СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня».

Тип урока: обобщающий

Цели:

- развивающие: развивать умение правильно писать приставки в словах;

- образовательные: показать особенности правописания приставок в русском языке; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки;

- воспитательные: содействовать в ходе урока воспитанию настойчивости в учебе.

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня»

Огорелышева Наталья Николаевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Новокарьгинская СОШ»

Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

Класс: 10


Тема урока: «Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня».

Тип урока: обобщающий

Цели:

- развивающие: развивать умение правильно писать приставки в словах;

- образовательные: показать особенности правописания приставок в русском языке; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки;

- воспитательные: содействовать в ходе урока воспитанию настойчивости в учебе.

Приемы обучения фронтальный и индивидуальный опрос, чтение учебного материала, выполнение упражнений.

Методы: репродуктивный, эвристический.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня мы с вами будем повторять правописание приставок. Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока:

  1. Устная работа с эпиграфом к уроку (слайд 1):

«Совершенно ясно, что если все будут писать

по-разному, то мы перестанем понимать друг друга»

Академик Лев Владимирович Щерба

(приблизительные ответы учеников: чтобы понимать друг друга, людям необходимо знать правила правописания)

  1. Орфоэпическая «минутка».

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд

1. В каком слове ударение падает на второй слог (слайд 2):

1) статуя 2) каталог 3) августовский 4) пуловер

2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения (слайд 4):

1) апостроф 2) эксперт 3) кухонный 4) творог

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук (слайд 6):

1) красивЕе всех 2) на прОстынях 3)они прАвы 4) свежие тортЫ

Мы с вами повторили правильную постановку ударений в словах. Не забывайте правила, так в ЕГЭ есть задание на орфоэпию.

  1. Повторение правописания гласных и согласных в приставках.

Учитель: В правописании приставок встречаются трудности. Давайте вспомним правила, которые помогут вам безошибочно определить как пишутся те или иные приставки. Как узнать, какую гласную или согласную букву использовать в приставках в-, до-, на- и т.д.? (Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения. Для них характерно традиционное написание (морфологический принцип))

  1. Повторение правописания приставок, заканчивающихся на з-с.

Учитель: А теперь давайте вспомним, как пишутся приставки без- — бес-, воз- — вос-, из- — ис-, низ- — нис-, раз- — рас-, через- — черес-? (Приставки, заканчивающиеся на з, с, пишутся так, как слышатся: через з перед звонкими согласными, через с перед глухими согласными. Исключения: 1) иноязычная приставка дис- всегда пишется одинаково — с буквой с: дисбаланс, дисгармония; 2) слова с первым корнем близ всегда пишутся одинаково — с буквой з: близстоящий. Приставка с- всегда пишется одинаково: приставки з- в русском языке нет: сделать, сговор. У слов типа несговорчивый, несдержанный две приставки: не- и с-. В таких словах приставка с- пишется так же, как и во всех остальных случаях. Слова здоровье, здание, здесь пишутся с буквой з. В этих словах буква з не приставка, а часть корня)

Учитель: А сейчас попробуйте выполнить упражнение (у доски), вставляя вместо пропусков нужные буквы (слайд 8)

Беспробудный, воскликнуть, истыкать, раскосый, безвыездный, ниспадать, беспорядок, всколыхнуть, беззаконный, безлесье, взбесить, здравствуй, сжать, бесстрашный, расклеивать, бездарный, здание, безжалостный, бездомный, бескрайний, бездеятельный, беззвучный, бесконечный, бессердечный, бесславный.

  1. Работа с текстом стихотворения М.И. Цветаевой.

Учитель: Прочитайте стихотворение (слайд 10) и выпишите все слова с приставками, заканчивающимися на з-,с-.

Б.Пастернаку

"Расстояние: версты, мили...

Нас расставили, рассадили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Расстояние: версты, дали...

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это - сплав

Вдохновений и сухожилий...

Не рассОрили - рассорИли,

Расслоили...

Стена да ров.

Расселили нас как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...

Не расстроили - растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который - март?!

Разбили нас - как колоду карт! "

Марина Цветаева

24 марта 1925 г.

  1. Повторение правописания приставок раз- (рас-) и роз- (рос-).

Учитель: Скажите, пожалуйста, как пишутся приставки раз- (рас-) и роз- (рос-)? (В этих приставках под ударением пишется о, а без ударения — а: россказни — рассказать)

Выполним упражнение (слайд 12).

Перепишите, расставляя ударения и вписывая пропущенные буквы.

Розвальни – развалиться; розыгрыш – разыграть; розыск – разыскать; роспись – расписать, расписание, расписка; россыпь – рассыпать; распустить (на каникулы) – роспуск.

  1. Повторение правописания приставок пра- и про-.

Учитель: Как в русском языке пишутся приставки пра-, про-? (В приставках пра- и про- гласные о, а пишутся в зависимости от значения слова. Приставка про- многозначна и встречается часто: провести, прокормить, произнести. Приставка пра- употребляется редко, она указывает на давность, древность эпох, явлений, лиц и т.д.: прабабушка, праславянский, праязык)

Выполняем упражнение 129 в ваших учебниках (устно по цепочке), объясняя правописание приставок.

Правнук, праславянский, промочить, прокатить, проехать, прапрадед, прописка, прием, прародина, прозвище, прокол, прародитель, праистория, прообраз, прорыв, праотцовский, пролет, пролог, проседь, праязык.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, по какому принципу пишутся гласные и согласные в приставках в-,до-, по- и т.д.? (Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения. Для них характерно традиционное написание (морфологический принцип))

Учитель: А как пишутся приставки без- — бес-, воз- — вос-, из- — ис-, низ- — нис-, раз- — рас-, через- — черес-? (Приставки, заканчивающиеся на з, с, пишутся так, как слышатся: через з перед звонкими согласными, через с перед глухими согласными)

Учитель: Вспомните, как пишутся приставки раз- (рас-) и роз- (рос-)? (В этих приставках под ударением пишется о, а без ударения — а: россказни — рассказать)

Учитель: Правописание каких еще приставок мы повторили на сегодняшнем уроке? (Правописание приставок пра- и про-)

Учитель: Как в русском языке пишутся приставки пра-, про-? (В приставках пра- и про- гласные о, а пишутся в зависимости от значения слова. Приставка про- многозначна и встречается часто: провести, прокормить, произнести. Приставка пра- употребляется редко, она указывает на давность, древность эпох, явлений, лиц и т.д.: прабабушка, праславянский, праязык)

Учитель: Все вы сегодня хорошо поработали (выставление оценок).

  1. Домашнее задание.

На каждое правило, которые мы сегодня повторили, написать по пять примеров.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!