М
ИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан
«Каспийское медицинское училище им.А.Алиева»
Открытый урок
по русскому языку
на тему:
«Правописание НЕ и НИ с разными частями речи».
Подготовила преподаватель
по русскому языку и литературе
Багомедова З.Я.
Каспийск 2021г.
Урок «Правописание НЕ и НИ с разными частями речи».
Тип урока: урок систематизации, обобщения и закрепления знаний
Цель: а)обобщить и систематизировать знания по теме «Правописания НЕ и НИ с разными частями речи»;
б) развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения; умения аргументировать ответы;
в)воспитание: любви к родному отечеству, к знаниям, к чтению.
Оборудование: таблица «НЕ с разными частями речи», интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.
Всякий шаг вперед должен опираться
на повторение прежнего.
(К.Д.Ушинский)
«Знание – столь драгоценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника».
(Ф. Аквинский)
Ход урока.
I. Орг. момент.
- Собирает нас звонок на замечательный урок.
Подровнялись, тихо встали, глазки на меня подняли,
Улыбнулись и присели.
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа с эпиграфом.
- Как вы понимаете смысл наших эпиграфов? Приведите пример. Для чего нам нужны знания?
2. Синтаксическая пятиминутка.
«Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника».
3. Работа в группах «Литературные знакомые»: на каждую парту дается лист с предложениями, нужно угадать произведение и автора.
1. Это произведение – бе…смертный гимн юной любви, погубленной враждой двух семейств. (Шекспир «Ромео и Джульетта»)
2. Молодой дворянин … берег честь смолоду и, пр…одолев опасность, спас любимую. (Пушкин "Капитанская дочка")
3.Желание бе…пристрастного человека узнать тайну трех карт …делало его невольным убийцей. (Пушкин "Пиковая дама")
4. Молодой купец с непр…клонной решимостью вышел на поединок в защиту семейной чести. (Лермонтов "Песня про купца Калашникова…")
5. Мелкого чиновника умение пр…врать, пр…хвастнуть, пр…образило в значительное лицо. (Гоголь "Ревизор")
6. К девушке, ра…секая водную гладь, пр…ближалась нарядная шхуна. (Грин "Алые паруса")
7. Пр…смотревшись, молодой человек узнал в полковнике, и…бивающем солдата, отца любимой девушки. (Толстой "После бала")
8. Он пр…нижает свой род и ремесло, пр…возмогает насмешки и удары, чтобы считаться дворянином. (Мольер "Мещанин во дворянстве")
9. Этот неуч ра…суждает о том, что дверь, которая пр…лагается к своему месту, является пр…лагательным. ( Фонвизин "Недоросль")
10. "Безродного пр…грел и ввел в мое семейство", - не …держивал гнев его начальник, знатный барин. (Грибоедов "Горе от ума")
11. Наскучив пустой, бе…содержательной жизнью, молодой аристократ поселился в деревне. (Пушкин "Евгений Онегин")
12. Многих и…пугали слухи о странном прои…шествии - появлении красной свитки. (Гоголь " Сорочинская ярмарка")
13. Совсем пьяненький … ра…суждал о бедности и нищете, мучаясь угрызениями совести. (Достоевский «Преступление и наказание»)
14. Талантливый художник, подающий надежды, позарившись на лёгкие деньги, ра…терял свой талант. (Гоголь «Портрет»)
15. Без того бе…радостная жизнь мелкого чиновника потеряла всякий смысл из-за стихийного бедствия. (Пушкин «Медный всадник»
16. Тяжёлые и…пытания заставили храброго ад…ютанта … пересмотреть в…гляд на жизнь и поменять свои убеждения. (Толстой «Война и мир»)
III. Новая тема.
1. Объяснительный диктант: создание проблемной ситуации на уроке.
(Не)упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется (не)интересно. На земле нет (не)интересных мест: есть только (не)интересующиеся люди, люди, (не)умеющие находить интересное, внутренне скучные. Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба… (Д. Лихачёв)
Прочитайте текст. О чём слова Лихачёва? Как вы понимаете смысл данного высказывания?
