СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих.»

Урок 69

Русский язык 6 класс 11.12.2020.

Тема: Правописание О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться применять правила написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Метапредметные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать); осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования алгоритма выполнения лингвистической задачи.

Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма, стремления к грамотной речи как показателя общей культуры человека и его уважения к окружающим.

Оборудование : интерактивная доска, ноутбук, проектор, раздаточный материал, Словарь С.И.Ожегова,учебник.

Тип урока:урок открытия новых знаний.

 Ход урока

1.Орг. момент. Работа с эпиграфом.

-Здравствуйте! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и начнем наш урок.

Эпиграф.(Слайд 1)

«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил

ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

Я. А. Коменский.

- Ян Амос Коменский- чешский педагог, живший в 17 веке. Как вы считаете, актуальны ли его слова сейчас?

- Откройте тетради, запишите число, «классная работа»

2. Повторение изученного

Прежде чем запишем тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что мы сейчас изучаем.

- Какую часть речи мы с вами изучаем?

- Что такое имя существительное?

Орфографическая минутка (вставить изученные орфограммы и объяснить)

Налад..ик станков, искусный лёт..ик, бесстрашный развед..ик, пр..красный рассказ..ик, вкусный лимонч..к, крепкий ореш..к, красный карандаш..к, ошибки из-за (не)внимательности, ра..сказать (не)былицу, перенос..ик инфекции. Слайд2, Слайд3(ПРОВЕРКА)

3. Определение темы и целей урока.

Слайд 4

-Посмотрите, пожалуйста на экран. / Слова ШЁПОТ, ВРАЧОМ, ДРУЖОК/.

-Соотнесите эти слова с темами, которые вы сейчас повторили.

-Какое слово третье лишнее? (шёпот) Почему?

Слайд5

-Что общего в этих словах? (Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных).

-А теперь, опираясь на эти наблюдения, попробуем сформулировать тему урока.

Слайд 6

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. (Записать в тетрадь)

-Определим цель урока:

- Обратите внимание, какие гласные вы видите после шипящих в суффиксах существительных? Давайте определим цель нашего урока.

  1. Узнать когда после шипящих пишется О, а когда Е в суффиксах существительных.

  2. Уметь применять данное правило.

- Теперь нам надо определить, когда после шипящих пишется О, а когда Е в суффиксах существительных.

Формулировка нового правила.

Слайд7 Слайд8(ПРОВЕРКА)

Запишите в тетради, распределив слова в два столбика: в 1 – с буквой О в суффиксе после шипящих, во 2 – с буквой Е в суффиксе после шипящей, существительные со слайда, поставить ударение в словах.

Попробуйте сделать вывод и сформулировать правило о том, когда в суффиксах существительных после шипящих пишется гласная О, а когда гласная Е.

4. Работа с учебником.

- Теперь давайте откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали правило (читаем правило на с. 141). Обратите внимание, как выделяется эта орфограмма.

5. Составление алгоритма применения правила.

Определите и назовите 3 условия правила написания , на которые опираются изучаемые орфограммы. Слайд 9

6. Заполнение таблицы

Слайд 10, Слайд11(ПРОВЕРКА)

Части слова

О

Е


Чертежом, огурцов, кирпичом, со свечой

пальцем


шорох

Шёлк, шёпот, шёл, жёлудь, щётка


крючок , собачонка


Чертеж..м, пальц..м, ш..лк, ш..пот, огурц..в, ш..л, со свеч..й, ш..рох, ж..лудь, щ..тка, кирпич..м, крюч..к, собач..нка

7. Синтаксическая работа.

Прочитайте текст. Озаглавьте. Какова главная мысль текста? Какие средства выразительности использует автор в рассказе. (эпитеты, метафоры, олицетворение)

Выделенные слова замените существительными с гласной о-е после шипящих и запишите их. Составьте из этих слов связный текст из трех предложений.


Синтаксический разбор предложения:

Белка на ветке с хрустом грызёт орех.

Слайд 12

В первый день зимних каникул выпал пушистый снег. Я решил посмотреть, как волшебно преобразилась природа.

Потемневший за осень луг покрыт великолепным белым ковром. Метелица посеребрила прическу сосны. Её макушку теперь украшает маленькая снежная шапка.

Белка на ветке с хрустом грызёт орех. Вот заяц сел на пень и испуганно смотрит по сторонам.

Как изменилась природа зимой!

Слайд 13

Образовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

А всегда ли такое значение придают эти суффиксы?

Оказывается имеют значение пренебрежительное.

8.Физкультминутка. Слайд 14

9.Детский зоопарк. Слайд 15

10.Работа с пословицами.

Ребята, а теперь подумайте, к какой лексической группе слов можно отнести существительные, образованные с помощью суффиксов с буквами О и Е после шипящих? /Эмоционально-окрашенные/

Именно поэтому эти существительные можно часто встретить в фольклорных произведениях малого жанра. Вспомните, что такое фольклор? Какие малые жанры фольклора вы знаете?

Слайд 22

1. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. 

2. Крут бережок, да рыбка хороша. 

-Объясните, какая гласная должна быть в суффиксе слова цветочек и почему. Объясните постановку тире в предложении.

-Какая гласная в суффиксе слова бережок. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Не отступать перед трудностями, если цель стоящая.)

-Как вы считаете, можно ли эту пословицу соотнести с результатом нашего сегодняшнего урока? (Да, потому что мы потрудились и теперь знаем, как выбирать гласную в суффиксах существительных.)

11. Проверим себя: Слайд 23

Буквенный диктант:

  1. Длинный язычок

  2. Детский стишок

  3. Душистый горошек

  4. Белый воротничок

  5. Золотой петушок

  6. Последний кусочек

  7. Чистый родничок

  8. Желтый колпачок

  9. Новый замочек

  10. Серый комочек

  11. Тихий звоночек

  12. Маленький пастушок

  13. Потайной ящичек

  14. Детский чулочек

  15. Маленький верблюжонок

Слайд 24

№ слова

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Вариант ответа

о

о

е

о

о

е

о

о

е

е

е

о

е

е

о

11. Тест: Слайд 25-26

1. В каком слове в суффиксе пишется буква -о-?

1.овраж…к

2.жуч…к

3.горош…к

2. В каком слове в суффиксах не пишется -е-?

1.луж…к

2.волч…нок

3.ореш…к

3. Найдите ошибку в суффиксах существительных:

1.дружок 2.жучёк

3.пастушок

4. Найдите предложение, в котором есть слово с изучаемой орфограммой.

1.Я приобрел неинтересную книжонку.

2.Мама любит своего сыночка.

3.Я рисую карандашом.

5. В каком слове в суффиксах существительных не пишутся буквы о, е после шипящей?

1.подуш…чка

2.крюч…к

3.карандаш…к

Ответы: Слайд 27


1 вопрос - 2 вариант

2 вопрос - 3 вариант

3 вопрос - 2 вариант

4 вопрос - 2 вариант

5 вопрос - 3 вариант


12. Рефлексия. Слайд 29


Напишите в тетради несколько слов по данной теме о себе! Похвалите себя за сегодняшний урок!


13.Д/З. П.36,стр.141 выуч. теорию,упр.278(задан. учебника)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!