Тема урока: Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме
УМК: «Школа России»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами.
Задачи:
Образовательная:
Формировать умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;
Формировать умение употреблять разделительный мягкий знак;
Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;
Закреплять знания учащихся о правописании гласных после шипящих;
Развивать умения составлять предложения, работать с деформированным текстом;
Обогащать словарный запас учащихся.
Развивающая
Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность
Воспитательная
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимовыручку.
Планируемые результаты:
Личностные:
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные (УУД):
регулятивные действия:
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия:
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении.
Предметные:
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.
Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак.
Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости.
Учить переносить слова с мягким знаком.
Обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, памятка.
I. Организационный момент.
- Доброе утро, ученики, запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Строчку чистописания и словарные слова.
II. Актуализация опорных знаний
- Запишите в тетрадях следующие слова, но вот только в некоторых из них необходимо поставить мягкий знак, а в других он не нужен. Будьте внимательны, чтобы не поставить его в нужном месте. Для чего нам нужен мягкий знак после согласного? (для того, чтобы звук прозвучал мягко)
Апрел_, дом_, чес_нок, л_ды, мас_ка, т_ма, дожд_, туман_, лес_ник, кол_цо.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи
- Но у мягкого знака есть еще 1 функция, помимо того, что он делает предшествующий согласный мягким. Об этой функции вы узнаете из памятки, которую я для вас сделала. (Приложение)
- Иногда, когда мягкий знак расположен после согласного и перед с гласной и, е, ё, я, ю, у него появляется особое значение. Такой мягкий знак называют разделительным. Он показывает на то, что согласный не слипается в слог с гласным после него.
IV. Открытие нового знания
- Следующее задание, где нам уже нужно разделить мягкий знак, где он только показатель мягкости, а где он разделительный. для этого у себя в тетрадках поделите страницу так, чтобы получилось 2 столбика. 1 столбик мы подпишем показателям мягкости, а во 2 заголовок будет - разделительный. значит, что 1 мы записываем те слова, где мягкий знак показывает мягкость предшествующего согласного, а во 2 столбик - там, где он будет разделительным.
Лось, ель, письмо, соловьи, карамель, постель, Софья, зверь, хлопья, счастье, лошадь, дверь, альбом, будильник, пальма, здоровье, друзья, семья, Татьяна.
V. Первичное закрепление
- На экране перед вами 2 группы слов. Скажите, в какой группе мягкий знак выступает как разделительный? А в какой он выступает как показатель мягкости? Теперь необходимо с каждым из этих слов составить распространенное предложение.
Осень, учительница, коньки, пальцы. Вьюга, варенье, листья, друзья.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Перед вами текст, но в этом тексте пропали некоторые слова, нам удалось найти эти слова, но мы не знаем, куда их правильно вставить. Вам нужно прочитать текст, прочитать слова, которые необходимо вставить и записать текст у себя в тетрадях, правильно. После этого во 2 и 3 предложении подчеркните сказуемое, подлежащее.
На улице золотая ____. ______ гуляет с братом. Они кормят голубей и _______. На небе начали собираться _____ тучи. Скоро пойдёт _____. Ребята ____ побегут домой. (Дождь, Васька, осень, воробьёв, темные, быстро.)
VII. Рефлексия учебной деятельности
- Какое значение на письме несёт Ь? Как отличить разделительный от показателя мягкости?