СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание окончаний (задания 7, 8 ЕГЭ). Имя существительное 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация первой части темы "Правописание окончаний"  посвящена отработке навыков написания и употребления имён существительных. Параллельно ведётся работа по обогащению словарного запаса обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Правописание окончаний (задания 7, 8 ЕГЭ). Имя существительное 10 класс»

Правописание  окончаний.  ЕГЭ № 7, 8   ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ (упр.158) Что такое окончание (флексия)? Какова его роль в языке?

Правописание окончаний. ЕГЭ № 7, 8 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ (упр.158)

Что такое окончание (флексия)?

Какова его роль в языке?

Окончания Е – И  в именах существительных Е И 3 10-МЯ ПУТЬ - ИЙ -ИЯ -ИЕ 2 1Р 1 Д П Повторение падежных окончаний –Е/-И у имени существительного на основе опорного конспекта. Можно ограничиться частью правила (выучить, когда пишется –Е, в остальных случаях пиши –И; или наоборот). Выполняя упр. 181, записывать только слова с окончанием –Е/-И, обратить внимание на написание слов с –ЬЕ, -ЬЯ и -ИЕ, -ИЯ. Особо оговорить написание слова ДИТЯ: 1) в значении ребёнок  О ДИТЯТИ, 2) в значении характерный представитель «дитя века» не употребляется в единственном числе. Упр. 181: разнести по колонкам, поставив слова в предложный падеж.  - Е -И Искл.: остриЕ

Окончания Е – И в именах существительных

Е

И

3

10-МЯ

ПУТЬ

- ИЙ

-ИЯ

-ИЕ

2

1

Д

П

Повторение падежных окончаний –Е/-И у имени существительного на основе опорного конспекта.

Можно ограничиться частью правила (выучить, когда пишется –Е, в остальных случаях пиши –И; или наоборот).

Выполняя упр. 181, записывать только слова с окончанием –Е/-И, обратить внимание на написание слов с –ЬЕ, -ЬЯ и -ИЕ, -ИЯ. Особо оговорить написание слова ДИТЯ: 1) в значении ребёнок О ДИТЯТИ, 2) в значении характерный представитель «дитя века» не употребляется в единственном числе.

Упр. 181: разнести по

колонкам, поставив

слова в предложный

падеж.

- Е -И

Искл.: остриЕ

Образец задания № 7 ЕГЭ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. опытные ТРЕНЕРЫ по ОБОИМ сторонам звучит не менее ГРОМКО ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд нет ТУФЕЛЬ Ответ: ___________________________. Объяснить суть грамматической ошибки, показать её многообразие, связанное с разными частями речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное, наречие, местоимение, имя числительное), остановить внимание учеников на имени существительном.

Образец задания № 7 ЕГЭ

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее ГРОМКО

ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд

нет ТУФЕЛЬ

Ответ: ___________________________.

Объяснить суть грамматической ошибки, показать её многообразие, связанное с разными частями речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное, наречие, местоимение, имя числительное), остановить внимание учеников на имени существительном.

Задание 7 ЕГЭ:  окончания существительных  во множественном числе Именительный падеж Родительный падеж -Ы(-И)/-А(-Я) -ОВ/НУЛЬ ЗВУКА Нацелить учащихся на то, что необходимо знать правила написания окончаний имён существительных во множественном числе именительного и родительного падежей.

Задание 7 ЕГЭ: окончания существительных во множественном числе

Именительный падеж

Родительный падеж

-Ы(-И)/-А(-Я)

-ОВ/НУЛЬ ЗВУКА

Нацелить учащихся на то, что необходимо знать правила написания окончаний имён существительных во множественном числе именительного и родительного падежей.

ИНОЯЗЫЧНЫЕ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ -Ы (-И) -А (-Я) * -ЁР (ЕР): ШОФЁР Ы * неодуш. -СОР/-ТОР:  ПРОЦЕССОРЫ * одуш. (нейтр.) * одуш. (книж.)  -СОР/-ТОР:  -ТОР:  АВТОР Ы   ДИРЕКТОР А  РЕДАКТОР Ы  ПРОФЕССОР А Графическое оформление в виде таблицы теории учебника, стр. 174 – 175, пункт 3.

ИНОЯЗЫЧНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

-Ы (-И)

-А (-Я)

* -ЁР (ЕР): ШОФЁР Ы

* неодуш. -СОР/-ТОР:

ПРОЦЕССОРЫ

* одуш. (нейтр.)

