СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание парных глухих и звонких согласных в корне. Занимательные задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлен ряд занимательных заданий, способствующих усвоению правописания парных глухих и звонких согласных в корне слова.

Просмотр содержимого документа
«Правописание парных глухих и звонких согласных в корне. Занимательные задания.»

   Правописание парных глухих и звонких согласных  в корне    Занимательные задания

Правописание парных глухих и звонких согласных в корне

Занимательные задания

 Кто найдет? ( 2 человека)  Один играющий подчеркивает парные согласные в слабой позиции, другой отмечает знаком + такие же согласные в сильной позиции.

Кто найдет?

( 2 человека)

Один играющий подчеркивает парные согласные в слабой позиции, другой отмечает знаком + такие же согласные в сильной позиции.

 Кто найдет? -Свёкла где растёт? -Любим мы играть… -Зубки? -На грядке. -В снежки. -Изменяем: зубы. -Буквы пишут где? -Есть на праздник … -Шубки? -В тетрадке. -Пирожки! -Изменяем: шубы. -Что мы утром чистим? -Грядка. Нет чего? -А снежки? -Зубки. -Нет грядок. -Идёт снежок. -Одеваем в холод? -А тетрадка? -Пирожки? -Шубки. -Нет тетрадок. -Съел пирожок.

Кто найдет?

-Свёкла где растёт? -Любим мы играть… -Зубки?

-На грядке. -В снежки. -Изменяем: зубы.

-Буквы пишут где? -Есть на праздник … -Шубки?

-В тетрадке. -Пирожки! -Изменяем: шубы.

-Что мы утром чистим? -Грядка. Нет чего? -А снежки?

-Зубки. -Нет грядок. -Идёт снежок.

-Одеваем в холод? -А тетрадка? -Пирожки?

-Шубки. -Нет тетрадок. -Съел пирожок.

 Один-много ( Класс)  На доске записаны в столбик проверочные слова, а рядом с ними проверяемые слова с пропущенной согласной в корне.  Нужно вставить пропущенные согласные в корне по образцу проверочных слов. Победителями считаются первые три игрока, правильно выполнившие задание.  Игру можно повторить с другими словами.  Игру можно осложнить, предложив детям только слова с пропущенными согласными. Нужно вставить пропущенные буквы и написать в скобках проверочное слово.

Один-много

( Класс)

На доске записаны в столбик проверочные слова, а рядом с ними проверяемые слова с пропущенной согласной в корне.

Нужно вставить пропущенные согласные в корне по образцу проверочных слов. Победителями считаются первые три игрока, правильно выполнившие задание.

Игру можно повторить с другими словами.

Игру можно осложнить, предложив детям только слова с пропущенными согласными. Нужно вставить пропущенные буквы и написать в скобках проверочное слово.

 Один-много пловец- пло…цы молоток- моло…ки сапожок- сапо…ки молодец- моло…цы гудок- гу…ки кусок- ку…ки кружок- кру…ки прыжок- пры…ки флажок- фла…ки коготь- ко…ти продавец- прода…цы зубец- зу…цы пирожок- пиро…ки ноготь- но…ти хлебец- хле…цы дружок- дру…ки петушок- пету…ки снежок- сне…ки рожок- ро…ки стишок- сти…ки гребешок-гребе…ки мешок- ме…ки поплавок- попла…ки брусок- бру…ки

Один-много

пловец- пло…цы молоток- моло…ки сапожок- сапо…ки

молодец- моло…цы гудок- гу…ки кусок- ку…ки

кружок- кру…ки прыжок- пры…ки флажок- фла…ки

коготь- ко…ти продавец- прода…цы зубец- зу…цы

пирожок- пиро…ки ноготь- но…ти хлебец- хле…цы

дружок- дру…ки петушок- пету…ки снежок- сне…ки

рожок- ро…ки стишок- сти…ки гребешок-гребе…ки

мешок- ме…ки поплавок- попла…ки брусок- бру…ки

 Большие- маленькие губы- гу…ки зубы- зу…ки мыши- мы…ки уши- у…ки берёза- берё…ка шубы- шу…ки глаза- гла…ки грибы- гри…ки дубы- ду…ки трава- тра…ка голова- голо…ка корова- коро…ка рыба- ры…ка репа- ре…ка ягода- яго…ка шляпа- шля…ка вата- ва…ка слёзы- слё…ки

