СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание Наречий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание Наречий»

Тема урока: Правописание наречий. Учитель _______________Магомедова Шахрузат О.

Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок-исследование.

Форма проведения урока: Индивидуально-групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский – по Ю.К.Бабанскому)

Роль и место темы в курсе: Данный урок входит в раздел «Наречие» и является третьим уроком данного раздела.

Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Наречие. Лексическое значение». «Наречие. Основные грамматические признаки».

Формы организации учебной деятельности:

Групповая

Фронтальная

Цель урока: организация исследовательской деятельности учащихся по теме урока.

ЗАДАЧИ УРОКА

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками; систематизировать знания о грамматических признаках наречия

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Создать условия для воспитания интереса к родному языку. Стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников

РАЗВИВАЮЩАЯ

Создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.


Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.

Раздаточный материал – карточки

Компьютер, мультимедийный проектор.

Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Особенности урока:

Урок с применением Информационно-коммуникационных технологий. УМК «Школа России».

Структура и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма деятельности

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу. Просит занять места в соответствии с цветом карточки.

Выполняют просьбы учителя. Рассаживаются по группам (в соответствии с уровнем).

Фронтальная.

2

Целеполагание и мотивация

Вводит в тему урока


Определяют цели и задачи урока

Фронтальная.

3

Актуализация знаний.

Задает вопросы по теме

Отвечают на поставленные вопросы

Фронтальная.

4

Решение учебной задачи

Организует работу по теме урока

Решают учебную задачу, используя подсказки учителя

Фронтальная

Групповая

5

Рефлексия.

Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы.

Формулируют выводы.

Подводят итоги.

6

Домашнее задание

Предлагает выбрать домашнее задание

Выбирают по желанию

Индивидуальная


Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Целеполагание и мотивация.

1. Формулирование учащимися темы, цели урока.

У.: - Используя ключ к коду, расшифруйте слово, (слайд №2)

- определите, какой частью речи является это слово,

- выделите орфограмму в нём,

- сформулируйте тему урока.

Дети: - Это слово «прямо»

Далее дети делают вывод о теме урока и ставят цели.

- Тема: Безударные гласные в конце наречий (слайд №3).

У.: - Используя опорные слова, определите цели.

Цели:

1) Повторить: (изученное по теме «Наречие»)

2) Учиться правильно: (правильно писать наречия)

III. Актуализация

1. Обобщение теоретических знаний:

У.: - Прочитайте внимательно утверждения на карточках (карточка №1), подчеркните верные:

Наречие – самостоятельная часть речи.

Наречие – служебная часть речи.

Наречие – неизменяемая часть речи.

Наречие – изменяемая часть речи.

Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?

Наречие – обозначает действие предмета.

Наречие – обозначает признак действия, признак признака, место и время действия.

2. Фронтальная проверка.

Ответы на слайде №4.

Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? Обозначает признак действия, признак признака, время и место действия.

3. Словарная работа.

Учитель: - Начнем со словарной работы. Выполним упражнение 18 с.132.

Дети выписывают слова из словарика на указанные буквы з, и, м, о, р, с.

4. Взаимопроверка тетрадей.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильность выполнения работы.

Дети выписали слова: 1 столбик – завтра, однажды, около, сегодня, сейчас

2 столбик – интересно, медленно, радостно

- А теперь проверьте себя по слайду (слайд №5)

5. Словообразование наречий.

- Образовать наречия от прилагательных, назвать орфограммы:

Быстрый – быстро (безударная гласная О в суффиксе)

Тихий – тихо (безударная гласная О в суффиксе)

Близкий – близко (безударная гласная О в суффиксе, парная согласная З в корне, проверочное слово «близок»)

Правый – (здесь мнения детей разделились) - справа, направо, вправо

- Как образовались наречия от слова «правый»?

Вывод: наречия могут образовываться от прилагательных с помощью приставок и суффиксов.

- А какие суффиксы вы написали в этих словах?

Дети дают разные ответы: кто-то написал –О, кто-то – А.

IV. Изучение нового материала.

1. Групповая работа по уровням (карточка №2)

- Сегодня на уроке вы сами «откроете» правило написания суффиксов, а потом мы вернемся к этим словам.

1 группа (высокий уровень).



Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.

Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна

Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму.

2 группа (средний уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.

Слева

влево

издавна

налево

докрасна

заново

Запишите слова, выделите орфограмму.

3 группа (низкий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.

Слева

влево

издавна

налево

докрасна

заново

Ответьте на следующие вопросы:

- К какой части речи относятся все написанные слова?

- Выделите приставки.

- В каких наречиях пишется О, а в каких А – в зависимости от приставки.

Запишите слова, выделите орфограмму.

2. Творческое задание.

- Придумайте способы запоминания нового правила.

На карточках текст (карточка №3).

