СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.

Содержательная: формирование знаний в правописании суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных.

Планируемые результаты.

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижение целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся научится планировать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы и формулировать свое мнение; обучающийся получит возможность научится брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится распознавать буквы «ч» и «щ» в суффиксах имен существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а);

обучающийся получит возможность научиться способам написания букв «ч» и «щ» в суффиксах имен существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а);

обучающийся получит возможность научиться объяснять орфограммы в суффиксах имен

существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а); научиться находить такие существительные в предложениях, текстах и использовать в своей речи.


Необходимое оборудование: учебник «Русский язык», 5 класс .

Авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева

Предметно-образовательная среда:

Лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания написания букв «ч» и «щ» в суффиксах имен существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а); эталоны для самопроверки.

Ход урока.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Прочтите высказывание, которое написано на доске. Как вы его понимаете?

Знания нужны в жизни, как винтовка в бою.

(Н. Крупская).

Ученик. Я думаю, Надежда Константиновна Крупская хочет сказать, что без знаний человек бессилен. Знания человеку просто необходимы для того, чтобы хорошо учиться, быть грамотным, полезным для общества, стать хорошим специалистом в своем деле, понимать людей и уметь поддержать беседу, расширить свой кругозор и быть коммуникабельным.

Ученик. А я считаю, что автор этого высказывания, прежде всего обращает наше внимание, на то что знания важны и их никогда не поздно получать. Вреда от них не будет, будет только польза.

Ученик. А я считаю, что Крупская, прежде всего, обращает наше внимание на то, что знания могут помочь в той или иной жизненной ситуации, в трудных обстоятельствах, в тяжелых моментах, в проблемах и неожиданностях нашей жизни. Они  приносят  благо тому, кто их приобретает.

Ученик. Я согласен с тобой, знания не так легко достичь. Нужно очень стараться, приложить все силы. Иногда возникают преграды: сложно решить задачу, выучить что-то, найти нужную книгу, просто нет желания учиться… Но все эти трудности можно преодолеть. Главное собраться и немного потрудиться, ведь в итоге ты соберёшь ценные плоды.  Наши знания – это путь  к успеху.

Учитель. Вы готовы трудиться, работать? Готовы начать урок?

Ученик. Да. Готовы.

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение №116, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экране.


Эталон №1 к упражнению №116

Спрягать

спряжение

повторять

повторение

обсуждать

обсуждение

высказывать

высказывание

рисовать

рисование

изменять

Изменение

колебать

Колебание

знать

Знание

хранить

Хранение

читать

Чтение


Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 117, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах.


Эталон № 2 к упражнению № 117

Красивый - красота; белый - белизна; бодрый - бодрость; нежный - нежность; жёлтый - желтизна; добрый - доброта.


Учитель. Те, кто выполнил творческую работу по теме «Первый снег» А. Пластова, подойдите ко мне. Прочтите сочинение и выберите лучшее для прочтения с классом.

Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 116 без ошибок, поднимите руки. Поднимите руки у кого возникли затруднения?

Ученик. Я не смог от существительного колебание образовать глагол колебать. Исправить ошибку помог сосед по парте. А кто выполнил упражнение без ошибок, поднимите руки?

Учитель. Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения № 117?

Ученик. Я неправильно образовал от прилагательного желтый существительное с отвлеченным значением желтость, но по алгоритму пройденного урока понял, что такого слова просто не существует и исправил.

Учитель. Послушайте творческую работу по теме А. Пластова «Первый снег». А вы, ребята, подготовьтесь к анализу, которое спроецировано на экране. Проверьте по критериям.

Примерная работа ученика по репродукцию картины художника А. Пластова «Первый снег»

Картина Пластова «Первый снег» написана художником в 1946 году. На полотне изображен деревенский дом, с небольшим палисадником, береза растет около дома, и ворона сидит на тропинке. Двое детей, мальчик и девочка, стоят на крыльце и любуются первым снегом. Его легкие воздушные хлопья как бы кружат в хороводе покрывая землю как лебяжьим пухом.

По-моему мнению, художник изобразил раннее утро, так как снега выпало уже достаточное количество, чтобы покрыть землю и крышу своим белым пухом, А первый потому, что на лице у детей восторг. Девочка смотрит очень заворожено, ее взгляд устремлен в небо. Дети наверно увидели в окно, что выпал снег и не поверили этому, выбежали на улицу, одев только шапку и валенки, девочка накинула на голову шаль.