* одуш. (книж.)

-СОР/-ТОР:

-ТОР:

АВТОР Ы

ДИРЕКТОР А

РЕДАКТОР Ы

ПРОФЕССОР А

Графическое оформление в виде таблицы теории учебника, стр. 174 – 175, пункт 3.

 Смысл и форма слова:  варианты падежных окончаний   Равноправные варианты Крейсер ы – крейсер а ,  скутер ы – скутер а , год ы – год а , инспектор ы – инспектор а , прожектор ы – прожектор а , кузов ы – кузов а , цех и – цех а , невод ы – невод а , ястреб а – ястреб ы .  Лагер и  (политические группировки) – лагер я  (учреждения различного характера: спортивные, туристические, военные), учител и  (идейные наставники) – учител я (преподаватели), образ ы  (обобщенное представление) – образ а  (икона), корпус ы  (туловища) –  корпус а  (здания, войсковые соединения). Упр. 192 (1 часть) делать самостоятельно Упр. 192 (часть 1): запишите слова в именительном падеже множественного числа.

Смысл и форма слова: варианты падежных окончаний

Равноправные

варианты

  • Крейсер ы – крейсер а ,
  • скутер ы – скутер а ,
  • год ы – год а ,
  • инспектор ы – инспектор а ,
  • прожектор ы – прожектор а ,
  • кузов ы – кузов а ,
  • цех и – цех а ,
  • невод ы – невод а ,
  • ястреб а – ястреб ы .

  • Лагер и (политические группировки) – лагер я (учреждения различного характера: спортивные, туристические, военные),
  • учител и (идейные наставники) – учител я (преподаватели),
  • образ ы (обобщенное представление) – образ а (икона),
  • корпус ы (туловища) – корпус а (здания, войсковые соединения).

Упр. 192 (1 часть) делать самостоятельно

Упр. 192 (часть 1): запишите слова в

именительном падеже множественного

числа.

Упражнение 192 (1 часть) Короба Кол`оссы Грузди Гребни Бояре  Волосы, граждане, грозди, деревья, Д`ОНЬЯ, дочери, друзья, жгуты, зятья, камни, клочья, клинья, князья, колосья, крылья, кумовья, листва (дерево) – листы (бумага) , лоскуты, мужья (супруг) – мужи (дружинники, приближённые князя) , `угли. Самопроверка упр. 192 с лексической работой: Колосс Родосский– гигантская статуя древнегреческого бога солнца Гелиоса, которая более полувека простояла в портовом городе Родос, являлась 5-м чудом света из семи; была разрушена во время землетрясения. Гигант, титан, исполин. Повод – ремень. Хомуты Шилья Поводья Ободья Полозья

Упражнение 192 (1 часть)

Короба

Кол`оссы

Грузди

Гребни

Бояре

Волосы, граждане, грозди, деревья, Д`ОНЬЯ, дочери, друзья,

жгуты, зятья, камни, клочья, клинья, князья, колосья, крылья, кумовья, листва (дерево) – листы (бумага) , лоскуты, мужья (супруг) – мужи (дружинники, приближённые князя) , `угли.

Самопроверка упр. 192 с лексической работой:

Колосс Родосский– гигантская статуя древнегреческого бога солнца Гелиоса, которая более полувека простояла в портовом городе Родос, являлась 5-м чудом света из семи; была разрушена во время землетрясения. Гигант, титан, исполин.

Повод – ремень.

Хомуты

Шилья

Поводья

Ободья

Полозья

Задание 7 ЕГЭ Стр. 175 № 4 (упр.185) ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: -ОВ/НУЛЬ ЗВУКА  Рекомендации по выбору окончания во множественном числе родительного падежа даны на стр. 175 учебника. Устно учащиеся предлагают варианты написания слов из упр. 185.

Задание 7 ЕГЭ

Стр. 175

4

(упр.185)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ:

-ОВ/НУЛЬ ЗВУКА

Рекомендации по выбору окончания во множественном числе родительного падежа даны на стр. 175 учебника.

Устно учащиеся предлагают варианты написания слов из упр. 185.

