СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Правописание глаголов в прошедшем времени".Открытый урок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия" нового  знания.Наблюдение за изменением глаголов прошедшего времени.

Просмотр содержимого документа
«"Правописание глаголов в прошедшем времени".Открытый урок»

Тема урока: «Правописание глаголов в прошедшем времени»

Цели деятельности учителя: совершенствование умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов единственного числа.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: что глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по родам и имеют окончания "а", "о" и нулевое окончание;

  • Уметь: образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать родовые окончания глаголов единственного числа.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;

  • проводить самооценку своих действий;

  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России») ; учебная презентация; раздаточный материал.


I.Организационный момент Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Только тот, кто много знает- В жизни что-то достигает! Я желаю вам на уроке получить хорошие и крепкие знания. Не лениться и быть внимательными. II.Актуализация знаний 1.Словарно-орфографическая работа -Откройте тетради, запишите число, классная работа. Ребята, посмотрите на экран. На экране представлены слова с пропущенными буквами, ваша задача списать, вставляя пропущенные буквы: - Б.седа, д.ректор, п.ссажир, пут.шествие, п.ртрет, т.варищ, х.зяйство., ф.милия, эл.ктричество. - Подчеркнуть букву - А сейчас возьмите в руки карандаш, посмотрите на экран, сравните, верно ли вы вставили букву. - Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус. 2. Самоопределение к деятельности - Послушайте стихотворение. Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся. Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся. Взглянул, причесался, намылил, умылся. Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.

- Чем интересно это стихотворение? (Оно состоит только из глаголов.) -В каком времени употреблены глаголы? Докажите свое мнение. (В про­шедшем, так как они отвечают на вопрос что сделал?)

-Сформулируйте тему урока и задачи урока. (Правописание глаголов в прошедшем времени .Мы должны повторить всё, что нам из­вестно о глаголах в прошедшем времени и узнать о них новые сведения.)

- Соберём уже известную информацию о глаголе. Дополните фразу……..

  • - глагол это ... /самостоятельная часть речи/

  • - которая обозначает ... /действия предметов/

  • - отвечает на вопросы .../что делать? что сделать?/

  • - назовите суффиксы глаголов неопределённой формы (-ть-, -ти-,)

  • - в настоящем времени глагол отвечает на вопрос ( что делаю ?,..ем,…ет,

  • ете, …ют)

  • - в будущем времени отвечает на вопрос (что сделаю, что сделаешь, что буду делать?)

  • - в прошедшем времени глагол отвечают на вопросы (что делал ,.. ла,.. ло, ..ли )

III.Постановка учебной задачи На этом уроке мы сможем понаблюдать за изменением глаголов прошедшего времени. 1. Подбери предмет к глаголу : ( самолёт, привидение, ракета)

улетело, улетела, улетел -Как определить род глагола в прошедшем времени?

Вывод: Род глаголов в прошедшем времени единственного числа определяется по роду существительного, с которым он связан..

IV.Открытие нового знания .

1. Образуйте глаголы прошедшего времени единственного и множественного числа

М.р. Ж.р. с.р. мн.ч.

Дышал дышала дышало дышали

- Что интересного вы заметили? ( Глагол прошедшего времени в единственном числе изменяется по родам –м.р.,ж.р.,ср. Откроем учебник на стр. 109 и прочитаем правило. Узнаем правильный ли вывод мы сделали или нет.

2. Самостоятельная работа по вариантам

Образовать глаголы прошедшего времени единственного и множественного числа. (по 3 слова: 1 в. – ходить, светить, пасти; 2 в. – смотреть, рисовать, нести;)

Проверка :

м.р. ж.р. ср.р. мн.ч

Ходил ходила ходило ходили Светил светила светило светили пас пасла пасло пасли

Смотрел смотрела смотрело смотрели рисовал рисовала рисовало рисовали нёс несла несло несли

- Что интересного вы заметили? Что происходило с глаголом ? Как он изменялся ? ( Глагол прошедшего времени в единственном числе изменяется по родам –м.р.,ж.р.,ср. И ПО ЧИСЛАМ !) -А с глаголом во множественном числе произошли изменения? (НЕТ) - Какой вывод можно сделать ? ( Во множественном числе глаголы по родам не изменяются .