Сперва картина для меня показалась, мрачноватой, так как художник использует контраст темного с белым, но, на мой взгляд, он это делает для того, чтобы передать всю атмосферу наступления зимы. Ведь люди устают от серой и сырой осени, и первый снег для них всегда радость, ведь на улице от него становится светлее, дети начинают лепить снежных баб, и играть в снежки. Я очень люблю зиму. Зима для меня, волшебное время года.


Эталон к проверке сочинения

Основные критерии оценки

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание работы излагается последовательно. 4.Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6.Допускается 1 недочет в содержании.

Допускается: 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2.Сoдержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3.Имеются незначительныe нарушения последовательности в изложении мысли. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6.Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются:

2 орфографические + 2 пунк-туационные +3 грамматические ошибки. 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамма-тические ошибки. 0 орфог-рафических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать тpex, а орфографических – двух. Однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то выставляется отметка «4».

«3»

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки.

З. Допущено нарушение последовательности

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются: 0 орфографических + 5 -7 пунктуационных (с учетом повторяющихся грvбых и негрубых); 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;

«2»

1.Работа не соответствует заявленной теме. 2.Допущено много фактических неточностей. 3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения не соответствует заявленному плану.

4.Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5.Нарушено стилевое единство текста.

6.Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунк- туационных; 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических


Ученик. Содержание работы полностью соответствует теме. Но я заметил одну пунктуационную ошибку в первом абзаце, пропущена запятая в деепричастном обороте. Кружат главное слово, от него ставим как, кружат (как?) покрывая землю как лебяжьим пухом. А значит, в начале деепричастного оборота ставится запятая, а в конце предложения стоит точка, потому что предложение закончено.

Ученик. Фактические ошибки отсутствуют. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. Ошибка допущена при высказывании своего собственного суждения. Я очень люблю зиму. Зима для меня, волшебное время года. Вывод пишется с нового абзаца.

Ученик. Да, действительно, ты прав. Вывод пишется с нового абзаца.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки

Ученика (цы) 5 класса по теме «Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных»

Ф И______________

Оцен- ки


Домашнее задание упр. № 116, упр. № 117, задание по картине А. Пластова «Первый снег» нужно было употребить как можно больше имен существительных при описании картины и выразить свое отношение к ней.



Карточка № 1



Работа в парах



Карточка № 2



Самостоятельная работа по упражнению № 114



Творческая работа по картине




-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).


Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.

Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.


3 этап. Выявление места и причины затруднения

Учитель. От данных слов образуйте слова с помощью суффиксов –чик,

-щик и запишите полученные слова в тетрадях.

Извоз…

лет..

гон..

барабан…

болель…

перепис…

Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экран.

Эталон


После букв д/тз/сж пишется суффикс -чик-: извозчик, переписчик, лётчик , в остальных случаях пишется -щик-: гонщик, барабанщик. Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л: болельщик.

Запомнить буквы з, с, ж, д, т перед которыми пишется суффикс -чик- может помочь фраза «ЗоСя ЖДёТ», в которой все согласные как раз те, которые нужно запомнить. Также вам в помощь рифмованное упражнение:

Труден и сложен русский язык,
Есть в нём рабочий суффикс -чик
Любит трудиться, но очень раним, 
Ж-Д-Т-З-С дружат лишь с ним!
Грузчик, разносчик, водопроводчик –
Суффикс - трудяга, суффикс-рабочий!



Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?

Ученик. Извозщик написал с суффиксом –щик.

Ученик. А я в последнем слове написал переписщик.

Учитель. Можете ли вы объяснить ошибку правилами, с которыми познакомились на уроке?

Ученик. Нет, затрудняемся.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Мы не знаем, в каких случаях пишется -чик и -щик в суффиксах существительных.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученики. Научится объяснять правописание «-чик» и «-щик» в суффиксах имен существительных -чик-, -щик-. Находить существительные с такими суффиксами в предложениях, текстах и использовать в своей речи.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученики. Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Работу с учебником.



5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Прочитайте § 16.

Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала? Проверим, правильно ли сделали вывод.

Ученик. Мы узнали, что в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ.

Ученик. Хочу дополнить. Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.

