Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Урок русского языка
«Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Подготовила Мартыненко Л. В.,
учитель начальных классов
г. Исилькуль
2017 г.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Педагогические цели | Способствовать развитию умения написать глаголы с безударными личными окончаниями. |
Тип урока | урока систематизации и обобщения знаний и умений |
Планируемые результаты (предметные) | 1)развитие умения правильно определять спряжение глагола, которые стоят в неопределённой форме, а также соотносить глагол в данной форме с глаголом в неопределённой форме, не меняя видов этих глаголов; 2)правильно писать безударный гласный в окончаниях глаголов. |
Личностные результаты | Личностные УУД: 1)воспринимать одноклассников как членов своей команды; 2)вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные УУД: 1)читать и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков; 2)развитие умений наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения; 3)совершенствовать умение устанавливать последовательность действий и работать по алгоритму. Регулятивные УУД: 1)принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, задания; 2)выполнять работу в паре, помогая друг другу; 3)участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе; 4)оценивать свой вклад в работу пары. Коммуникативные УУД: 1)активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока; 2)ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; 3) умение работать в паре. Предметные УУД: 1)развитие умения правильно определять спряжение глагола, которые стоят в неопределённой форме, а также соотносить глагол в данной форме с глаголом в неопределённой форме, не меняя видов этих глаголов; 2)правильно писать безударный гласный в окончаниях глаголов. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Глагол как часть речи и употребление его в речи. Спряжение глаголов, неопределённая форма глаголов, глаголы- исключения, безударные личные окончания глаголов. |
Оборудование | Мультимедийный проектор, экран, индивидуальные карточки (личные окончания глаголов I и II спряжения), плакат с алгоритмом действий по определению спряжения глаголов, «Листы самооценки». |
Ход урока
Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности
Урок русского языка. Ребята!
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Всем успехов! В добрый путь!
Актуализация знаний, фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
А сейчас угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
- Правильно, речь пойдёт о глаголе.
Проблема
Однажды я стояла на остановке и услышала разговор двух девочек. Они разговаривали о домашнем задании по русскому языку. Учительница дала им по предложению и сказала, что нужно всего лишь вставить пропущенную букву.
- Я с заданием справилась очень быстро!
- А я не смогла!
- Давайте посмотрим, почему? Эти 2 предложения на слайде. Какое предложение было у каждой из девочек?
Берёза распуска…т свои клейкие листочки.
Уже цвет…т подснежник-хохлатка.
Целеполагание, определение темы и целей урока
- Кто сможет назвать тему нашего урока (правописание безударных личных окончаний глаголов).
- Какую цель поставим? (Формирование умения правильно писать безударные личные окончания глаголов).
- Какие задачи должны будем решить?
Задачи:
1. Закрепить знания о неопределенной форме глагола.
2. Повторить, как распознавать спряжение глаголов.
3. Вспомнить личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
4. Повторить глаголы-исключения.
5. Закрепить умение работать по алгоритму, чтобы обосновать написание безударных личных окончаний глаголов.
4. Закрепление и систематизация знаний.
1) Чистописание (на доске)
- А сейчас внимание на доску.
ем ешь ете ет ут ют
им ишь ите ит ат ят
- Что это за соединения?
- Как называются эти окончания? (Личные)
- Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)
- В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр. )
- А второй? ( когда глагол 2 спр.)
Прочитайте фразеологизм. Не ударить в грязь лицом.
– Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.)
Запишите этот фразеологизм.
– Применим это выражение к сегодняшнему уроку и постараемся не ударить в грязь лицом.
- Есть ли в этом предложении глагол?
- Что вы можете о нем рассказать?
2) Игра «Продолжи фразу». Что мы знаем о глаголе?
- Я буду читать начало предложения, а вы должны продолжить фразу.
1) Глагол обозначает (действие предмета)
2) Глаголы отвечают на вопросы … (Что делает? Что сделает?)
Глаголы изменяются по (числам, по временам, в настоящем и будущем времени по лицам, глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам).
НЕ с глаголами пишется….(раздельно).
У глаголов нет ….(предлогов).
В предложении глаголы являются … (сказуемыми).
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы …
(Что делать? Что сделать?)
8) К 1- му спряжению относятся глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на … (на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть).
9) Ко 2- му спряжению относятся глаголы (на - ить).
10) Спряжение - это … (изменение глагола по лицам и числам).
11) Глаголы первого спряжения имеют в окончании гласную букву (Е, УТ, ЮТ)
12) Глаголы второго спряжения имеют в окончании гласную букву (И, АТ, ЯТ)
3) А сейчас нам надо определить спряжение глаголов. Работа со схемой.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/07/s_5a012d6d87aef/s734222_2_1.png)
4) А сейчас нам надо определить спряжение глаголов.