2. Объяснение нового материала.
НЕ с любой частью речи пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется.
Например: невежа, невзгоды, нелепый, невзрачный, ненастный, негодовать, нездоровится, несдобровать, неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый.
НЕ всегда пишется раздельно при словах, в составе которых есть дефис.
Например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.
Правописание приставки НИ
Приставка НИ пишется слитно
В отрицательных местоимениях без предлога | никто, ничей, никакой, никому и др. |
В наречиях | никогда, нигде, никуда, ничуть, нисколько |
Во всех остальных случаях частица НИ в русском языке пишется раздельно.
Примечание:
1. Следует различать сочетания
ни один (= никто) и не один (= много);
ни разу (= никогда) и не раз (= часто).
2. Следует отличать обороты
не кто иной, как..., не что иное, как..- слово как
никто иной не.., ничто иное не..- слово кроме
Слитно | Раздельно |
С существительными, прилагательными, наречиями | |
-
если без НЕ не употребляется -
если можно подобрать синоним без НЕ -
есть слова очень, слишком, весьма, крайне, совершенно, абсолютно, почти, совсем | -
если есть или подразумевается противопоставление с союзом а -
если есть частицы вовсе не, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, ещё не, пока не |
Отрицательные и неопределённые местоимения и наречия | |
Если нет предлога (некем) | Если есть предлог (не с кем) |
Глаголы и деепричастия | |
Если без НЕ не употребляется | Всегда |
Отглагольные прилагательные и причастия | |
-
полные формы -
нет зависимых слов -
нет противопоставления с союзом а -
нет частиц вовсе, далеко не, ничуть не и др. | -
краткие формы -
есть зависимое слово -
есть противопоставление с союзом а -
есть частицы вовсе не, далеко не, ничуть не и другие |
3. Предупредительный диктант.
Ране…ный открыл глаза и застонал от (не)стерпимой боли в прострел…ном плече. Чувствуя что больше (не)заснет он повернулся на своей (не)краше…ой кроват… и мрачные мысли (не)зва…ные спутницы бе…со…ных ночей стали дли…ной верени…цей проносит…ся в его голове (не)освеже…ной сном. Он вспомнил патр…отический угар (не)вызва…ный здравым пониманием событий а искус…тве…но созда…ый продажными писаками буржуазных газет восп…вавших (н…)кому кроме угн…тателей (н…)нужную бойню и свой юнош…ский пыл с которым он ждал (не)испыта…ых боевых ощущений. В его горяч…чном мозгу пронеслись картины исхода печально чернели (не)засея…ые поля запуще…но выгляд…ли (не)вспаха…ые жителями и вытопта…ые войсками нивы.
(Н…)удачные ра…поряжения (с)верху (н…)оказа…ная (во)время под…ержка боевым частям позор измен горяч… поражений – все эти (не)от…емл…мые спутники первой мировой войны были причиной гиб…ли мил…ио…ых солдатских масс…. Ране…ый с горечью подумал что его глаза открылись слишком поздно он теперь (н…)способный жить и борот…ся человек а (н…)на что (н…)годный калека.
4. Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.
1. У Волконской в чертах лица было что-то (не)русское. | А. Причастие с зависимыми словами, пишется раздельно |
2. (Не)застав его, я отправился к Алексееву. | Б. Краткое прилагательное, пишется слитно |
3. (Не)взирая на жестокость здешних морозов, он отправился в путь. | В. Наречие, без НЕ не употребляется, пишется слитно |
4. В лице родителей Пушкина слилось потомство одного человека – Петра Петровича Пушкина, в течение долгих лет (не)имевшее между собой общения и связей. | Г. Деепричастие, пишется раздельно |
5. Брак сей был (не)счастлив. | Д. Имя прилагательное с НЕ пишется слитно, так как можно подобрать синоним |
6. Берёзовая рощица находилась (не)подалёку от дома. | Е. Входит в состав предлога, пишется слитно. |
| |
IV. Подведение итогов.
Составить СИНКВЕЙН по группами
Частица
Слитное, раздельное.