Учитель. Представьте свой алгоритм 1 группа.

Ученик. Наша группа составила алгоритм, который назвала

«Правописание -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж  в суффиксах существительных»


В суффиксе существительных

 -чик-, (-щик-)

Ч

щ

после букв: д, т, з, с, ж

объездчик

в остальных случаях:

барабанщик

Опознавательный признак орфограммы- стечение согласных

д, т, з, с, ж-чик-


Учитель. У всех так получилось?

Ученик. Да.

Учитель. Какой алгоритм получился у второй группы? Образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик, -щик. Допишите суффиксы в именах существительных, которые спроецированы на доску и попробуйте объяснить правописание -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж  используя алгоритм.




1.Камен…

2.Стеколь…

3.Груз…

4.Свар…

5.Бетон…

6. Рассказ…

7.Выдум…

Учитель. Готовясь к уроку, я тоже составила алгоритм. Сверьте свои работы по эталону. Какие затруднения вы испытывали?

Эталон

В существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик- (фраза для запоминания согласных: «ЗоСя ЖДёТ»): грузчик, рассказчик; в остальных случаях пишется -щик-: каменщик, сварщик, бетонщик, выдумщик. Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л:стекольщик.


Ученик. В словах каменщик, сварщик, бетонщик, выдумщик пишется Щ, потому что не после букв: д, т, з, с, ж

Ученик. В словах грузчик, рассказчик пишется ч, потому что после букв: д, т, з, с, ж пишется Ч.

Ученик. В слове стекольщик, мягкий знак перед суффиксами –чик, -щик пишется только после л.

Ученик. Также мы должны были научиться распознавать суффиксы –имен существительных чиц(а) и –щиц(а). Представьте свой алгоритм третья группа.

В существительных женского рода суффиксы –чиц(а), -щиц(а) пишутся по аналогии с существительными мужского рода –чиц(а) пишется после д/т, з/с, ж, а в остальных случаях суффикс –щиц(а).

 В существительном вязал…ица пишем также ь, и –щиц, а в слове налад…ица (от наладить) пишем –чиц-, т.к. после д.






Учитель. Молодцы, теперь вы можете объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока, используя алгоритм?

Ученик. Можем. Извозчик и переписчик пишется суффиксы –чик, потому что в существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик-.


6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Тогда поработаем над упражнением №120.

Образуйте с помощью суффиксов -чик- или -щик- существительные со значением лица. Объясните правописание этих слов. Устно составьте с ними предложения. Слова, в которых суффикс -чик- произносится как -щик-, затранскрибируйте.

Образец: шлифовать — шлифовщик.

доклад, отвечать, советовать, погонять, бетон, спорить

Ученик. В словах доклад-докладчик, отвечать-ответчик, советовать-советчик, пишется Ч, так как они стоят после букв: д, т, з, с, ж

Ученик. В словах погонять-погонщик, бетон-бетонщик, спорить-спорщик пишется буква Щ так как стоят не после букв: д, т, з, с, ж


Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Да, надо еще потренироваться.

Учитель. Тогда поработаем в группах. Откройте карточку № 1 и выполните задание.

Карточка № 1

Назовите профессию, поочередно комментируя слова друг другу, используя алгоритм.

- Шахтёр, работающий в забое (забойщик)

- Человек, работающий в буфете (буфетчик)

- Человек, занимающийся копированием (копировщик)

- Человек, который переписывает бумаги (переписчик)

- Специалист по переводам с одного языка на другой (переводчик)

- Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных

о противнике (разведчик)

Подслушанный учителем разговор ребят во время выполнения задания по карточке:

Ученик. ЩИК пишется в словах: забойщик, копировщик, потому что опознавательный признак орфограммы- стечение согласных д, т, з, с, ж-чик-

Ученик. В словах: буфетчик, переписчик, переводчик, разведчик – пишется Ч, так как после букв: д, т, з, с, ж

Ученик. Мы во всех словах поставили буквы Ч и Щ правильно.

Ученик. В слове забойщик нужно писать суффикс – чик, потому что слово образовано от глагола забивать, в соответствии с правилом пишем суффикс –чик.

Ученик. Нет, ты не прав. В этом слове пишется суффик -щик, а не Ч. Смотри алгоритм, или же посмотри правило в учебнике.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения?

Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу. Так, например, мой одноклассник сделал ошибку в слове забойщик, но мы ему напомнили правило постановки суффиксов.

Учитель. Для дальнейшего закрепления поработаем в парах. Посмотрите на доску. Подумайте, к каким словам с суффиксами -чик-, -щик- соответствуют данные лексические значения? Запишите эти слова, указывая в скобках слово, от которого образовано каждое из них. Проверьте себя по любому толковому словарю.





Образец: пулемётчик (пулемёт).

1) Мастер по художественной резьбе.

2) Специалист по переводу с одного языка на другой.

3) Человек, который находится на зимовке.

4) Тот, кто делает заказ.

Учитель. Прочитайте предложения, в каких словах вы образовали бы -чик, а в каких -щик.

Ученик. В первом предложении резьбе-резчик, пишем -ЧИК, потому что после звонкого согласного –з.

Ученик. Во втором предложении пишем в слове переводчик также пишем ЧИК, потому что после Д

Ученик. В третьем предложении в слове зимовщик пишем -ЩИК, потому что не после букв: д, т, з, с, ж

Ученик. В четвертом предложении в слове заказчик пишем -ЧИК, потому что после З

Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?

Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.


7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить? Сможем ли мы теперь самостоятельно выполнить подобное задание?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Ученик. Постараемся, мы уже немного потренировались.




Учитель. Откройте карточку №2.


Карточка №2


Определите, какие профессии используются, найдите ошибки

1) в строительстве (стекольщик, крановщик, экскаваторщик, арматурщик,

сварщик, каменщик, бетонщик, переводчик)

2) при работе на станке (фрезеровщик, прессовщик, наладчик, грузчик)

-при работе с продуктовыми товарами (фасовщик, сортировщик, буфетчик,

разносчик, кладовщик, арматурщик)

3)при работе с книгой (переписчик, переводчик, наборщик, переплётчик,

типографщик, крановщик)

4)на войне (пулемётчик, миномётчик, разведчик, автоматчик, лётчик, прессовщик)

5)в работе железнодорожника (обходчик, смазчик, путейщик, прицепщик, стекольщик)



Учитель. Распределите номера предложений в таблицу, которая лежит у вас на партах.

Пишется Ч

Пишется Щ

Лишнее слово










Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Правильно ли сделали задание?


Эталон к карточке № 2

Пишется Ч

Пишется Щ

Лишнее слово

-

1)

1) переводчик

2) наладчик, грузчик

2) фрезеровщик, прессовщик

2) грузчик

3) переписчик, переводчик, переплётчик

3) типографщик, крановщик, наборщик

3) крановщик

4)

-

4) прессовщик

5) обходчик, смазчик

5) прицепщик

5) стекольщик


Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. В основном справились с заданием, но одно слово стекольщик я написал не в тот столбик.

Учитель. Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Нет, мы еще мало работали.

Ученик. У нас еще небольшой объем практического применения нового знания.

Учитель. Тогда работаем над следующим заданием. Упр. № 123. Каким словам, образованным с помощью суффиксов -чиц(а), -щиц(а), соответствуют данные толкования? Запишите эти слова, объясните их правописание.





1) Та, которая рассказывает что-либо.

2) Та, которая часто не является на уроки.

3) Та, которая что-либо заказывает.

4) Та, которая постоянно что-то выдумывает, фантазёрка.

Учитель. Проверьте свои работы по эталону.

Эталон к упр. №123.

1) Та, которая рассказывает что-либо – рассказчик, оканчивается на З

2) Та, которая часто не является на уроки –прогульщик, не на д, т, з, с, ж

3) Та, которая что-либо заказывает – заказчик, оканчивается на З

4) Та, которая постоянно что-то выдумывает, фантазёрка- выдумщик, фантазерщик, не на д, т, з, с, ж


Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

Учитель. В чем особенность слов, которые мы выписали?

Ученик. По лексическому значению определили слова, обозначающие человека по профессии и по роду деятельности

Учитель. Оцените свою деятельность на данном этапе урока.

Учитель. Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока?

Ученик. Выполнили. Мы научились ставить буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и –ЩИК, но у нас не было задания, где бы мы сами составляли такие предложения.

