«Правописание существительных мужского
и женского рода с шипящей на конце »:
открытый урок русского языка в 5 классе
Судеркина А. Ю., учитель – дефектолог
высшей категории
2020 г.
Тема:
2016 г.
«Правописание существительных мужского и женского рода
с шипящей на конце» (5 класс)
цели:
- формировать умение у обучающихся правильно писать существительные м. р. и
ж. р. с шипящей на конце;
- развивать умение определять род существительных, распознавать число;
- развивать мыслительные операции, память, внимание с помощью словарно –
логических упражнений; обогащать словарный запас обучающихся путем подбора
синонимов и антонимов, активизировать связную речь учащихся в ходе
составления короткого письменного рассказа;
- вырабатывать умение контролировать собственную письменную речь
учебные материалы:
: Демонстрация ЭОР (компьютер, интерактивная доска, презентация, проектор);
таблицы и опорные схемы по теме: «Существительное»,
табличка «Правописание ь»; словарь, дидактический материал:
1) памятки, 2) карточки с заданиями, 3)опорные слова при работе над составлени-
ем рассказа; учебники
тип урока:
урок систематизации знаний.
применяемые педагогические технологии:
Технология проблемного обучения, технология развивающего обучения,
технология развития критического мышления, ИКТ
ход урока:
Организация урока. Упражнение на внимание: учитель произносит слова. Если в слове есть звук К, то обучающиеся хлопают в ладоши 1 раз, если есть звук Г – 2 раза. Каким одним словом можно назвать эти слова? (запись на доске: агроном, инженер, маляр)
Задание на внимание : найдите лишнее слово. Объясните, почему вы выбрали именно это слово.
Зимний, красный, огромный, мелочь.
Решать, бегать, читать, врач.
Проверка домашнего задания: упражнение на правописание имён собственных (с.124, № 198)
Сообщение темы урока.
Актуализация знаний.
Выполнение коррекционно-развивающего упражнения на формирование умения
устанавливать связи между понятиями (подбор наиболее подходящих по смыслу
слов):
Нож парта
сталь книга, ручка, дерево, тетрадь, железо
Чиж человек
гнездо врач, зверь, дом, птенец, трава
Овощ рожь
салат поле, хлеб, комбайн, огород, колос
Грамматическая разминка (слайд № 2)
Ответить на вопросы:
Назовите слова, которые относятся к м. р.?
К какому склонению относится последнее слово?
Назовите слово ж. р.
К какому склонению оно относится?
Поставьте данное слово в предложный падеж
Назовите имя существительное, которое имеет только форму ед.ч
К какому склонению относится слово ОВОЩ ?
Назовите слово, где звуков меньше, чем букв.
Какой частью речи являются слова?
Подобрать подходящие по смыслу прилагательные
Назовите по порядку первые буквы в словах.
Заполнение таблицы обуч-ся на доске и в тетрадях (распределение сущ. м. р. и ж. р. по столбикам) Почему одни существительные оканчиваются на мягкий знак, а другие - нет? (слайд № 3)
Выборочный слуховой диктант. Учитель читает стихотворение:
С неба смотрит солнце на густой камыш
Ловит тёплый луч его ёж – лесной малыш.
Но посветит солнце и уходит прочь,
А живое сердце греет день и ночь.
Значит сердце лучше солнца самого,
Никакие тучи не затмят его.
Ответить на вопросы:
С чем сравнивается солнце?
Объяснить слова «сердце греет».
Про кого говорят «холодное сердце»?
Кто больше запомнил слов – сущ. с шипящей на конце?
Кому посвящено стихотворение?
Задание: записать в тетрадь слова, указать их род.
Физминутка (комплекс упражнений с проговариванием чистоговорок)
Индивидуальная работа по карточкам.1) Записать словосочетания в единственном числе:
Острый (ножи), горячая (печи), хороший (врачи), летучая (мыши), душистый (ландыши).
2)Напишите, как ёж, грач, мышь проводят зиму. Начните так:
Звери и птицы проводят зиму по – разному.
Итог урока: (слайды) Игра «Буква потерялась»
- Какая буква пишется на конце в слове МЕЛОЧЬ ? Почему?
- Какая буква пишется на конце в слове ГАРАЖ? Почему?
Рефлексия (слайд)
Домашнее задание: выполнить упражнение на правописание сущ-х м. р. и ж. р. с шипящей на конце (Вставить, где нужно, Ь, указать род существительных с шипящей на конце) ,с.125, № 200
Приложение
Карточки с заданием для обучающихся 5 класса по теме: «Правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце»
1 вариант
Образуй существительные единственного числа: пляжи - пляж ночи - силачи - ключи вещи - |
Заполни таблицу по образцу: СМЕХ | П | Л | А | Ч | ДЕНЬ | | | | | ПРАВДА | | | | | ШУМ | | | | | |
Замени слова другими, одинаковыми по смыслу : НЕПРАВДА | Л | О | Ж | Ь | ТИШИНА | | | | | ДОКТОР | | | | | ЗАСУХА | | | | | СИЛА | | | | | |
Напиши, как ёж, мышь, грач проводят зиму. Начни так: Звери и птицы проводят зиму по – разному. … |
2 вариант
Отметь существительные мужского рода: пляж ночь силач |
Заполни таблицу по образцу: СМЕХ | П | Л | А | Ч | ДЕНЬ | Н | | | | ПРАВДА | Л | | | | ШУМ | Т | | | | |
Замени слова другими, одинаковыми по смыслу (по образцу): НЕПРАВДА | Л | О | Ж | Ь | ТИШИНА | Т | | | | ДОКТОР | В | | | | ЗАСУХА | С | | | | |
Вставь пропущенные слова: Звери и птицы проводят зиму по – разному. Под хворостом спрятался чёрный ______. Крепко заснул колючий ____ под сухой листвой. В глубокой норе спряталась полевая _______. |