Родительный падеж множественного числа имён существительных:  нулевое окончание   Национальность (на –Н, -Р): башкир, цыг`ан, но казакОВ, монголОВ, таджикОВ, узбекОВ.  Воинские группы: драгун,  гусар, но с числительным семь гусарОВ; партизан, солдат, кадет, но саперОВ, минёрОВ. 5 ДРАГУНОВ – нет ДРАГУН Повторное закрепление рекомендаций учебника с дополнением пункта 4. Лексическая работа: Драгуны (фр. dragon — « драгун », буквально «дракон») — название рода войск (устр. — род оружия) конницы (кавалерии), способной также действовать и в пешем строю. Гуса́ры  (венг. huszár) — легковооружённые всадники XV—XX веков (наряду с уланами), отличающиеся характерной одеждой: кивер (высокая цилиндрическая шапка с козырьком), ментик (меховая накидка), доломан (короткий мундир). Кадеты  -  это  воспитанники военизированных учебных заведений. 8 ГУСАРОВ – много ГУСАР КАДЕТЫ

Родительный падеж множественного числа имён существительных: нулевое окончание

  • Национальность (на –Н, -Р): башкир, цыг`ан, но казакОВ, монголОВ, таджикОВ, узбекОВ.
  • Воинские группы: драгун, гусар, но с числительным семь гусарОВ; партизан, солдат, кадет, но саперОВ, минёрОВ.

5 ДРАГУНОВ –

нет ДРАГУН

Повторное закрепление рекомендаций учебника с дополнением пункта 4.

Лексическая работа:

Драгуны (фр. dragon — « драгун », буквально «дракон») — название рода войск (устр. — род оружия) конницы (кавалерии), способной также действовать и в пешем строю.

Гуса́ры  (венг. huszár) — легковооружённые всадники XV—XX веков (наряду с уланами), отличающиеся характерной одеждой: кивер (высокая цилиндрическая шапка с козырьком), ментик (меховая накидка), доломан (короткий мундир).

Кадеты  -  это  воспитанники военизированных учебных заведений.

8 ГУСАРОВ –

много ГУСАР

КАДЕТЫ

Родительный падеж множественного числа имён существительных:  нулевое окончание   Парные предметы: сапог, но сапогОВ-скороходОВ; валенок, туфель, но носкОВ, гольфОВ.   Фрукты и овощи: яблок, гранат, но апельсинОВ, мандаринОВ, помидорОВ, баклажанОВ.   Единицы измерения: ампер, вольт, ватт, герц, но граммОВ, килограммОВ, ньютонОВ, гектарОВ, каратОВ. Повторное закрепление рекомендаций учебника с дополнением пункта 4. Можно оформить в виде ментальной карты.

Родительный падеж множественного числа имён существительных: нулевое окончание

  • Парные предметы: сапог, но сапогОВ-скороходОВ; валенок, туфель, но носкОВ, гольфОВ.
  • Фрукты и овощи: яблок, гранат, но апельсинОВ, мандаринОВ, помидорОВ, баклажанОВ.
  • Единицы измерения: ампер, вольт, ватт, герц, но граммОВ, килограммОВ, ньютонОВ, гектарОВ, каратОВ.

Повторное закрепление рекомендаций учебника с дополнением пункта 4. Можно оформить в виде ментальной карты.

Упражнение 185  Ампер – амперов, ананасов, байтов – байт, басен, блюд ЕЦ , ГНЕЗДОВИЙ, грамм ОВ , грузин, гусар, ДВОЕН, джинсов, ДОНЬЕВ (ДОНЬЯ – и.п.), дол`ей, Д`УПЕЛ, консервов, КОЧЕРЁГ, мокасин, носков, нянь, ОЖЕРЕЛИЙ, ОЛАДИЙ, осетин, погон, полотен ЕЦ , простынь – простыней, рельс ОВ , рус ЕЛ – ру СЛ , СНАДОБИЙ, сумерек, ТУФЕЛЬ, усть ЕВ , ущел ИЙ , чулок, шорт, `яслей. Запись после устной работы.

Упражнение 185

Ампер – амперов, ананасов, байтов – байт, басен, блюд ЕЦ , ГНЕЗДОВИЙ, грамм ОВ , грузин, гусар, ДВОЕН, джинсов, ДОНЬЕВ (ДОНЬЯ – и.п.), дол`ей, Д`УПЕЛ, консервов, КОЧЕРЁГ, мокасин, носков, нянь, ОЖЕРЕЛИЙ, ОЛАДИЙ, осетин, погон, полотен ЕЦ , простынь – простыней, рельс ОВ , рус ЕЛ – ру СЛ , СНАДОБИЙ, сумерек, ТУФЕЛЬ, усть ЕВ , ущел ИЙ , чулок, шорт, `яслей.

Запись после устной работы.