Прочитайте текст.

- НАВЗАО и ДОСИЗА! – кричит Витя, влетая в класс.

-НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте!

Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.

- Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него Вера.


- Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два «волшебных» слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА-

пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано?

- Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом…

Попробуйте догадаться, какие предлоги нужно употребить вместе с существительным и как проверить написание наречия по этой подсказке. Используйте правило мудреца, которое «открыл» Витя.

Дети делают выводы.

3. Проверка результатов деятельности групп. Формулировка правила написания суффиксов наречий

В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс –о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс –а.

- Сравните свои выводы с выводами Грамматика с.131 (слайд №6).

Возвращение к словам направо, справа, вправо. Объяснение написания.

Физминутка.

Встали прямо.

Повернулись направо.

А теперь налево.

Наклонитесь вправо.

Теперь влево.

Замечательно. Передохнули?

- Какие слова, соответствующие теме урока, вы услышали в тексте физминутки? Что у них общего?

4. Закрепление

Самостоятельная работа (карточка №4).

- Вставьте пропущенные орфограммы и запишите текст:


В лесу еще свеж_ и сыр_ от утренней р_сы. Мокрые ветки то слев_, то справ_ ложатся на плечи. Высок_ крапива сл_гка жжёт мокр_ ноги.

- Разберите последнее предложение по членам и обозначьте части речи.

- Разберите по составу наречия с приставками.

- Проверьте выполнение работы у соседа по парте. Какие буквы вы вставили на месте пропущенных, проконтролируем себя по слайду №7.

V. Рефлексия (слайд №8).

- Расскажите всё, что вы узнали на уроке нового?

- Какие трудности были сегодня на уроке?

- Что понравилось, было интересно?

VI. Домашнее задание (слайд №9). Уроки мудрой совы (на карточках по выбору).

- Я приготовила для вас домашнее задание от имени мудрой совы, подойдите на перемене и выберите карточку для себя по вашему желанию (карточки вывешены на стенде)

Используемые источники:

В.В.Волина. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.

Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.

Русский язык. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Л.М.Зелениной «Русский язык. 4 класс». – М.: Просвещение, 2010. В 3 ч. Ч.3 / Сост. И.Ю.Дьяконова, И.В.Мукашева – Волгоград: Учитель – АСТ, 2010. – 96 с.












ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка №1

Подчеркните верные выражения:

Наречие – самостоятельная часть речи.

Наречие – служебная часть речи.

Наречие – неизменяемая часть речи.

Наречие – изменяемая часть речи.

Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?

Наречие – обозначает действие предмета.

Наречие – обозначает признак действия, признак признака.

Карточка №2

1 группа

Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.

Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна

Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму.

2 группа

Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.

Слева

влево

издавна

налево

докрасна

заново

Запишите слова, выделите орфограмму.

3 группа

Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.

Слева

влево

издавна

налево

докрасна

заново

Ответьте на следующие вопросы:

- К какой части речи относятся все написанные слова?

- Выделите приставки.

- В каких наречиях пишется О, а в каких А – в зависимости от приставки.

Запишите слова, выделите орфограмму.

Карточка №3

Прочитайте текст.

- НАВЗАО и ДОСИЗА! – кричит Витя, влетая в класс.

-НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте!

Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.

- Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него Вера.

- Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два «волшебных» слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано?

- Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом…

Попробуйте догадаться, какие предлоги нужно употребить вместе с существительным и как проверить написание наречия по этой подсказке. Используйте правило мудреца, которое «открыл» Витя.

Карточка №4

Вставьте пропущенные орфограммы и запишите текст:

В лесу еще свеж_ и сыр_ от утренней р_сы. Мокрые ветки то слев_, то справ_ ложатся на плечи. Высок_ крапива сл_гка жжёт мокр_ ноги.

Разберите последнее предложение по членам и обозначьте части речи.

Разберите по составу наречия с приставками.

Карточки для домашнего задания.

О бразуйте от данного слова наречия. Запишите слова парами.

Укажите части речи. В наречиях выделите суффикс.

Хороший, левый, правый.


Укажите, к какой части речи относится данное слово.

Образуйте от него все возможные наречия. Разберите их по составу.

Верх.

Укажите, к какой части речи относится данное слово.

Образуйте от него все возможные наречия. Разберите их по составу.

При помощи каких частей слова вы образовали новые слова?

Новый.

В ставьте пропущенные орфограммы.

Пов.рнуть вправ., п.к.заться справ., посм.треть н.прав., н.к.рмить досыт., встр.чать изр.дк.


Вставьте пропущенные орфограммы и запишите текст.

С.час нужно п.в.рнуть н.прав. . Через двадцать ш.гов будет р.дник.

Т.перь можно .тдохнуть, п.пить х.лодн.й в.дичк. .


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!