Тема урока: Правописание наречий. Учитель _______________Магомедова Шахрузат О.
Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок-исследование.
Форма проведения урока: Индивидуально-групповая.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский – по Ю.К.Бабанскому)
Роль и место темы в курсе: Данный урок входит в раздел «Наречие» и является третьим уроком данного раздела.
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Наречие. Лексическое значение». «Наречие. Основные грамматические признаки».
Формы организации учебной деятельности:
Групповая
Фронтальная
Цель урока: организация исследовательской деятельности учащихся по теме урока.
ЗАДАЧИ УРОКА | ДЛЯ УЧИТЕЛЯ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ | Дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками; систематизировать знания о грамматических признаках наречия |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ | Создать условия для воспитания интереса к родному языку. Стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников |
РАЗВИВАЮЩАЯ | Создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности. |
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
Раздаточный материал – карточки
Компьютер, мультимедийный проектор.
Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Особенности урока:
Урок с применением Информационно-коммуникационных технологий. УМК «Школа России».
Структура и содержание урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Форма деятельности |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает на работу. Просит занять места в соответствии с цветом карточки. | Выполняют просьбы учителя. Рассаживаются по группам (в соответствии с уровнем). | Фронтальная. |
2 | Целеполагание и мотивация | Вводит в тему урока | Определяют цели и задачи урока | Фронтальная. |
3 | Актуализация знаний. | Задает вопросы по теме | Отвечают на поставленные вопросы | Фронтальная. |
4 | Решение учебной задачи | Организует работу по теме урока | Решают учебную задачу, используя подсказки учителя | Фронтальная Групповая |
5 | Рефлексия. | Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы. | Формулируют выводы. | Подводят итоги. |
6 | Домашнее задание | Предлагает выбрать домашнее задание | Выбирают по желанию | Индивидуальная |
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Целеполагание и мотивация.
1. Формулирование учащимися темы, цели урока.
У.: - Используя ключ к коду, расшифруйте слово, (слайд №2)
- определите, какой частью речи является это слово,
- выделите орфограмму в нём,
- сформулируйте тему урока.
Дети: - Это слово «прямо»
Далее дети делают вывод о теме урока и ставят цели.
- Тема: Безударные гласные в конце наречий (слайд №3).
У.: - Используя опорные слова, определите цели.
Цели:
1) Повторить: (изученное по теме «Наречие»)
2) Учиться правильно: (правильно писать наречия)
III. Актуализация
1. Обобщение теоретических знаний:
У.: - Прочитайте внимательно утверждения на карточках (карточка №1), подчеркните верные:
Наречие – самостоятельная часть речи.
Наречие – служебная часть речи.
Наречие – неизменяемая часть речи.
Наречие – изменяемая часть речи.
Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?
Наречие – обозначает действие предмета.
Наречие – обозначает признак действия, признак признака, место и время действия.
2. Фронтальная проверка.
Ответы на слайде №4.
Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? Обозначает признак действия, признак признака, время и место действия.
3. Словарная работа.
Учитель: - Начнем со словарной работы. Выполним упражнение 18 с.132.
Дети выписывают слова из словарика на указанные буквы з, и, м, о, р, с.
4. Взаимопроверка тетрадей.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильность выполнения работы.
Дети выписали слова: 1 столбик – завтра, однажды, около, сегодня, сейчас
2 столбик – интересно, медленно, радостно
- А теперь проверьте себя по слайду (слайд №5)
5. Словообразование наречий.
- Образовать наречия от прилагательных, назвать орфограммы:
Быстрый – быстро (безударная гласная О в суффиксе)
Тихий – тихо (безударная гласная О в суффиксе)
Близкий – близко (безударная гласная О в суффиксе, парная согласная З в корне, проверочное слово «близок»)
Правый – (здесь мнения детей разделились) - справа, направо, вправо
- Как образовались наречия от слова «правый»?
Вывод: наречия могут образовываться от прилагательных с помощью приставок и суффиксов.
- А какие суффиксы вы написали в этих словах?
Дети дают разные ответы: кто-то написал –О, кто-то – А.
IV. Изучение нового материала.
1. Групповая работа по уровням (карточка №2)
- Сегодня на уроке вы сами «откроете» правило написания суффиксов, а потом мы вернемся к этим словам.
1 группа (высокий уровень).
Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.
Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна
Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму.
2 группа (средний уровень).
Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.
Слева | влево |
издавна | налево |
докрасна | заново |
Запишите слова, выделите орфограмму.
3 группа (низкий уровень).
Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.
Слева | влево |
издавна | налево |
докрасна | заново |
Ответьте на следующие вопросы:
- К какой части речи относятся все написанные слова?
- Выделите приставки.
- В каких наречиях пишется О, а в каких А – в зависимости от приставки.
Запишите слова, выделите орфограмму.
2. Творческое задание.