V.Первичное закрепление .

1.Найди ошибку:

Ребята, Дениска написал своему другу вот такое письмо.

Вчера после школы я делать уроки. Потом я гулять с друзьями и играть в компьютер.

Правильно ли написал Дениска? ( нет)

Давайте поможем ему исправить текст. (УЧЕНИКИ ОВЕЧАЮТ )

В какое время вы поставили глаголы? ( прошедшее)

( Я после ответа учеников вешаю табличку )

ДЕЛАТЬ_ – делал_ – Выделим корень и суффикс

ГУЛЯТЬ_ – гулял _

ИГРАТЬ_ – играл_

С помощью чего образуется форма прошедшего времени ?

( Форма прошедшего времени образуется при помощи суффикса «Л»)

2. Работа по учебнику.

- Проверим свои предположения в учебнике. Откройте стр. 110

Прочитаем правило .( Дети читают )

- Что нового вы узнали из правила ? ( Суффикс -Л- в основу не входит )

ДЕЛАТЬ_ – делал_ – Выделим основу.

ГУЛЯТЬ_ – гулял _ ( Ученик выделяет основу ) ИГРАТЬ_ – играл_

- Для чего мы с вами выполняли это задание ? (Для того чтобы узнать какой секрет есть у глаголов прошедшего времени , глаголы прош. врем. Образуются при помощи суффикса «Л», и в основу слова он не входит ).

Динамическая пауза. Ну а сейчас мы с вами немного отдохнем.

Потрудились - отдохнуть,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаем,
Выполним движения.
- Я буду называть глаголы.

Настоящее время – руки вверх, будущее – на плечи, прошедшее – на пояс. Приготовились.

Прыгает,(н.в.), ловил,( п.в.) нарисует, (б.В.)говорит, (н.в.)сторожил,(п.в) светит,(н.в) играл(п..в.), пойдёт( б.в), сидит (н.в.), читал.( п.в.)

3. Работа в парах. - Давайте повторим правила работы ( Слушаем друг друга. Не перебиваем. Говорим тихо.)

4. Работа с учебником. Стр. 111 упр. 234

Задание:

1. Списать, вставить пропущенные окончания глаголов.

2. У глаголов прошедшего времени выделить суффикс, окончание, основу.

- Оцените свою работу :

- У кого нет ошибок , поставьте себе «5»

- У кого одна ошибка «4»

- У кого больше, в следующий раз будьте более внимательны..

VII.Закрепление изученного. - Итак, давайте обобщим все что мы узнали на уроке.

-Какую тему проходили? ( Правописание глаголов в прошедшем времени)

- Назови временные формы глагол?. -) Наст. вр., буд. вр., прош.вр. - Вопросы глаголов прошедшего времени. (Что делал? Что сделал? … -Как изменяются глаголы в прошедшем времени?( По числам, временам, в ед. числе по родам

-Формообразующий суффикс глаголов прошедшего времени (-л-)

- Родовые окончания глаголов прошедшего времени? - (а , нулевое , - о -Как определить род глаголов прошедшего времени? ( по сущест-му)

VIII.Рефлексия.

- Сейчас мы с вами закончим предложение:

Сегодня на уроке я узнал ………

Сегодня я научился ……..

Сегодня я закрепил ………

Я оцениваю свою работу на….

Шкала моей оценки: высокий уровень, средний уровень , низкий уровень.



-Ребята, мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. Молодцы!



IX. Домашнее задание Откройте дневники , запишите задание . Стр. 110 № 232 – выполнить, пользуясь таблицей; выучить правило на стр. 109, 110.

Спасибо за урок!






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!