СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Правописание существительных мужского и женского рода с шипящй на конце": урок русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце" разработан для  обучающихся с ОВЗ. Тип урока: систематизация знаний обучающихся по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«"Правописание существительных мужского и женского рода с шипящй на конце": урок русского языка в 5 классе»



















«Правописание существительных мужского

и женского рода с шипящей на конце »:

открытый урок русского языка в 5 классе





Судеркина А. Ю., учитель – дефектолог

высшей категории











2020 г.









Тема:

2016 г.

«Правописание существительных мужского и женского рода

с шипящей на конце» (5 класс)

цели:


- формировать умение у обучающихся правильно писать существительные м. р. и

ж. р. с шипящей на конце;

- развивать умение определять род существительных, распознавать число;

- развивать мыслительные операции, память, внимание с помощью словарно –

логических упражнений; обогащать словарный запас обучающихся путем подбора

синонимов и антонимов, активизировать связную речь учащихся в ходе

составления короткого письменного рассказа;

- вырабатывать умение контролировать собственную письменную речь

учебные материалы:



: Демонстрация ЭОР (компьютер, интерактивная доска, презентация, проектор);

таблицы и опорные схемы по теме: «Существительное»,

табличка «Правописание ь»; словарь, дидактический материал:

1) памятки, 2) карточки с заданиями, 3)опорные слова при работе над составлени-

ем рассказа; учебники

тип урока:


урок систематизации знаний.


применяемые педагогические технологии:





Технология проблемного обучения, технология развивающего обучения,

технология развития критического мышления, ИКТ

ход урока:



  1. Организация урока. Упражнение на внимание: учитель произносит слова. Если в слове есть звук К, то обучающиеся хлопают в ладоши 1 раз, если есть звук Г – 2 раза. Каким одним словом можно назвать эти слова? (запись на доске: агроном, инженер, маляр)

  2. Задание на внимание : найдите лишнее слово. Объясните, почему вы выбрали именно это слово.

  1. Зимний, красный, огромный, мелочь.

  2. Решать, бегать, читать, врач.

  1. Проверка домашнего задания: упражнение на правописание имён собственных (с.124, № 198)

  2. Сообщение темы урока.

  3. Актуализация знаний.

Выполнение коррекционно-развивающего упражнения на формирование умения

устанавливать связи между понятиями (подбор наиболее подходящих по смыслу

слов):

Нож парта

сталь книга, ручка, дерево, тетрадь, железо

Чиж человек

гнездо врач, зверь, дом, птенец, трава

Овощ рожь

салат поле, хлеб, комбайн, огород, колос

Грамматическая разминка (слайд № 2)

Ответить на вопросы:

  1. Назовите слова, которые относятся к м. р.?

  2. К какому склонению относится последнее слово?

  3. Назовите слово ж. р.

  4. К какому склонению оно относится?

  5. Поставьте данное слово в предложный падеж

  6. Назовите имя существительное, которое имеет только форму ед.ч

  7. К какому склонению относится слово ОВОЩ ?

  8. Назовите слово, где звуков меньше, чем букв.

  9. Какой частью речи являются слова?

  10. Подобрать подходящие по смыслу прилагательные

  11. Назовите по порядку первые буквы в словах.

  1. Заполнение таблицы обуч-ся на доске и в тетрадях (распределение сущ. м. р. и ж. р. по столбикам) Почему одни существительные оканчиваются на мягкий знак, а другие - нет? (слайд № 3)

  1. Выборочный слуховой диктант. Учитель читает стихотворение:

С неба смотрит солнце на густой камыш

Ловит тёплый луч его ёж – лесной малыш.

Но посветит солнце и уходит прочь,

А живое сердце греет день и ночь.

Значит сердце лучше солнца самого,

Никакие тучи не затмят его.

Ответить на вопросы:

    1. С чем сравнивается солнце?

    2. Объяснить слова «сердце греет».

    3. Про кого говорят «холодное сердце»?

    4. Кто больше запомнил слов – сущ. с шипящей на конце?

    5. Кому посвящено стихотворение?

Задание: записать в тетрадь слова, указать их род.

  1. Физминутка (комплекс упражнений с проговариванием чистоговорок)

  2. Индивидуальная работа по карточкам.1) Записать словосочетания в единственном числе:

Острый (ножи), горячая (печи), хороший (врачи), летучая (мыши), душистый (ландыши).

2)Напишите, как ёж, грач, мышь проводят зиму. Начните так:

Звери и птицы проводят зиму по – разному.

  1. Итог урока: (слайды) Игра «Буква потерялась»

- Какая буква пишется на конце в слове МЕЛОЧЬ ? Почему?

- Какая буква пишется на конце в слове ГАРАЖ? Почему?

  1. Рефлексия (слайд)

  1. Домашнее задание: выполнить упражнение на правописание сущ-х м. р. и ж. р. с шипящей на конце (Вставить, где нужно, Ь, указать род существительных с шипящей на конце) ,с.125, № 200











Приложение

Карточки с заданием для обучающихся 5 класса по теме: «Правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце»

1 вариант


  1. Образуй существительные единственного числа:

    1. пляжи - пляж

    2. ночи -

    3. силачи -

    4. ключи

    5. вещи -

  1. Заполни таблицу по образцу:

СМЕХ

П

Л

А

Ч

ДЕНЬ





ПРАВДА





ШУМ









  1. Замени слова другими, одинаковыми по смыслу :

НЕПРАВДА

Л

О

Ж

Ь

ТИШИНА





ДОКТОР





ЗАСУХА





СИЛА








  1. Напиши, как ёж, мышь, грач проводят зиму. Начни так:

Звери и птицы проводят зиму по – разному. …















2 вариант


  1. Отметь существительные мужского рода:

    1. пляж

    2. ночь

    3. силач


  1. Заполни таблицу по образцу:

СМЕХ

П

Л

А

Ч

ДЕНЬ

Н




ПРАВДА

Л




ШУМ

Т







  1. Замени слова другими, одинаковыми по смыслу (по образцу):

НЕПРАВДА

Л

О

Ж

Ь

ТИШИНА

Т




ДОКТОР

В




ЗАСУХА

С








  1. Вставь пропущенные слова:



Звери и птицы проводят зиму по – разному. Под хворостом спрятался чёрный ______. Крепко заснул колючий ____ под сухой листвой. В глубокой норе спряталась полевая _______.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!