Актуализация знаний | - Какую часть речи мы изучаем? - Что называется глаголом? - Что такое неопределённая форма глагола? - Приведите примеры глаголов. - А сейчас работаем в парах по карточкам. Возьмите карточку под номером 1. Карточка №1 Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки. - Ребята, давайте вспомним, какие морфологические признаки есть у глагола? Что можем определить у глагола? - - Выпишите глаголы в тетрадь и определите у них время, лицо, число и спряжение Апрель Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка. - Проверяем. Звенит – наст.вр., 3л, ед.ч, 2 спр; сверкают – наст.вр., 3л, мн.ч, 1 спр; прилетят – буд.вр., 3л, мн.ч, 2 спр., зазвенит – буд.вр., 3л, ед.ч.,2 спр. | - Глагол - Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д, и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять - Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или ^ –ти. - … - - Время, лицо, род, число, спряжение - Глаголы с ^ -ся называются возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться |
ОНЗ Затруднение Целеполагание Выход из ПС | - Ребята, как вы думаете, зачем мы определяли морфологические.признаки глаголов? Всё ли мы знаем о глаголе? - Мы многого еще не знаем и не умеем, давайте узнаем сегодня что-то новое. Прочитайте пословицу: Тот труда не бои(т…ся), Кто умеет труди (т…ся). - О чем эта пословица? (Распечатано на доске, магнитом дети прикрепляют Ь) - Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв. - Что же получается? - Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? - Откройте учебник на странице 104. Какой будет тема нашего урока? - Какие задачи поставим перед собой? Чему мы научимся на этом уроке? - Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её. - Прочитайте слова 1 столбика ( - Что их объединяет? (глаголы) - На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?) - В какой форме стоят? (неопределённая форма) - Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится) - Что их объединяет? (глаголы) - На какой вопрос они отвечают? (что делает? , что сделает?) - В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., наст. и буд. вр.) - Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся) - Что их объединяет? (глаголы) - На какой вопрос они отвечают? (что делают? , что сделают?) - В какой форме стоят? (3-е л., мн.ч., наст. и буд. вр.) - Итак, в каком случае пишется -ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или что сделать? перед ^- ся пишется ь знак) - В каких случаях пишется – тся? ( Если глагол стоит в 3-ем лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся) - Сравните наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104- 105. - Прочитайте 1 часть правила, 2 часть правила. - Составим алгоритм - Первым делом мы должны определить часть речи. Значит, что мы напишем? - Напишем посередине «Глагол» - Затем нам нужно определить, что следует написать –тся или же –ться. Выведем две «ветки». На одной напишем –тся, на другой -ться. - Какое действие нам нужно сделать , чтобы дальше определить, что писать? - Для чего? - Если мы зададим вопрос «Что делать? Что сделать?», какой формы будет глагол? - Если глагол в неопределенной форме, что мы пишем –тся или –ться? - Почему? - Если к глаголу зададим вопрос «Что делает? Что сделает? Что делают? и т.д.», какой формы будет глагол? (Определите лицо и число) - Что напишем? Глагол -тся -ться Поставь вопрос Если что (с) делать? что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают? неопределённая форма 3-е лицо, ед. или мн.ч в вопросе есть ь знак, в вопросе нет ь знака, то пиши -ться то пиши -тся | - Вернемся к пословице. Так как нужно было написать? - Почему в слове «боится» написали –тся? | | - О трудолюбии - Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами - Мы ещё не знаем, когда пишется -тся или -ться - Правописание -тся и -ться в глаголах - Научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание -тся и -ться в глаголах; применять правило правописания -тся и -ться в возвратных глаголах - Одеваться, стучаться, промчаться - Глагол - Задать к глаголу вопрос - Чтобы определить форму глагола. - Неопределенной формы. - Пишем –ться - потому что в вопросе есть Ь - В 3 лице в ед или мн числе - Напишем –тся, т.. в вопросе нет Ь. - Тот труда не боится Кто умеет трудиться - Боится – поставим вопрос «что делаем?», в вопросе нет Ь, значит, пишем –тся - Трудиться – «что делам?», в вопросе есть Ь, пишем –ться. |
Закрепление Первичное закрепление Самостоятельная работа | - Для того, чтобы закрепить знания, что нам нужно сделать? - Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы. Он хвалит_ся, вращат_ся, качат_ся, она боит_ся, они нравят_ся, прощат_ся. -тся он хвалится она боится они нравятся | -ться вращаться качаться прощаться | Вопросы вывесить на доску Проверка фронтально (Дети объясняют написание) - Задаем вопрос он местоимения к глаголу. учебник стр. 105 упр. 219 - А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам. 1 вариант – 1и 2 предложения, 2 вариант – 3 и 4 предложение. - Самопроверка по образцу. 1в. Рано утром на рассвете умываются мышата. Надо, надо умываться по утрам и вечерам. 2в. Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться Не спится, няня: здесь так душно! - Ребята, для чего мы выполняли эти упражнения? - В каких случаях в возвратных глаголах пишется –тся? А в каких –ться? - А сейчас я предлагаю вам выполнить задания с правом на выбор 3 уровней. - Возьмите карточку под номером 2. Внимательное послушайте условие её выполнения. - Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень. - Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень. - Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень. №2 1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму Друзья (что делают?) познают…ся в беде. Трус своей тени (что делает?) боит…ся. Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит…ся. За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать. 2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму Кто на уроке старает…ся, У того всё получает…ся. Если не будешь стремит…ся, Нечем будет гордит…ся! 3 уровень Подбери возвратные глаголы на изученное правило Проявлять стремление – …. Они испытывают волнение -….. Допускать ошибки -…… Он испытывает радость- …… | - Сейчас возьмите в руку карандаш. На доске появится эталон проверки. Рядом с правильным ответом ставьте «+», рядом с неверным – «?». Эталон проверки 1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму Друзья (что делают?) познаются в беде. Трус своей тени (что делает?) боится. Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учиться. За всё (что делать?) браться – ничего не сделать. 2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму Кто на уроке старается, У того всё получается. Если не будешь стремиться, Нечем будет гордиться! 3 уровень Подбери возвратные глаголы на изученное правило Проявлять стремление – стремиться Они испытывают волнение - волнуются Допускать ошибки - ошибаться Он испытывает радость – радуется | - Поднимите руку те, кто не допустил ошибок? - Кто допустил одну ошибку? - Кто допустил две и больше ошибки? - Ребята, что посоветуем тем, кто допустил ошибки? | - Потренироваться, выполнить упражнения - Он хвалится. Он (что делает?) хвалится, в вопросе нет Ь, значит пишем –тся - Она боится. Она (что делает?) боится, в вопросе нет Ь, значит, пишем –тся - Они нравятся. Они (что делают?) нравятся, в вопросе нет Ь, значит, пишем –тся - Качаться. (что делать?) качаться, в вопросе есть Ь, значит, пишем –ться - Вращаться (что делать?) вращаться, в вопросе есть Ь, значит, пишем –ться - Прощаться, (что делать?) прощаться, в вопросе есть Ь, значит, пишем –ться - Закрепили полученные знания - Повторить правило, тренироваться |