СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание производных предлогов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Правописание производных предлогов"

Просмотр содержимого документа
«Правописание производных предлогов»



План-конспект урока учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №12 Смирновой Е.А.


Тема урока: «Правописание производных предлогов»

Тип урока: комбинированный

Предмет, класс: русский язык, 7 класс

УМК (учебник): Русский язык, Практика. 7 класс (под редакцией Львовой С.И. и Львова В.В

Технологии: технологии личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Учитель: Смирнова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №12 Г.Ишимбай

Формы работы на уроке: индивидуальная, работа в группах, коллективная;

Методы: эвристическая беседа, проектная деятельность, наблюдение, творческая работа, проблемный метод обучения

Ресурсы урока: АРМ учителя, интернет

Оборудование: компьютер с доступом в Интернет, мультимедийный проектор

Цели урока:

Образовательные: углубить знания о служебных частях речи; систематизировать имеющиеся знания учащихся по теме “Предлог”; обеспечить усвоение учащимися основных правил правописания производных предлогов; закрепить знания о производных предлогах, их правописании, уметь отличать производные предлоги от других частей речи.

Развивающие: развитие умения применять знание в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы для решения учебных задач; развитие умения анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал; развитие связной речи учащихся, совершенствовать навыки работы на компьютере.

Воспитательные: воспитывать стремление к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю; способствовать развитию в классном коллективе отношений, основанных на взаимопомощи, взаимоуважении; воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты

Личностные: Развитие мотивов УД и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные:

Планируемые результаты:

Личностные: Развитие мотивов УД и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные:

1. Регулятивные: Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

2. Познавательные: Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний .

3. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, обосновывать свою точку зрения.

Предметные: углубить знания о служебных частях речи; систематизировать имеющиеся знания учащихся по теме “Предлог”; обеспечить усвоение учащимися основных правил правописания производных предлогов; закрепить знания о производных предлогах, их правописании, уметь отличать производные предлоги от других частей речи.



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I  Мотивация к деятельности


Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Ребята, попрошу вас обернуться так, чтобы зафиксировать самую дальнюю точку, до которой вы можете дотянуться взглядом. Попробуйте. Запомните эту дальнюю точку. Повернитесь ко мне. Молодцы. У многих получилось очень хорошо. А сейчас попробуйте ещё сильнее повернуться. Посмотрите, получится ли у вас ещё дальше остановить свой взгляд. Поднимите руку, у кого получилось. Так вот, ребята, вы видите, что человек всегда может расширять свои возможности. У вас была одна точка, один результат, и вы сейчас добились ещё большего. Я желаю, чтобы вы на уроке тоже достигли большего, расширили свои возможности и свои знания. Прошу садится!








II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.














Итак, мы продолжаем говорить о предлогах. На прошлом уроке мы решили все полученные знания о предлоге на уроках оформляем в виде буклета на тему «Предлоги».

Первую страницу буклета мы уже заполнили. Давайте вспомним, что у нас получилось…

  • Что называется предлогом? 

  • На какие группы по строению делятся предлоги?

  • На какие две группы по происхождению делятся предлоги?Приведите примеры.

  • Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? Как называются такие предлоги?




Напомню, что работаем мы в группах. 1гр.-веб – поисковики . 2гр. и 3гр.-практики. Какие задачи у каждой из этих групп? Практики добывают необходимую информацию, решая практические задачи, а веб-поисковики, пользуясь Интернет-ресурсами, - добавляют в нашу копилку знания теоретические, заполняют электронный вариант нашего буклета.

Веб-поисковики сообщили нам информацию о происхождении термина» предлог», назвали ученых, которые исследовали эту часть речи.


На уроках мы не раз составляли кластеры, буклеты по определенным темам. Последняя наша работа-это кластер на тему «Правописание наречий».При годился ли нам этот кластер?


Как вы думаете, пригодится ли нам буклет на тему «Предлог»? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к вашему домашнему заданию. Оно было различным для групп. Мы выдвинули гипотезу: предлог является одной из часто употребляемых частей речи. Первая группа должна была провести опрос среди учащихся 6-8 классов нашей школы « Какие части речи являются наиболее употребляемыми?»







Другая группа ребят должна была проанализировать текст сказки (ПРИЛОЖЕНИЕ2) «Ссора со всеми предметами».















Поисковикам нужно было найти в Интернете информацию о частоте употребления слов.

Как вы думаете, пригодится ли нам буклет на тему «Предлог»?

