Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
-
развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
-
развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность, речь учащихся.
Воспитательные:
-
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, коллективной работе;
-
воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты
Предметные:
-
уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола;
-
уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.
Личностные:
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью преподавателя;
уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроках;
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
Ход урока
I.Оргмомент
- Сегодня у нас с вами необычный урок: к нам пришли гости. Давайте улыбнемся гостям, улыбнемся друг другу. Садитесь. 1 мин
II. Актуализация знаний.
Работа в парах
Рассмотрите схему. Расскажите о глаголе с опорой на схему друг другу. 3 мин
- Вспомните, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?
Ученики. Учились выделять личные окончания глаголов. Изменяли глаголы по лицам и числам, то есть спрягали. Учились определять спряжение глаголов
1 задание
- Очень хорошо! Кто хочет у доски выделить личные окончания и определить спряжение записанных глаголов?
На доске записаны следующие слова: СЛЕДИШЬ, ЛЕТИТ, ПОЁМ, КРИЧИТЕ, ГУДЯТ, ЗОВУТ.
Один ученик работает у доски, остальные – в тетради.
Проверка по эталону. Самооценка. Сколько правильных ответов, столько баллов поставьте напротив задания номер 1. 4 мин
- Верно! Молодец! Как мы определяли спряжение глаголов?
Ученик. По личному окончанию.
- Давайте уточним: по ударному или безударному личному окончанию глагола?
Ученики. По ударному личному окончанию
Учитель. Следовательно, мы умеем определять спряжение глаголов по ударному личному окончанию и знаем личные окончания глаголов I-ого и II-ого спряжений.
Постановка проблемы 5мин
- А теперь послушайте такую историю. Недавно моя знакомая, беспокоясь о дочери, отправила ей SMS с вопросом, где та, чем занимается, и получила ответ: «Мы едим». Моя приятельница была в недоумении: почему девочка ест вместо того, чтобы ехать домой? Наверное, она зашла в кафе. Почему и с кем? На самом всё оказалось в порядке: Лена, как и ожидала её мама, ехала домой. Просто она… Кто-нибудь может продолжить мою фразу?
Ученики. Лена неправильно написала личное окончание глагола: надо было написать ЕДЕМ, а не ЕДИМ.
- Как вы думаете, почему девочка могла ошибиться?
Ученики: Окончание глагола безударное.
Формулирование темы и целей урока.
- Сформулируйте тему нашего урока. Запишем:
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Какие задачи поставим перед собой на уроке?
уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола;
уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием
правильно писать безударные личные окончания глаголов
Составление алгоритма рассуждения
1.Задание
Слайд презентации с записанными словами:
Мечта…шь, мелька…т, вскоч.т, меле…т.
-Прочитайте написанные глаголы. Поставьте в них ударения. Какие окончания у этих глаголов? (безударные)
- Как быть в этом случае? Какую гласную написать?
Запишите эти глаголы в столбик с пропусками, как на слайде. Рядом запишите глагол в неопределенной форме. Не забывайте, что вид глагола должен сохраняться. Определите спряжение глаголов.
Самопроверка по слайду
Мечта.шь – мечтать (I)
Мелька.т – мелькать (I)
Вскоч.т – вскочить (II)
Тревож.те – тревожить (II)
Проверка по эталону.
- Посмотрите на слайд. Сделайте вывод и вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов.
Взаимопроверка по эталону. Самооценка. 1-12 балла. Выставление баллов 7 мин
У каждого на столе лежит алгоритм, прочитайте внимательно, постарайтесь запомнить. 1мин
Физминутка. Игра «Хлопок». Учитель диктует глаголы 1 и 2 спряжения – (1спр.- хлопок, 2спр.-два хлопка) 2 мин
Ходить 2, видеть 2, знать 2, бежать 1, гнуть 1, дышать 1, гнать 2, залить 2, говорить 2, вертеть 1.
3 задание
- Перед вами на столах лежат цветные карточки. Возьмите их. Прочитайте задание. Выполните самостоятельно.
