима.

         Наступила белоснежная зима.

         Ели нахлобучили на верхушки остроконечные шапки.

         Березки накинули на себя ажурные шали.

 Определить склонение и падеж существительных. Доказать свой выбор. Вывод.

Итог урока. Рефлексия. Кому стало легче определять безударные окончания имён сущ.? Кто остался на том же уровне? Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме (слайд №11) Молодцы.

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!