2 класс
Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: 2 урок по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне "
Дидактическая цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о способах проверки безударного гласного звука в корне.
Задачи: образовательные: сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне, подбирать проверочные слова для проверки безударного гласного звука в корне с помощью подбора однокоренных слов или изменения формы слова
развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности и достижения товарищей; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;
организация деятельности по упражнению в выборе проверочных слов;
Регулятивные УУД:
понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
планирование своих действий для решения конкретных языковых и речевых задач;
действие по намеченному плану;
выполнения действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;
оценивание своих действий и полученного результата.
Коммуникативные УУД:
участие в общей беседе, выполнение принятых правил речевого поведения;
участие в совместной деятельности;
умение работать в парах;
высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание возможности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.
Методы обучения: частично - поисковый, продуктивно - практический, инструктивно - практический, наглядно - иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная работа;
работа в парах;
индивидуальная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Ход урока
1. Организационный момент
- Сядьте те, чья фамилия начинается на гласный звук.
- Сядьте те, чья фамилия начинается на согласный звук.
- Чем гласный звук отличается от согласного?
Откройте тетради, запишите число.
2. Чистописание.
На доске записаны буквы.
А, Е, О, И.
-Что вы можете о них сказать?
- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений.
- Прежде чем начать писать, вспомним наш
П – пишу
К – красиво
Ч – чисто
А – аккуратно
Г – грамотно.
А теперь внимательно пишем – аеои
Аи ое ие иа оа ои
Аа ее ии оо
3. Словарная работа
– Посмотрите на картинку, вставьте пропущенные буквы, запишите слова, поставьте ударение, выделите орфограмму.
девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь, скворец.
На какую орфограмму записаны слова? ( На безударную гласную проверяемую и непроверяемую) Проверим написанные слова.
- Какое слово лишнее? Почему? (Скворец- проверяемая безударная гласная,).
-Сформулируйте тему урока. (Правописание безударной гласной в корне слова)
Продолжим закрепление по данной теме.
- Как проверить безударную гласную? (подобрать проверочное или однокоренное слово). Какие слова называем однокоренными или родственными? (имеющие общую часть- корень и значение)
– Подберите проверочное слово. (Скворушка)
4. Постановка учебной задачи
- Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.
«Дима написал своему другу Коле записку:
«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.
Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
Правописание безударной гласной в корне слова.
- Какую цель мы поставим перед собой?
Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова
- Как мы это будем делать? (Писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова)
5. Физминутка.
Дружно встали на разминку
Взад, вперёд сгибаем спинку.
Поскакали на носочках:
Прыг-скок, прыг-скок.
Встали ровненько в рядочках
И продолжили урок.
6. Открытие нового знания.
1. Прочитайте слова первого столбика (записаны на доске): з_мля, вр_чи, сл_ды.
- Предположите, какое будет задание (вставить пропущенные буквы).
- Как вы это будете делать? (подбирать проверочные слова)
- Поставьте ударение, выделите корень.
- В какой части слова находится безударная гласная? (в корне)
- Каким словом можно проверить слово «земля»? (земли)
- Какую гласную нужно вставить на месте пропуска? (е)
- Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое.
Аналогично разбираются другие слова.
- Вы подбирали однокоренные слова или меняли форму слова?
2. Прочитайте слова второго столбика (записаны на доске): м_ряк, л_сник, сн_говик.
- Поставьте ударение, выделите корень.
- В какой части слова находится безударная гласная? (в корне)
- Каким словом можно проверить слово «моряк»? (море)
- Какую гласную нужно вставить на месте пропуска? (о)
- Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое.
Аналогично разбираются другие слова.
- А в этом задании вы подбирали однокоренные слова или меняли форму слова?
- Какой вывод можно сделать? (Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)
- Проверьте себя по учебнику на с.96
7.Игра «Будь внимателен». Найдите лишнее слово и зачеркните его, а в остальных выделите корень и поставьте ударение. (работа с интерактивной доской)
Белка, беленький, белить.
Водный, вода, водить.
Корень, корневой, коржи
Лось, лоскут, лосенок.
- Какое из слов является проверочным, а какое проверяемое? Выделите корень и поставьте ударение.
– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Правило)
8. Игра «Молчанка»
Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е) .
- Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно.
К…рмушка (корм), м…слёнка ( масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый ( червь), п…лезный ( польза), в…здушный ( воздух), д…чурка ( дочь), т…шина ( тишь), с…сновый ( сосны), д…тишки ( дети).
Самооценка.
9. Составление алгоритма
- Давайте составим алгоритм проверки слов с безударными гласными. У вас на столах лежат карточки. Определите порядок действий проверки слов. Работать будете в парах.
Проверка (читают по порядку расставленные действия)
1. Читаю слово.
2. Ставлю ударение.
3. Подбираю однокоренные слова.
4. Выделяю корень.
5. Подбираю проверочное слово.
6. Пишу безударную гласную.
Самооценка.
10. Физминутка
- Как живёте? Вот так!
- Как идёте? Вот так!
- Как бежите? Вот так!
- Ночью спите? Вот так!
- А как машете вслед? Вот так!
- А как ждёте обед? Вот так!
- Как шалите? Вот так!
- А как в школе за партой сидите? Вот так!
11. Самостоятельная работа.
- Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.
За лесом журчала рика. На паляне росли цветы. На небе свитили звезды.
-Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?
Проверим себя.
За лесом журчала река. На поляне росли цветы. На небе светили звезды.
- Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.
12. Закрепление знаний и способов действий.
Работа по учебнику
с. 97 упр.149
Самопроверка и самооценка.
13. Домашнее задание.
1. Из любой сказки выписать 6 слов с безударной гласной, подобрать проверочные слова.
14. Подведение итогов урока
- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- Какая гласная называется безударной?
- Как проверить безударный гласный звук в корне слова?
- Сколько существует способов проверки?
15. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Закрасьте итоговый кружок. Просигнальте карандашиками мне, пожалуйста.