Большие- маленькие

губы- гу…ки зубы- зу…ки мыши- мы…ки

уши- у…ки берёза- берё…ка шубы- шу…ки

глаза- гла…ки грибы- гри…ки дубы- ду…ки

трава- тра…ка голова- голо…ка корова- коро…ка

рыба- ры…ка репа- ре…ка ягода- яго…ка

шляпа- шля…ка вата- ва…ка слёзы- слё…ки

 Маленький- большой сказочка- ска…ка серёжечки- серё…ки тяпочка- тя…ка пышечка- пы…ка дорожечка- доро…ка кадочка- ка…ка красочка- кра…ка книжечка- кни…ка юбочка- ю…ка шапочка- ша…ка картошечка- карто…ка кружечка- кру…ка кнопочка- кно…ка крошечка- кро…ка ошибочка- оши…ка лодочка- ло…ка лепёшечка- лепё…ка булавочка- була…ка ниточка- ни…ка ложечка- ло…ка бумажечка- бума…ка уточка- у…ка тряпочка- тря…ка лягушечка- лягу…ка

Маленький- большой

сказочка- ска…ка серёжечки- серё…ки тяпочка- тя…ка

пышечка- пы…ка дорожечка- доро…ка кадочка- ка…ка

красочка- кра…ка книжечка- кни…ка юбочка- ю…ка

шапочка- ша…ка картошечка- карто…ка кружечка- кру…ка

кнопочка- кно…ка крошечка- кро…ка ошибочка- оши…ка

лодочка- ло…ка лепёшечка- лепё…ка булавочка- була…ка

ниточка- ни…ка ложечка- ло…ка бумажечка- бума…ка

уточка- у…ка тряпочка- тря…ка лягушечка- лягу…ка

 Маленький- большой подружечка- подру…ка редисочка- реди…ка лапочка- ла…ка пушечка- пу…ка ножечка- но…ка тележечка- теле…ка тапочки- та…ки колясочка- коля…ка веточка-ве…ка будочка- бу…ка редечка- ре…ька губочка- гу…ка заплаточка- запла…ка чашечка- ча…ка морковочка- морко…ка пробочка- про…ка блюдечко- блю…це конфеточка- конфе…ка

Маленький- большой

подружечка- подру…ка редисочка- реди…ка

лапочка- ла…ка пушечка- пу…ка

ножечка- но…ка тележечка- теле…ка

тапочки- та…ки колясочка- коля…ка

веточка-ве…ка будочка- бу…ка

редечка- ре…ька губочка- гу…ка

заплаточка- запла…ка чашечка- ча…ка

морковочка- морко…ка пробочка- про…ка

блюдечко- блю…це конфеточка- конфе…ка

 Предмет-действие сливать- сли…к косить- ко…ьба улыбаться-улы…ка загадывать- зага…ка указывать- ука…ка ходить-хо…ьба накидывать- наки…ка отгадывать- отга…ка погрузить-погру…ка разведать- разве…ка записывать- запи…ка ночевать-ночё…ка рубить- ру…ка смазывать- сма…ка находить-нахо…ка посадить- поса…ка загородить- загоро…ка зарядить-заря…ка сторожить- сторо…ка промывать- промы…ка просить-про…ьба укладывать- укла…ка прибавить- приба…ка беседовать-бесе…ка

