муниципальное бюджетное образовательное учреждение Калининская средняя школа Ухоловского муниципального района
Урок по русскому языку во 2 классе по ФГОС
по теме
«Правописание слов с непроверяемым безударным гласным звуком в корне слова»
Подготовила
учитель начальных классов
Коваль Е.И.
Цель: способствовать усвоению обобщённого алгоритма правописания непроверяемых безударных гласных в корне, организовать выработку умения применять обобщённый алгоритм правописания слов с непроверяемым безударным гласным в корне.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
- умений правильного письма слов с непроверяемыми безударными гласными
- развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами
2. Формирование метапредметных умений:
Личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом (зачем?)
- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
- определять общие для всех правила проведения;
Регулятивные умения:
- готовить рабочее место, всё необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- работать по плану, инструкции;
- высказывать своё предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль.
1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, сядьте правильно и послушайте, что я вам сейчас расскажу.
Сегодня утром я шла в школу, под ногами тихо шуршали последние листья, природа засыпала и мне стало немного грустно. Сразу вспомнились строчки из стихотворения знаменитого рязанского поэта - нашего земляка- Сергея Есенина «Закружилась листва золотая». Давайте встанем и расскажем это стихотворение вместе.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
- О каком времени года рассказывает автор? (Об осени)
- Но осень - это не только грусть, печаль. Становится радостно от окружающей нас красоты: листья разного цвета - красные, жёлтые, коричневые, малиновые, оранжевые. Всё лето они впитывают тепло солнышка и теперь отдают это тепло нам.
- Повернитесь лицом друг к другу. Раскройте ладошки. Накройте ладошки друг другу. Вы почувствовали это тепло? Повернитесь ко мне. Я думаю, что частичка этого тепла поможет вам быть более внимательными, активными на уроке.
Сегодня вы будете открывать новое знание. Я хочу пожелать вам удачи. Я верю, что у вас всё получится. Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.
- Ребята, на улице подул сильный ветер, сорвал последние листья с деревьев. Фея Осень решила несколько листочков принести к нам в класс. Посмотрите внимательно на них. Что вы заметили? (На них написаны буквы)
- Давайте встанем и хором назовём буквы, записанные на листочках (а, о, е, и, я, м)
- Как вы думаете, какая буква лишняя? (Буква согласного звука м)
- Почему? (Буквы а, о, е, и, я - это буквы гласных звуков)
- Значит, какие нам нужны сегодня буквы? (Сегодня нам нужны буквы гласных звуков)
- Назовите их (Называют хором)
- Мы напишем эти буквы. Чтобы написать правильно и красиво, подготовим наши ручки. Закрутим клубочек, сначала одной рукой, потом другой рукой.
- Послушайте внимательно задание: запишите эти буквы в алфавитном порядке в соединении. Положите тетради правильно. Начали писать.
- Проверьте по образцу. (Проверка) Поднимите руку, у кого написанное совпало с образцом.
- Ручкой или карандашом зелёного цвета поставьте точки под теми буквами, которые удались больше всего.
- Молодцы!
- Ребята, а почему фея Осень принесла листья с этими буквами гласных? (Потому что в написании именно этих букв мы допускаем ошибки)
- На доске записаны слова. (Показываю) Сформулируйте задание.
Л…сток, с...лома
- Сейчас вам надо самим выбрать нужную букву (Дети работают у доски)
- Давайте проверим.
- Что вы делали, чтобы правильно выбрать букву. (Подбирали проверочное слово)
- А как делали выбор буквы в последнем слове?
- Почему не смогли сделать выбор буквы в последнем слове? (Не смогли подобрать проверочное слово)
- Почему не смогли подобрать проверочное слово? (Не смогли подобрать такое слово, в котором безударный гласный стал бы ударным)
- Значит, в чём ваша трудность? ( Мы не смогли подобрать проверочное слово)
- Молодцы, вы поняли в чём состоит ваша трудность.
3. Фиксация причины затруднения.
- Теперь вам пора определить причину трудности - чего вы не знаете.
В чём была ваша трудность? (Мы не могли подобрать проверочное слово к слову ….)
- Почему не смогли подобрать проверочное слово? (Мы не знаем точно, как подобрать проверочное слово к слову …или какое проверочное слово подходит к слову…)
- Молодцы, вы знаете, чего вы не знаете.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Значит, что вы должны сами узнать? Поставьте перед собой цель.
(Мы должны сами узнать, какое проверочное слово подходит к слову… и научиться правильно писать такие слова.
- Важно, что это знание поможет вам, потому что в речи часто встречаются такие слова.
5. Реализация построенного проекта
С приходом осени становится холоднее. Люди меняют свою одежду: надевают плащи, пальто, обувают сапоги.
Определим опасное место в слове сапог.
( Дети рассуждают. Ударение упало на 2 слог, гласная первого слога не под ударением. Здесь опасное место. Правильно определили опасное место? (Открываю запись на доске) Подбираем проверочное слово.
- А что такое подобрать проверочное слово (Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным)
- Смогли подобрать проверочное слово? (Нет)
- Почему? (Нет такого однокоренного слова, в котором безударный гласный стал ударным и не смогли изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным).