Образец задания № 7 ЕГЭ В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. опытные ТРЕНЕРЫ по ОБОИМ сторонам звучит не менее ГРОМКО ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд нет ТУФЕЛЬ Ответ: ___________________________. Решение задания 7 из демоверсии ЕГЭ-2019 ОБЕИМ

Образец задания № 7 ЕГЭ

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее ГРОМКО

ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд

нет ТУФЕЛЬ

Ответ: ___________________________.

Решение задания 7 из демоверсии ЕГЭ-2019

ОБЕИМ

Употребление производных предлогов с именами существительными (ЕГЭ № 8)   Кого? Чего? В МЕРУ, В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ,  В СИЛУ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В ВИДЕ, ПО ПРИЧИНЕ, НАПОДОБИЕ   Кому? Чему?   СОГЛАСНО, О ком? О чём?  ПО ЗАВЕРШЕНИ И , ВОПРЕКИ, ПО ОКОНЧАНИ И , БЛАГОДАРЯ, ПО ИСТИЧЕНИ И ,  СООБРАЗНО, ПО ПРИБЫТИ И , НАПЕРЕЗ, ПО ПРИЕЗД Е , НАПЕРЕКОР, ПО ПРИЛЁТ Е ПОДОБНО ПРЕДЛОЖНЫЙ РОДИТЕЛЬНЫЙ  ПАДЕЖ  ПАДЕЖ ПО …-И/-Е (после или в результате чего-либо)  ДАТЕЛЬНЫЙ  ПАДЕЖ

Употребление производных предлогов с именами существительными (ЕГЭ № 8)

Кого? Чего?

В МЕРУ,

В ТЕЧЕНИЕ,

В ПРОДОЛЖЕНИЕ,

В СИЛУ,

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ,

В ВИДЕ,

ПО ПРИЧИНЕ,

НАПОДОБИЕ

Кому? Чему?

СОГЛАСНО,

О ком? О чём?

ПО ЗАВЕРШЕНИ И ,

ВОПРЕКИ,

ПО ОКОНЧАНИ И ,

БЛАГОДАРЯ,

ПО ИСТИЧЕНИ И ,

СООБРАЗНО,

ПО ПРИБЫТИ И ,

НАПЕРЕЗ,

ПО ПРИЕЗД Е ,

НАПЕРЕКОР,

ПО ПРИЛЁТ Е

ПОДОБНО

ПРЕДЛОЖНЫЙ

РОДИТЕЛЬНЫЙ

ПАДЕЖ

ПАДЕЖ

ПО …-И/-Е (после или

в результате чего-либо)

ДАТЕЛЬНЫЙ

ПАДЕЖ

Графический диктант

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

1. Благодаря усилиям врачей эпидемии гриппа удалось избежать.

2. Согласно намерениям писателя читатели должны задуматься о будущем.

3. Вопреки распространенному мнению , лучшие рестораны Франции находятся не в Париже.

4. По приезду в Петербург мы разместились в гостинице.

5. По окончанию производственной практики студенты должны написать отчет. 6. По прибытию домой он чувствовал себя плохо.

7. Согласно данных летописей князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году.

8. По прибытии в аэропорт руководитель группы выдал каждому из нас загранпаспорт.

9. По завершению сочинения проверьте ошибки.

10. Вопреки прогноза синоптиков, с утра пошёл снег.

11. По завершении опыта сохраните результаты.

12. По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых. 13. По окончании работы над «Проводами покойника» Перов приступил к новой картине о жизни бедных детей.

14. Благодаря установившейся ясной погоды урожай был собран вовремя.

Учащиеся под номером предложения ставят + , если падеж имени существительного употреблён правильно, и -, если допущена ошибка в употреблении падежа имени существительного.

Самопроверка  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14   + + + - - - - + - - + + + - Оценивание: «5» – 13-14, «4» – 10-12, «3» – 8-9 , «2» – 0-7 . Самопроверка .

Самопроверка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

+ + + - - - - + - - + + + -

Оценивание:

«5» – 13-14,

«4» – 10-12,

«3» – 8-9 ,

«2» – 0-7 .

Самопроверка .

Домашнее задание Упражнение 186, 326. Упражнение 192 (2 часть). Учитель сам выбирает объём задания или предоставляет право выбора: на «3» одно из упражнений, на «4» – два, на «5» – все три.

Домашнее задание

  • Упражнение 186, 326.
  • Упражнение 192 (2 часть).

Учитель сам выбирает объём задания или предоставляет право выбора: на «3» одно из упражнений, на «4» – два, на «5» – все три.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!