Предмет-действие

сливать- сли…к косить- ко…ьба улыбаться-улы…ка

загадывать- зага…ка указывать- ука…ка ходить-хо…ьба

накидывать- наки…ка отгадывать- отга…ка погрузить-погру…ка

разведать- разве…ка записывать- запи…ка ночевать-ночё…ка

рубить- ру…ка смазывать- сма…ка находить-нахо…ка

посадить- поса…ка загородить- загоро…ка зарядить-заря…ка

сторожить- сторо…ка промывать- промы…ка просить-про…ьба

укладывать- укла…ка прибавить- приба…ка беседовать-бесе…ка

 Интересные пары (наблюдение)  Безударную гласную в слове САДЫ мы проверяем словом САД. А конечную согласную в слове САД проверяем словом САДЫ. Оказывается, слово САД и САДЫ друг друга проверяют! Вот какая интересная пара.  В нашем языке много таких пар. Попробуйте их найти.

Интересные пары (наблюдение)

Безударную гласную в слове САДЫ мы проверяем словом САД. А конечную согласную в слове САД проверяем словом САДЫ. Оказывается, слово САД и САДЫ друг друга проверяют! Вот какая интересная пара.

В нашем языке много таких пар. Попробуйте их найти.

 Интересные пары бока – бок стога - стог носы – нос тазы - таз плоды –плод ходы -ход плоты – плот ножи - нож рога – рог коты- кот снопы – сноп сады - сад

Интересные пары

бока – бок стога - стог

носы – нос тазы - таз

плоды –плод ходы -ход

плоты – плот ножи - нож

рога – рог коты- кот

снопы – сноп сады - сад

 Какие буквы убежали? ( 6 человек)  Игроки получают 6 стихотворных текстов с пропущенными парными согласными.  Участник игры должен прочитать текст, сказать, какая буква «убежала», доказать проверочным словом свой ответ.

Какие буквы убежали?

( 6 человек)

Игроки получают 6 стихотворных текстов с пропущенными парными согласными.

Участник игры должен прочитать текст, сказать, какая буква «убежала», доказать проверочным словом свой ответ.

 Какие буквы убежали? Я и круглый, я и гла…кий, Я и горький, я и сла…кий, И на вкус приятно-сла…кий. К солнцу я тянусь из гря…ки. Знает каждый карапу…, Малышам полезный дру… , Что зовут меня арбу… . А зовусь я просто лу… . На ушах его серё…ки, Плывёт парохо…, А на но…ках есть сапо…ки. То вза…, то вперё…, На голо…ке гребешок. А за ним такая гла…ь- Вот какой наш петушок! Ни морщинки не видать! Кто сидит на крепкой но…ке Сла…кие кро…ки В бурых листьях у доро…ки? На коро…кой но…ке. Встала ша…ка из травы- Кто проходит бли…ко, Нет под ша….кой головы!  Кланяется ни…ко.

Какие буквы убежали?

Я и круглый, я и гла…кий, Я и горький, я и сла…кий,

И на вкус приятно-сла…кий. К солнцу я тянусь из гря…ки.

Знает каждый карапу…, Малышам полезный дру… ,

Что зовут меня арбу… . А зовусь я просто лу… .

На ушах его серё…ки, Плывёт парохо…,

А на но…ках есть сапо…ки. То вза…, то вперё…,

На голо…ке гребешок. А за ним такая гла…ь-

Вот какой наш петушок! Ни морщинки не видать!

Кто сидит на крепкой но…ке Сла…кие кро…ки

В бурых листьях у доро…ки? На коро…кой но…ке.

Встала ша…ка из травы- Кто проходит бли…ко,

Нет под ша….кой головы! Кланяется ни…ко.

 Метаграммы (Класс)  Ответы:  Сима – зима. Роза – роса. Год – кот. Почка – кочка. Шар – жар. Коса – коза. Колос – голос.

Метаграммы

(Класс)

Ответы:

Сима – зима.

Роза – роса.

Год – кот.

Почка – кочка.

Шар – жар.

Коса – коза.

Колос – голос.