Отрицает, дополняет, усиливает.
Служебная часть речи.
Слово.
V. Домашнее задание (написать сочинение- рассуждение, использовав слова, которые без не не употребляются).
Литература:
Тема: Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
Русский язык. Пособие для подготовки к централизованному тестированию и экзамену
Махонь С.В., Супрун-Белевич Л.Р., Чечет Р.Г.
2018, Тетралит, стр.83
http://www.iprbookshop.ru/88841.html.
Зухра Багомедова bagomedova.zukhra77@mail.ru
Работа в группах «Литературные знакомые»: на каждую парту дается лист с предложениями, нужно угадать произведение и автора.
1. Это произведение – бе…смертный гимн юной любви, погубленной враждой двух семейств.
2. Молодой дворянин … берег честь смолоду и, пр…одолев опасность, спас любимую.
3.Желание бе…пристрастного человека узнать тайну трех карт …делало его невольным убийцей.
4. Молодой купец с непр…клонной решимостью вышел на поединок в защиту семейной чести.
5. Совсем пьяненький … ра…суждал о бедности и нищете, мучаясь угрызениями совести.
6. К девушке, ра…секая водную гладь, пр…ближалась нарядная шхуна.
7. Пр…смотревшись, молодой человек узнал в полковнике, и…бивающем солдата, отца любимой девушки.
8. Он пр…нижает свой род и ремесло, пр…возмогает насмешки и удары, чтобы считаться дворянином.
Работа в группах «Литературные знакомые»: на каждую парту дается лист с предложениями, нужно угадать произведение и автора.
1. Этот неуч ра…суждает о том, что дверь, которая пр…лагается к своему месту, является пр…лагательным.
2. "Безродного пр…грел и ввел в мое семейство", - не …держивал гнев его начальник, знатный барин.
3. Наскучив пустой, бе…содержательной жизнью, молодой аристократ поселился в деревне.
4. Многих и…пугали слухи о странном прои…шествии - появлении красной свитки.
5. Мелкого чиновника умение пр…врать, пр…хвастнуть, пр…образило в значительное лицо.
6. Талантливый художник, подающий надежды, позарившись на лёгкие деньги, ра…терял свой талант.
7. Без того бе…радостная жизнь мелкого чиновника потеряла всякий смысл из-за стихийного бедствия.
8. Тяжёлые и…пытания заставили храброго ад…ютанта … пересмотреть в…гляд на жизнь и поменять свои убеждения.
Тренировочные задания.
1.Спишите, раскройте
(Не)выспавшиеся дети, давно (не)спавший старик, (не)прекращающаяся борьба, (не) прекращавшийся в течение суток дождь, (не)ржавеющая сталь, совершенно (не)освоенная область, абсолютно (не)исследованные пространства, почти (не)тронутая почва, (не) тронутое загаром лицо, нигде (не)напечатанные статьи, (не)довязанный старушкой платок, открыто (не)высказанное недовольство, роман (не)прочитан, работа (не)завершена.
2. Выпишите правильный вариант ответа
Слово пишется слитно
А) Можно ли жить, (не)жертвуя ничем?
Б) Он предпочёл остаться (не)узнанным.
В) Человеку, (не)уверенному в своих силах, трудно победить.
Г) Мне (не)(к)кому обратиться за помощью.
А) Хлеб в магазине вовсе (не)свежий.
Б) Жизнь в деревне спокойна и (не)тороплива.
В) Ошибки в работе по-прежнему (не)исправлены.
Г) Это была жизнь человека, как будто (не)созданного для счастья.
Слова пишутся раздельно
А) В его словах (не)было ничего странного.
Б) На мониторе мобильного телефона темнела надпись: «(Не)отвеченный вызов»
В) (Не)которое время я поживу в деревне.
