Правописание парных глухих и звонких согласных в корне
Занимательные задания
Кто найдет?
( 2 человека)
Один играющий подчеркивает парные согласные в слабой позиции, другой отмечает знаком + такие же согласные в сильной позиции.
Кто найдет?
-Свёкла где растёт? -Любим мы играть… -Зубки?
-На грядке. -В снежки. -Изменяем: зубы.
-Буквы пишут где? -Есть на праздник … -Шубки?
-В тетрадке. -Пирожки! -Изменяем: шубы.
-Что мы утром чистим? -Грядка. Нет чего? -А снежки?
-Зубки. -Нет грядок. -Идёт снежок.
-Одеваем в холод? -А тетрадка? -Пирожки?
-Шубки. -Нет тетрадок. -Съел пирожок.
Один-много
( Класс)
На доске записаны в столбик проверочные слова, а рядом с ними проверяемые слова с пропущенной согласной в корне.
Нужно вставить пропущенные согласные в корне по образцу проверочных слов. Победителями считаются первые три игрока, правильно выполнившие задание.
Игру можно повторить с другими словами.
Игру можно осложнить, предложив детям только слова с пропущенными согласными. Нужно вставить пропущенные буквы и написать в скобках проверочное слово.
Один-много
пловец- пло…цы молоток- моло…ки сапожок- сапо…ки
молодец- моло…цы гудок- гу…ки кусок- ку…ки
кружок- кру…ки прыжок- пры…ки флажок- фла…ки
коготь- ко…ти продавец- прода…цы зубец- зу…цы
пирожок- пиро…ки ноготь- но…ти хлебец- хле…цы
дружок- дру…ки петушок- пету…ки снежок- сне…ки
рожок- ро…ки стишок- сти…ки гребешок-гребе…ки
мешок- ме…ки поплавок- попла…ки брусок- бру…ки
Большие- маленькие
губы- гу…ки зубы- зу…ки мыши- мы…ки
уши- у…ки берёза- берё…ка шубы- шу…ки
глаза- гла…ки грибы- гри…ки дубы- ду…ки
трава- тра…ка голова- голо…ка корова- коро…ка
рыба- ры…ка репа- ре…ка ягода- яго…ка
шляпа- шля…ка вата- ва…ка слёзы- слё…ки
Маленький- большой
сказочка- ска…ка серёжечки- серё…ки тяпочка- тя…ка
пышечка- пы…ка дорожечка- доро…ка кадочка- ка…ка
красочка- кра…ка книжечка- кни…ка юбочка- ю…ка
шапочка- ша…ка картошечка- карто…ка кружечка- кру…ка
кнопочка- кно…ка крошечка- кро…ка ошибочка- оши…ка
лодочка- ло…ка лепёшечка- лепё…ка булавочка- була…ка
ниточка- ни…ка ложечка- ло…ка бумажечка- бума…ка
уточка- у…ка тряпочка- тря…ка лягушечка- лягу…ка
Маленький- большой
подружечка- подру…ка редисочка- реди…ка
лапочка- ла…ка пушечка- пу…ка
ножечка- но…ка тележечка- теле…ка
тапочки- та…ки колясочка- коля…ка
веточка-ве…ка будочка- бу…ка
редечка- ре…ька губочка- гу…ка
заплаточка- запла…ка чашечка- ча…ка
морковочка- морко…ка пробочка- про…ка
блюдечко- блю…це конфеточка- конфе…ка
Предмет-действие
сливать- сли…к косить- ко…ьба улыбаться-улы…ка
загадывать- зага…ка указывать- ука…ка ходить-хо…ьба
накидывать- наки…ка отгадывать- отга…ка погрузить-погру…ка
разведать- разве…ка записывать- запи…ка ночевать-ночё…ка
рубить- ру…ка смазывать- сма…ка находить-нахо…ка
посадить- поса…ка загородить- загоро…ка зарядить-заря…ка
сторожить- сторо…ка промывать- промы…ка просить-про…ьба
укладывать- укла…ка прибавить- приба…ка беседовать-бесе…ка
Интересные пары (наблюдение)
Безударную гласную в слове САДЫ мы проверяем словом САД. А конечную согласную в слове САД проверяем словом САДЫ. Оказывается, слово САД и САДЫ друг друга проверяют! Вот какая интересная пара.
В нашем языке много таких пар. Попробуйте их найти.
Интересные пары
бока – бок стога - стог
носы – нос тазы - таз
плоды –плод ходы -ход
плоты – плот ножи - нож
рога – рог коты- кот
снопы – сноп сады - сад
Какие буквы убежали?
( 6 человек)
Игроки получают 6 стихотворных текстов с пропущенными парными согласными.
Участник игры должен прочитать текст, сказать, какая буква «убежала», доказать проверочным словом свой ответ.
Какие буквы убежали?
Я и круглый, я и гла…кий, Я и горький, я и сла…кий,
И на вкус приятно-сла…кий. К солнцу я тянусь из гря…ки.
Знает каждый карапу…, Малышам полезный дру… ,
Что зовут меня арбу… . А зовусь я просто лу… .
