1. Повторить и обобщить известные сведения по орфографии через работу по плану – алгоритму.
2. Формировать орфографическую зоркость через практическую деятельность.
1. Способствовать развитию мышления через построение умозаключений.
2. Развивать фонематический слух через выполнение звуко-буквенного анализа слова.
3. Развивать речь учащихся через построение монологических высказываний.
4. Развивать письменную речь через творческую работу.
5. Обогащать словарный запас учащихся и развивать навык точного употребления слов в речи через работу со словарем.
- проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
- иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению русского языка;
- организовывать своё рабочее место и работу.
Умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщения, умозаключения, объяснять выбор действий, личную позицию, действовать по алгоритму; умение планировать и прогнозировать свои учебные действия, контролировать и оценивать свою деятельность, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
| Учитель | Ведущие ученики | Весь класс | Компьютер |
| - Итак, мы продолжаем путешествовать по стране Орфографических знаний. В этой стране много законов, без знания которых не возможно стать грамотным человеком. Постараемся доказать, что мы знаем эти законы. В добрый путь! - Девиз урока: “Грамоте учиться - всегда пригодится”. | | - Девиз урока: “Грамоте учиться - всегда пригодится”. |
| А теперь, ребята, откроем тетради, запишем число, классная работа. 2.Рефлексия. На полях в тетради нарисуйте свое настроение. Если отличное настроение – красным, хорошее – зеленым, плохое - синим. | | отличное настроение – красным, хорошее – зеленым, плохое - синим. |
| 3. Целеполагание, создание проблемной ситуации / создание условий для определения детьми темы и целей урока; создание условий для решения проблемной ситуации. У.- Ребята, расшифруйте слова, которые записаны на доске. У.- Как вы думаете, что общего у этих слов? У: Какие звуки не произносятся? У: Как можно назвать такие звуки? У: Ребята, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? | оснлец- солнце дрзайвству-здравствуй есмтьнотс-местность есрцде-сердце (Ответы детей) Д: Не все звуки произносятся. Д: Звуки [т],[в],[л],[д]. Д: Непроизносимые согласные. Д: Закрепление знания о правописании слов с непроизносимой согласной. | оснлец- солнце дрзайвству-здравствуй есмтьнотс-местность есрцде-сердце У: Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся Но пишутся в тетрадке. |
| III. Работа над темой урока. – Чтобы попасть в страну Орфографических знаний надо сдать два экзамена: а) на умение красиво писать (минутка чистописания); б) на знание законов этой страны (опросник). | | |
| Минутка чистописания. Чистописание / создание условий по формированию каллиграфического написания. Давайте ребята, чтобы согласные не играли с нами в прятки, запишем их в тетрадке. Тт Вв Лл Дд (соединения записаны на доске) | Тт Вв Лл Дд | |
| На прошлом уроке при выполнении самостоятельной работы была допущена ошибка в написании слова УСТНЫЙ. Давайте еще раз вспомним, какое же проверочное слово нужно подобрать, чтобы не ошибиться в написании. | | |
| | | уста | |
| - А что обозначает это слово? | | |
| | Ольга: Из толкового словаря я узнала, что слово уста – архаизм, устаревшее слово и оно обозначает – рот, губы. Но в современной лексике это слово встречается и сейчас: Устами младенца глаголет истина. Вашими бы устами да мед пить. | | Устами младенца глаголет истина. - пословица Вашими бы устами да мед пить. |
| Запишите это слово в тетрадь и рядом запишите транскрипцию этого слова. | Юрий у доски Устный – (усный) – 6 б, 5 зв. | | |
| Давайте устно выполним звукобуквенный анализ этого слова | Цепочкой характеризуют звуки. | |
| Для чего нужно уметь правильно выполнять звуко – буквенный анализ слов? | Это помогает правильно соотносить количество букв и звуков и грамотно писать | | |
| На какую орфограмму это слово? | Непроизносимые согласные в корне слова | |
| - Что нужно знать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук или не написать лишнюю букву? | Нужно знать правило. | |
| | Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук стал произносимым. | |