- Придумайте способы запоминания нового правила.
На карточках текст (карточка №3).
Прочитайте текст.
- НАВЗАО и ДОСИЗА! – кричит Витя, влетая в класс.
-НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте!
Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.
- Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него Вера.
- Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два «волшебных» слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА-
пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано?
- Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом…
Попробуйте догадаться, какие предлоги нужно употребить вместе с существительным и как проверить написание наречия по этой подсказке. Используйте правило мудреца, которое «открыл» Витя.
Дети делают выводы.
3. Проверка результатов деятельности групп. Формулировка правила написания суффиксов наречий
В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс –о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс –а.
- Сравните свои выводы с выводами Грамматика с.131 (слайд №6).
Возвращение к словам направо, справа, вправо. Объяснение написания.
Физминутка.
Встали прямо.
Повернулись направо.
А теперь налево.
Наклонитесь вправо.
Теперь влево.
Замечательно. Передохнули?
- Какие слова, соответствующие теме урока, вы услышали в тексте физминутки? Что у них общего?
4. Закрепление
Самостоятельная работа (карточка №4).
- Вставьте пропущенные орфограммы и запишите текст:
В лесу еще свеж_ и сыр_ от утренней р_сы. Мокрые ветки то слев_, то справ_ ложатся на плечи. Высок_ крапива сл_гка жжёт мокр_ ноги.
- Разберите последнее предложение по членам и обозначьте части речи.
- Разберите по составу наречия с приставками.
- Проверьте выполнение работы у соседа по парте. Какие буквы вы вставили на месте пропущенных, проконтролируем себя по слайду №7.
V. Рефлексия (слайд №8).
- Расскажите всё, что вы узнали на уроке нового?
- Какие трудности были сегодня на уроке?
- Что понравилось, было интересно?
VI. Домашнее задание (слайд №9). Уроки мудрой совы (на карточках по выбору).
- Я приготовила для вас домашнее задание от имени мудрой совы, подойдите на перемене и выберите карточку для себя по вашему желанию (карточки вывешены на стенде)
Используемые источники:
В.В.Волина. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
Русский язык. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Л.М.Зелениной «Русский язык. 4 класс». – М.: Просвещение, 2010. В 3 ч. Ч.3 / Сост. И.Ю.Дьяконова, И.В.Мукашева – Волгоград: Учитель – АСТ, 2010. – 96 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка №1
Подчеркните верные выражения:
Наречие – самостоятельная часть речи.
Наречие – служебная часть речи.
Наречие – неизменяемая часть речи.
Наречие – изменяемая часть речи.
Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?
Наречие – обозначает действие предмета.
Наречие – обозначает признак действия, признак признака.
Карточка №2
1 группа
Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.
Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна
Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму.
2 группа
Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.
Слева | влево |
издавна | налево |
докрасна | заново |
Запишите слова, выделите орфограмму.
3 группа
Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.
Слева | влево |
издавна | налево |
докрасна | заново |
Ответьте на следующие вопросы:
- К какой части речи относятся все написанные слова?
- Выделите приставки.
- В каких наречиях пишется О, а в каких А – в зависимости от приставки.
Запишите слова, выделите орфограмму.
Карточка №3
Прочитайте текст.
- НАВЗАО и ДОСИЗА! – кричит Витя, влетая в класс.
-НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте!
Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.
- Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него Вера.
- Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два «волшебных» слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано?
- Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом…
Попробуйте догадаться, какие предлоги нужно употребить вместе с существительным и как проверить написание наречия по этой подсказке. Используйте правило мудреца, которое «открыл» Витя.
Карточка №4
Вставьте пропущенные орфограммы и запишите текст:
В лесу еще свеж_ и сыр_ от утренней р_сы. Мокрые ветки то слев_, то справ_ ложатся на плечи. Высок_ крапива сл_гка жжёт мокр_ ноги.
Разберите последнее предложение по членам и обозначьте части речи.
Разберите по составу наречия с приставками.
Карточки для домашнего задания.
О бразуйте от данного слова наречия. Запишите слова парами.
Укажите части речи. В наречиях выделите суффикс.
Хороший, левый, правый.
Укажите, к какой части речи относится данное слово.
Образуйте от него все возможные наречия. Разберите их по составу.
Верх.
Укажите, к какой части речи относится данное слово.
Образуйте от него все возможные наречия. Разберите их по составу.
При помощи каких частей слова вы образовали новые слова?
Новый.
В ставьте пропущенные орфограммы.
Пов.рнуть вправ., п.к.заться справ., посм.треть н.прав., н.к.рмить досыт., встр.чать изр.дк.
Вставьте пропущенные орфограммы и запишите текст.
С.час нужно п.в.рнуть н.прав. . Через двадцать ш.гов будет р.дник.
Т.перь можно .тдохнуть, п.пить х.лодн.й в.дичк. .
7