СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: а)обобщить и систематизировать знания по теме «Правописания НЕ и НИ с разными частями речи»; б) развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения; умения аргументировать ответы.

Просмотр содержимого документа
«Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.»

Тема: Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.


Цель: а)обобщить и систематизировать знания по теме «Правописания НЕ и НИ с разными частями речи»;

б) развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения; умения аргументировать ответы.



Ход урока.

  1. Организ. момент. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Актуализация изученного материала.

С чего начнем наш урок? ( С повторения, что знаем по теме: «Правописание НЕ - слитно или раздельно»).

  • В данном вопросе есть своя изюминка: множество слов допускают употребление и НЕ-частицы (пишется раздельно), и НЕ-приставки (пишется слитно).

  • Приставка НЕ – это утверждение противоположного, возможна замена синонимом: неправда – ложь. Частица НЕ – отрицание, возможно противопоставление: не правда, а ложь.

  • НЕ всегда пишется раздельно: с глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, прилагательными в сравнительной степени, числительными, предлогами, союзами, а также со словами, которые обычно выступают в функции сказуемого: рад, должен, обязан, согласен, намерен, надо, нужно.

  • НЕ пишется раздельно:

- с существительными, прилагательными (полными и краткими) и наречиями на –О, если есть противопоставление;

-с полными причастиями, если есть противопоставление или зависимые слова.

  • Необходимо различать частицу НЕ перед глаголом с приставкой –ДО(не доехать) и приставку –НЕДО(недополучить, недоспать). Приставка -НЕДО используется в глаголах со значением «нехватка чего-либо». Приставка –НЕ отрицает действие, обозначенное глаголом с приставкой –ДО: не довязать свитер означает «не закончить действие вязания до конца».

  • Глаголы с –НЕДО чаще всего без НЕ не употребляются, но бывают случаи, когда слитное или раздельное написание НЕ определяется смыслом. Например: Семья у них бедная, они часто недоедают.(мало, недостаточно едят). Дети избалованны. Часто капризничают за столом и не доедают (оставляют пищу на тарелке).

  1. Закрепление во внешней речи.

Раскройте скобки. Объясните слитное — раздельное написание НЕ с разными частями речи.

 (Не) разгаданные тайны влекут нас.(Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).

Он ехал (не)спеша.(С деепричастием пишем раздельно).

Анатоль был отнюдь (не) находчив, (не)быстр и (не)красноречив(Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно пишу раздельно).

Как же (не)находчив и (не)смышлён я тогда был.(Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).

Ты мне ничего (не)должен(Краткое прилагательное, пишем раздельно).

4. Самостоятельное выполнение теста :

    1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) Нам (не)где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами.

Б)Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в пасмурные дни.

В)Окно на кухне было (не)занавешено.

Г)(Не)истовый, срывающийся лай наполнил сад.

2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А)(Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

Б)Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

В)Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.

Г)(Не)взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость.

3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А)Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

Б)Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница.

В)Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а слабый, моросящий.

Г)В молчании добро должно твориться, но (не)чего об этом толковать.

4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А)Нужная книга (не)прочитана.

Б)Клементьев ушёл, (не)ответив на наш вопрос.

В)Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.

Г)(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи.

5. В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно?

А)Характер дневниковых записей (не)совсем обычный.

Б)Лиза (ни)когда раньше не видела моря.

В)Автор (не) просто рассказывает о герое, а описывает его характер.

Г)С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю.Лермонтова (не)исчезает.

6.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

Я н(1)верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2)дающие никакой пищи н(3)глазу, н(4)слуху.

1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)3,4 4)1,2

5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

Как н(1)требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал из санатория, почти н(2) с кем н(3)простившись, чтобы н(4)разжигать понапрасну обиды.

1)1,2,4 2)2,3 3)1,4 4)3,4

(Ответы: 1-3, 2-2, 3-3, 4-4, 5-2, 6-4,7-4)


6. Итог урока. Рефлексия.


7. Домашнее задание. §63, упр 314




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!