Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. (Минутка вхождения в урок). | Долгожданный дан звонок Начинается урок. Приходи старание к нам без опоздания. – Ребята посмотрите на эту чудесную зимнюю картину. (Слайд 1) Прочитайте про себя стихи Зинаиды Александровой: Снежок порхает, кружится На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики Сегодня – посмотри! – Как розовые яблоки, На ветке снегири. Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух. – Прочитайте стихотворение вслух. – Как вы понимаете смысл стихотворной строки: (И ловит кошка рыжая веселых белых мух). – Как называется прием, который использует автор? – Какое настроение передает автор в этом стихотворении? – Я бы хотела, чтобы это радостное настроение сохранилось у вас до конца урока. | – Кошка ловит белые снежинки. Радость, счастье, красоту, ожидание праздника. | Личностный результат Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | – Придумайте имена существительные на тему зима. – Расскажите об имени существительном, как части речи. – Я написала на экране некоторые зимние слова. Слайд 2. Зима вьюга мороз Снег метель солнце Буран печь горка – Найдите общие признаки по которым можно объединить эти слова в одну группу. – Найдите признаки по которым можно разделить слова на группы. – Произведите группировку по склонению и обозначьте орфограммы. – Взаимопроверка по эталону (Слайд) 3. Самооценка по линеечкам. – Составьте предложение о зиме по картине. – А у меня на экране Слайд 4 вот такое предложение. Поэт посвятил стихи вьюге, бурану, метели. – Найдите имена существительные. – Определите падеж и окончания имен существительных : вьюге, бурану, метели. – Что заметили? – Проверьте, в какой позиции стоят окончания имен существительных? – Можем ли мы точно определить, какую гласную писать в безударном окончании, в слабой позиции имен существительных? | – Придумывают имена существительные. – Имена существительные, И.п, ед.ч. – По родам, по окончаниям, по орфограммам, склонению. Учащиеся выполняют. – Имена существительные стоят в Д.п., ед.ч. в разных склонениях и имеют разные окончания. – Все окончания безударные, стоят в слабой позиции. – Нет. | Метапредметный результат Определение общей цели и путей их достижения. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, классификации. Предметный результат Использование опыта и знаний, необходимых для получения новых знаний. Метапредметный результат. Развитие устной и письменной речи. Предметный результат. Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи. |
3. Постановка учебной задачи | – Какова же тема нашего урока? – Какова же цель нашего урока? | – Правописание безударных окончаний имен существительных. – Научиться правильно писать безударные окончания имен существительных. | Умение ставить тему урока, цель и планировать свои действия. |
4. Открытие нового знания | Гипотеза. – Как вы думаете, от чего может зависеть написание окончания имени существительного. – Давайте проведем исследование. Для этого поработаем в группах. – Вспомните правила работы в группах. Каждой группе нужно просклонять имена существительные 1, 2, 3 склонения и установить зависимость безударных окончаний от ударных. 1 группа: земля, зима, тетя, горка 2 группа: конь, окно, дом, солнце 3 группа: печь, степь, метель, совесть Проверим, каковы результаты исследования. Вывод записывают в таблицу на доске. 1 скл. 2 скл. 3 скл. Уд. Без. Уд. Без. Уд.без. И. -а, -я -о, -е - Р. -и, -ы -а,-я -и Д. -е -у, -ю -и В. -у, -ю -я,-о,-е - Т. -ей, -ой -ом,-ем -ю П. -е -е -и – Проверим, правильно ли мы рассуждали по учебнику. Чтение окончаний имен существительных по таблице. – Почему я подчеркнула окончания в Р.Д.П. падежах. – Оцените свою работу по линеечкам. | – В нашем предложении падеж один, число такое же, а вот склонение разное. Может быть написание безударных окончаний имен существительных зависит от склонения? Безударные окончания можно проверить ударными. Читают склонение, обозначают окончание существительных в различных падежах. – Безударные окончания имен существительных пишутся так же, как и ударные. Для проверки безударного окончания имени существительного можно подобрать слово с ударным окончанием или посмотреть в таблицу. – Они самые трудные. | Предметный результат Использование опыта и знаний. Метапредметный результат Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений, формулирование вывода, готовность вести диалог с товарищем. Личностный результат. Ориентация на понимание причин успешной деятельности. Метапредметный результат. Овладение логическими действиями анализ, синтез, формулирование вывода. |
5. Первичное закрепление. Составление алгоритма проверки безударного окончания имени существительного. | – Давайте поупражняемся в определении безударных окончаний имен существительных в различных падежах. Слайд 5. Письмо к бабушк…, на вершин…, В овраг…, у сирен…, на тетрад…, По дорог…, к деревн…, на топол…, С горк… Письмо с комментированием Давайте составим алгоритм проверки окончания имен существительных. (зима, конь, печь) – слова помощники. – Проверим по учебнику, правильно ли мы рассуждали? Слайд 6 Оцените свою работу по линеечкам. | | Метапредметный результат. Установление аналогий, причинно-следственных связей, построение рассуждений, формулирование вывода, составление алгоритма действий. Предметный результат. Определение безударного окончания имени существительного а разных падежах, развитие устной и письменной речи. |
6. Физкультминутка. | Музыкальная разминка. Слайд презентации . | Ребята выполняют упражнение под музыку для глаз. | Личностный результат Формирование установки на здоровый образ жизни. |
7. Самостоятельная работа по группам. Включение в систему знаний. | – Сейчас будем работать в группах. В инструкционной карте 3 задания (Приложение 1). Вы выбираете себе любое задание. 1. Просклонять имена существительные: березка, край, ель – Произвести зв.буквенный разбор слова – ель. 2. Вставить безударные окончания имен существительных: Бродить по дорожк…, герой из сказк…, носки из шерст…, письмо матер…, говорить о класс…, собирать на полянк…, деревья в ине…, увидел в проруб…, иглы ел… – Произвести разбор слов по составу: бродить, дорожка, полянка. 3. Составить предложения. Объяснить правописание безударных окончаний имен существительных. 1) Дедушка идет по лесной тропин… 2) Старый пень стоит в снежной шапк… 3) На вершин… ел… сидит красногрудый снегирь. – Произвести синтаксический разбор 1 предложения. Оцените работу в группе. | Работа в группе: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей, выполнение задания. Презентация работ группы. Самооценка. Ситуация успеха и ее самоощущение. | Личностный результат: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметный результат. Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода. Предметный результат. Включение нового знания в систему знаний, выделение проблемы, принятие и сохранение учебной задачи. Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности. |
8. Рефлексия. Итог деятельности. Слайд 4. | – Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания? – Как не ошибиться в правописании безударного окончания имени существительного? Дерево самооценки. На доске новогодняя елка. Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите красный шарик, если все хорошо – желтый, если не получилось так, как хотелось – зеленый. Домашнее задание: разноуровневое. 1 уровень. Придумать и просклонять 3 имени существительных с безударным окончанием. 2 уровень. Придумать 9 словосочетаний с безударными падежными окончаниями имен существительных. Доказать правильность написания окончания. 3 уровень. Придумать 3 предложения. Доказать правильность написания безударных окончаний имен существительных. | – У них разные склонения. – Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах можно подобрать проверочное слово с ударным окончанием или вспомнить из таблицы окончанием имени существительного в том же падеже и склонении. | Метапредметный и личностный результаты. Умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода. Личностный результат. Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности. Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке. |