Учитель. Тогда рассмотрите картинки и составьте несколько предложений, используя суффиксы –ЧИК и -ЩИК





Учитель. Зачитайте, какие предложения вы составили, а остальные ребята приготовьтесь оценить работу одноклассника.

Ученик. Я составил по картине такие предложения:

  1. Сварщик - это одна из главных специальностей на автопредприятиях.

  2. Профессию «грузчик» можно считать одной из древних.

  3. Работа стекольщика состоит в том, чтобы вырезать стекла определенных сортов, форм и размеров, и устанавливать их в зданиях и сооружениях.

Учитель. Прослушаем вторую пару.

Ученик. 4.Ремонтщик-это устаревшее слово, люди, которые занимаются ремонтом.

5.Кровельщик – человек, работающий на строительстве, основная работа которого заключается в том, чтобы плотно уложить рядом доски, бревна, плиты

6. Каменщиком называют специалиста по кладке кирпича или камня. 






Учитель. Используя эти предложения, составьте связанное высказывание, озаглавьте текст.

Учитель. Прочитайте текст.

Ученик. Я назвал свой текст «Люди разных профессий».

На стройплощадке работают люди, профессия которых называется строитель. Но под общим называнием профессии строитель скрывается много специальностей: это и каменщики, и штукатуры, монтажники, плиточники, бетонщики и т.д

Возводят фундамент каменщики и бетонщики. Они ведут кладку из искусственных камней и из природного камня, опалубочные работы и бетонируют части зданий из бетона, выполняют также работы по изготовлению деталей из бетона, монтажу сборных элементов. Их работа очень важна.

Любое здание жилое или промышленное покрывается кровлей. Заготовкой и укладкой кровли занимается кровельщик. Основная задача кровельщика - уложить кровлю так, чтобы она как можно дольше служила людям. Кровельщик в строгой последовательности и с большой тщательностью начинает укладку листов кровли, при которой необходимо умение на глаз определять чёткость линий. Работа на высоте в неудобном согнутом положении немыслима без хорошего здоровья и выносливости. Она требует от специалиста постоянного внимания и сосредоточенности.

Учитель. Ребята, вам понравился текст?

Ученик. В целом понравился. Предложения с правописанием суффиксов –ЧИК и –ЩИК использованы, но я бы сделал другое вступление: «На стройке требуются люди разных строительных профессий».

Ученик. А мне кажется, что в тексте нет законченности. Можно было бы




написать так: «Итак, профессия строителя очень важна!»

Учитель. Спасибо, ребята. Я согласна с вашими замечаниями.

9 этап. Этап рефлексии.

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Ученик. Сегодня мы узнали очень много интересного, полезного. Урок был посвящён правописанию суффиксов –ЧИК и -ЩИК. В суффиксе существительных -чик-, (-щик-) Ч пишется после букв: д, т, з, с, ж

объездчик, в остальных случаях пишется Щ.

Познавательный признак орфограммы- стечение согласных д, т, з, с, ж-чик-


Ученик. В начале урока мы не смогли выполнить задание, но прочитали параграф, работали в группах, в парах, помогали друг другу. Научились правильно применять суффиксы –ЧИК и –ЩИК в именах существительных

Учитель. Какие затруднения вы испытали в течение урока?

Ученик. Не всегда правильно ставили Ч и Щ в именах существительных.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. На разных этапах урока иногда ошибались, но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему.


Учитель. Запишите домашнее задание

1) §16 Упражнение № 120.

2) Упражнение № 121.

3)Упр. 125. Найдите в местных газетах рубрику «Объявления» и выясните, рабочие каких специальностей требуются на предприятиях вашего города (села). Составьте объявление с перечнем данных специальностей и выделите в их названиях суффиксы со значением лица по роду занятий, профессии.

Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!







Министерство образования и науки РТ

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»



Проектная работа

Тема урока: «Правописание суффиксов -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) в именах существительных»

Выполнила: Рыбакова Р.И., слушатель

программы ДПО повышение квалификации

по проблеме «Проектирование современного

урока русского языка и литературы»

в аспекте требований ФГОС и Концепции

преподавания русского языка и

литературы: цели, задачи и критерии оценки»

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Чувашскомайская ООШ»

Алексеевского муниципального района

Республики Татарстан

«Проектная работа допущена к

защите»

Руководитель проектной работы

доктор педагогических наук Т. О.

Скиргайло

«_____» _____марта_______2018






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!