СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с безударной гласной в корне слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. Открытие новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с безударной гласной в корне слова»


Технологическая карта урока.
Русский язык, 2 класс, Бардикова Людмила Николаевна, учитель начальных классов

Прослаухинская СОШ – филиал МБОУ «Баевская СОШ»

Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема урока

Правописание слов с безударной гласной в корне слова

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели

создать условия для формирования умения различать в корне слова безударный гласный звук , требующий проверки, подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого.

Формы работы учащихся:

фронтальная,  индивидуальная, парная, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование:

компьютер, проектор, экран, колонки

Основные понятия и термины

Проверяемое слово, проверочное слово, безударный гласный звук, корень слова.

Методы, формы работы

Словесный, практический, наглядный; фронтальная и индивидуальная, групповая

Образовательные ресурсы

Учебник «Русского языка», автор В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2 класс, 1 часть, раздаточный материал, мультимедийная презентация, карточки для рефлексии.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Предметные:

  • сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

  • расширить словарный запас учащихся




Коммуникативные:работают в паре: задают друг другу вопросы по теме урока и отвечают на вопросы товарищей; соблюдают речевой этикет в ситуациях учебного общения

Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способы её решения. Научатся оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения

Познавательные:общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме по общему способу проверки безударной гласной – составляют схемы алгоритма и устанавливают соответствие между словами и символами; ориентируются в разнообразии способов решения.


выражают положительное отношение к процессу познания; определяют границы собственного знания и незнания






СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

УУД

Деятельность учителя


Деятельность ученика



Слайдовая презентация

1

Орг момент

Цель: создание положительного эмоционального настроя к предстоящему занятию

а) приветствие

Цель: формирование элемента акта вежливости

б) определение отсутствующих Цель: воспитание гуманизма и учебной дисциплины

в) проверка готовности учащихся к уроку

Цель: формирование вкуса и эталона внешности




Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Слайд 1

Здравствуйте, ребята. Я Людмила Николаевна и проведу сегодня у вас урок.


Ну-ка, проверь себя, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Вот здорово -

К уроку всё готово!


Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Присаживайтесь.







Сегодня мы совершим путешествие «В страну знаний»

А кого называют путешественниками?

Слушают.

Включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем. Происходит эмоциональный контакт, дети обмениваются положительными эмоциями.



Демонстрируют готовность к уроку и заботу о своем здоровье.

Записывают число и классная работа





Объясняют лексическое значение слова


Сравнивают с лексическим значением этого слова из словаря В.И.Даля







Слайд № 1

2

МЦК Цель: привлечение внимания к учебному материалу.

Актуализация знаний


Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

Я хочу вам рассказать историю.

Слайд 2.

Дима написал своему другу Коле записку

Слайд 3

“Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”.

Слайд 4

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

“Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Коля принесет”.

Слайд 5

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

- Почему так получилось?



Выслушивают проблему, определяют причину проблемной ситуации



























3

Формулировка и принятие УЗ.

Цель: стимулирование учащихся на постановку определенных целей


Регулятивные УУД:

  1. принимать и сохранять в памяти учебную задачу;

  2. высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;

  3. в сотрудничестве сучителем находить варианты решения учебной задачи;

Познавательные УУД:

  1. осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

  2. воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);


Какую проблему будете решать? (исследовать). Как будете действовать, чтобы получить результат?


Давайте поможем Диме и Коле разобраться в этом правиле. Пусть они будут нашими гостями.

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?


Слайд 6

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

Отвечают на поставленные вопросы,

В этом слове есть опасное место.

С м - чом –мяч- с мячом.

определяют тему и цели урока



Тема нашего урока - Опасные буквы в слове

Цель : находить эти опасные буквы, проверять и правильно писать слова



4

Планирование

Цель: выработка и обсуждение плана предстоящей деятельности

Коммуникативные УУД: 

слушать собеседника и понимать речь других;

работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Слайд 7

Лента букв. На какие группы делятся буквы?

Игра «Гласный звук, выйди в круг», Твёрдый согласный звук, выйди в круг, Мягкий согласный звук, выйди в круг.

Собери словагора, река и

сверь с написанием.

И словах: зима, мячи. Трава найди опасные буквы

Слайд 8, 9

Буквы а, о, я, е, и - опасные

( гласные, согласные, беззвучные)



Играют и определяют опасные буквы

Гора [гара]- буква о

Река [рика]- буква е

В слове трава – буква а

В слове зима – буква и

В слове мячи – буква -я


Опасных гласных всего 5.

И на письме их проверять




Слайд 10

В течение урока мы будем отвечать на вопросы: Что надо проверять? Где надо проверять? Как надо проверять? Чем надо проверять?


5

Минутка чистописания

Цель:совершенствовать каллиграфические навыки

  • Учащиеся будут знать и соблюдать правила посадки, положение тетради, ручки в руке.

  • Учащиеся будут уметь:

    • правильно, аккуратно, разборчиво писать буквы и оформлять их соединение; 

    • сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи; 


Слайд 11

На слайде записаны опасные буквыЕ, А, И, О, Я

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений. 


Выполняют работу

6

Реализация плана

Цель: поэтапное формирование умственных действий


Познавательные:общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме по общему способу проверки безударной гласной – составляют схемы алгоритма и устанавливают соответствие между словами и символами; ориентируются в разнообразии способов решения.


Как вы думаете, почему они опасные? Это как? Сейчас разберёмся.