 Метаграммы 1.С глухим – мы девочку зовём. Со звонким – всё бело кругом. 2.Со звонким - я цветов царица. С глухим – лишь капелька водицы. 3.Со звонким – много времени пройдёт. С глухим – он ест мышей и песенки поёт. 4.С глухим – весною из меня листочки вырастают. Со звонким – солят всё во мне иль воду наливают. 5.С глухим шипящим – круглый он, как мяч. С звонким – как огонь горяч. 6.С глухим – траву она срезает. Со звонким – листья объедает. 7.С глухим – зерном я наливаюсь в поле. Со звонким – петь умею на просторе.

Метаграммы

1.С глухим – мы девочку зовём. Со звонким – всё бело кругом.

2.Со звонким - я цветов царица. С глухим – лишь капелька водицы.

3.Со звонким – много времени пройдёт. С глухим – он ест мышей и песенки поёт.

4.С глухим – весною из меня листочки вырастают. Со звонким – солят всё во мне иль воду наливают.

5.С глухим шипящим – круглый он, как мяч. С звонким – как огонь горяч.

6.С глухим – траву она срезает. Со звонким – листья объедает.

7.С глухим – зерном я наливаюсь в поле. Со звонким – петь умею на просторе.

 Проверяй, называй! (2 команды)  Ведущий бросает одному из игроков мяч и называет слово с парным согласным на конце. Поймавший должен назвать проверочное слово, бросить мяч игроку противоположной команды и назвать новое слово с парным согласным и т. д. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Проверяй, называй!

(2 команды)

Ведущий бросает одному из игроков мяч и называет слово с парным согласным на конце. Поймавший должен назвать проверочное слово, бросить мяч игроку противоположной команды и назвать новое слово с парным согласным и т. д. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

 Поймай своё слово! (2 команды)  Команда девочек записывает слова, в которых написание парных согласных не совпадает с произношением, а команда мальчиков – слова с парными согласными, написание которых совпадает с произношением. Ведущий называет слова.  Все записывают в тетрадях слова, после чего работа проверяется. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

Поймай своё слово!

(2 команды)

Команда девочек записывает слова, в которых написание парных согласных не совпадает с произношением, а команда мальчиков – слова с парными согласными, написание которых совпадает с произношением.

Ведущий называет слова.

Все записывают в тетрадях слова, после чего работа проверяется. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

 Поймай своё слово! коляска – повязка грядки - прятки гибкий – липкий принес - привез кружка – игрушка ходьба - молотьба год – кот молотки – городки веский – резкий рыбки – репки суп - зуб

Поймай своё слово!

коляска – повязка грядки - прятки

гибкий – липкий принес - привез

кружка – игрушка ходьба - молотьба

год – кот

молотки – городки

веский – резкий

рыбки – репки

суп - зуб

Подумай – объясни! (наблюдение) (Класс)  В стихотворениях есть пары строк, концы которых совпадают, звучат одинаково. Это называется рифмой.  Как же в подчеркнутых словах получается рифма? Ведь в них только гласные одинаковые, а согласные пишутся по-разному! Выиграет тот, кто первым ответит на этот вопрос.  Примечание. Объяснение рифмы можно провести в виде игры 3 команд. Каждый игрок объясняет рифму в одном отрывке. Класс оценивает работу игроков.

Подумай – объясни! (наблюдение)

(Класс)

В стихотворениях есть пары строк, концы которых совпадают, звучат одинаково. Это называется рифмой.

Как же в подчеркнутых словах получается рифма? Ведь в них только гласные одинаковые, а согласные пишутся по-разному! Выиграет тот, кто первым ответит на этот вопрос.

Примечание. Объяснение рифмы можно провести в виде игры 3 команд. Каждый игрок объясняет рифму в одном отрывке. Класс оценивает работу игроков.