- А если нет проверочного слова, то что мы делаем? (Смотрим в словарик или вспоминаем, как пишутся эти слова). Откройте словарик и найдите как пишется слово сапог. Произнесём орфографически. (Вставляю букву на доске)
- Как называются такие слова? (Такие слова называются словарными)
- Или словами с непроверяемыми безударными гласными.
Какая же тема нашего урока? (Словарные слова)
- Или слова с непроверяемыми безударными гласными (Открываю тему на доске)
- Попробуем сформулировать правило (Если нам встретилось слово, в котором написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в слове проверить нельзя, то правописание таких слов надо проверять по словарю или вспоминать, как пишутся эти слова)
-Давайте сравним сведения, которые мы вывели сами со сведениями в учебнике. Откройте учебник на стр. (Чтение правила хором)
- Совпадает? (Да)
- Чтобы не забыть, попробуем составить это правило схематично, т.е. будем составлять эталон.(Составление эталона)
- А теперь повторим эталон целиком хором (читают стоя, хором)
- Что мы с вами получили? (Эталон, т.е. правило, по которому мы будем действовать.)
- Ребята, а чтобы вы всегда помнили это правило, я каждому даю вот такой эталон.
- Вернёмся к заданию, которое вы выполняли в начале урока.
- Каково было затруднение? (Мы не смогли подобрать проверочное слово к слову…)
- Снимем ваше затруднение, применив эталон. (Дети с помощью эталона объясняют слово…, выполняя по очереди у доски)
- Ребята, а какой словарик нам нужен, чтобы правильно написать слово с непроверяемой безударной гласной? (Орфографический)
-Орфографические словари бывают разные. Вот такие маленькие - для вас, учащихся начальных классов, для учащихся постарше - словари побольше, а есть словари с большим количеством слов. Такими словарями пользуются учащиеся старших классов. В вашем учебнике тоже есть орфографический словарик.
Как надо расположить слова в словарике, чтобы быстро найти слово?
(В алфавитном порядке). Правильно, слова в словарике располагаются в алфавитном порядке
В некоторых словариках объясняется происхождение слов (этимологическое происхождение)
6. Физминутка.
Фея Осень может делать разные чудеса. Пожелает: выглянет солнышко, а захочет, пойдёт дождик. Но осенний дождик не всегда грустный, скучный. Оказывается, с ним можно играть. Давайте и мы немного поиграем, потанцуем с дождём. (Движения под музыку)
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Что теперь нужно сделать? (Потренироваться)
- Найдите в учебнике упр. 167. … прочитай только слова. Сформулируйте задание.
- Ребята, мы возьмём не все слова. 1 и 2 слово сделаем вместе, а 3и 4 выполните в парах. (Дети работают по очереди у доски, проговаривая по эталону)
- А теперь работаем в паре, проговаривая друг другу. Но сначала повторим правила работы в паре (Работать должны оба; один говорит, другой слушает; своё несогласие выражай вежливо; если не понял, переспроси). (Дети заканчивают и показывают соответствующий значок)
Проверка работы в паре (Какую букву вставили в слове…)
8. С/Р с самопроверкой( По компьютеру)
- Настало время посмотреть, как вы самостоятельно умеете применять правило. Вам нужно самим объяснить правописание слов и вставить пропущенные буквы. Проверите самостоятельно, нажав кнопку «Открыть» (Самопроверка.)
- Поднимите руку те, у кого появился значок «Молодец»
- Поднимите руку те, у кого появился значок «Хорошо»
- Поднимите руку те, у кого появился значок «Попробуй ещё»
9. Включение в систему знаний и повторение.
Осенью собирают богатый урожай фруктов и овощей. Вот и фея Осень для вас приготовила вкусные загадки (Карточки лежат в корзинке. На них загадки)
Я буду загадывать загадки, а вы на веере показываете букву безударного гласного в слове-отгадке. ( Проверка на экране - рисунок со словом)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы.
Что за скрип, что за хруст?
Как же быть без хруста,
Если я …
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
10. Рефлексия учебной деятельности.
Итак, наш урок подходит к концу. Какая у нас была цель урока? (Научиться писать слова с непроверяемыми безударными гласными). Что узнали про правописание безударных гласных, непроверяемых ударением? (Мы узнали, что к словарным словам нельзя подобрать проверочное слово, правописание таких слов надо смотреть по словарю или вспоминать, как пишется)
- Чем вы можете подтвердить, что новое знание у вас есть? (Мы составили эталон)
- А теперь оцените свою работу. Кто совсем не понял новую тему, поставьте себя на «Лесенку успеха» на нижнюю ступеньку.
- У кого остались сомнения, на 2-ю ступеньку.
- А кто считает, что точно знает это правило и умеет применять, поставьте себя на «Лесенку успеха» выше 2-ой ступеньки - на сколько выше, каждый решит сам.(Ребята у доски ставят фигурки)
- А тем, кто не испугался и поставил себя на нижнюю или 2-ю ступеньку, особенная благодарность за честность и смелость. Вы теперь знаете, над чем вам надо поработать и обязательно преодолеете своё затруднение.
Оценка учителя.
11. Д.З.
- Дома составьте рассказ или сказку об осени, используя слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Если затрудняетесь в правописании слов, то обращайтесь к эталону. Можете рассказать родителям, как пишутся слова с непроверяемыми безударными гласными.