Урок 69
Русский язык 6 класс 11.12.2020.
Тема: Правописание О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться применять правила написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Метапредметные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать); осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования алгоритма выполнения лингвистической задачи.
Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма, стремления к грамотной речи как показателя общей культуры человека и его уважения к окружающим.
Оборудование : интерактивная доска, ноутбук, проектор, раздаточный материал, Словарь С.И.Ожегова,учебник.
Тип урока:урок открытия новых знаний.
Ход урока
1.Орг. момент. Работа с эпиграфом.
-Здравствуйте! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и начнем наш урок.
Эпиграф.(Слайд 1)
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил
ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
Я. А. Коменский.
- Ян Амос Коменский- чешский педагог, живший в 17 веке. Как вы считаете, актуальны ли его слова сейчас?
- Откройте тетради, запишите число, «классная работа»
2. Повторение изученного
Прежде чем запишем тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что мы сейчас изучаем.
- Какую часть речи мы с вами изучаем?
- Что такое имя существительное?
Орфографическая минутка (вставить изученные орфограммы и объяснить)
Налад..ик станков, искусный лёт..ик, бесстрашный развед..ик, пр..красный рассказ..ик, вкусный лимонч..к, крепкий ореш..к, красный карандаш..к, ошибки из-за (не)внимательности, ра..сказать (не)былицу, перенос..ик инфекции. Слайд2, Слайд3(ПРОВЕРКА)
3. Определение темы и целей урока.
Слайд 4
-Посмотрите, пожалуйста на экран. / Слова ШЁПОТ, ВРАЧОМ, ДРУЖОК/.
-Соотнесите эти слова с темами, которые вы сейчас повторили.
-Какое слово третье лишнее? (шёпот) Почему?
Слайд5
-Что общего в этих словах? (Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных).
-А теперь, опираясь на эти наблюдения, попробуем сформулировать тему урока.
Слайд 6
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. (Записать в тетрадь)
-Определим цель урока:
- Обратите внимание, какие гласные вы видите после шипящих в суффиксах существительных? Давайте определим цель нашего урока.
-
Узнать когда после шипящих пишется О, а когда Е в суффиксах существительных.
-
Уметь применять данное правило.
- Теперь нам надо определить, когда после шипящих пишется О, а когда Е в суффиксах существительных.
Формулировка нового правила.
Слайд7 Слайд8(ПРОВЕРКА)
Запишите в тетради, распределив слова в два столбика: в 1 – с буквой О в суффиксе после шипящих, во 2 – с буквой Е в суффиксе после шипящей, существительные со слайда, поставить ударение в словах.
Попробуйте сделать вывод и сформулировать правило о том, когда в суффиксах существительных после шипящих пишется гласная О, а когда гласная Е.
4. Работа с учебником.
- Теперь давайте откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали правило (читаем правило на с. 141). Обратите внимание, как выделяется эта орфограмма.
5. Составление алгоритма применения правила.
Определите и назовите 3 условия правила написания , на которые опираются изучаемые орфограммы. Слайд 9
6. Заполнение таблицы
Слайд 10, Слайд11(ПРОВЕРКА)
Части слова | О | Е |
| Чертежом, огурцов, кирпичом, со свечой | пальцем |
| шорох | Шёлк, шёпот, шёл, жёлудь, щётка |
| крючок , собачонка | |
Чертеж..м, пальц..м, ш..лк, ш..пот, огурц..в, ш..л, со свеч..й, ш..рох, ж..лудь, щ..тка, кирпич..м, крюч..к, собач..нка
7. Синтаксическая работа.
Прочитайте текст. Озаглавьте. Какова главная мысль текста? Какие средства выразительности использует автор в рассказе. (эпитеты, метафоры, олицетворение)
Выделенные слова замените существительными с гласной о-е после шипящих и запишите их. Составьте из этих слов связный текст из трех предложений.
Синтаксический разбор предложения:
Белка на ветке с хрустом грызёт орех.
Слайд 12
В первый день зимних каникул выпал пушистый снег. Я решил посмотреть, как волшебно преобразилась природа.
Потемневший за осень луг покрыт великолепным белым ковром. Метелица посеребрила прическу сосны. Её макушку теперь украшает маленькая снежная шапка.
Белка на ветке с хрустом грызёт орех. Вот заяц сел на пень и испуганно смотрит по сторонам.
Как изменилась природа зимой!
Слайд 13
Образовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
А всегда ли такое значение придают эти суффиксы?
Оказывается имеют значение пренебрежительное.
8.Физкультминутка. Слайд 14
9.Детский зоопарк. Слайд 15
10.Работа с пословицами.
Ребята, а теперь подумайте, к какой лексической группе слов можно отнести существительные, образованные с помощью суффиксов с буквами О и Е после шипящих? /Эмоционально-окрашенные/
Именно поэтому эти существительные можно часто встретить в фольклорных произведениях малого жанра. Вспомните, что такое фольклор? Какие малые жанры фольклора вы знаете?
Слайд 22
1. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
2. Крут бережок, да рыбка хороша.
-Объясните, какая гласная должна быть в суффиксе слова цветочек и почему. Объясните постановку тире в предложении.
-Какая гласная в суффиксе слова бережок. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Не отступать перед трудностями, если цель стоящая.)
-Как вы считаете, можно ли эту пословицу соотнести с результатом нашего сегодняшнего урока? (Да, потому что мы потрудились и теперь знаем, как выбирать гласную в суффиксах существительных.)
11. Проверим себя: Слайд 23
Буквенный диктант:
-
Длинный язычок
-
Детский стишок
-
Душистый горошек
-
Белый воротничок
-
Золотой петушок
-
Последний кусочек
-
Чистый родничок
-
Желтый колпачок
-
Новый замочек
-
Серый комочек
-
Тихий звоночек
-
Маленький пастушок
-
Потайной ящичек
-
Детский чулочек
-
Маленький верблюжонок
Слайд 24
№ слова | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Вариант ответа | о | о | е | о | о | е | о | о | е | е | е | о | е | е | о |
11. Тест: Слайд 25-26
1. В каком слове в суффиксе пишется буква -о-?
1.овраж…к
2.жуч…к
3.горош…к
2. В каком слове в суффиксах не пишется -е-?
1.луж…к
2.волч…нок
3.ореш…к
3. Найдите ошибку в суффиксах существительных:
1.дружок 2.жучёк
3.пастушок
4. Найдите предложение, в котором есть слово с изучаемой орфограммой.
1.Я приобрел неинтересную книжонку.
2.Мама любит своего сыночка.
3.Я рисую карандашом.
5. В каком слове в суффиксах существительных не пишутся буквы о, е после шипящей?
1.подуш…чка
2.крюч…к
3.карандаш…к
Ответы: Слайд 27
1 вопрос - 2 вариант
2 вопрос - 3 вариант
3 вопрос - 2 вариант
4 вопрос - 2 вариант
5 вопрос - 3 вариант
12. Рефлексия. Слайд 29
Напишите в тетради несколько слов по данной теме о себе! Похвалите себя за сегодняшний урок!
13.Д/З. П.36,стр.141 выуч. теорию,упр.278(задан. учебника)