Задания, связанные с написанием предлогов встретятся вам на ЕГЭ в 11 классе. Знать, как пишутся предлоги, вам необходимо для того, чтобы грамотно написать изложение на экзамене по русскому языку в 9 классе.


На сегодняшнем уроке мы будем работать еще над одной страницей нашего буклета, очень важной, называться она будет так же, как и тема нашего урока. Что это будет за тема, мы узнаем, выполнив задание.

ДЕМОНСТРИРУЕМ 1СТР. БУКЛЕТА



Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.

Простые, сложные, составные

Производные и непроизводные.

Без, в, к, за, из

Благодаря, в течение, вопреки


Из-за, из-под, по-над, по-за-сложные









Да, т.к. правописание наречий очень сложно запомнить, а встречаются наречия очень часто.

В диаграмме (ПРИЛОЖЕНИЕ1)видно, что были названы имя существительное, местоимение, имя прилагательное и глагол. Но никто из ребят не назвал предлог.


Мы сосчитали все слова в тексте и обозначили их часть речи. И получили следующие результаты:

Всего слов – 116

Имен существительных – 34

Предлогов – 12

Союзов – 15

Глаголов- 24

Местоимений – 9

Частиц – 3

Наречий – 7

Имен прилагательных - 10

Имен числительных -1

Деепричастий – 1

Самыми употребляемыми словами являются предлоги: на (четвертое место), а самым употребляемым словом является предлог в, стоящий на первом месте.





ДА!

3. Постановка учебной задачи


Посмотрите на экран и прочитайте словосочетания (СЛАЙД1)

Находилась в продолжени
е лета – написано в продолжении книги.
Сказал в заключени
е выступления – декабристы находятся в заключении. 
Приобрёл вследстви
е болезни – обнаружились в следствии об аварии.

Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова (омофоны) пишутся по-разному)

Какой частью речи являются эти слова?(предлогами ПРОИЗВОДНЫМИ и сущ.)

Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока.



Веб-поисковики, пройдя по ссылке, объяснят значение термина «производные».







В течение 2 раза

Нет, в течении реки событий – это существительное с предлогом



Правописание производных предлогов(СЛАЙД2)

Цели: научиться отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать производные предлоги Предлоги производные. Предлоги, образованные от знаменательных слов и находящиеся в живых словообразовательных связях с ними (Словарь лингвистических терминов)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Исследовательская работа

Перед вами карточки с предложениями:

В течение дня Хорь не раз заговаривал со мною . 2. В течении военных событий произошли резкие изменения. 3. Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак за то, что он в продолжение часа таскал за ней по базару эту корзину . 4. О судьбе героев автор обещал рассказать в продолжении романа. 5. Вследствие подчиненного положения Якова в пансионате товарищи об­ращались с ним небрежно. 6. В следствии по делу арестованного вмешались представители общественных организаций. 7. Ветер дул навстречу нам. 8. Мы собрались на встречу с писателем. 9. Он шел по улице, не смотря по сторонам. 10. Несмотря на ненастье, все прибыли к месту сбора. 11. Что ты имеешь в виду, говоря об этом? 12. Ввиду недоделок сдача здания в эксплуатацию откладывается. 13. Нужно перевести деньги на счет в банке. 14. Что ты говорил насчет экзаменов? 



1гр. определяет частеречную принадлежность выделенных слов, объясняет алгоритм своих действий.



2гр. должна найти повторяющиеся слова, выделить их, сделать выводы о закономерностях их написания.(слова в тексте не выделены).





Группа Веб-поисковиков заполняет слайд презентации буклета примерами из данных предложений.



















В течение,в продолжение, вследствие и др.-предлоги, т.к. к ним нельзя задать вопрос, они сами содержатся в вопросе, можно заменить другими предлогами.

Слова являются омографами, т.к. пишутся по-разному. Предлоги( исходя из выводов предыдущей группы)пишутся с –е на конце, сущ.-с –и, слитно, кроме в течение, в продолжение. Написание существительных зависит от падежа.