 Подумай – объясни! Не тот хорош , Дружно - Кто лицом пригож , не грузно , А тот хорош , А врозь - Кто для дела гож . Хоть брось !  -Бабушка, постой немножко ,-  Ей кричит она в окошко . Будто мёдом налилось , Потом позвонили мартышки : Видно семечки насквозь ! -Пришлите, пожалуйста, книжки !  А потом позвонил медведь ,  Да как начал, как начал реветь !

Подумай – объясни!

Не тот хорош , Дружно -

Кто лицом пригож , не грузно ,

А тот хорош , А врозь -

Кто для дела гож . Хоть брось !

-Бабушка, постой немножко ,-

Ей кричит она в окошко .

Будто мёдом налилось , Потом позвонили мартышки :

Видно семечки насквозь ! -Пришлите, пожалуйста, книжки !

А потом позвонил медведь ,

Да как начал, как начал реветь !

 Цветик - семицветик (3 человека)  На доске- з плаката с цветами без лепестков 9стебель и сердцевина). Вокруг сердцевин прорези для вставки лепестков. На отдельных листках готовятся лепестки всех цветов спектра. На обратной стороне каждого лепестка – слово с пропущенным парным согласным.  Каждый игрок получает набор из 7 лепестков, вставляет пропущенные согласные, прикрепляет лепестки к сердцевине и объясняет выбор буквы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее других выполнит задание.  Слова для записи на лепестках: БРО…Ь, ГРИ…, ЯГО…КА, РЫ…КИ, ГЛА…КИ, САПО…КИ, СКРИ…, ДОЖ…Ь, ДУ…, ГУ…КИ, ФЛА…КИ, РО…, БАРЁ…КА, ГОЛУ…Ь, ЗУ…, ХЛЕ…ЦЫ, ПЛО…ЦЫ, ПИРО…КИ, СНЕ…, РЕ…КА, ГО… .

Цветик - семицветик

(3 человека)

На доске- з плаката с цветами без лепестков 9стебель и сердцевина). Вокруг сердцевин прорези для вставки лепестков. На отдельных листках готовятся лепестки всех цветов спектра. На обратной стороне каждого лепестка – слово с пропущенным парным согласным.

Каждый игрок получает набор из 7 лепестков, вставляет пропущенные согласные, прикрепляет лепестки к сердцевине и объясняет выбор буквы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее других выполнит задание.

Слова для записи на лепестках: БРО…Ь, ГРИ…, ЯГО…КА, РЫ…КИ, ГЛА…КИ, САПО…КИ, СКРИ…, ДОЖ…Ь, ДУ…, ГУ…КИ, ФЛА…КИ, РО…, БАРЁ…КА, ГОЛУ…Ь, ЗУ…, ХЛЕ…ЦЫ, ПЛО…ЦЫ, ПИРО…КИ, СНЕ…, РЕ…КА, ГО… .

Рыцарский турнир

(2 команды)

Команды доблестных «рыцарей»- защитников русского языка готовят своё «оружие»- по 5 слов на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, например: кошка, ложка, гриб, дедка, репка и т.п. По жеребьёвке перед началом игры одна из команд получает право первого удара и выставляет своего «рыцаря». Тот вызывает на поединок «рыцаря» из другой команды и нападает на него, т.е. читает заранее подобранные слова. Противник защищается, т.е. говорит, какую согласную нужно писать в данном слове, и подтверждает проверочным словом. Если все ответы правильны, первый поединок заканчивается вничью- 0:0. Если защищающийся допустил одну или две ошибки, то нападающий побеждает со счётом 1:0 или 2:0, смотря по числу ошибок противника.

Затем выставляет своего «рыцаря» вторая команда. Игра продолжается. В конце подводят итоги, определяются команда-победитель и наиболее доблестные «рыцари».

Примечание. Турнир можно проводить в письменной форме, когда защищающийся сначала пишет слово на доске, а потом объясняет. Наиболее эффективна данная игра при повторении и закреплении сразу нескольких тем и в конце четверти или учебного года.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!