Просмотр содержимого документа
««правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих» 3 класс. применение приёмов критического мышления в изучении русского языка»
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Вахрушева Люция Газимзяновна
учитель начальных классов,
МБОУ Игринская СОШ №4,
п.Игра УР
ТЕМА: «ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ» 3 КЛАСС
Стадия вызова
Цель: актуализация знаний по теме.
1.Приём «Верные и неверные утверждения».
Каждому ученику выдать карточку с распечатанной таблицей. Ученик читает данные утверждения и оценивает их как «верные» или «неверные», выражая своё мнение во второй колонке буквами «В» или «Н». Дети заполняют таблицу, рассматривая записанные на доске слова:
Нож, рожь, мышь, шалаш, мяч, дочь, вещь, товарищ
Верные и неверные утверждения | Мои ответы |
1.Все слова – существительные. | |
2.Все слова заканчиваются на шипящий звук | |
3.Все слова относятся к мужскому роду | |
4.Некоторые из этих слов обозначают живых существ | |
5.На конце некоторых слов пишется мягкий знак | |
Обсудить свои записи в паре (группе).
Общее обсуждение данных утверждений: поднять руку тем, кто считает, что первое утверждение верное. Поднявшие руку аргументируют свою точку зрения. Таким образом организуется обсуждение и других утверждений.
2. Задание индивидуальное: поделите данные слова на 2 группы (возможные варианты деления слов:
«одушевлённые и неодушевлённые»,
«существительные мужского рода и женского рода»,
«слова с мягким знаком и слова без мягкого знака».
3. Обсуждение в группе того, как каждый ученик поделил эти слова. Группа отбирает наиболее значимые классификации для представления всему классу.
4. Учитель записывает на доске виды классификаций, которые предложили ученики. Затем просит обсудить в группе, какие из этих классификаций могут помочь нам ответить на вопрос: «Надо ли в конце слова врач ставить мягкий знак?»
В ходе совместного обсуждения выясняется, что нам может понадобиться две классификации: «слова с мягким знаком и слова без мягкого знака» и «существительные мужского рода и женского рода». Используя эти две таблицы, дети предлагают своё решение проблемы со словом «врач».
Стадия содержания
1.Обратитесь к учебнику и проверьте, всё ли учли при решении этой задачи. (ребята делятся тем, что узнали из учебника).
2.Задание для групп: создать алгоритм, в котором опишите последовательность шагов при решении подобных задач с написанием мягкого знака на конце имени существительного после шипящих.
Составляется следующий алгоритм:
1ша г - Определить часть речи.
2 шаг - Определить род.
3 шаг - Если существительное женского рода - мягкий знак пишется.
4 шаг - Если существительное мужского рода - мягкий знак не пишется.
3. Защита алгоритма каждой группой.
Используя созданный вами алгоритм, распределите слова в два столбика: слова с мягким знаком и слова без мягкого знака. (выполнение упражнения)
Стадия рефлексии.
Придумайте небольшую сказку, отвечающую на вопрос: «Почему существительные женского рода могут иметь мягкий знак после щипящих на конце слова, а существительные мужского рода – нет?»
Чтение сказок.