СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с непроверяемым безударным гласным в корне слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по теме "Правописание слов с непроверяемым безударным гласным в корне слова" (системно-деятельностный подход)

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с непроверяемым безударным гласным в корне слова»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение Калининская средняя школа Ухоловского муниципального района



Урок по русскому языку во 2 классе по ФГОС

по теме

«Правописание слов с непроверяемым безударным гласным звуком в корне слова»

Подготовила

учитель начальных классов

Коваль Е.И.






Цель: способствовать усвоению обобщённого алгоритма правописания непроверяемых безударных гласных в корне, организовать выработку умения применять обобщённый алгоритм правописания слов с непроверяемым безударным гласным в корне.


Задачи:


1. Формирование предметных умений:

- умений правильного письма слов с непроверяемыми безударными гласными

- развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами

2. Формирование метапредметных умений:


Личностные умения:

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом (зачем?)

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

- определять общие для всех правила проведения;


Регулятивные умения:

- готовить рабочее место, всё необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- работать по плану, инструкции;

- высказывать своё предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль.




















1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.


- Ребята, сядьте правильно и послушайте, что я вам сейчас расскажу.

Сегодня утром я шла в школу, под ногами тихо шуршали последние листья, природа засыпала и мне стало немного грустно. Сразу вспомнились строчки из стихотворения знаменитого рязанского поэта - нашего земляка- Сергея Есенина «Закружилась листва золотая». Давайте встанем и расскажем это стихотворение вместе.


Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.


- О каком времени года рассказывает автор? (Об осени)

- Но осень - это не только грусть, печаль. Становится радостно от окружающей нас красоты: листья разного цвета - красные, жёлтые, коричневые, малиновые, оранжевые. Всё лето они впитывают тепло солнышка и теперь отдают это тепло нам.

- Повернитесь лицом друг к другу. Раскройте ладошки. Накройте ладошки друг другу. Вы почувствовали это тепло? Повернитесь ко мне. Я думаю, что частичка этого тепла поможет вам быть более внимательными, активными на уроке.

Сегодня вы будете открывать новое знание. Я хочу пожелать вам удачи. Я верю, что у вас всё получится. Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.

- Ребята, на улице подул сильный ветер, сорвал последние листья с деревьев. Фея Осень решила несколько листочков принести к нам в класс. Посмотрите внимательно на них. Что вы заметили? (На них написаны буквы)

- Давайте встанем и хором назовём буквы, записанные на листочках (а, о, е, и, я, м)

- Как вы думаете, какая буква лишняя? (Буква согласного звука м)

- Почему? (Буквы а, о, е, и, я - это буквы гласных звуков)

- Значит, какие нам нужны сегодня буквы? (Сегодня нам нужны буквы гласных звуков)

- Назовите их (Называют хором)

- Мы напишем эти буквы. Чтобы написать правильно и красиво, подготовим наши ручки. Закрутим клубочек, сначала одной рукой, потом другой рукой.

- Послушайте внимательно задание: запишите эти буквы в алфавитном порядке в соединении. Положите тетради правильно. Начали писать.

- Проверьте по образцу. (Проверка) Поднимите руку, у кого написанное совпало с образцом.

- Ручкой или карандашом зелёного цвета поставьте точки под теми буквами, которые удались больше всего.

- Молодцы!

- Ребята, а почему фея Осень принесла листья с этими буквами гласных? (Потому что в написании именно этих букв мы допускаем ошибки)

- На доске записаны слова. (Показываю) Сформулируйте задание.


Л…сток, с...лома


- Сейчас вам надо самим выбрать нужную букву (Дети работают у доски)

- Давайте проверим.

- Что вы делали, чтобы правильно выбрать букву. (Подбирали проверочное слово)

- А как делали выбор буквы в последнем слове?

- Почему не смогли сделать выбор буквы в последнем слове? (Не смогли подобрать проверочное слово)

- Почему не смогли подобрать проверочное слово? (Не смогли подобрать такое слово, в котором безударный гласный стал бы ударным)

- Значит, в чём ваша трудность? ( Мы не смогли подобрать проверочное слово)

- Молодцы, вы поняли в чём состоит ваша трудность.

3. Фиксация причины затруднения.

- Теперь вам пора определить причину трудности - чего вы не знаете.

В чём была ваша трудность? (Мы не могли подобрать проверочное слово к слову ….)

- Почему не смогли подобрать проверочное слово? (Мы не знаем точно, как подобрать проверочное слово к слову …или какое проверочное слово подходит к слову…)

- Молодцы, вы знаете, чего вы не знаете.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Значит, что вы должны сами узнать? Поставьте перед собой цель.

(Мы должны сами узнать, какое проверочное слово подходит к слову… и научиться правильно писать такие слова.

- Важно, что это знание поможет вам, потому что в речи часто встречаются такие слова.

5. Реализация построенного проекта

С приходом осени становится холоднее. Люди меняют свою одежду: надевают плащи, пальто, обувают сапоги.

Определим опасное место в слове сапог.

( Дети рассуждают. Ударение упало на 2 слог, гласная первого слога не под ударением. Здесь опасное место. Правильно определили опасное место? (Открываю запись на доске) Подбираем проверочное слово.

- А что такое подобрать проверочное слово (Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным)

- Смогли подобрать проверочное слово? (Нет)

- Почему? (Нет такого однокоренного слова, в котором безударный гласный стал ударным и не смогли изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным).