- Я называю глагол, а вы определяете спряжение.
«5» - без ошибок
«4» -1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 ошибок
1 вариант смотрит ( 2 спр.) клеят ( 2 спр.) едем ( 1 спр.) думает ( 1 спр.) красит ( 2 спр.) бегаешь ( 1 спр.) чертит ( 2 спр.) сияет ( 1 спр.) ругает ( 1 спр.) грузит ( 2 спр.) |
- Поставьте заработанные баллы в «Лист самооценки».
5) Доказать написание безударного окончания. Работа в паре.
Но сначала повторите алгоритм
Алгоритм решения орфографической задачи в личных окончаниях глаголов.
Поставить глагол в неопределённую форму.
Определить спряжение.
Выяснить, не исключение ли это?
Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.
Вставить безударную гласную.
- Работаем каждый на своей карточке. Вставьте нужную букву, определите спряжение.
свяж … м - |
(она) танцу…т - |
перебира…м - |
рису…те - |
плат…шь – |
мечта…м - |
(они) усво…т – |
стро...те - |
|
Проверка. Дети объясняют написание окончания. На экране появляются буквы.
«5» - без ошибок
«4» -1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 ошибок
- Поставьте заработанные баллы в «Лист самооценки».
6) Решите задачу:
Миша сильно кашлял, в больнице у него обнаружили сильные хрипы в груди. Врач спросил Мишу: «Ты знаешь, какие органы дыхания есть у человека?»
Миша сказал: «Дышут легкими».
- Да, биологию ты изучил, а вот русский язык знаешь плохо!
- Почему врач сделал такой вывод? (надо говорить дышат)
7) - Что объединяет эти глаголы? (глаголы неопределенной формы)
- Распределите глаголы – исключения по спряжениям. Для этого проведи стрелки:
брить
гнать
стелить
читать
слышать
видеть
держать
зависеть
терпеть
вертеть
- Поставьте заработанные баллы в «Лист самооценки».
- Какие глаголы не назвали? (обидеть, ненавидеть, дышать, смотреть)
7) Дифференцированная самостоятельная работа.
Выполни одно из трех заданий:
1 уровень
Определить спряжение глаголов, опираясь на неопределённую форму глагола. Вставить пропущенные окончания.
он кол…т – колоть
он шепч…т – шептать
он пиш…т – писать
он ход…т – ходить
он науч…т – научить
2 уровень
Образуйте от данных имён существительных однокоренные глаголы в форме настоящего времени, 2 лица, единственного числа.
Игра –
Свет –
Подход –
Прыжок –
Письмо –
3 уровень
- Подберите к глаголам левого столбика синонимы – фразеологизмы из правого столбика. Соедини стрелками.
- Вставьте пропущенные окончания глаголов, определите спряжение.
Дремл…т вод…т за нос
Убега…т унос…т ноги
Обманыва…т клюёт носом
За каждое правильное слово ставим 1 балл.
8) Найдите ошибки:
Здраствуй бабушка! Пишит тебе внук Саша. Как ты пожываиш? Ты еще ходишь на роботу?
- Сколько ошибок нашли (7). Давайте проверим текст на экране.
- Какое правило не усвоил внук? (Безударные гласные в личных окончаниях глаголов)
- Как узнавали буквы в безударных личных окончаниях глаголов? На экране высвечивается слайд (название алгоритма)
7. Рефлексия деятельности (итог урока).
-Итак, мы с вами ставили в начале урока цель – научиться писать безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени.
- Все ли поставленные задачи нами решены?
- Достигли мы цели?
Подведем итог работы.
Посмотрите на свои листы самооценки и посчитайте, сколько баллов вы заработали. А теперь посмотрите на слайд и по количеству набранных баллов поставьте себе оценку.
- У кого «5»? Поднимите руки. У кого «4»?
- У кого «3»? «2»? Что у вас вызвало затруднение? Над чем надо поработать?
Оценивание: | |
18 - 20 баллов | «5» |
14 - 17 баллов | «4» |
10 - 13 баллов | «3» |
9 баллов и менее | «2» |
8. Домашнее задание:
1 уровень - с. 100 упр. 206 (вставить пропущенные окончания глаголов).
2 уровень – с. 101 упр. 207 (вставить окончания глаголов, распределить их по группам).
3 уровень – Записать три пословицы, в которых встречаются глаголы с безударными личными окончаниями, указать спряжение глаголов.
Лист самооценивания:
Задание | Мои баллы |
1. Определи спряжение | |
2. Докажи, какое окончание нужно писать у глагола | |
3. Распредели глаголы-исключения на группы | |
4. Самостоятельная работа (по уровням) | |
Всего баллов | |
Оценка | . |