Г) Мужчина (не)доумевающе смотрел на меня.
А) Это (не)придуманная, а происходившая на самом деле история.
Б) Нельзя быть таким (не)собранным.
В) (Не)вежливо так поступать.
Г) В зале раздались (не)годующие крики.
3. В каком ряду (рядах) слова с НЕ следует писать одинаково
А) (не)лишён, вовсе (не)друг, (не)с?кого, (не)который
Б) (не)создан, (не)пой, (не)объятный, (не)фотограф
В) совершенно (не)красивый, (не)причёсанный, (не)взирая на то что, (не)кому
Г) ничуть (не)обиженный, (не)обязан, (не)приспособленный к условиям, (не)раз.
Тренировочные задания.
1. Укажите неправильный вариант написания
1) А) некоторые слова
Б) неумный мальчик
В) неуверенный человек
Г) невидимые миром слёзы
2) А) не что иное как
Б) не должен
В) не здоровится
Г) не сказаны
3) А) не сказав
Б) не где
В) не было
Г) не раз
4) А) далеко несимпатичный
Б) ненависть
В) совершенно невесёлый
Г)некто
2. Упражнение на разграничение НЕ и НЕДО-
В описаниях недоставало красок (недостаток по сравнению с нормой). Он нырнул, но дна не достал (незаконченное действие). Что ж ты, Пётр, свой кусок пирога не доел. Ночей недосыпала, куска недоедала. Из экипажа «Светлана» недосчитали ста шестидесяти семи человек. Она не дослушала, отошла прочь.
3. Комментированный диктант
(Не)хорошо прослыть (не)вежею, (не)приятно казаться и выскочкой. (Не)известности уже (не)было, всё уже было ясно для меня. Вот (не)хотя с ума свела. Она (не)годовала, (не)навидела тётю. Чистяков, (не)смотря на страшную усталость, (не)мог сомкнуть глаз. Была придумана совсем (не)интересная игра. Мы шли по (не)освещённым улицам городка. Принял совсем (не)обдуманное решение. Лодка приближалась к тому месту, где (не)защищённое от ветра море кипело и металось во мраке. Один в поле (не)воин. Ещё (не)тронутые краской осени весело зеленеют высокие стебли трав. Нашли (не)разрушенный, а совершенно целый шалаш.
4. Самостоятельная работа. Слитно или раздельно?
Обнаружен (не)опознанный летающий объект.
На столе только (не)допитый стакан сока.
У самой дороги чернели окнами ещё (не)заселённые дома.
(Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет лучшие качества перед лицом смерти.
Ключи до сих пор (не)найдены.
Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.
Тишина была (не)зловещей, а какой-то мягкой, спокойной.
Князя Андрея раздражал (не)пропускающий к себе в душу холодный взгляд Сперанского.
Марья Гавриловна, (не)ведающая о том, что скрывается под маской Дефоржа, идёт на свидание.
Нового слугу хозяйка (не)взлюбила.
(Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику.
На столе лежала ещё (не)пожаренная рыба.
Черты лица (не) лишены приятности.
В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно.
Самостоятельное выполнение теста :
1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А) Нам (не)где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами.
Б) Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в пасмурные дни.
В) Окно на кухне было (не)занавешено.
Г) (Не)истовый, срывающийся лай наполнил сад.
2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А) (Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.
Б) Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.
В) Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.
Г) (Не)взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость.
3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.
Б) Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница.
В) Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а слабый, моросящий.
Г) В молчании добро должно твориться, но (не)чего об этом толковать.
4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
А) Нужная книга (не)прочитана.
Б) Клементьев ушёл, (не)ответив на наш вопрос.
В) Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.
Г) (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи.
5. В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно?
А) Характер дневниковых записей (не)совсем обычный.
Б) Лиза (ни)когда раньше не видела моря.
В) Автор (не) просто рассказывает о герое, а описывает его характер.
Г) С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю.Лермонтова (не)исчезает.