Примерный слайд презентации:


5.Первичное закрепление


 Работа с текстом

(1)Ввиду сложного характера Лида долго не могла подружиться с одноклассниками. (2)В течение первой четверти у нее так и не появилось ни одной подруги. (З)Несмотря на ее неплохие знания по всем предметам, к ней неохотно обращались за учебной помощью: нередко вместо объяснения материала она могла просто бросить тетрадку со словами: «Списывайте!» (4) Такие выходки казались странными, пока случайно не узнали о ее семье: оказывается, отец Лиды погиб при выполнении служебного задания, а мать тяжело болела. (5) Девочка ухаживала за матерью, училась совершенно самостоятельно и все же каждый день была готова к любому уроку. (6) Обо всем этом рассказала Лидина соседка, Елена Захаровна, после того как ребята решили «проработать» «новенькую» за грубость на классном собрании. (7)«А ведь нас самих надо наказать - за черствость. Живем вблизи человека и ничего о нем не знаем», - присвистнул Мишка Никифоров, чаще других копировавший из Лидиной тетрадки удачно решенные ею задачки.

  1. -Прочтите текст.

  2. -Какова тема текста?

  3. -Какова основная мысль текста?

  4. -Определите стиль текста.

  5. -Объяснить правописание выделенных слов


6.Здоровьесберегающие технологии


Устали?(дааа) Тогда давайте встанем и разомнемся!

Благодаря разминке мы должны почувствовать себя лучше, бодрее!

Начнем! В течение 20 секунд выполняем повороты головы в стороны, затем вперед-назад. В продолжение 10 секунд совершаем круговые вращения плечами вперед, затем назад. И в заключение разминаем кисти рук в течение 10 секунд.


7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач


Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите, какой частью речи являются проверяемые слова. Условия выбора комментируются вслух.

  1. Шли по долине (в) течени… целого дня.

  2. (В) течени… реки следует опасаться водоворотов.

  3. Нелегко отыскать ошибки (в)следстви… .

  4. Ошибка допущена (в)следстви… невнимательности.

  5. В течени… дня река неузнаваемо изменилась.

  6. (В) продолжени… романа появляются новые герои.

  7. (В) продолжени… часа слышались шорох и шепот.

  8. (В) быстром 7ледств… реки мелькнула лодка.

  9. (В)7следствии… непогоды мы задержались в пути.


8.  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция


Выполните тест

1. Укажите пример слитного написания.(3)

1) В_отличие от сверстников;

2) перелом в_течении болезни;

3) сосуд на_подобие колбы;

4) шли на_встречу с военными.


2. В каком предложении выделенное слово не является предлогом?(3)

1) В продолжение этой недели вставали рано.

2) В случае плохой погоды мы могли заночевать в домике лесника.

3) К низу платья была пришита небольшая бахрома.


3. Укажите верное написание выделенного слова и выберите верное объяснение.(3)

(В)течени_ реки экспедиция неожиданно обнаружила много отмелей.

1) Производный предлог, всегда пишется раздельно.

2) Производный предлог, всегда пишется слитно.

3) Существительное в предложном падеже, окончание и.

4) Существительное в винительном падеже, окончание е.


4.В каком ряду оба выделенных слова пишутся слитно?(2)

1) Пришел, не_смотря на дождь. Что он имел в_виду?

2) В_миг вспомнил; река на_подобие Волги.

3) В_следствие схода снежных лавин; в_случае ожогов.

4) Ошибался на_счет вас; в_начале учебного года.


5. В каком ряду оба выделенных слова пишутся раздельно? (4)

1) Отложить прогулку в_виду ненастья; идти в_доль ограды;

2) справился, не_смотря на трудности; по_мере изучения биологии;

3) встал на_встречу вошедшему; во_время лекции;

4) в_заключение вечера; переводить текст, не_смотря в словарь.

СЛАЙД 3

1. 3)

2. 3)

3. 3)

4. 2)

5. 4)






9.Презентация 2части проекта



10.Рефлексия






















А теперь вернемся в начало урока и вспомним героев сказки и ответим на поставленные вопросы:

1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Составьте синквейн на тему сегодняшнего урока (рефлексия)



РЕФЛЕКСИЯ

Закончите начало фраз:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Мне было интересно…

Пусть мои оценка нашей совместной работы будет соответствовать нашей сегодняшней теме.

В связи с вашей активностью и вследствие правильного понимания заданий в течение всего урока была успешно освоена трудная тема.













Предлоги

Производные, непроизводные

Не изменяются, связывают, заменяются

Служебная часть речи

Помощники




11.Домашнее задание


Сообщение по теме «Употребление производных предлогов во фразеологизмах»  (СЛАЙД 4)

Группа веб-исследователей находит во Фразеологическом словаре русского литературного языка фразеологизмы с производными предлогами, отправляет информацию в эл.дневники остальным учащимся. Веб-ссылка на словарь: https://phraseology.academic.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!