- А если нет проверочного слова, то что мы делаем? (Смотрим в словарик или вспоминаем, как пишутся эти слова). Откройте словарик и найдите как пишется слово сапог. Произнесём орфографически. (Вставляю букву на доске)

- Как называются такие слова? (Такие слова называются словарными)

- Или словами с непроверяемыми безударными гласными.

Какая же тема нашего урока? (Словарные слова)

- Или слова с непроверяемыми безударными гласными (Открываю тему на доске)

- Попробуем сформулировать правило (Если нам встретилось слово, в котором написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в слове проверить нельзя, то правописание таких слов надо проверять по словарю или вспоминать, как пишутся эти слова)

-Давайте сравним сведения, которые мы вывели сами со сведениями в учебнике. Откройте учебник на стр. (Чтение правила хором)

- Совпадает? (Да)

- Чтобы не забыть, попробуем составить это правило схематично, т.е. будем составлять эталон.(Составление эталона)

- А теперь повторим эталон целиком хором (читают стоя, хором)

- Что мы с вами получили? (Эталон, т.е. правило, по которому мы будем действовать.)

- Ребята, а чтобы вы всегда помнили это правило, я каждому даю вот такой эталон.

- Вернёмся к заданию, которое вы выполняли в начале урока.

- Каково было затруднение? (Мы не смогли подобрать проверочное слово к слову…)

- Снимем ваше затруднение, применив эталон. (Дети с помощью эталона объясняют слово…, выполняя по очереди у доски)

- Ребята, а какой словарик нам нужен, чтобы правильно написать слово с непроверяемой безударной гласной? (Орфографический)

-Орфографические словари бывают разные. Вот такие маленькие - для вас, учащихся начальных классов, для учащихся постарше - словари побольше, а есть словари с большим количеством слов. Такими словарями пользуются учащиеся старших классов. В вашем учебнике тоже есть орфографический словарик.

Как надо расположить слова в словарике, чтобы быстро найти слово?

(В алфавитном порядке). Правильно, слова в словарике располагаются в алфавитном порядке

В некоторых словариках объясняется происхождение слов (этимологическое происхождение)

6. Физминутка.

Фея Осень может делать разные чудеса. Пожелает: выглянет солнышко, а захочет, пойдёт дождик. Но осенний дождик не всегда грустный, скучный. Оказывается, с ним можно играть. Давайте и мы немного поиграем, потанцуем с дождём. (Движения под музыку)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Что теперь нужно сделать? (Потренироваться)

- Найдите в учебнике упр. 167. … прочитай только слова. Сформулируйте задание.

- Ребята, мы возьмём не все слова. 1 и 2 слово сделаем вместе, а 3и 4 выполните в парах. (Дети работают по очереди у доски, проговаривая по эталону)

- А теперь работаем в паре, проговаривая друг другу. Но сначала повторим правила работы в паре (Работать должны оба; один говорит, другой слушает; своё несогласие выражай вежливо; если не понял, переспроси). (Дети заканчивают и показывают соответствующий значок)

Проверка работы в паре (Какую букву вставили в слове…)

8. С/Р с самопроверкой( По компьютеру)

- Настало время посмотреть, как вы самостоятельно умеете применять правило. Вам нужно самим объяснить правописание слов и вставить пропущенные буквы. Проверите самостоятельно, нажав кнопку «Открыть» (Самопроверка.)

- Поднимите руку те, у кого появился значок «Молодец»

- Поднимите руку те, у кого появился значок «Хорошо»

- Поднимите руку те, у кого появился значок «Попробуй ещё»

9. Включение в систему знаний и повторение.

Осенью собирают богатый урожай фруктов и овощей. Вот и фея Осень для вас приготовила вкусные загадки (Карточки лежат в корзинке. На них загадки)

Я буду загадывать загадки, а вы на веере показываете букву безударного гласного в слове-отгадке. ( Проверка на экране - рисунок со словом)


Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы.


Что за скрип, что за хруст?

Как же быть без хруста,

Если я …


Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.


Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос.


10. Рефлексия учебной деятельности.

Итак, наш урок подходит к концу. Какая у нас была цель урока? (Научиться писать слова с непроверяемыми безударными гласными). Что узнали про правописание безударных гласных, непроверяемых ударением? (Мы узнали, что к словарным словам нельзя подобрать проверочное слово, правописание таких слов надо смотреть по словарю или вспоминать, как пишется)

- Чем вы можете подтвердить, что новое знание у вас есть? (Мы составили эталон)

- А теперь оцените свою работу. Кто совсем не понял новую тему, поставьте себя на «Лесенку успеха» на нижнюю ступеньку.

- У кого остались сомнения, на 2-ю ступеньку.

- А кто считает, что точно знает это правило и умеет применять, поставьте себя на «Лесенку успеха» выше 2-ой ступеньки - на сколько выше, каждый решит сам.(Ребята у доски ставят фигурки)

- А тем, кто не испугался и поставил себя на нижнюю или 2-ю ступеньку, особенная благодарность за честность и смелость. Вы теперь знаете, над чем вам надо поработать и обязательно преодолеете своё затруднение.

Оценка учителя.

11. Д.З.

- Дома составьте рассказ или сказку об осени, используя слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Если затрудняетесь в правописании слов, то обращайтесь к эталону. Можете рассказать родителям, как пишутся слова с непроверяемыми безударными гласными.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!