На ушах его серё…ки, Плывёт парохо…,
А на но…ках есть сапо…ки. То вза…, то вперё…,
На голо…ке гребешок. А за ним такая гла…ь-
Вот какой наш петушок! Ни морщинки не видать!
Кто сидит на крепкой но…ке Сла…кие кро…ки
В бурых листьях у доро…ки? На коро…кой но…ке.
Встала ша…ка из травы- Кто проходит бли…ко,
Нет под ша….кой головы! Кланяется ни…ко.
Метаграммы
(Класс)
Ответы:
Сима – зима.
Роза – роса.
Год – кот.
Почка – кочка.
Шар – жар.
Коса – коза.
Колос – голос.
Метаграммы
1.С глухим – мы девочку зовём. Со звонким – всё бело кругом.
2.Со звонким - я цветов царица. С глухим – лишь капелька водицы.
3.Со звонким – много времени пройдёт. С глухим – он ест мышей и песенки поёт.
4.С глухим – весною из меня листочки вырастают. Со звонким – солят всё во мне иль воду наливают.
5.С глухим шипящим – круглый он, как мяч. С звонким – как огонь горяч.
6.С глухим – траву она срезает. Со звонким – листья объедает.
7.С глухим – зерном я наливаюсь в поле. Со звонким – петь умею на просторе.
Проверяй, называй!
(2 команды)
Ведущий бросает одному из игроков мяч и называет слово с парным согласным на конце. Поймавший должен назвать проверочное слово, бросить мяч игроку противоположной команды и назвать новое слово с парным согласным и т. д. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Поймай своё слово!
(2 команды)
Команда девочек записывает слова, в которых написание парных согласных не совпадает с произношением, а команда мальчиков – слова с парными согласными, написание которых совпадает с произношением.
Ведущий называет слова.
Все записывают в тетрадях слова, после чего работа проверяется. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
Поймай своё слово!
коляска – повязка грядки - прятки
гибкий – липкий принес - привез
кружка – игрушка ходьба - молотьба
год – кот
молотки – городки
веский – резкий
рыбки – репки
суп - зуб
Подумай – объясни! (наблюдение)
(Класс)
В стихотворениях есть пары строк, концы которых совпадают, звучат одинаково. Это называется рифмой.
Как же в подчеркнутых словах получается рифма? Ведь в них только гласные одинаковые, а согласные пишутся по-разному! Выиграет тот, кто первым ответит на этот вопрос.
Примечание. Объяснение рифмы можно провести в виде игры 3 команд. Каждый игрок объясняет рифму в одном отрывке. Класс оценивает работу игроков.
Подумай – объясни!
Не тот хорош , Дружно -
Кто лицом пригож , не грузно ,
А тот хорош , А врозь -
Кто для дела гож . Хоть брось !
-Бабушка, постой немножко ,-
Ей кричит она в окошко .
Будто мёдом налилось , Потом позвонили мартышки :
Видно семечки насквозь ! -Пришлите, пожалуйста, книжки !
А потом позвонил медведь ,
Да как начал, как начал реветь !
Цветик - семицветик
(3 человека)
На доске- з плаката с цветами без лепестков 9стебель и сердцевина). Вокруг сердцевин прорези для вставки лепестков. На отдельных листках готовятся лепестки всех цветов спектра. На обратной стороне каждого лепестка – слово с пропущенным парным согласным.
Каждый игрок получает набор из 7 лепестков, вставляет пропущенные согласные, прикрепляет лепестки к сердцевине и объясняет выбор буквы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее других выполнит задание.
Слова для записи на лепестках: БРО…Ь, ГРИ…, ЯГО…КА, РЫ…КИ, ГЛА…КИ, САПО…КИ, СКРИ…, ДОЖ…Ь, ДУ…, ГУ…КИ, ФЛА…КИ, РО…, БАРЁ…КА, ГОЛУ…Ь, ЗУ…, ХЛЕ…ЦЫ, ПЛО…ЦЫ, ПИРО…КИ, СНЕ…, РЕ…КА, ГО… .
Рыцарский турнир
(2 команды)
Команды доблестных «рыцарей»- защитников русского языка готовят своё «оружие»- по 5 слов на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, например: кошка, ложка, гриб, дедка, репка и т.п. По жеребьёвке перед началом игры одна из команд получает право первого удара и выставляет своего «рыцаря». Тот вызывает на поединок «рыцаря» из другой команды и нападает на него, т.е. читает заранее подобранные слова. Противник защищается, т.е. говорит, какую согласную нужно писать в данном слове, и подтверждает проверочным словом. Если все ответы правильны, первый поединок заканчивается вничью- 0:0. Если защищающийся допустил одну или две ошибки, то нападающий побеждает со счётом 1:0 или 2:0, смотря по числу ошибок противника.
Затем выставляет своего «рыцаря» вторая команда. Игра продолжается. В конце подводят итоги, определяются команда-победитель и наиболее доблестные «рыцари».
Примечание. Турнир можно проводить в письменной форме, когда защищающийся сначала пишет слово на доске, а потом объясняет. Наиболее эффективна данная игра при повторении и закреплении сразу нескольких тем и в конце четверти или учебного года.