| А какие способы проверки вы знаете к словам с непроизносимыми согласными? | Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых: - согласный звук произносится на конце слова (вестник – весть) - согласный звук произносится перед гласным звуком: (вестник – вести) | Проверочные однокоренные слова, в которых согласный звук согласный звук произносится произносится на конце слова перед гласным звуком |
| Ученики нашего класса провели исследовательскую работу и подготовили для всего класса самостоятельную работу над произведениями А.С.Пушкина. Вот что они заметили. | | Портрет А.С. Пушкина |
| | Денис Мы исследовали «Сказку о царе Салтане и о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче…» В этой сказке А.С.Пушкин использовал слова с непроизносимыми согласными 35 раз. | |
| | Мы предлагаем вам выполнить самостоятельную работу: | | |
| Как называются слова в парах ? - синонимы | 1. Чтобы выполнить следующее задание мы обратимся к сказке Сергея Александровича Пушкина (приём “ловушка”). Хотелось бы посмотреть помните ли вы слова поэта. Видит: весь, сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С печальной думой на лице. Добрый день, князь ты мой прекрасный, Что ж ты тих, как день пасмурный? Опечалился чему? - Узнали сказку? Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимой согласной, и тогда получится текст, который был у Пушкина. (Запись на доске и в тетрадях): печальной – грустной добрый день – здравствуй пасмурный – ненастный | | |
| | 2 . подобрать проверочное слово и вставить нужную букву. | | ____________ - здра?ствуй ____________ - прекрас?ный ____________ - ненас?ный ____________ - поз?ний ____________ - страс?ный ____________- грус?ный ____________ - чес?н`ой |
| Самопроверка: - Проверьте, правильно ли вы вставили буквы. - Кто справился с заданием без ошибок? - У кого 1 ошибка? - У кого 2 ошибки? - Кому было трудно? - Кто подобрал другие проверочные слова? | | | здоровье – здравствуй прекрасен - прекрасный ненастье – ненастный опаздывать – поздний страсть – страстный грусть – грустный честь - честн`ой |
| - Посмотрите на данные слова и скажите, какое слово лишнее? Почему? | Прекрасный. В нем не слышится и не пишется согласный звук. | | |
| А какие вы еще знаете слова | | Не чудесно, не прекрасно А ужасно и опасно Букву т писать напрасно В словах вкусный, интересный |
| Выборочный диктант. Запишите слова с непроизносимым согласным в корне, которые я нашла в стихотворениях известных поэтов. | Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный? (А.С.Пушкин) Поздняя осень была любимой порой поэта А.С.Пушкина, и он писал: Дни поздней осени Бранят обыкновенно, Но мне она мила… | | |
| Тест по теме: «Непроизносимые согласные» (письменно | Тест по теме: «Непроизносимые согласные» (письменно) 1.НАЙДИТЕ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ у) ТРОСТНИК, МЕСТНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ б) ДОРОЖКА, ПОДРУЖКА , ЗЕЛЁНЫЙ г) ЗЕЛЁНЫЙ, ГОЛОСИСТЫЙ, ШАПКА 2. ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ ПОЗДНИЙ а) ПОЗДНЯЯ н) ПОЕЗДА м) ОПОЗДАЛ 3.В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА? н) ЧУДЕСНЫЙ – ЧУДО, МЕСТНЫЙ - МЕСТО к) ОКРЕСТНОСТЬ – ОКРЕСТНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ - ЧЕСТНО л) ПРЕЛЕСТНЫЙ – ПРЕЛЕСТИ, ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО 4. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ? а) ЗДРАВСТВУЙТЕ, МЕСТНЫЙ, ЯСНЫЙ о) МЕСТНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ, ЧУСТВА и) КАПУСНЫЙ, СОНЦЕ, ПРАЗНИК, ЧУСТВО 5. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА? й) КАПУСТНЫЙ щ) ПРАЗДНИЧНЫЙ ц) ЧУСТВЕННЫЙ 6. В КАКОМ СЛОВЕ НЕТ НЕПРОИЗНОСИМОГО Т? я) УЧАС*НИК а) РЕС*НИЦЫ ю) ПАС*БИЩЕ ПРОВЕРКА у м н и ц а | |
| | Три ученика выполняют тест по компьютеру | |
| Работа над деформированным предложением (письмо с комментированием). – А вот еще одно задание от жителей этой страны. Расшифруйте эту запись. наступит, праз(?)ник, скоро, будет, в, радос(?)ный, большая, зале, ст(?)ять, елка, прекрас(?)ная – Что здесь зашифровано? (2 предложения.) – О каком празднике говорится? Запись с комментированием с места. | | |
| Молодцы | | У нашей сказки счастливая развязка. |
| Как понимаете это выражение | Все ученики старались и результаты у всех хорошие. | | |