Запишем слова- ГОРЫ, СТЕНЫ, ипоставим ударение. Слайд 12



МОРЯ В слове моря слышим «а», а пишем «о». Слайд 13

Гласные не совпали . Он слышится не так ясно и чётко, поэтому его нужно проверять.

Гласные без ударения называются безударными.



В слове горы мы слышим «о» и пишем «о». В слове стены мы слышим «е» и пишем «е». Ударение над гласной, может сделать букву ясной.


Безударных гласных 5, те, что надо проверять

Вы запомните друзья буквы а о е и я


Слайд 14

Написание, которое надо проверить или запомнить мы будем называть орфограммой

Слово орфограмма по своему происхождению, это греческое слово. ОРФОС- правильный. Грамма- запись

Объясняют лексическое значение слова




7

Физминутка


Предметные: учащиеся научатся представлять физкультминутки как средство укрепления здоровья и физического развития. 

Создаёт условия для минутки отдыха.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Отдыхают


8

Реализация плана

Цель: поэтапное формирование умственных действий


Познавательные:

общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме по общему способу проверки безударной гласной – составляют схемы алгоритма и устанавливают соответствие между словами и символами; ориентируются в разнообразии способов решения.


Запишем предложение под диктовку

На реке тронулся лёд. Поставим ударение.

Выделим слово с безударной гласной в корне. Проверим его.

Слайд 15

Каким способом?



Чему мы учились, выполняя это задание?







Записывают предложение под диктовку.




Выбирают способ проверки

Изменить форму слова реке- реки

Подобрать однокоренное слово реке- реченька


Учились проверять безударный гласный разными способами




Слайд 16

Вернёмся к нашим 4 вопросам и ответим на них


Что надо проверять ?

Где надо проверять?

Как надо проверять?


Чем надо проверять?





буквы а, о, я, е, и.

в корне

подбирать однокоренные слова или меняем форму слова

ударением





Слайд 17

Составим алгоритм проверки

Читают алгоритм

9

Словарная работа

  • Обогащение речи новыми словами,

  • Развитие умения объяснять значения слов и понимать особенности их употребления в речи. 

  • Осмысленное написание изучаемого слова

Слайд 18

Загадка. Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока). Как написать правильно это слово?

Слайд 19

Проверить его нельзя, значит запомнить. Слайд 20

Непроверяемая безударная гласная


Это словарное слово.

Запишем его в тетрадь. А букву, которую нужно запомнить подчеркни двумя чертами




Работа в паре


Поможем Коле и Диме

Слайд 21

Выбери словарные слова 1-ый ученик. Слова с безударной гласной – 2 –ой ученик

Слайд 22



Выбирают слова и записывают в тетрадь


Самопроверка с эталоном

10

Работа с учебником

Цель: создать условия для понимания каждым ребёнком правила, осознание способа и умения применять его.

Познавательные: логические,

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Регулятивные:

 контроль

сличение способа действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,

коррекция,внесение необходимых дополнений

Учебник Русский язык 2 класс В.П.Канакина, В.Г. Горецкий

Наши выводы сверим правилами в учебнике

стр

стр 98 упражнение 151

устно «цепочкой


Находят нужный номер в книге и читают задание

Выделение главного, осознание цели упражнения.


Выполняют

Учимся применять правило проверки безударного гласного в корне слова.



11

Самостоятельная работа Закрепление изученного

Цель: учиться применять полученные знания; выявить, умеют ли учащиеся самостоятельно работать по теме урока.


Регулятивные:

саморегуляция.

Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

Познавательные:

Логические. Установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные: самосознание. Формирование мотивации к учению, интереса к изучению родного языка.


Слайд 23

Списать предложение, найти слова с безударной гласной, подобрать проверочное слово


Слайд 24 Проверка

Чему учились, выполняя это упражнение?









Выполняют задание.

Записывают предложение и подбирают проверочные слова


Проверяют


Контроль

Цель: выявить соответствуют ли действия целям урока

  • Личностные результаты. Сформированность мотивации к обучению и познанию, готовность и способность к саморазвитию.

  • Метапредметные результаты. Освоенные обучающимися УУД обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. 

  • Предметные результаты.

  • Получение новых знаний.


Слайд 25

Как весь изученный материал отразить в схеме?

Безударная гласная в слабой позиции слышится не чётко и обозначим букву «Г» контуром. Чтобы проверить безударную гласную нужно изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Буква «Г» закрашена. Если непроверяемая безударная гласная , то это словарное слово.

Составляют схему вместе с учителем



Рефлексия

Цель: создание положительной

Мотивационной

перспективы последующей деятельности


Личностные – самоопределение

Регулятивные- контроль результатов деятельности

Коммуникативные- умение оформить свою мысль в устной форме

- Слайд 26

А сейчас каждый возьмёт в руки свой светофор и раскрасит тот цвет, который, как вы думаете, нужен вам.

Красный -. Стоп.

Мне нужна помощь

Жёлтый -.Я ещё ошибаюсь

Зелёный - Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому

Показывают каждый свой цвет круга


Итог

Цель: подвести итог работы

ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Кубик Блума


Принимает участие в работе класса. Делает выводы о достижении цели урока


Д/З Цель: создание непрерывного процесса получения знаний и формирование умений и навыков


Сообщает домашнее задание, разъясняет методику его выполнения.

стр 98 упр 150 1 часть


- Спасибо за урок. До свидания!

Получив инструктаж, каждый записывает задание




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!