I уровень
Самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.
Зимой мы во дворе залива..м (заливать) каток и игра..м (играть) в хоккей. Надева..м (надевать) коньки, берём клюшки и гоня..м (гонять) шайбу до самого вечера. Даже мороз нас не пуга..т (пугать)!
II уровень
Сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.
Мы мечта..м вырасти здоровыми, сильными, ловкими, смелыми. Мы не пропуска..м уроки физкультуры. Бега..м, прыга..м, подтягива..мся, отжима..мся, поэтому с нормами ГТО мы справ..мся.
III уровень
Сложный, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим, есть глаголы-исключения, глаголы с приставкой вы-.
Моя сестра – чемпионка города по плаванию. Но она не гон..тся за славой, поэтому её не обид..т поражение. Сестра тщательно трениру..тся и выдерж..т любую нагрузку. На соревнованиях она выгляд..т всегда спокойной и уверенной. 5 мин
Взаимопроверка по эталону. Самооценка. Выставление оценок в оценочный лист
1 уровень (желтые) – 1 - 3 балла
2 уровень (зеленые) – 1 – 6 баллов
3 уровень (розовые) – 1 – 9 баллов 3 мин
- Какая тема объединяет ваши тексты? О чем они?
- Зачем люди занимаются спортом?
- А вы занимаетесь спортом?
- Составьте предложение о том, как вы занимаетесь спортом. 2 мин
Заслушиваем несколько предложений.
4 задание
Карточка №1
5 задание
- А сейчас проверим, как вы усвоили все, о чем говорили на уроке. Выполним тест.
1 вариант
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква У?
1) книги много знач...т для меня
2) хирурги леч...т
3) девушки маш...т платком
4) больные дыш...т тяжело
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ю?
1) белки корм...тся орехами
2) растения стел...тся
3) воробьи ссор...тся
4) рыбаки заготов...т снасти
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква У?
1) маяч...т башни
2) вскоч..т всадники
3) полож...т книги
4) ветки хлещ...т по лицу
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Я?
1) друзья дар...т радость
2) родители колебл...тся
3) гуси щипл...т траву
4) угли тле...т
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Я?
1) герои бор...тся до конца
2) кошки лаз...т по деревьям
3) работники мел...т зёрна
4) провинившиеся ка...тся
2 вариант
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?
1) малыши лепеч...т
2) дети пряч...т игрушки
3) тревож...т известия
4) они маж...т грязью
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?
1) бабушки нянч..т внука
2) адвокаты хлопоч...т
3) демонстранты маш...т флагами
4) ножом реж...т хлеб
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ю?
1) повара зажар...т
2) парикмахеры бре...т
3) родители повер...т ему
4) туристы вычист...т котлы
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ю?
1) пил...т лесники дрова
2) дети забот...тся
3) результаты завис...т от работы
4) успехи потряса...т
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Я?
1) собаки дремл...т
2) они пол...т огород
3) маляры крас...т
4) спортсмены бор...тся
Самопроверка по эталону. Выставление баллов в таблицу. (1 – 5)
8.Рефлексия учебной деятельности
1.Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений | |
2. Я знаю слова- исключения из правила | |
3. Я умею ставить глагол в неопределенную форму | |
4.Я могу работать по алгоритму, правильно писать окончания глаголов | |
5. Я всё запомнил и могу работать без алгоритма. | |
6. Я смогу объяснить эту тему товарищу | |
Подведение итогов урока
- Подведем итоги. Какую цель мы сегодня ставили?
Научиться правильно писать безударные личные окончания глаголов.
- Как определить, насколько каждый из нас продвинулся в её исполнении?
По оценочной таблице.
Кто набрал 30 - 32 балла, поставьте оценку 5, встаньте.
Кто набрал 24 - 29 баллов, поставьте оценку 4, встаньте.
Кто набрал 23 - 28 баллов, поставьте оценку 3, встаньте.
Листы подпишите и передайте мне.
Д.З. Дома вы продолжите работу с текстами о спорте.
Задание на карточке по выбору